Студопедия — Детерминизм или неопределенность?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Детерминизм или неопределенность?






Квантовая теория является самой успешной физической теорией
всех времен. Совершенной формулировкой квантовой теории
является Стандартная модель, в которой представлены плоды деся-
тилетий экспериментов с ускорителями частиц. Некоторые части
этой теории были проверены с точностью до миллиардных долей.
Если включить сюда массу нейтрино, то Стандартная модель соот-
ветствует всем экспериментам с субатомными частицами без ис-
ключения.

Но независимо от того, насколько успешна квантовая теория,
экспериментально она основана на постулатах, вызвавших целую
бурю философских и теологических споров на протяжении по-
следних 80 лет. В частности, второй постулат вызвал гнев церкви,
поскольку в нем содержится вопрос о том, кто решает наши судьбы.
На протяжении веков философов, теологов и ученых волновало
будущее, а также вопрос, возможно ли каким-либо образом узнать
об ожидающих нас судьбах. В шекспировском «Макбете» Банко,
отчаявшись приподнять завесу, скрывающую будущее, произносит
памятные строки:

Когда ваш взор, в посев времен проникнув,

Грядущих всходов зерна различит.

Скажите мне!

(Акт 1, Сцена 3*)

* Перев. С. М. Соловьева.

Шекспир написал эти слова в 1606 году. 80 лет спустя еще один
англичанин, Исаак Ньютон, имел дерзость заявить, что ему известен
ответ на этот древний вопрос. И Ньютон, и Эйнштейн верили в
концепцию, называемую детерминизмом, которая утверждает, что
все грядущие события могут быть определены в принципе. С точки
зрения Ньютона, Вселенная представляла собой гигантские часы,


которые Бог завел в начале времен. С тех пор они тикают, подчиняясь
трем законам механики самым предсказуемым образом. Французский
математик Пьер Симон де Лаплас, который был ученым советником
Наполеона, писал, что, используя законы Ньютона, можно предска-
зать будущее с той же точностью, с которой мы рассматриваем наше
прошлое. Он написал, что если бы существо могло знать положение и
скорость всех частиц во Вселенной, то «для такого интеллекта ничто
не было бы неопределенным и будущее, как и наше прошлое, пред-
стало бы перед нашими глазами». Когда Лаплас подарил Наполеону
экземпляр своего шедевра, «Небесной механики», император за-
метил: «Вы написали эту огромную работу о небесах и ни разу не
упомянули Бога». Лаплас отвечал: «Сир, у меня не было нужды в
этой гипотезе».

Для Ньютона и Эйнштейна понятие свободной воли, того, что мы
хозяева собственной судьбы, было лишь иллюзией. Это банальное
понятие реальности, где конкретные объекты, до которых мы можем
дотронуться, реальны и существуют в определенных состояниях,
Эйнштейн назвал «объективной реальностью». Он в высшей степе-
ни ясно изложил свою позицию в нижеследующем отрывке:

Я детерминист, вынужденный действовать таким образом,
будто свободная воля существует, поскольку если я хочу жить в
цивилизованном обществе, то мне необходимо действовать соот-
ветственно. Я знаю, что с философской точки зрения на убийце не
лежит ответственность за его преступления, но я бы не стал рас-
пивать с ним чай. Мою карьеру определили различные силы, над
которыми я не властен, в первую очередь те загадочные железы,
в которых природа готовит самую сущность жизни. Генри Форд
может назвать это своим Внутренним Голосом, Сократ определил
это как своего демона: каждый человек по-своему объясняет тот
факт, что человеческая воля не свободна... Все определено... сила-
ми, над которыми мы не властны... в равной степени для насекомо-
го и для звезды. Человеческие существа, овощи или космическая
пыль — все мы танцуем под загадочное время, модулируемое где-
то невидимым исполнителем.

Теологи также боролись с этим вопросом. Большинство мировых
религий верит в какую-то форму предопределенности, идею о том,


что Бог не только всемогущ и вездесущ, но также всезнающ (ему из-
вестно все, даже будущее). В некоторых религиях это означает, что
Богу известно, отправимся мы в ад или в рай, еще до нашего рожде-
ния. По сути, где-то на небесах существует «книга судеб», где пере-
числены все наши имена, даты рождения, наши провалы и триумфы,
радости и поражения, даже даты смерти и будем ли мы жить в раю или
будем осуждены на вечные муки.

(Этот тонкий теологический вопрос предопределенности ча-
стично способствовал расколу католической церкви в 1517 году,
когда Мартин Лютер приколол 95 тезисов на дверях церкви в Виттен-
берге. В этом документе он критиковал практику продажи церковью
индульгенций — в сущности, взяток, которые мостили дорогу в рай
богатым. Казалось, Лютер говорил, что, возможно, Богу известно
наше будущее наперед и наши судьбы предопределены, но Бога нель-
зя убедить поменять свое решение, сделав щедрое пожертвование на
нужды церкви.)

Но для физиков, принимающих концепцию неопределен-
ности, наиболее противоречивым постулатом является третий,
причина головной боли целых поколений физиков и философов.
«Наблюдение» — это неопределенный слабовыраженный концепт.
Более того, он полагается на тот факт, что в действительности суще-
ствуют два типа физики: одна для причудливого субатомного мира,
где электроны, видимо, могут находиться в двух местах одновремен-
но, и вторая — для макроскопического мира, в котором мы живем
и который, видимо, подчиняется законам Ньютона, основанным на
здравом смысле.

По Бору, существует невидимая «стена», отделяющая мир атомов
от обыденного знакомого макроскопического мира. В то время как в
мире атомов действуют причудливые правила квантовой теории, мы
живем с другой стороны стены, в мире четко определенных планет и
звезд, где волны уже коллапсировали.

Уилеру, которому преподавали квантовую механику сами ее соз-
датели, нравилось суммировать взгляды представителей этих двух
школ. Он приводит пример трех судей на бейсбольном матче, ко-
торые обсуждают тончайшие правила игры. Вынося решение, трое
судей говорят:


Первый:Я называю их так, как вижу.
Второй:Я называю их тем, чем они являются.
Третий:Они — ничто до тех пор, пока я не назову их.

Для Уилера второй судья — это Эйнштейн, который верил в cyj
ществование абсолютной реальности за пределами человеческого
опыта. Эйнштейн называет это «объективной реальностью», то есть
идеей, согласно которой объекты могут существовать в различных
состояниях без вмешательства человека. Третий судья — это Бор,
который считал, что реальность существует только после того, как
имело место наблюдение.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 407. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия