Студопедия — Революционные принципы и их развитие ; : ■ ;-(1789-1794 гг.) по Опостену Кошену
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Революционные принципы и их развитие ; : ■ ;-(1789-1794 гг.) по Опостену Кошену






Как можно объяснить тот факт, что созыв Генеральных Штатов I789 г. несколькими годами позже привел к якобинскому террору? Как понять эту революционную волну, которую в 1794 г. никому не удалось остановить (это пытались сделать Мунье начиная с июля 1794 г., затем Мирабо, Лафайет, Барнав, жирондисты) и которая чере­дой последовательных валов накатила и подмяла под себя детей Рево­люции, ужаснувшихся этому? Республиканская историография отве­тила на этот вопрос теорией обстоятельств в том смысле, что радика­лизация Революции отвечает усилению опасности — как внешней, так и внутренней. Такая интерпретация, заимствовавшая аргумента­цию самих якобинцев, наталкивается на три принципиальных замеча-

г Французской революции. С.-П.: Инапресс, 1998.


i ния

ния. Вес ситуации крайней опасности не обязательно подталкивают руководителей к применению террора против народа; почему такое решение принимается именно в данном случае, а не в каком-то дру­гом? В конце 1793 г. Революция одержала решительные победы на всех фронтах, как внутри страны, так и за ее пределами, террор же не ослабевает, напротив, он удваивает свою силу в 1794 г.; как согласо­вать этот факт с теорией обстоятельств? Террор является исключи­тельной формой революционного насилия, предварявшего террор и никогда не утихавшего на протяжении 89-92 гг.; следует ли взывать к другим «обстоятельствам», чтобы объяснить это насилие, предшест­вовавшее «усилению опасности»?

На самом деле, чтобы понять обрушившуюся волну Революции, нам представляется более полезным обратиться к другому историку — «молодому» историку, героически погибшему на фронте в 1916 г., — Опостену Кошену. Творчество Кошена не завершено и фрагментар­но, его анализ порой лавирует или предстает упрощенным, однако же оно остается фундаментальным вкладом в понимание революционно­го процесса, как это, в частности, показал Франсуа Фюре,' Его твор­чество долгое время оставалось неизвестным или непонятым, по­скольку было трудным для восприятия (тексты, разные по стилю, за­частую очень абстрактные, написанные в эллиптической форме) и в особенности новаторским по своей проблематике. О. Кошен попы­тался осмыслить революционное событие в теоретических понятиях, вскрыть в нем действие общих законов, позволяющих понять его те­чение. Такая социология события могла лишь дезориентировать его коллег и критиков, мало привычных к подобной точке зрения.

По Кошену, Французская революция не была подвержена откло­нению, никто не сбил ее с пути, начиная с 1789 г. она развивала еди­ную динамику, осуществлявшуюся без ведома действующих лиц. Дья­вольская машина была запущена, ее движущей силой выступали рево­люционные принципы, а ее действующими лицами были деятельные борцы, «патриоты*.

Развитие революционных принципов и отбор-формирование революци­онных борцов. Изначально, разъясняет О.Кошен, существовала специ­фическая форма объединения — «сообщество мысли». Во второй поло­вине XVIII века множатся масонские ложи, местные сообщества, чле­ны которых объединялись с единственной целью распространить свою

1 См. там же, I часть и глава III П-й часта. Две основные работы О. Кошена «Дух якобинства» (1921) и «Революция и свободная мысль» <1924) (Cochin A. L'esprit du jacobinisme. P.: PUF, 1979; La Involution et la pensfc libre. P.: Plon, 1924).


югические революции (I) 195

194 Современ ная политика

«просвещенность», совместно мыслить из любви к искусству, без осо­бой практической цели. В противоположность «корпусам» Старого по­рядка эти сообщества мысли основывались не на общности интересов или различий в положении, но на отношении идей; они не были иерар-хизированы, но образовывались из формально равных членов. Под сенью ложи или литературного сообщества приказчик, чиновник, слу­жащий оставляет свои атрибуты приказчика, чиновника, служащего, он обретает новую идентичность: он — «выступающий» среди прочих «выступающих», равных ему, обсуждающих общие вопросы политики, морали, земледелия, искусства и т.д., здесь не затрагиваются ни его ин­терес, ни его ответственность. Таким образом формируется «сообщест­во мыслив, «государство словесности», которым правит мнение: «Госу­дарство словесности — это мир, в котором разговаривают, но при этом только лишь разговаривают, в котором стремление каждого разума на­правлено на согласие всех, общее мнение, подобно тому, как в реаль­ной жизни оно направлено на созидание и его результат.»1 Согласие всех становится критерием истины. Мысль «социализируется».

Это «социализированное» мнение будет не только пытаться пред­ставить себя в качестве господствующего мнения в рамках общества в целом в предреволюционные годы, оно будет определять принципы, которые станут принципами всех революционеров от Мирабо до Ро­беспьера. В действие приведены социальные механизмы, направляю­щие мысль и выковывающие тип нового человека. Последовательно и почти механически в дело вводится алхимия, превращающая наивно­го говоруна в революционного борца.

Сообщество мысли — это машина, работающая на производство фикции консенсуса. Это фиктивное творчество, поскольку члены со­общества вращаются в абстракциях, культивируют чистые идеи и уст­раняются от столкновения с реальностью. «Мы не находимся в реаль­ном мире, у нас нет дела; мы должны лишь разговаривать с разговари­вающими.»' Говорят о Народе, о Человеке, но не о народе или реаль­ных людях, о Свободе, но не о конкретных свободах... Во всех этих ин­теллектуальных поделках вырисовывается идея иного мира, в котором царят Разум, Справедливость и Счастье, где человек является самодо­статочным, а для достижения Блага достаточно интереса. Это консен­сус в том смысле, что, если источник истины заключен в общем мне­нии, то меньшинство может лишь примкнуть к нему. И если «социа­лизация» истины не происходит сама по себе, положение требует еди­нодушия. Это единодушное согласие облегчается процессом отбора.


емым законом самого единодушия: уход непокорных. «По-jyiHHHbie и искренние умы, доверяющие в большей степени прочно­сти, делу, а не мнению, ощущают себя здесь неуютно и постепенно удаляются из мира, где им нечего делать. Так сами уходят непокор-te, «мертвый груз», как говорят философы, т.е. люди дела, уступая о более способным, людям слова; отбор механистичен и также ':%даилен, как и сортировка семян при помощи подрагивающей дощеч-фь Это дело приема, но никак не выбора.*1

Таким образом, истинное мнение — это то, что одобряется коллек­тивной волей. Прочие мнения не только ложны, они незаконны. «Диссиденты» противятся расцвету истины, они могут быть лишь ее врагами. Единодушная вера в демократию приводит к тому, что про­тивящиеся формированию единодушия подвергаются проклятию и исключению. В масштабах общества непокорные станут «врагами На­рода» или «Свободы».

.. Если мы по-прежнему будем следовать Кошену, то увидим, что эти принципы действительно распространяются на все общество. Этот пе­ренос осуществляется тем более просто, что в своих разговорах члены сообщества манипулируют фиктивными сущностями (Нация, Народ, Общая воля...), постулирующими единодушие коллективной воли. Следовательно, у Народа есть только одна воля, и «воля Народа» — единственное законное основание, у Нации только один голос, и един­ственно только голос Нации произносит законные речи. На практике это означает, что разумные существа не говорят о себе самих, а моно­полия на легитимность принадлежит тем, кто высказывается от имени Народа или Нации. Последние, разумеется, являются членами обще­ства. С одной стороны, они вооружены правильными принципами для преобразования общества, с другой, — они определили единственный источник справедливых и истинных положений в масштабах обще­ства. Связь носит автоматический характер: проекты членов сообщест­ва совпадают с «желаниями Нации» или с «волей Народа». Члены не­больших сообществ стали выразителями высшей социальной воли, а в 1789 г. они будут ссылаться в соответствии с общепринятой формули­ровкой на то, что Народ «не может упустить случая» потребовать.

Итак, идея единодушной демократии была ложным образом рас­ширена с маленького сообщества до общества глобального. Но и в рамках маленького общества сама эта идея была фикцией. Всеобщее согласие было организовано, сфабриковано, приукрашено. За види­мостью единодушия существует работа «внутреннего круга», деятель­ность небольшого меньшинства, технику манипулирования которого


 


1 Cochin A. La Revolution et la pensde libre. P. XXXI.

2 Cochin A. L'esprit du jacobinisme. P.38.


1 CochinA. L'esprit du jacobinisme. P. 40.


Т96 Современная политика_____________________________________________

изучает и анализирует О. Кошен. В этом смысле есть «правильное употребление» пункта о единодушии: оно действительно помогает вы­ковать искусственное коллективное мнение, оказывая на одних лю­дей давление при помощи воли (реальной или фиктивной) других, оно также предоставляет «постоянным» членам общества средства изоляции, а затем и исключения непокорных, наконец, оно стремит­ся создать тип «адаптированного» человека, борца, привыкшего рас­сматривать любое предложение, основанное на общем мнении или представленное как таковое, в качестве абсолютного закона. Револю­ционные клубы, наследники сообществ мысли, будут функциониро­вать таким образом и попытаются заставить функционировать по та­кому же образцу все общество в целом. Складывается фикция единой коллективной и суверенной воли, а за этой фикцией власти — факти­ческая узурпация борющимися меньшинствами. Революционный процесс, по Кошену, представляет собой лишь попытку народца иде­ологов навязать целому обществу развившиеся в рамках сообществ мысли принципы (нереалистичные) и практику (манипуляцион-ную), — попытку, логическим, но не желанным завершением которой в 1793—1794 гг. станет террористическая тирания якобинских сооб­ществ.

Логика и принципы работы борца. Как показывает О. Кошен, рево­люционным принципам свойственно определять новые координаты и тем самым радикально изменять видение вещей. Критерии истинного и ложного, добра и зла, меняют свою природу, они фиксируются по отношению к единственному источнику легитимности — воле Наро­да, или по отношению к единственно легитимной цели, создаваемой волей Народа, — обществу, соответствующему естественному поряд­ку и разуму или, в качестве промежуточных ступеней, поражению де­спотизма, победе друзей свободы, защите Революции, общественно­му спасению... Таким образом, действия и мнения не зависят от все-обших критериев, они распределяются в зависимости от основной разделительной линии, устанавливаемой новой легитимностью: они принадлежат тем, кто выражает волю народа, или тем, кто является врагом народа, они либо революционны, либо контрреволюционны... Рожденные из отрицания опыта — истинно то, что говорит единодуш­ная воля, — новые принципы приводят к отрицанию традиционной морали. Благо есть то, что проистекает из Народа или то, чего требует Революция или общественное спасение. Вследствие этого моральные барьеры рушатся, а все средства — от обмана до массовых убийств — оказываются оправданными.


Идео логически е революции (I) 197

^ Совершенно очевидно, что кульминационная точка этой интел­лектуальной и моральной испорченности — период революционного правления. В этот период господствуют новые координаты: «Сущест­вуют революционные законы, нарушающие первейшие правила юриспруденции, например, правило об обратной силе закона..; отны­не узаконены революционные бойни..; революционная полиция вскрывает письма, требует и оплачивает донос, революционная война выше человеческого права, революционное правосудие обходится без защиты свидетелей, следствия, без права обжалования.»1 В своей речи в июле 1794 г. Робеспьер отчетливо разъясняет новые принципы: «Не­годяи... видят в дворянах лишь мирных обывателей, добрых мужей, они не задаются вопросом о том, являются ли те друзьями справедли­вости и Народа». В том же смысле пишет Бернар де Сэнт: «Преступле­ние не смогло бы существовать там, где существует любовь к Респуб­лике». «Так, — комментирует О. Кошен, — антитезадвух моралей бы­ла полной: тот, кто служит новому Богу, якобинскому Народу, добро­детелен только в силу этого, кто сражается против него — тот преступ­ник.»2 Слова в этот период изменяют свой смысл, и свобода, справед­ливость, человечность оправдывают то, что до сих пор носило проти­воположный смысл. В соответствии со знаменитой формулировкой Робеспьера, революционное правительство есть «деспотизм свободы против тирании».

Эти революционные принципы принадлежат не только якобинцам 1792-1794 гг., они действуют — и вопрос, очевидно, состоит в том, что­бы по сути установить единую логику Революции с 1788-1789 гг. По этому поводу О. Кошен не предоставляет развернутого анализа, но да­ет несколько примечательных разъяснений. Так, он показывает, что безразличие в средствах (поскольку они соотносятся с целями) прояв­ляется уже начиная с кампаний 1788-1789 гг. — первые манипуляции и первые нарушения правил игры происходят уже тогда3 — с первых дебатов в Конституционном собрании. Приводимый им пример весь­ма показателен: «С 28 июля 1789 г. один из лидеров партии свободы, Дюпор, предлагал создать комитет по дознанию.., способный нару­шать тайну переписки и сажать людей под арест, даже не выслушав их, это означало восстановление указов о заточении без следствия менее, чем через пятнадцать дней после взятия Бастилии, но во имя Обще­ственного спасения и против врагов свободы. Нет ничего более естест­венного в глазах «философов», на протяжении тридцати лет упражняв-

e. P. 118.

1 Cochin A. L'esprit du jacobin

1 Ibid. P. 119.

Mbid.Ch. Iletlll. r


_Совремейная "политика


Идеологичес


золюции(|)


 


шихся в подобного рода диалектике. Предложение было поставлено на голосование и, как известно, имело успех.»1

Конечно, в Национальном собрании патриотическая партия встре­чает сопротивление, а новые принципы еще не полностью заменили собой традиционную католическую мораль и новые либеральные зако­ны, установленные известными статьями Декларации прав от 26 авгу­ста, но принципы уже постулированы, и начало практике положено. Простое чтение первых дискуссий в Конституционном собрании под­тверждает интерпретацию Кошена. И действительно, в ходе этих деба­тов постоянно звучат ключевые слова и риторические формулировки, которые долгое время будут служить оружием революционерам. С июня — июля 1789 г. мы сталкиваемся с действиями и мнениями либо относительно всякой легитимности (Народ, Нация, общая воля), либо с одной только легитимной целью (всеобщее счастье, спасение отечест­ва, общественный интерес...). Конечно же, и то, и другое сочетаются в духе речей патриотов, что позволяет уже с этих первых недель револю­ции распределить все действующие лица на лагерь «хороших» и лагерь «негодяев*: с одной стороны, патриоты, представители Нации, защит­ники свободы, с другой, — враги народа, опора деспотизма, повинные в преступлениях против нации..., все — заговорщики по своей природе. В том же смысле патриотические депутаты практикуют и «правильное (т.е. революционное) использование» народных бунтов — приписывая первые проявления насилия в Париже наличию «провокаторов» (коро­левских войск), превращая разъяренные группки в народ-освободитель (14 июля), бросая тень подозрения на жертвы («была ли эта кровь на­столько чистой?» — восклицает Барнав по поводу убийств 22 июля)... Язык и действия, в особенности используемые теми, кто станет «уме­ренными», — Мирабо, Лафайет, Барнав, Ламет и т. д., и кто будет ис­пользован для их собственного изгнания из Истории.2

: Cochin A. L'espritdujacobinisme. P. 139-

2 См. также аналогичные рассуждения Франсуа Фюре..Постижение Француз­ской революции* 1-ая часть и глава Ш 2-й части. Ф. Фюре в частности пишет: «Ме­ханизмы интерпретации, действия и власти,..составляющие революционную дина­мику, существовали начиная с 1789 г. Нет никакой существенной разницы между Маратом 89 г. и 93 г. То же самое можно сказать относительно убийства Фулона и Бертье и сентябрьских избиений 1792 г. или о неудавшемся процессе Мирабо после событий октября 1789 г. и осуждении дантонистов весной 93 г.» (с.71), О том же гово­рит политика Конституционного собрания в религиозной области: несколько меся­цев спустя после принятия Декларации Прав человека она приводит к отрицанию свободы отправления культа. Что же касается манипуляций патриотов или некото­рых из патриотов в рамках Собрания, о чем свидетельствуют, в частности, «Воспоми­нания» Грегуара, то они отмечены и описаны различными историками (в частности, такими разными учеными, как Пьер Гаксотг и Альбер Собуль), но, насколько нам Известно, никогда не были предметом углубленного и систематического анализа.


* Та

Таким образом, единство Революции связано прежде всего с рево­люционными принципами. Эти принципы, объясняет Кошен, следу­ет отличать от изменяющихся теорий: «У нас есть те же основания по­лагать, что вся Франция в 1788 г. была антиправительственной, в 1789 г. — правительственной, конституционной в 1790 г., орлеанист-ской в 1791, республиканско-федералистской в 1792 г., республикан-ско-унитарной в 1793 г.» Но способы мышления, аргументации, вы­ражения, т.е. принципы оставались одними и теми же. Все эти докт­рины поочередно, назывались одним и тем же именем — патриотизм, точно также апеллировали к воле народа, разуму, свободе... И О. Кошен добавляет: «Именно в них (принципах) и заключен, соб­ственно, революционный дух.»1

Создаваемая этими принципами динамика опирается — и в этом также заключается единство логики революционного феномена — на труд борца, характеризующий один и тот же тип человека на протяже­нии всего периода. Народ-патриот в 1793 г. — это тот же народ, что и в 1789 г., это немногочисленный народ сообществ мысли, превратив­шихся в революционные общества, это народ, который, очистившись и обновившись, остается в основе своей тем же самым, поскольку подчиняется все тем же законам сортировки и дрессировки. Следст­вием такой дрессировки было усвоение — конечно же, не доктрины, но принципов (которые в 1793-94 гг. будут сведены к закону послу­шания меняющимся лозунгам). Вооруженные все теми же абстракт­ными догмами, свободные в том, что касается выбора средств, рево­люционные борцы столкнутся с теми же препятствиями — будут дей­ствовать, одинаково преодолевая своих противников или преодолевая Друг друга. Для объяснения видимой координации действия сооб­ществ в 1788-1789 гг., также как и в 1793-1794 гг., не нужен никакой координатор (даже если существование такового нельзя исключить, как это было в 1993-1994 гг.); не существовало никакого заговора — Кошен настаивает на этом — были лишь одновременные и параллель­ные действия, подчиняющиеся одному и тому же способу образова­ния и одной логике.

Какова же эта логика, управляющая революционной динамикой? Она порождена самими принципами и их столкновением с реально­стью и выражается в череде манипуляций, чисток, репрессий и бес­предела.

1. Манипуляции мнением. Столкновение принципов и реальности порождено обстоятельствами 1788-1789 г.: кампания против роспу­ска парламентов, составление тетрадей наказов и выборы в Генераль-

1 CochinA. L'espritdujacobinisme. P. 105-106.


200 Современная политика

ные Штаты. Так называемый Народ сообществ способен разговари­вать, точно так же, как он «не мог не делать этого», лишь посредством манипуляции реальным народом. Собственно исторический или до­кументарный вклад Кошена состоит во вскрытии тайной и эффектив­ной деятельности сообществ мысли на протяжении этих предреволю­ционных месяцев. Казалось, что Франция была единодушна, по­скольку действия были не концентрированными, но, исходя от став­ших борцами членов сообществ, имели одну направленность. На ос­нове тщательного анализа, проведенного на местном уровне (в Бур­гундии и Бретани), Кошен показывает работу активных меньшинств: несколько десятков людей, двадцать человек в Дижоне, следующих тактике постепенного внедрения, играя на интересах масс и исполь­зуя инертность или раскол в стане своих противников, сумели достичь своих целей.1

Техника манипуляций мнением достигла уровня, который часто будет использоваться в последующие годы. Это, в частности, «прин­цип соответствия» и метод свершившегося факта: речь идет о давле­нии на каждого со стороны предполагаемой общей воли. Будучи при­мененным в 1788 г., этот прием также употреблялся и в 1793-1794 гг., когда нередки были случаи направления исполнительным бюро Ко­митета общественного спасения шестидесяти непокорным коммунам одного и того же циркуляра типа «Вы — последние, кто оказывает со-противление».2 Другой прием манипуляции мнением: шумы, слухи, клевета. «В июле 1789 г. в самой последней деревне было известно, что королева заложила бомбу в зал заседаний Собрания, знали также, что дворянство топит в море зерно, чтобы заморить голодом Третье сосло­вие.»' Искажение реальности может зайти так далеко, что в феврале 1794 г. Сен-Жюст провозгласит с трибуны Конвента: «В 1788 г. Людо­вик XVI заставил умертвить восемь тысяч человек всех возрастов и обоих полов в Париже... Двор возобновил эти деяния на Марсовом поле... В год пятнадцать тысяч контрабандистов подвергались казни через повешение; три тысячи человек подвергались колесованию.»4

2. Чистки и репрессии. Фикция единодушия требует манипуля­ций, но она также влечет за собой чистки и репрессии. Прежде всего она подразумевает единство действия; а поскольку «принципы* носят абстрактный характер, они приспосабливаются к различным типам политики, контакт с реальностью порождает препятствия и принуж-


_______________ Идеологи ческие р еволюции (I) 201

дает к выбору. Единства легко достичь в абстракции, но «оно гибнет При реализации. Его разрушают действия, влияния, последствия»,1 В таком случае чистка выступает в качестве платы за сохранение едино­душия. То же самое и с репрессиями: революционные принципы осуждают тех, кто отказывается примкнуть к ним, на бесчестие, а за­тем и на уничтожение. Заклейменные позором с трибуны конституци­онного собрания противники (действительные или мнимые) обрече­ны Конвентом на уничтожение, и все это во имя прекрасных идеалов: «Неважно, что меня называют кровопийцей, — восклицает' Дантон. — Что ж, если надо, выпьем крови врагов человечества». «Руководству­ясь именно принципом человечности, — пишет Карье Собранию, — я очищаю свободную землю от этих монстров.»2

3. Цепная реакция беспредела. Все действующие лица, и Кошен не перестает настаивать на этом моменте, — лишь колесики, инструмен­ты, они вовлечены в логику, которой не осознают и жертвами которой являются: «Разве можно «понять» Эспремениля после нотаблей 1788 г.? Мунье после 6 октября? Лафайета после 20 июня? Бриссо по­сле 21 января? Дантона после возвращения из Арси? Мы все время имеем дело с тем же наивным удивлением, когда их настигает волна революции.»3 Приведенный в движение механизм уже не останавли­вается, чего не понимают его агенты, автоматически провоцируя бес­предел и применение исключительных мер. Революционная власть действительно очень хрупка по своей природе в силу одновременно принципов легитимности, на которые она ссылается (по-прежнему мистический Народ, никогда не достижимая цель), и условий ее уста­новления (узурпация реальной воли народа). Узурпатор оказывается во власти новой узурпации, осуществляемой теми же методами, что и методы, позволившие ему самому узурпировать власть: действие разъ­яренного меньшинства от имени так называемой коллективной воли (Народ) и работы по защите и преследованию (Революция, Справед­ливость...)- В результате — нарастающий хаос, усиливающий разрыв между мнением патриотическим и нормальным, завершаюшийся ре­волюционным правительством.

Последний акт драмы и высшая точка процесса: якобинство у вла­сти. Вместе с декретом о массовом подъеме (23 августа 1793 г.), «за­ставляющим французов постоянно жертвовать самими собой и свои­ми благами в целях общественного спасения,...вводится в действие


 


1 Cochin A. L'esprit du jacobinisme. Ch I] el HI ' Cochin A. La Revolution el la pensee libre.P.239 J CocninA. L'espritdujacobinisme P 144 4 [bid. P. 145.


1 Cochin A. L'espri! dujacobinisme. Р.П81

2 Ibid. P. 187-188.

3 Ibid. P. 135.


202 Современная политика


Идеологически е революци и (I ) 203


 


социальная фикция единой коллективной воли, заменяющей уже не только по праву, но действительно и фактически каждую из частных воль.»1 Во всей своей деятельности французы обязаны соответство­вать тому, что фиктивно является их единой волей, а реально — волей небольших групп людей. Власть до предела концентрируется в руках якобинцев (в центре и на периферии посредством многочисленных локальных сообществ) и в то же время она распространяет свое могу­щество на все общество. Призвание единой и непогрешимой коллек­тивной воли поглотить отдельные воли осуществляется через социа­лизацию экономики: уничтожение торговли зерном (сентябрь 1793 г.), частичный (сентябрь 1793 г.), затем общий максимум иен (февраль 1794 г.), всеобщая мобилизация рабочих рук и талантов (апрель 1794 г.); а также через социализацию моральных и религиозных идей — го­сударственная религия Высшего существа (июнь 1794 г.).

Однако, если «принципы» правят, реальность сопротивляется. Ре­альный народ не соглашается с решениями Народа-суверена: он про­тестует (бунты в провинциях), дезертирует (эмиграция), обходит зако­ны (те из них, что сковывают экономику, те, что устанавливают ре­спубликанский календарь...)- Перед лицом этой непокорной реально­сти находящиеся у власти революционеры вынуждены вновь импро­визировать, но опять в том же направлении: «принципы» подразуме­вают, что отказ от реальности является вынужденным и отрицаемым. Якобинское господство опирается на террор и на организованную коррупцию отношений между подданными. Террор или война против народа: «В июле 1794 г. для спасения идеального народа, Общей воли гильотинируют реальный народ, частных лиц».2 Коррупция человече­ских отношений или введение «системы управления при помощи ко­рысти, слежки и ненависти к другому». 3 Якобинские законы органи­зовывали доносительство (законо подозрительных), породили столк­новение интересов: установление максимума цен, поборы и т.д. про­ходили таким образом, что вина одних падала на других. Каждый пре­вращался в естественного врага, подглядывающего за своим соседом. Якобинцы навязали нереальное видение мира самой испорченностью своей терминологии, деформацией фактов и личностей (замалчива­ние крупных событий, «дьяволизация» противника), разработкой ре­волюционной мифологии и ритуала...

Принципы, таким образом, пытаются извратить реальность в со­ответствии с процессом, который, конечно же, не был неизбежным, —


и который был прерван 9 Термидора, — но который развивался в рам­ках определенной логики. Принципы, зародившиеся в сообществах мысли, дали спои плоды.

06 интерпретации Огюстена Кошена

-.■ Интерпретация Кошена значительно обновляет анализ Француз-екой революции и, как нам кажется, отдает справедливость ее действи-1 «ельной специфике. Кошен выявляет то, что Токвиль начал лишь смут­но осознавать к концу своей жизни, — то есть «вирус нового типа», ко­торым выступает идеологический вирус. Конечно, анализ Кошеном ре­волюционной динамики требует нюансировки и исправлений: «Он чрезмерно упрощает, — замечает Франсуа Фюре, — политическую ткань Французской революции, игнорируя всю совокупность борьбы, перего­воров и уступок, которые на всех этапах сопровождают напор со сторо­ны народных обществ»,1 но его величайшей заслугой является высвечи­вание беспрецедентного процесса, повторение которого в более совер­шенной форме в XX веке не было известно Кошену. Большевики в не­котором роде воздали посмертную дань гениальной интуиции Кошена.

Но эта гениальная интуиция не исключает моменты ослепления. Главная слабость интерпретации касается первых шагов его анализа, развития революционных принципов и тех выводов, которые автор делает относительно корней революционного феномена.

О развитии революционных принципов. Как мы видели, Опостен Ко­шен связывает революционные принципы с механизмами социализа­ции, действующими в рамках сообществ мысли. Но он ничего не го­ворит о происхождении этих сообществ и никак не затрагивает про­блему развития идей в XVIII веке. Однако феномен кристаллизации, •Произошедшей в «умственных» обществах в XVIII в. и вокруг них, предполагал два исходных условия, которые Кошен совершенно не рассматривал: выработку фундаментальных идей усилиями всей по­литической философии и великими трудами отдельных мыслителей; и, второе, наличие такого общественного слоя, который уже утратил Свои традиционные принципы».2 Сообщества мысли и их стремления трудно объяснимы без подрывной работы «философов» и возникно­вения формы секуляризованного милленаризма. Именно в рамках французского Просвещения политика, осмысленная в чисто светских понятиях, пообещала людям счастье. В частности, в лице Мабли, Мо-


 








Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия