Студопедия — Cochin A. L.'esprit duiacobinisi
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Cochin A. L.'esprit duiacobinisi






Ibid. P. 123. 4bid. P. 178.


г. P. 161.


Ир


204 Современная политика_________________

релли, Кондорсе утопия перестала мыслиться как таковая: счастливо общество может быть осуществлено в истории благодаря действии людейи одних только людей. Классическая формулировка ратовала за упорный, продолжительный труд, никогда не способный достичь сво его завершения вследствие совершенствования нравов; эта формули-ровка делает золотой век вполне представимым или достижимым бла­годаря простому изменению законов (изменению, которое у Кондор-се определяет или ускоряет течение истории). Таким образом, люди совершили Революцию, завершившуюся Террором, не только пото­му, что после 1750 г. они собирались вместе, чтобы время от времени разговаривать в рамках небольших «демократических» сообществ, но также и потому, что вследствие развития идей они ощутили себя пол­ностью свободными от традиционных принципов и вооружились уве­ренностью в способности рациональными методами достичь челове­ческого счастья. Итак, милленаризм не просто мирно существовал, он положил начало интеллектуальной лихорадке, которая могла способ­ствовать действию социальных механизмов, вскрытых Кошеном. Идеи сохраняют известную автономию в своем существовании.

Опостен Кошен придает слишком большое значение социологии, а его социология лукавит вследствие его враждебного отношения к де­мократии. Кошен был традиционалистом, и его исследование завер­шается критическим анализом функционирования демократических обществ: «Разгадкой революционной тайны будет социология демок­ратического феномена»,' а точнее — обществ, основанных на принци­пах чистой или прямой демократии. Одни и те же правила организа­ции должны повсеместно иметь одни и те же следствия, и О. Кошен неоднократно связывает сообщества XVIII века с избирательными ме­ханизмами американских или английских партий своего времени или якобинцев 1793 г. с радикалами 1909 г. Но подобная связь явно оши­бочна. Ход истории полностью опроверг Кошена, не замечающего не­которые принципиальные различия: партии, о которых он говорит, не являются ни основанными на принципе единодушной демократии, ни носительницами милленаристских идей. Сообщества мысли, став­шие революционными клубами, на самом деле предстают прообразом партии другого (специфического) типа, свидетелем действий которой Кошен не был, — ленинской партии.

В более общем виде нам представляется ошибочным видеть в рево­люционных принципах, доведенных до крайности, доведение до край­ности демократических принципов (как это делает, следуя за Кона­ном, Франсуа Фюре). На самом деле, нам кажется, что демократиче-

1 Cochin A. LaRevc

ion et la pensee libre. P. XXII.


Иде о логические р еволюции (I) 205

даципы, на которые ссылаются революционеры, включены в теорию (идеологию), извращающую их смысл. Народ револю-"""^еров — это не реальный народ, он существует в идеологическом

уме он не имеет иной конкретной идентичности кроме той (меня-*>а3 ейся) которой наделяет его идеология. Так, одни и те же люди (Ро-fil пьер и/или Сен-Жюст), постоянно ссылаясь на волю народа, отча­янно сопротивляются необходимости обратиться к реальному народу, чтобы сразу же решить судьбу короля, приветствуют действующий На­род в «народные дни», а затем, после падения жирондистов, отождест­вляют Народ с его представительными органами, прославляют прямую демократию, а затем в конце периода объявляют ее бесполезной, по­скольку теперь Народ уже имеет верных представителей... Такая под­мена абстрактным и фиктивным Народом народа реального является не крайним следствием демократического принципа, но радикальным разрывом, оправдывающим узурпации, вооружая узурпаторов всемо­гуществом «народа». Само это всемогущество «народа» или его суве­ренной воли в данном контексте не является демократической идеей, доведенной до своих пределов, это фальсификация демократической идеи, поскольку последняя подчинена идеологическому представле­нию о Народе: демократические принципы здесь дают оружие в руки тех, кто во имя идеологической сверхреальности провозглашает себя представителями «народа». Другими словами, революционные прин­ципы не являются крайней или извращенной версией демократиче­ских принципов. Они представляют собой нечто иное, что искажает природу демократических принципов, дабы узурпировать власть и на­деть на реальный народ ярмо Народа абстрактного.

Идеология и динамика Французской революции. Необратимую специ­фичность революционным принципам придает тот факт, что они обра­зуют идеологию. Как это хорошо заметил Кошен, революционеры мыс­лят и действуют по новым правилам, они принадлежат неизвестному Доселе миру мысли, но разрыв этот обусловлен иными причинами, не­жели порочные или извращенные демократические идеи.

Как представляется, краеугольный камень революционных прин­ципов — считающаяся бесспорной уверенность в обладании ключом к преобразованию мира. Революция разделила историю надвое, окон­чательно порвала с осуждаемым миром, открыла новую эру в истории (что символизирует революционный календарь). Милле нар истекая (секуляризированная) идея достигает своего пика у якобинцев — Ро-спьер без конца упоминает это радужное будущее, «царство вечной лмраведлив°сти», «власть мудрости, справедливости, добродете-но она работает уже с первых дней Революции. Даже Мирабо ■ и «всеобщее братство*. С этой

предсказывав «некоторое с


206_ Современная политика


Идеологические революции (I) 207


 



точки зрения Церковь может казаться только препятствием в сил принципов ее управления и одновременно самого ее учения.' Милле наристский разум не смог бы допустить конкуренции, он направлен на дискредитацию римской религии, связываемой с суеверием или фанатизмом, и в год II, когда усилится стремление к дехристианиза-ции, он лишит святости храмы, чтобы поставить их на службу собст­венному культу (так, Собор Парижской Богоматери был преобразо­ван в храм Разума). Такая политика не была присуща одним лишь яко­бинцам, основы ее закладывались уже представителями Конституци­онного собрания: монашеские обеты были запрещены, служители Церкви приравнены к государственным служащим, религия подчине­на социальной функции под опекой государства. Во время парламен­тского заседания 1 июня 1790 г. Камю, один из главных авторов «Гражданской конституции духовенства», делает следующее примеча­тельное заявление: «Церковь принадлежит государству, а не государ» ство — Церкви; мы — национальное собрание, мы безусловно облада­ем властью изменить религию, но мы не сделаем этого.»2

И тогда выясняется, что идея воли народа, единой, суверенной и непогрешимой, вторична по отношению к тому, что составляет осно­вополагающий принцип идеологии: милленаристская вера, превра­щенная в рациональную и бесспорную уверенность. Вовлеченный в процесс Народ лишь поддерживает или «инструментализирует» эту уверенность, которой действительно подчинена его воля. Как мы уже отмечали. Народ может желать лишь то, что диктуют ему революци­онные принципы, т.е. прежде всего и главным образом прочную реа­лизацию царства Справедливости, Братства и Счастья.

Этот милленаристский Разум стоит у истоков революционных принципов, но одного его недостаточно, чтобы придать им статус иде­ологии (в том смысле, в каком мы определили это слово). Для того, чтобы идеология, представляющая собой деятельную доктрину, обре-

свиль преде

1 В «Старом порядке и Решпк __ г______ ^_.,,.

иозной страсти как случайный момент Революции. Но параллел!

[ретацией (ошибочной, как нам представляется) в одном замечать ■н объясняет (что плохо сочетается с дальнейшим его

гию, противопоставляющую принципы философов (:. _ _

опиралась главным образом на традицию — презрение ко всем институтам, основанным на ,1.™™ --......... ю сословий» (Токвиль А. Старый порядок и "Револ!
■читании прошлого, индивидуальным раэумст
Й философский фонд, 1997. С. 122).

Р. 197.

[) принципам, которые олицетворяла или защищала Церю


 

,hopMy, милленаристский Разум должен подпитывать револют да ф°Р ' и ИХ связь дОЛЖна выражаться манихейским ЛуЮ ВОЛ1" «"- " _________ ^^ ™„™,ЛЦМ1гао

ШИОН-

дуа-

[зошла идеологическая кристаллизация, получившая за-в сообществах мысли и катализировавшаяся (в химическом

еле й этих сообществах, по Кошену, не позднее весны 1789 г. Милленаристский Разум в абсолютных понятиях противопоставляет

ядущую эпоху сегодняшнему миру, революционная воля дублирует тот радикальный разрыв во времени радикальным разрывом в соци-\bHOM мире. Отношение к этому историческому искуплению, т.е. к революции, становится демаркационной линией, решительно разде­ляющей всех людей на две категории — хороших и дурных. Мир раз­деляется на два лагеря, всякая двусмысленность стирается; добро и зло отныне не подразумевают никаких степеней различия, они связа­ны с сущностью людей, а история сливается с непрекращающейся борьбою между людьми двух типов — невинными или виновными в соответствии с метафизическим декретом. С самого начала Револю­ции установлено разделение ролей: с одной стороны, патриоты, друзья свободы, с другой, —аристократы, пособники деспотизма... От Мирабо до Робеспьера революционный дискурс развивается в мани-хевских понятиях. Ценности обозначены, а смысл слова искажен: свобода, тирания, варварство, человечность, фанатизм... не соотно­сятся больше с ситуациями, действиями или чувствами, они консуб-станциональны действующим лицам. На «языке свободы» (Мирабо) свобода, человечность становятся атрибутами лагеря. Свобода может угнетать, а человечность использовать насилие, но они все равно ос­таются свободой и человечностью; параллельно деспотизм или тира­ния могут оказаться слабыми, нерешительными или колеблющимися, но они от этого не утрачивают своей деспотичной или тиранической природы. У якобинцев и, в частности, у Робеспьера, такая алхимия, скрывающая или искажающая смысл слов, становится систематиче­ской. «Наказать угнетателей человечества, — восклицает, например, Неподкупный, — это милосердие; простить их — это варварство, отве­том на жестокость тиранов может быть только жестокость — жесто­кость республиканского правительства исходит от благодеяния» (речь

обеспьера 17 февраля 1794 г.). Природа действий отступает перед чностью действующих лиц. В итоге все сводится к главной дихото-гой" ° ОДНой CTQP°™, Народ, невиновный по своей природе, с дру-те о ВРаНарОда' наделенные метафизической виной. В результа-вые — " ВСС ДОЗВолено- Другим же все может быть запрещено. Пер-яьляе ЭТ° "а Самом деле те (поскольку определение действующих лиц прелст"' Продуктом идеологии), кто якобы олицетворяет Народ или ВЛиет его. другие же — это те, кого первые осуждают или иск-


208 Современная политика

лючают, зачисляя их в категорию врагов народа (эта категория объе­диняет всех исключенных на основании одного лишь критерия их ис-ключенности, в нее поочередно будут зачислены Двор, непокорные священнослужители, эмигранты, король, фейяны, жирондисты, дан-тонисты, бешеные...).

Таким образом, социальный мир мыслится в манихейских поня­тиях, и эти понятия исчерпывают всю социальную реальность. Слу­чайность, непредвиденное, нежеланное уничтожены, существует лишь два экспликативных принципа — действие людей хороших и действие людей дурных. Социальный мир в глазах революционеров — это мир воль, мир, во всем податливый доброй или злой воле людей. В таком случае зло объяснимо только действием злодеев. Революция беспрестанно изобретала ужасающих врагов и/или «дьяволизировала» врагов реальных. С 1789-1790 гг. революционеры, еще имевшие дело с очень слабыми соперниками, различают многочисленных врагов, втихомолку плетущих заговоры. Именно тема заговора получит в ходе Революции многочисленные вариации. «Перечислить все разновид­ности идеи заговора в революционной идеологии просто невозможно, это воистину центральное и полиморфное понятие, на основе которо­го мыслится и организуется уже само действие... С самых первых со­бытий Французской революции эта идея захватывает все уровни куль­туры: крестьяне в дни Великого Страха вооружаются против заговора бандитов; парижане в ответ на заговор Двора штурмуют сначала Бас­тилию, а потом Версаль; депутаты узаконивают это восстание, ссыла­ясь на предотвращенные им заговоры... В результате заговор оказыва­ется единственным равным противником Революции, поскольку он создан по ее же подобию. Как и она, абстрактный и вездесущий, он, в противоположность ее публичности, сокрыт. Он извращен и зловре­ден, она добродетельна и приносит всеобщее благоденствие. Это ее негатив, ее оборотная сторона, ее антипринцип.»1

Подобно милленаристской идее, этот манихейский дуализм, ко­нечно же, набирает силу по мере «продвижения» Революции. В 1789 г. он определяет интеллектуальные рамки революционного мышления и дискурса; в момент якобинского господства он превращается в плотную сетку, накладываемую на все формы социальной жизни. Из нее не может ускользнуть ни один аспект поведения — политическая добродетель направляет добродетели частные, — ни одно из действу­ющих лиц не способно от нее избавиться. «Вы должны, — восклицает Сен-Жюстстрибуны Конвента, — карать не только изменников, ной равнодушных; вы должны карать тех, кто остается Бездеятельным в

1 Фюре Ф. Указ. соч. С. 62.


_________________ Идеологич еские р еволюции^) Щ

Республике и ничего не делает для нее» (речь 10 октября 1793 г.). Толь­ко война возможна между обоими лагерями: «Между народом и его врагами нет более ничего общего, кроме меча» (Сен-Жюст, 10 октяб­ря 1793 г.). «Революционное правительство всемерно должно обеспе­чить добропорядочным гражданам национальную защиту; врагам же народа оно должно обеспечить только смерть» (Робеспьер, речь от 25 декабря 1793 г.). Великий террористический закон от 22 Прериаля вы­водит следствия из этих принципов: революционный трибунал отны­не должен произносить лишь два приговора — оправдание либо смерть. Существует только один критерий для правосудия — принад­лежность к Народу или к партии врага. В первом случае невиновность доказана, во втором — ошибка неисправима и заслуживает лишь од­ного возмездия — эшафота.

Огюстен Кошен прекрасно проанализировал собственно револю­ционную динамику, но его интерпретация заслуживает некоторых ис­правлений, как и в предыдущем случае. Идея единой воли Народа, не­сомненно, в значительной степени способствовала развитию цепи ре­волюционных событий, но она скорее предстает в качестве вспомога­тельного принципа, нежели принципа движущего. Движущий прин­цип — это, Как нам представляется, глобальная идеологическая на­правленность.

Взглянем на вещи повнимательнее. Движение, повлекшее за со­бой Революцию, включает в себя две взаимосвязанные составляю­щие: с одной стороны, череда чисток и беспредел, с другой, — столк­новения между принципами и реальностью. Если справедливо утвер­ждение о том, что Революция никогда не ведала прочности, то следу­ет добавить, что данная формулировка верна в двух различных смыс­лах: власть при Революции все время оставалась непрочной, револю­ционные изменения никогда не объявлялись завершенными — и это вплоть до Бонапарта в обоих случаях. Однако же данное различие не вызывает сомнений в идеологическом единстве революционной ди­намики с 1789 г. до 9 Термидора. Злоупотребления следовали друг за другом всегда в одном направлении — в пользу самых крайних эле­ментов и от имени Революции, постоянно незавершенной и подвер­гающейся опасности. Следовательно, если эта череда узурпации в ка­кой-то мере опиралась на фикцию и неопределенность воли народа, то она неотделима от столкновения между идеологией и реально­стью. Идеологический проект наталкивается на реальность, сопро­тивление реальности рассматривается как работа заговорщиков, и тогда революционная воля выражается в забегании вперед: нужно продолжать Революцию, вести ее до конца, до «полного разрушения


210 Современная политика

всего, что ей противостоит» (Сен-Жюст). Препятствие, которое ре­альность противопоставляет идеологии, предстает в качестве главно­го фактора радикализации Революции в двух формах: приход к власти наиболее радикальных элементов, радикализация их политики. По приходе к власти якобинцев волюнтаризм и субъективизм усилива­ются, углубляя разрыв между нормальным мнением и идеологиче­ским дискурсом. В 1794 г. в тот момент, когда все нормальные люди несут бремя террора, Робеспьер прославляет нового человека, кото­рый станет плодом Революции.1 Но этот новый человек не торопится появляться на обломках Старого порядка. Значит, его нужно создать или, выражаясь официально, возродить: таков предмет социологиза-ции сознаний, институционализация которой формируется вместе с заменой недели на декаду, воскресенья на десятый день декады, тра­диционных религиозных праздников на праздники гражданские и революционные памятные дни, вместе с запретом на колокола, эти «барабаны священников», вместе с посадкой деревьев свободы (зача­стую вместо поверженных крестов), началом введения системы рево­люционного воспитания (учителя, вынужденные получить «серти­фикат гражданства», преподавать «революционную мораль», дети, снабженные революционной азбукой и революционным катехизи­сом), официальным прославлением республиканской религии Вы­сшего существа... Как говорил Бийо-Варенн, «народ, который хотят сделать свободным, нужно в какой-то степени воссоздать» (доклад Конвенту 20 апреля 1794 г.).

Но Робеспьер пал, и революционное развитие остановилось. Буду­чи чистым идеологом, Робеспьер хотел пойти наперекор природе и стал жертвой естественного чувства — страха. Опасаясь за собствен­ную жизнь, термидорианцы объявили о приостановке движения и не смогли с этой приостановкой совладать. Все, что было зажато, стисну­то, заторможено, вспыхнуло вновь с такой силой, что гражданское об­щество вышло из-под их повиновения. Революционная идеология не умерла 9 Термидора, но она в значительной степени утратила свою си-

Gt;

1 Так, он говорит: «Мы хотим заменить в нашей стране эгс сти — честностью, обычаи — принципами, тиранию мира — ш презрение к несчастью — презрением к пороку, дерзость — гордостью, тщесла­вие — величием души, любовь к деньгам — любовью к славе, доброе общество — хорошими людьми, интриги — заслугами, остроумие — гением, напыщенность — истиной, скуку сладострастия — очарованием счастья, мелочностырандов — вели­чием чести, добродушный, легкомысленный и несчастный народ — народом вели­ким, могущественным и счастливым, т.е. все пороки и нелепые стороны монархии всеми добродетелями и чудесами Республики» (речь в Конвенте 17 февраля 1794 г.).


Идеологические революции (I) 211

■ Итак, идеологическая революция потерпела поражение. Она по­терпела поражение на двух фронтах: идеология никогда не была воп-лошена в реальности, а идеологическая власть просуществовала лишь некоторое время. Первое из этих поражений свойственно всем идеологическим революциям, второе же, не зависящее от первого, — не всем. Падение Робеспьера выражает отнюдь не крушение идеоло­гии, но крушение механизмов власти, находящихся на службе идео­логии. Робеспьер был жертвой разобщенности партии якобинцев и неумения управлять аппаратом власти. Якобинская партия является прообразом партии ленинской, но она не обладала иерархическим и монолитным характером. Ленин усовершенствует метод, и этот усо­вершенствованный метод позволит большевистской революции прийти к прочной победе идеологической власти вопреки новому крушению идеологии.

q штпгаОДЛэцдкндв * жквпу: явдпч-япэг.

f

■в

I


X. Идеологические революции |

Большевистская версия идеологической революции имеет перед французской, так сказать, версией то преимущество, что является бо­лее чистой, более явной и более законченной. В определенной мере ее легче анализировать. В октябре 1917 г. группа революционеров, воо­руженная систематической и законченной идеологией, при общем смятении неожиданно завладевает властью, оказавшейся почти нико­му не принадлежащей в обществе, пребывающем в состоянии анархи­ческого распада. Им удается сохранить и укрепить эту власть и, как следствие, идеология более основательно и прочно перейдет от воз­можности к действию. История Советского Союза в основе своей есть история борьбы идеологии против реальности или, точнее, это исто­рия одновременно крушения идеологии и ее триумфа. С одной сторо­ны, мы имеем налицо крушение, поскольку социализм так и остался неуловимым. Конечно, в определенном смысле социализм действи­тельно существовал, так как Революция низвергла капитализм и обоб­ществила средства производства и обмена, но связанное с этим пере­воротом обещание не было сдержано, и социализм в качестве «земли обетованной» остался фикцией. С другой стороны, это радикальное поражение сопровождалось исключительными успехами: в течение нескольких десятилетий режиму удавалось преодолевать крушение идеологии, на которой покоилась его легитимность. Идеология стол­кнулась с сопротивлением жизненного уклада, но она победила на словах, породив беспрецедентный режим, навязавший своим поддан­ным «бесчеловечное господство воображаемого» (Борис Пастернак). Если данное толкование верно, то нужно осознать непонимание большевистской революции и порожденного ей режима: как объяс-


Т_

Идеологические революции {II) 213

,; нить слепоту стольких экспертов, интеллектуалов, политических дея­телей, начиная с 1917 г.? Конечно, причин тому много, но, как пред­ставляется, главные причины связаны с самой природой эксперимен-V та. Первая, самая явная, но не самая главная трудность связана с по- Ш -датической победой идеологической власти. Победители постоянно Ж Манипулировали информацией и переписывали историю, делая то и «„другое систематическим образом. Чтобы дойти до сути вещей, нужно было проникнуть сквозь идеологическую завесу, благодаря которой на протяжении многих лет удавалось в значительной степени навязы­вать внешнему миру исключительно ложный образ реальности. Се­годня эта завеса пала, но идеологическая пропаганда оставила свои следы.

Тем не менее главное препятствие состоит не в этом. Его природа сродни природе той преграды, что противостоит постижению Фран­цузской революции. Чтобы понять идеологические революции, нуж­но «пройти сквозь зеркало», т.е. одновременно проникнуть в иной, чуждый мир и преодолеть естественное чувство отвержения невероят­ного. Главная трудность состоит в том, чтобы сохранить разум внутри универсума, координаты которого не имеют ничего общего с коорди­натами нашего мира, и не отступить перед тем, что a priori трудно счи­тать истинным. Невероятное — это прежде всего размах совершенных зиодейств. Союзником преступной практики советских коммунистов, как и якобинцев, нацистов или красных кхмеров, всегда выступал страх людей думать, что возможно худшее. В Советском Союзе худшее закончилось вместе со сталинской эпохой, но невероятное не пере­стало быть истинным в менее крайней форме вплоть до конца режима в 1989-1991 гг. Быть может, в него еще труднее верилось, поскольку на поверхности режим выглядел стабильным, а повседневная жизнь — мирной. Однако, предупреждал Александр Зиновьев, «если вы хотите научиться понимать нашу жизнь, то вам прежде всего нужно научить­ся ходить вверх ногами» («Зияющие высоты»).







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия