Студопедия — К отмиранию современной политической философии?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К отмиранию современной политической философии?






Эта идея может показаться парадоксальной, поскольку либеральное мышление стало в какой-то мере «господствующим» на Западе (и за его пределами), где действуют либерально-демократический режим, ры­ночная экономика, права человека, которые никогда не были столь не­зыблемы. Однако этот триумф является триумфом мысли, очищенной от всякой философского содержания. Кажется, что современная поли­тическая философия близка к интеллектуальному исчерпанию (хотя и наблюдается некоторое обновление классической или классической христианской философии), разве она не обречена на то, чтобы отречь­ся от философии и раствориться в политической науке? Вопрос остает­ся открытым, но три момента говорят в пользу этой точки зрения.


94_ Способы интерпретации"Нойи тйкй"_________________ "_

Первый из них связан с отказом в признании, которым история наказывает тех, кто ссылается на нее. Отныне и до нового порядка ве­щей марксистские надежды на искупительную революцию принадле­жат прошлому. Объяснение простое: обещание не было исполнено. Стремительное крушение коммунистических режимов было призна­но слишком поздно из-за пропагандистского настроя одних и ослеп­ления других; но с крахом советского режима в 1989-1991 гг. оно представляет почти бесспорный факт. Опыт был категоричен, и он в значительной степени разоблачил идею исторического провидения.

Второй момент состоит в следующем: философский либерализм принял радикальную форму под воздействием своей собственной логи­ки; тем самым он попытался отказаться от философии. Развитие суве­ренного индивида подводит к следующим утверждениям: человек есть исключительная мера своего блага, он — единственный источник смыс­ла, жизненно важные вопросы подчиняются общественному мнению. Недетерминированная свобода правит, недетерминированная свобода же запрещает обращаться с вопросами к свободе. Сократовский воп­рос — как должен жить человек? — не имеет больше философского смысла, поскольку в этом отношении философия ничем не отличается от мнения. Чем же тогда отличается философия? Она приобретает науч­ную форму или вид. Возьмем работу по политической философии, имевшую наибольший резонанс во второй половине этого столетия, — «Теория справедливости» Джона Роллса (1971 г.). Одна из главных ха­рактерных черт этого философского трактата (предлагающего теорию социал-демократической политики) состоит в том, что философия в нем получает понижение в чине. С одной стороны, Дж. Ролле многое за­имствует из языка и методологии экономической науки, с другой, — он считает доказанным, что все противоречия и противоположности, со­ставлявшие жизнь политической философии (разум и откровение, цель и свобода, мудрость и равенство, природа и история...), окончательно преодолены благодаря следующему золотому правилу: идея каждого от­носительно его собственного блага и есть его благо, если только никто не посягает на выбор другого. Это золотое правило разделяется всеми: лю­ди, по мнению Роллса, столь же полностью современны, как и сам Ролле. Из этого следует, что политика сводится к технике на службе прав расчетливого человека. Философия при этом отступает.

Третий момент связан с предыдущими: современная философия плохо вооружена, чтобы защищаться от науки, которая в определен­ной мере венчает ее развитие. Новая политическая наука, современ­ная политическая наука, завершает разрыв с философией. Современ­ный разум, став «научным», не имеет более Ничего общего с разумом классическим — даже обших вопросов.


IV. Научный проект и ослабление политики

Современная политическая наука

R современную эпоху способ понимания политики отличается следующей чертой: «наука» добилась превосходства над философией. Такое фактическое положение дел не является следствием резкого из­менения, оно есть плод долгой работы современного разума. С одной стороны, философский разум постепенно очищался от субстанцио­нальности, с другой, — научный разум расширял свои владения. «На­ука», о которой идет речь, — это современная наука, т.е. наука незави­симая и свободная. В XVII веке физика отделилась от философии, за ней последовали другие науки о природе, затем, благодаря собствен­ному успеху, они стали образовывать отдельные школы. Новые *со-циальные науки» возомнили себя научными по образцу наук о приро­де, они постепенно формировались, чтобы на протяжении XX века упрочить свое положение в традиционных областях философии, клас­сических, старых «моральных и политических наук» (в единой линии развития четко выделились различные варианты, свойственные той или иной западной стране). После 1945 г. новые дисциплины заняли господствующее положение, в частности, под прикрытием «мораль­ной революции» 1960-х годов (однако после 1960-х отмечаются при­знаки «отката»). Роль авангарда в этой истории играла социология (Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер) и в мень­шей степени экономика (Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс, Леон Вальрас). Применение современной науки к области политики произошло позднее и носило постепенный характер — ему препятст­вовала старая священная традиция, начало которой положили греки. Оно упрочилось, несмотря ни на что — в том смысле, что новая поли­тическая наука стала доминирующей, хотя никогда не могла занять


96 Способы интерпретации политики _____

положение монополии (традиция продолжала жить как в недрах инс­титуционализированной политической науки, так и вне нее в работах Лео Штрауса, Раймона Арона, Эрика Вогелина, Ханны Арендт, Карла ■ Фридриха и их последователей). Таким образом, возникнув достаточ- ^ но поздно, современная политическая наука лишь усваивала «офн ально признанные» другими общественными науками и называв] позитивистскими принципы. Позитивизм (lato sensu]) считает сов менную науку единственным истинным или подлинным знанием, п скольку только она вооружается собственными методами: она отказы­вается узнавать почему, на что были направлены метафизика и теоло-Л гия, ибо ответ на этот вопрос ускользает от подлинного рационально-1 го знания; она посвящает себя познанию каким образом, используя! единственный метод, полностью удовлетворяющий разуму, — логи- 1 ко-экспериментальный метод. Этот метод, в частности, подразумевав; ет разделение «фактов* и «ценностей». Для науки имеют значение '. только фактические суждения или суждения реальности. «Ценност- ■ ные суждения*, претендующие на то, чтобы осмыслить качество (в ча- \ стности, качество моральное или эстетическое), выражают лишь: субъективное мнение тех, кто их высказывает, они нерациональны и ненаучны. Подлинное знание человеческого удела требует нейтраль­ности по отношению к добру и злу.

Следовательно, современная политическая наука не только отде-.. ляет себя от политической философии, но и пытается ее уничто­жить. С научной точки зрения старые вопросы не имеют смысла, они не обоснованны. Великий философский спор, развивавшийся из века в век, закрыт, поскольку в конечном счете он беспредметен. Великие произведения утрачивают всякий интерес, если только не рассматриваются как моменты предыстории науки или предметы научного анализа. В своем строгом применении метод подразумева­ет tabula rasa?

Что же говорит современная наука о политике? Первая трудность заключается в следующем: в самой дисциплине царствует беспорядок. Теории сталкиваются друг с другом, эмпирические исследования рас­сеиваются, некоторые специалисты ведут замкнутый образ жизни, другие же, позитивисты по праву, на самом деле до конца таковыми не являются... Однако же, как представляется, помимо этого разнообра­зия и беспорядка существует и скрытая действующая логика: наука старается ослабить политику.

Latosensu — в широхс 2 Tabula rasa — букв чи ъ{1игт,)~Лрим.„ерев.


 

 

Научный проект и ослабление политик

Вторая трудность связана с внутренними противоречиями дис­циплины: действие дискурса не совпадает с дискурсом. Эти противо­речия присущи не отдельному автору, но всей политической науке в целом (в ее господствующей версии), а в более общем виде — совокуп­ности социальных наук как наук современных и позитивистски ори­ентированных. Что они означают? Как представляется, они являются знаком неинтенциональной политической логики или не признанной политики. В каком смысле? Научный подход участвует в радикализа­ции современных идей.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия