Диссоциальное воспитание
Диссоциальное воспитание (лат. сИз — приставка, сообщающая понятию противоположный смысл) — целенаправленное формирование антисоциального сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных и тоталитарных — политических и квазикультовых) организаций (сообществ). Осуществляют диссоциальное воспитание руководители контркультурных организаций (их могут называть по-разному — вождь, учитель, лидер, шеф и пр.) и проверенные члены организации, входящие в ее ядро. Независимо от характера организации, всех их можно назвать воспитателями — компрачикосами (этим словом в средневековой Европе называли тех, кто покупал или по хищал детей и уродовал их для продажи в качестве шутов, попрошаек и пр.). Как и любой вид воспитания, диссоциальное воспитание имеет специфические задачи, цели, содержание и средства. Задача диссоциального воспитания -—привлечение и подготовка кадров, необходимых для функционирования криминальных и тоталитарных групп и организаций. Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них воспитание имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и некритической реализации этих норм и ценностей в повседневной жизни. Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью определенного набора средств, важнейшими из которых можно считать следующие: - основной род занятий группы или организации (криминальный, квазикультовый, экстремистский); - автократический (самовластный) стиль руководства, предполагающий единоличное управление лидером жизнедеятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жесткий контроль за жизнью и поведением каждого, использование широкого набора негативных санкций (включая физическое насилие, а в криминальных и некоторых тоталитарных группах — физическое уничтожение) по отношению к нарушителям норм и приказов. Реализация автократического стиля руководства ведет к тому, что первоначально складывающиеся отношения «лидер—-ведомый», «учитель—ученик» превращаются в отношения «господин —раб», т.е. к полному подавлению членов группы или организации; - характер основного рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют специфическую для нее субкультуру (жаргон, способы свободного времяпрепровождения, эстетические пристрастия — одежда, прическа, тату, пирсинг и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством диссоциального воспитания. Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает в себя ряд этапов. Первый этап — возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание. Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекают подростков, юношей и часть девушек в силу их возрастных особенностей своей необычностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Квазикультовые организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потерявших или ищущих смысл жизни и т.д. Второй этап — включение человека в жизнедеятельность организации, узнавание и освоение им ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений. Третий этап — удовлетворение определенных потребностей человека в антисоциальных формах, трансформация ряда потребностей и интересов в антисоциальные. Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. При неоднократных совершениях подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения. Четвертый этап — закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок (Т.Ш.Ангуладзе, Н.Г. Маградзе), которые и определяют поведение членов контркультурных организаций. В заключение еще раз отметим, что в организации любого вида происходит процесс социализации ее членов, как стихийной, так и относительно социально контролируемой, как просоциальной, так и асоциальной, а порой и антисоциальной. Именно по отношению к организации справедливо звучат и ныне слова, написанные в XVIII столетии Иммануилом Кантом: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы тенденции развития современной семьи? 2. Какие социализирующие функции реализует семья? 3. Как можно охарактеризовать семейное воспитание? 4. Каковы социализирующие функции группы сверстников? 5. Каковы основные характеристики микросоциума? 6. Что представляет собой соседство для младших и старших поколений? 7. Как можно классифицировать воспитательные организации? 8. Каковы социализирующие функции воспитательных организаций? 9. Как можно охарактеризовать социальное воспитание? 10. Как можно классифицировать государственные, частные и добровольные организации? 11. Каковы социализирующие функции этих организаций? 12. Каковы социализирующие функции религиозных организаций? 13. Как можно охарактеризовать религиозное воспитание? 14. Что представляют собой контркультурные организации? 15. Как можно охарактеризовать диссоциальное воспитание?
Вопросы и задания для обсуждения 1. Какие проблемы возникают в процессе создания домашнего очага? 2. В чем сходство и различия в социализирующих функциях рассмотренных микрофакторов социализации? 3. В чем сходство и различия семейного, социального и религиозного видов воспитания? 4. Что делает контркультурные организации фактором десоциализа-ции личности? 5. На примере конкретной семьи попытайтесь выявить линии се взаимодействия с другими микрофакторами социализации. 6. Покажите возможности и границы взаимодействия воспитательных организаций (социального воспитания) с другими микрофакторами социализации. 7. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме. 8. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проживаете. 9. Сформулируйте проблемы, характерные для различных категорий жителей в этом микросоциуме. 10. В чем проявляется связь микрофакторов с мезо- и макрофакторами социализации?
|