Современная семья
Семья — это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве (например, мать и дети), либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), членыкоторой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Весьма распространенные на бытовом и даже научном уровнях суждения о всеобщей деградации и даже отмирании семьи на самом деле не подтверждаются данными специальных исследований. Так, в 1990 г. представителей 43 стран спрашивали, какая сфера жизни для них самая важная. На первое место (83 % всех ответов) вышла семья. За последние десятилетия почти во всех странах выросло количество людей, согласных с тем, что для счастливого детства ребенок нуждается в доме, где есть и отец и мать. Граждане постиндустриальных стран отнюдь не поддерживают идею отмирания брака и семьи. В настоящее время параллельно функционируют несколько различных типов семьи: патриархальная, или традиционная, дето-центристская, или современная, супружеская, или постсовременная («брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей, т.е. ребенок не рассматривается как цель создания семьи, а воспринимается скорее как партнер со своими правами и обязанностями). Все проблемы, существующие на Западе, характерны и для современной России. Прежде всего — это общее ослабление института брака. В 1999 г. почти 28 % всех родившихся в России детей появились на свет вне зарегистрированного брака (за 10 лет внебрачная рождаемость выросла более чем вдвое). При этом половина внебрачных рождений признается отцами, что свидетельствует о неслучайном характере отношений между родителями. По данным крупных выборочных переписей в 1996 г., в незарегистрированных браках состояло 14% женщин от 20 до 24 лет а в 1999г.-уже 17,4%. В России, как и в Европе, типичны ранние разводы и частые повторные браки, а также широкое распространение незарегистрированных браков. Но, в отличие от Европы, в России практически полностью отсутствует окончательное безбрачие и велико количество ранних браков (А.А.Авдеев). Европейским реалиям близка и структура российских семей: велик процент неполных семей (как правило — мать и ребенок), большое количество семей однодетны (34 %) и состоят из двух поколений — родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители и дети не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения (хотя применимость этого опыта часто проблематична), а кроме того, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблин-гами (братьями — сестрами), тетками, дядями и другими родственниками. Однако российская нуклеарная семья (состоящая только из детей и родителей), в отличие от европейской и американской, как правило, поддерживает довольно тесные связи с семьями родственников. Это характерно как для сельских, так и для городских семей. Родственные отношения в российских городах характеризуются двумя тенденциями. С одной стороны, они ослабевают, чему способствует территориальная разобщенность — в зависимости от величины города большая или меньшая; транспортные сложности и временные затраты на дорогу друг к другу. С другой стороны, родственные отношения удивительно живучи. Так, исследования показали общую направленность интересов на раздельное, но близкое проживание родственных семей, на прямые родственные контакты — их частота колеблется от одного раза в месяц до нескольких раз в день (С. И. Голод). Важной характеристикой современной российской семьи можно считать сохранение и даже рост за последние десятилетия экономической функции (что резко отличает ее от европейской и американской семей). Из порядка 40 млн семей около 38 млн семей (и сельских, и городских) занимаются сельскохозяйственным производством в личных подсобных хозяйствах и на садовых и огородных участках, создавая около или даже более половины валовой продукции сельского хозяйства. Кроме того, начиная с 90-х гг. XX в., получил широкое распространение мелкий и средний семейный бизнес как в сфере торговли и услуг, так и в отдельных видах производственной деятельности. В хозяйственной жизни семьи сохраняется традиционное разделение «мужского» и «женского» труда. Мужчина по-прежнему «добытчик» — он работает большее количество часов и зарабатывает больше жены, поэтому его участие в домашнем труде в средних и более крупных городах сведено к минимуму (в 68 % случаев — это мелкий ремонт, в 36% — вынос мусора). Жена выполняет основную часть хозяйственных функций — покупает продукты, готовит еду, проводит уборку в доме, стирает и гладит белье. Это, наряду с сохранившимися матриархатными традициями, ведет к тому, что женщина нередко играет в семье руководящую роль, что отражается на повышении ее статуса (особенно в глазах детей). Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых столетий коренным изменением ее эмоционально-психологических функций. (Эмоциональная привязанность супругов, родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приобретение человечества.) Отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их эмоционально-психологической привязанности друг к другу, поэтому резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее, ибо резко повышает уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовывать которые очень многие супруги просто не в состоянии в силу культурных традиций общества, усвоенного опыта родительской семьи и индивидуальных особенностей. Современные супруги подсознательно или осознанно, как правило, надеются, что в семейной жизни они найдут эмоционально-теплые отношения, характеризующиеся открытостью и доверительностью общения (т. е. получат возможность безболезненно обсуждать все волнующие их темы), высокий уровень эмпатии, взаимное уважение и принятие, наконец, полную интимность. На деле при отсутствии соответствующего опыта, подготовленности и определенных усилий достичь этого весьма непросто. То, сколь трудно установить желательные для супругов отношения, видно на примере достижения интимности в семье. Исследователи рассматривают интимность в семье в идеале как сочетание эмоциональной (сходство переживаемых чувств), социальной (общие друзья и социальные связи), сексуальной (степень сексуальной удовлетворенности), интеллектуальной (диапазон допустимых тем для обсуждения), рекреативной (схожие хобби, интересы, как минимум — неотвержение интересов партнера), конвенциональной (взаимопонимания) интимности. Естественно, что достичь хотя бы некоторых сторон интимности — дело довольно сложное. Трудности в реализации и достижении ожидаемого от семейной жизни ведут к конфликтам, разочарованиям, разводам. В любом случае эти трудности осложняют жизнь семьи, мешают ей стать фактором позитивной социализации супругов, а затем и их детей. В то же время даже проблемные супружеские отношения могут быть довольно устойчивыми. И тому есть свои объяснения. Так, эстонский ученый Ю.Круусвалл на основе данных обстоятельного исследования (проведенного в том числе и в Северо-Западном регионе России) обнаружил, что даже когда отношения между супругами становятся конфликтными, многие предпочитают сохранить семью. Большое число внутренне противоречивых семей не распадаются, несмотря на утомительные ссоры и борьбу каждого из супругов за свои «права». Люди нуждаются в семье, в доме, а создать новую семью не так просто, даже тогда, когда имеется подходящий потенциальный партнер. Это связано с тем, что в новой семье надо будет заново строить семейные отношения, завоевывать себе позицию. Далеко не всем это по силам. И они предпочитают синицу в руках журавлю в небе. Иначе обстоит дело в тех случаях, когда происходят резкие изменения в жизни семьи — переезд, получение новой квартиры, рождение ребенка и т.д., которые требуют приспособления к ним, а супруги к этому уже неспособны. Проблема взаимоотношений родителей с детьми также крайне сложна в связи с теми изменениями, которые претерпела семья за последние десятилетия. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Вот как описывал русский историк Н.Костомаров атмосферу семьи в XVI — XVII столетиях: «Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений... Покорность детей была более рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм, без нравственной силы. Чем благочестивее был родитель, чем более проникнут был учением православия, тем суровее обращался он с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже... Слова почитались недостаточными, как бы убедительны они ни были... Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком»1. Сегодня авторитет родительской власти часто не срабатывает — на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот долгий и трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, чем родители; они большую часть свободного времени проводят вне семьи. Это время дети наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении этих занятий родителями. Наконец, в ряде семей дети уже с подросткового возраста зарабатывают деньги. Их заработки не только дают им экономическую независимость, но, порой, и превышают доходы родителей, делая иногда детей основными «добытчиками» в семье. Родительские запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми, а разрешать родители не всегда умеют и не всегда различают то, что следует разрешать, от того, что разрешать не следует, что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию и делает позицию родителей в отношениях с детьми достаточно трудной. Герой романа французского писателя Э. Базена «Крик совы» рассуждает в связи с этим: «Ну и повезло же нашему поколению! Воспитанные во времена запретов, мы были последышами общества, где еще царила строгость, и в то же время первыми, кто вынужден разрешать! Не в этом ли причина нашего слабоволия и всех вытекающих из него недомолвок?» В то же время исследования показывают, что дети, подростки, юноши, девушки относятся к своим родителям в целом тепло и доброжелательно. Современные российские студенты, выросшие в эпоху перемен, предъявляют родителям лишь одну претензию — им не хватает «деловых родительских советов». Но они вполне удовлетворены «родительской добротой и лаской», «вниманием со стороны родителей» и их «умением сочувствовать». Это подтверждает тенденцию, выявленную еще в 60 —70-е гг. как в России, так и во Франции, ФРГ и других странах. Тогда на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» опрошенные мальчики и юноши на первое место поставили мать, на второе отца (а вот свободное время они предпочитали проводить с приятелями и друзьями) (И. С. Кон). Большинство московских мальчиков с V по X классы, отвечая на вопрос «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?», поставили на первое место родителей. И хотя 27 % опрошенных молодых людей «крайне раздражают устаревшие взгляды родителей», все же 49 % опрошенных и в 90-е гг. были готовы обратиться за помощью именно к ним (Г. Зборовский). Наконец, в современных семьях нарастает тенденция, о которой писал уже в 1969 г. американский исследователь Г. Рэйн-гольд: «Ребенок может выступать и как социализатор по отношению к родителям. Он направляет их поведение таким образом, что они оказываются должными проявлять заботу по обеспечению его нормального роста и развития. Он является действенным членом общества в том смысле, что поручает своим родителям роль попечителей, из отдельных индивидуумов он организует семью». Иными словами, в современных семьях растет роль субъектно-сти и субъективности не только родителей, но и детей.
|