Проблема авторитарных режимов
Не все современные режимы подпадают под категорию либеральных демократий или тоталитарных режимов. Эти прочие режимы главным образом группируются под рубрикой авторитаризма. Что следует понимать под этим наименованием? Определение авторитарных режимов по сути носит негативный характер: они не отвечают законам либеральной демократии и тем не менее не принадлежат к роду режимов тоталитарных. Уязвимость данного определения — в разнородности самой категории. Наполеоновский режим считается одним из первых современных авторитарных режимов; он порожден Революцией, он опирается на принципы 1789 г., укрепляет юридический порядок, выступающий в качестве основы этой Революции. Напротив, диктатура Франко, другой пример авторитарного типа, выдает себя за контрреволюцию и пытается сохранить и усилить способы патриархального представления. С другой стороны, франкистская диктатура, в отличие от диктатуры Салазара в Португалии, способствовала экономической модернизации в Испании. Мусульманские «монархии» также считаются авторитарными режимами, как и некоторые националистические режимы Ближнего Востока, принципы легитимности которых во многом отличны. Перонистский режим в Аргентине культивировал поддержку «масс*, тогда как другие авто- m and the Lie // Howe I. ed. «1984c ритарные режимы используют все средства для поддержания масс в покорности и пассивности... Разнообразие авторитарных режимов бросает вызов классификации, и вплоть до настоящего времени посвященные им исследования, как нам кажется, не смогли привнести в этот вопрос какой-то порядок. Однако эта категория не лишена какой бы то ни было значимости, но она обладает значением лишь при двух условиях: 1) она обозначает не тип режима, а совокупность режимов, объединенных в одну группу в соответствии с негативными по сути критериями; 2) тем самым она обедняет реальность и может быть полезной лишь в ожидании лучшего, т.е. установления более точных различий. Сделав эти замечания, можно попытаться выде-;. ЯИть некоторые элементы ответов на главные вопросы: каковы кри-I терии выделения авторитаризма? Каковы различные формы авторитарного правления? Критерии выделения типов авторитарных режимов. Главное отличие авторитарных режимов от режимов демократических не вызывает затруднений: первые отвергают демократическую игру, свободную конкуренцию на выборах, риск для правителей быть отправленными в отставку избирателями; либо они отвергают выборы, либо организуют ложные выборы с заранее известными результатами. Авторитарный режим допускает альтернативность лишь при изменении собственной природы. Зато различие между авторитаризмом и тоталитаризмом более сложно и служит предметом для споров. Как нам представляется, главное здесь состоит в следующем: сила власти над людьми в обоих случаях разная. Где же проходит демаркационная линия? Мы будем придерживаться наиболее явных признаков, обосновывающих различие авторитаризм/тоталитаризм. Хотя авторитарные режимы и попирают политическую свободу, они оставляют определенное (в разных случаях различное) поле автономии гражданского общества. Авторитаризм может носить консервативный или реформаторский характер. В первом случае режимы поддерживают существующий порядок, обладающий собственными законами функционирования и собственными элитами (религиозными, экономическими, социальными). К этой категории относится значительное число современных латино-американских диктатур. Более жесткие режимы, к которым принадлежит, например, чилийская хунта генерала Пиночета, не претендовали ни на управление экономической деятельностью, ни на заботу об обществе. В случае рефор-(аторского авторитаризма (например, кемалистский режим в Турции или режимы в Иране) общественная власть является более обширной. Государство проводит реформы, изменяющие традиционный поря- 188 Совр ем енная политика___________________________ док, оно в значительной степени оказывает давление на подданных, но при этом не существует ни жесткого обрамления общества, ни контроля за мнением, подобных тем, что мы наблюдаем в тоталитарных режимах. Государство не пытается ни поглотить, ни радикальным образом подорвать гражданское общество, превратить людей в колесики государства-партии. Именно так обстоят дела при тоталитарном режиме. Во имя идеологии, «светлого будущего», которое предстоит построить, власть пытается уничтожить всякую человеческую автономию. Следовательно, если принуждение и схоже в обоих типах режимов, большинство людей по-разному воспринимают жизнь при авторитарном и тоталитарном режимах. В первом случае нужно покориться запретам, во втором — подчиняться множеству обязанностей. Авторитаризм приказывает замалчивать некоторые мнения, тоталитаризм навязывает всем одно мнение; первый использует цензуру, второй практикует вдалбливание истин; в первом случае режим требует послушания, во втором — настаивает на полном согласии. В первом случае возможно укрыться за молчанием, но не во втором. Авторитарный режим жесток с оппозиционерами, он непереносим для тех, кто заботится о политических правах и об интеллектуальной свободе; тоталитарный режим третирует весь народ в целом в его текущей жизни и в его естественном сознании. Конечно, данное противопоставление схематично, в частности, оно не учитывает различия между авторитарными режимами, но оно акцентирует внимание на главном: авторитаризм навязывает людям лишь частичную капитуляцию, тогда как тоталитаризм — полную. Формы авторитарного правления. Как можно учитывать разнообразие авторитарных режимов? Принципы легитимности в них не одинаковы, степень произвола, степень насилия изменчивы, пели различны по своей природе... Эти режимы в очень разной степени испорчены. Приблизительно можно выделить три формы авторитарного правления: деспотизм, диктатура и (крайний вариант) революционная тирания. 1) Деспотизм представляет собой архаичную форму режима, он соответствует двум извращенным формам правления, каковыми являются тирания и олигархия по Аристотелю. Государство становится объектом частного присвоения в целях удовлетворения личных потребностей того или тех, кто правит: обогащение, всевозможные фантазии деспота. Иными словами, деспотизм выражается в одном из двух (или одновременно в двух) способах отправления власти: патримониальная эксплуатация государства одним или несколькими.пра- __________ ггельные вопросыя Ш вителями, смешивающими закон с собственными интересами или интересами их помощников и пособников; произвольные решения (жестокость ради жестокости, капризы и собственные прихоти...), в которых выражается желание деспота. Список современных деспотических правителей длинен: Бокасса в Центральноафриканской республике, Дювалье на Гаити, Трухильо в Доминиканской республике, Маркое на Филиппинах, Мобуту в Заире... 2) Диктатура — это авторитарный режим, воодушевляемый проек 3) Революционная тирания располагается у самого края автори За исключением революционных тираний, принадлежащих к идеологическому направлению современной политики, все эти режимы представляют собой наследие архаичного развития или переходных режимов. Некоторые из них называют себя антимодернистскими (Франко, Салазар), другие же находят себе оправдание в потребностях переходного периода (Мустафа Кемаль), большинство же маскируют свою сущность: они маскируются, поскольку ссылаются на принцип легитимности (модернистский иди демократический), который не со- 190 С овременная по литика блюдают, они также прибегают к маскировке, когда за внешними формами опираются на традиционные формы легитимности (в частности, в черной Африке). Сущность же современной политики выражается главным образом в двух режимах: либеральная демократия или тоталитарный режим. IX. Идеологические революции (I) Всей силой своего красноречия Эдмунд Берк поддержал американских повстанцев во имя свободы по-английски, и однако же, уже в начале 1790 г. он взялся за перо, чтобы резко восстать против Французской революции в своих знаменитых «Размышлениях о революции во Франции». За внешним сходством «Прав человека» он сумел уловить радикальную новизну Французской революции, это идеологическое стремление открыть новую эру в истории (чисто имманентной) людей, резко порвать с осуждаемым полностью прошлым и навечно установить законы от имени и как следствие «метафизических принципов», короче, расчистить место, чтобы затем на рациональных основаниях ковать счастье людей. Конечно же, подобные амбиции или претензии у такого традиционалиста, как Берк, могли вызвать лишь отвращение, Французская революция — Первая идеологическая революция в истории. Ее кровавый провал резко контрастирует с исключительным успехом американской революции, однако именно французская, а не американская революция, по словам Ханны Арендт, «подожгла мир».' Этот факел будет периодически передаваться из рук в руки до тех пор, когда с большевистской революцией «революция французская перестала быть той формой, в которую, возможно надлежало отлиться желанному, но еще неизвестному будущему. Эта новая революция породила вполне реальное событие, датированное и зафиксированное — октябрь 1917 г.... Русские большевики постоянно держали в уме это родство — до, во время и после русской револю- ir la revolution. Trad, fr.. P.: Gallimard, 1967. P. 77. 192 Современная политика Идеологические революции (I) 193
ции.»' Однако им, так же, как и их предшественникам, не удастся воплотить идеологию, но они сумеют навязать фикцию реализованной идеологии. Идеологические революции трудны для понимания, поскольку действующие в них люди мыслят и говорят в рамках иного мыслительного универсума — универсума идеологии. Робеспьер и Ленин действовали в соответствии со своими теориями, они говорят, что делают, но они говорят словами, изменяющими смысл и искажающими природу реального. Их дискурс одновременно разоблачает и скрывает, он разоблачает логику их действий, он скрывает отказ от реальности. Идеология искажает реальность и одновременно нападает на нее: именно эта борьба между идеологией и реальностью или этот подрыв реальности идеологией и составляет динамику идеологических революций, ту самую динамику, которая была прервана 9 Термидора, а в Советском Союзе привела к «реальному социализму». Конечно, и французская, и русская революции — явления обширные и сложные, не сводимые к действию лишь одного ряда факторов. Но предмет нашего анализа ограничен: речь идет о прояснении динамики, ведущей от 1789 к 1793-1794 гг. и от октября 1917 г. к «победе» социализма. Как нам кажется, с некоторыми оговорками в обоих случаях речь действительно идет по сути об одной и той же динамике, главной пружиной которой является идеология в ее столкновении с реальностью. ;е дтнаонетэ/
|