Большинство физиков пожимают плечами и разводят руками, стал-
киваясь с заумными парадоксами квантовой механики. Для боль-
шинства практикующих ученых квантовая механика — это набор
кулинарных правил, результатом применения которых являются
правильные вероятности, определяемые со сверхъестественной точ-
ностью. Джон Полкингхорн, физик, ставший священником, сказал:
«Средний квантовый механик философичен не в большей мере, чем
обычный механик».
Однако некоторые из глубочайшихфизиков-мыслителей боролись
с этими вопросами. Например, существует несколько способов раз-
решения шрёдингеровской проблемы кота. Первый был предложен
Нобелевским лауреатом Юджином Вигнером и другими — сознание
определяет существование. Вигнер написал, что «невозможно было
полностьюпоследовательно сформулировать законы квантовой ме-
ханики без учета сознания [наблюдателя]... само изучение внешнего
мира вело к заключению, что содержание сознания является высшей
реальностью». Или, как когда-то написал поэт Джон Ките, «Ничто
не реально до тех пор, пока не испытано».
Но если я совершаю наблюдение, то что должно определить, в
каком состоянии нахожусь я? Это означает, что кто-то еще должен
наблюдать за мной, заставляя мою волновую функцию коллапсиров-вать. Иногда этого «кого-то» называют «другом Вигнера». Но это
также означает, что кто-то должен наблюдать и за другом Вигнера,
и за другом друга Вигнера, и так далее. Существует ли космический
Разум, определяющий, наблюдая за всей Вселенной, полную после-
довательность «друзей»?
Андрей Линде, один из создателей инфляционной теории, —г
представитель тех физиков, которые упорно верят в центральную
роль сознания:
Я как человеческое существо не вижу ни единого довода, на
основании которого я мог бы заявить, что Вселенная находится
здесь в отсутствие наблюдателей. Мы вместе — мы и Вселенная.
Когда говорят, что Вселенная существует без всякихнаблюдателей,
я не вижу в этом никакого смысла. Я не могу представить связную
теорию всего, в которой игнорируется сознание. Записывающее
устройство не может играть роль наблюдателя, поскольку кто
прочтет то, что записано на этом устройстве? Чтобы мы увидели,
что что-либо происходит, и сказали друг другу, что что-либо про-
исходит, нужна Вселенная, нужно записывающее устройство,
нужны мы... В отсутствие наблюдателей Вселенная мертва...
Согласно философии Линде, окаменелости динозавров не суще-
ствуют до тех пор, пока на них не взглянешь. Но если на них взглянуть,
то они «впрыгивают» в существование, как будто они существовали
миллионы лет назад. (Физики, придерживающиеся этой точки зре-
ния, достаточно внимательны, чтобы указывать на то, что эта картина
экспериментально соответствует тому миру, в котором окаменело-
стям динозавров и вправду миллионы лет.)
(Некоторые люди, не одобряющие введение фактора сознания в
физику, заявляют, что камера может совершать наблюдение электро-
на, а потому волновые функции могут коллапсировать и без участия
сознательных существ. Но тогда кто скажет, что камера существует?
Нужна еще одна камера, чтобы «наблюдать» за первой камерой и
заставить коллапсировать ее волновую функцию. Затем необходима
вторая камера, чтобы наблюдать за первой, третья, чтобы наблюдать
за второй, и так до бесконечности. Такое введение камер не отвечает
на вопрос о том, каким образом коллапсирует волновая функция.)