Общее описание общения
Анализ реального общения позволяет выявить две цели человека, достичь которые он стремится в процессе общения, и висоответствии с этими целями определить два основных вида общения. Когда общение имеет целью только удовлетворение потребности в нем, то это межличностное общение. Межличностным (свободным) общением можно считать то, которое складывается в процессе взаимодействия человека с окружающими людьми вне конкретных занятий чем-то. Свободное общение предполагает возможность для его участников вступать в него и прерывать его по своему желанию. Целью такого общения является создание или поддержание эмоционально удовлетворяющих человека взаимоотношений с окружающими. В зависимости от степени субъективной значимости тех или иных контактов и эмоциональной вовлеченности в них партнеров различают знакомство, приятельство, дружбу, любовь. Межличностное общение реализуется в процессе взаимодействия человека со своим кругом общения, под которым понимается совокупность лиц (состав может быть меняющимся), постоянно встречающихся и поддерживающих постоянные личные контакты, не обладающих ни четким принципом обособления, ни выкристаллизованной внутренней организацией (Я. Щепаньский). Круг общения имеет определенную структуру — совокупность общностей, в которых человек имеет контакты с лицами, входящими в круг его общения. Она включает в себя семью; родственные и соседские группы; дружеские и приятельские группы, состоящие из лиц одного пола и со смешанным половым составом, из сверстников и людей старше или младше по возрасту, коллективы в организациях, в которые входит человек. Структура круга общения по своим количественным и качественным показателям зависит от половозрастных и социокультурных характеристик человека. Если общение возникает в каких либо сферах жизнедеятельности и имеет целью их обслуживание, то это ролевое общение. Ролевое общение осуществляется в процессе различных типов предметной и духовно-практической деятельности, спортивных занятий, организованных игр. В зависимости от характера отношений участников любого из этих видов занятий к их цели и друг к другу между ними складываются партнерское или товарищеское общение. (Товарищеское общение предполагает взаимопомощь, доброжелательность и заинтересованность участников в достижении общей цели.) Между названными видами общения существует тесная взаимосвязь. Объединяясь в коллективе или стихийно в группе первоначально только для какого-либо совместного занятия, люди в процессе его реализации вступают в общение. Оно может быть связано только с содержанием занятий, но может включать в себя и элементы свободного общения, может продолжаться вне рамок этих занятий, став межличностным. В свою очередь межличностное общение оказывает существенное влияние на ролевое общение в той или иной сфере. Содержание общения между людьми включает в себя: культурно-ценностную проблематику (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей и пр.); событийную сторону жизни (содержание жизнедеятельности семьи, знакомых; поступки свои и окружающих; ближайшие планы и пр.); эмоциональную сторону жизни (впечатления, воспоминания, отношение к чему-либо или кому-либо, настроения, чувства, переживания, реакции); бытовую сторону жизни. В зависимости от пола и возраста общающихся и их социокультурного статуса конкретное наполнение каждого из этих пластов содержания и их соотношение между собой различны. Общение происходит в форме диалога. Понятие диалога охватывает практически все случаи речевой деятельности, ибо является средством выражения логической цепи взаимосвязанных по содержанию сочетаний мыслей-суждений. При этом разговор ведется на какие-нибудь обыденные или деловые темы и для него характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент является репликой, и одна реплика в высшей степени обусловлена другой; обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданное™; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки»1. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав которого могут входить цепи переплетающихся и параллельных реплик, можно выделить внутренний диалог, когда этими репликами обмениваются Я с другим-Я или с неким воображаемым партнером, и внешний диалог, когда репликами обмениваются реальные лица. В общем виде автором пособия были выделены следующие типы диалогов: фатический, информационный, дискуссионный и исповедный. Фатический диалог — это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания разговора. Этот тип диалога был описан английским этнографом Б.Малиновским, который отмечал, что в некоторых архаичных культурах фатическое общение имеет характер ритуала, ибо создает индивиду ощущение сопричастности своим соплеменникам. Такой тип диалога выполняет важную функцию поддержания благополучного самоощущения человека в отношениях с окружающими и в современных культурах. Фатический диалог может быть как внешним, так и внутренним. В последнем случае в качестве партнера выступает, как правило, реальное лицо, общение с которым невозможно из-за его пространственной отдаленности или из-за сложившихся с ним отношений. Внутреннее общение способно в некоторой степени создать человеку ощущение эмоционального благополучия или дать надежду на его достижение в случае затруднений в сфере реального общения. Информационный диалог — это обмен информацией самого различного свойства, почерпнутой из самых разных источников, который происходит между людьми. Информационный диалог также характерен как для внешнего, так и для внутреннего общения. В последнем случае человек «информирует» сам себя, другого-Я, воображаемого или реального партнера, отсутствующего в данный момент, о своих действиях, намерениях, переживаниях или о чем-то ином. Дискуссионный диалог возникает при столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т.д. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, ибо взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии. Во внутреннем общении дискуссионный диалог возникает также довольно часто. Внутренние дискуссии человек ведет как с дру-гим-Я, так и с воображаемыми и реальными лицами. Особую роль он приобретает в случае конфликта с кем-либо из окружения. В таком случае внутренний дискуссионный диалог дает человеку возможность «встать в позицию исследователя по отношению к другому "персонажу", к его действиям и мыслям. Ибо справедливо, что индивид, находясь в конфликтном отношении с другим ин дивидом, выступает также в качестве "исследователя" возможностей этого другого принять то или иное решение, от которого будет зависеть выбор линии собственного поведения. Исследование протекает как рефлексивный процесс постановки себя на место "противника", примысливания его внутреннего состояния, проигрывания возможных вариантов взаимовлияния»1. Общение человека с окружающими иерархизировано по степени интенсивности и доверительности. Самое доверительное — общение с друзьями, с любимыми, с супругом(ой) — происходит в исповедном диалоге, в котором человек старается быть предельно откровенным, стремится разделить с собеседником свои чувства, переживания. Исповедный диалог во внутреннем общении имеет место тогда, когда в уединении человек проигрывает многочисленные роли, недоступные ему в реальной жизни, общается с идеальными или реальными, но недоступными для него партнерами или даже с примысленными фантастическими партнерами. Внутренний исповедный диалог реализуется человеком в так называемых играх-грезах и мечтах. Различие между играми-грезами и мечтами условно можно определить следующим образом. В играх-грезах человек проигрывает роли и общается с партнерами, синтезированными им в воображении, не имеющими реального прототипа. Игры-грезы — попытка компенсировать невосполнимый дефицит реальной жизни. В мечте человек проигрывает роли и общается с партнерами, существующими в реальной жизни, но недоступными ему по каким-либо объективным или субъективным причинам. То есть мечта — это компенсация реально восполнимого дефицита, который не может быть восполнен сейчас, в актуальной действительности. Практически почти каждый человек на разных этапах социализации участвует в диалогах всех типов. При этом каждый последующий из названных типов диалогов может быть признан как более высокий по глубине, содержательности и эмоциональности общения. Участие в диалоге любого типа предполагает применение человеком различных средств общения. Основным среди них является речь. Как средство коммуникации речь обладает связанными друг с другом функциями: выразительной (с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), апелляционной (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительной (посредством которой «другому» изображается, сообщается положение вещей) (Г. Гибш, М.Форверг). Эффективность реализации функций речи связана со словарем, которым владеет человек, и стилем речи — неосознаваемым или осознаваемым выбором имеющихся в языке способов для выражения одной и той же мысли. Дополняющей речь особой коммуникативной системой можно считать набор паралингвистических элементов: качество голоса, диапазон тона, резонанс, темп речи, смех, плач, вздохи, зевоту, речевые паузы, остановки, паразитирующие звуки («гм», «э-э» и др.). Эти элементы привносятся в речь как неосознанно, так и сознательно. Наряду с речью важным средством общения является кинеси-ческий язык, т.е. система оптико-кинесических знаков, в которую входят позы, жесты, мимика, пантомимика. Этот язык вырабатывается в процессе всей истории общения членов определенной этнической или социальной общности и поддерживается нормами культуры. Члены общности усваивают этот язык с детства одновременно с овладением речью. В состав кинесического языка входит множество смысловых жестов (указания, согласия, поощрения, угрозы и т.д.) и жесто-вых и мимических эквивалентов речевым стереотипным высказываниям. Жесты нередко являются своеобразными эмблемами, т.е. их значение можно приблизительно перевести на обычный язык отдельным словом или короткой фразой. Значение определенной эмблемы жест приобретает в процессе общения членов группы друг с другом. В общем виде жесты, которые употребляют люди, можно разделить на три группы: в первую входят жесты, сразу понимаемые всеми окружающими; во вторую — жесты, без объяснений понимаемые партнерами, живущими в одном регионе (как правило, сверстниками); в третью — жесты, понятные только членам определенной группы или организации. Эмоциональная вовлеченность партнеров в общение проявляется помимо всего прочего и использованием тактильных средств общения. Их влияние особенно важно в общении матери с младенцем, дошкольников и младших школьников с родителями. В старшем подростковом возрасте вновь происходит резкое увеличение значимости тактильных средств общения, но теперь уже в общении со сверстниками противоположного пола. Невербальные средства общения могут иметь различное соотношение с речью. Они могут выражать то же самое значение, что и речь; предвосхищать значения, передаваемые речью; с опозданием дублировать содержание речи; выражать значения, противоречащие содержанию речи; акцентировать ту или иную ее часть; заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить речь, на его поиски подходящего слова и т.д.; сохранять контакт между партнерами; заменять отдельное слово или фразу (Х.Миккин). В рамках культурной традиции кинесический язык зависит от половозрастных и социокультурных характеристик субъекта общения. В связи с этим различается кинесика лиц мужского и женского пола разного возраста. Новое средство общения появилось в последнее десятилетие — это мобильные телефоны. Их количество в России составило более 40 млн штук на март 2004 г. (прирост идет большими темпами ежегодно). Пока мобильные телефоны сосредоточены в городах-гигантах (только в Московском регионе их более 10 млн). Но совершенно очевидна тенденция их распространения на другие виды и типы поселений. Мобильный телефон — средство и ролевого, и межличностного общения, которое принципиально отличается от других технических средств, включая стационарные телефоны, уже тем, что он находится в симбиозе со своим пользователем, перемещаясь вместе с ним во времени и пространстве. Мобильный телефон предоставляет возможности сочетать аудиообщение с обменом короткими текстовыми сообщениями (5М8 — 5пог1 те§8а§е зепчсе). В то же время он может быть компенсацией дефицитов общения, для чего достаточно завести свой собственный 8МЗ-чат (чат поэзии, чат сплетен и пр.) или использовать мобильник для поиска новых знакомых. Наконец, мобильник — средство общения с самим собой с помощью обмена 8М5, игр, перечитывания и обдумывания сохраненных 5М5-по-сланий. Общение происходит в определенных пространственных условиях. Пространство общения людей можно рассматривать в двух планах: социальное пространство в широком смысле, т.е. городская или сельская среда общения, и пространственное условие общения в узком смысле, т.е. как условие непосредственного контакта. Социальное пространство в широком смысле имеет определенные физические особенности, т.е. планировочно-архитектурные, а также социально-психологические, т.е. субкультуру, свойственную человеческому поселению определенного типа. Социальное пространство (в широком смысле) влияет на общение постольку, поскольку тип поселения, в котором живет человек, определяет количество населения, меру его гетерогенности (в данном случае меру культурной разнородности составляющих его людей), характер занятости населения и набор профессионально-социальных ролей, степень социальной дифференциации, уровень и характер мобильности, систему взаимодействия жителей. Все эти характеристики самым непосредственным образом влияют на то, каков потенциальный состав партнеров по общению у человека — количественный и качественный, — и, следовательно, на структуру и содержание возможных контактов с партнерами. Кроме того, тип поселения влияет на выбор видов и типов занятий, в процессе которых потенциально люди могут вступать в общение как со сверстниками, так и со старшими и младшими. Социальное пространство общения (в узком смысле) связано с явлением персонификации: каждый человек стремится персонифицировать в той или иной мере ту часть пространства, на которой происходит его жизнедеятельность. Признаками персонифицированного пространства можно считать следующие: стремление отделить его физически (например, своя комната в квартире, своя парта в классе); стремление отделить его социально, т.е. считать его, так сказать, своим владением (отсюда происходят драки между группами ребят, когда каждая из них претендует на то, что, скажем, такой-то сквер — это их территория); стремление к идентификации с определенной территорией, что проявляется в специфическом эмоциональном отношении к ней как к своей (наш двор, наша улица и пр.) (М.Хейдметс). Персонификация пространства общения имеет возрастные особенности. Во-первых, потенциальное социальное пространство общения (т.е. поселение в целом) с возрастом приобретает для человека все большую топографическую определенность. В связи с этим происходит постоянное расширение реального пространства его общения, а также осознание потенциальных возможностей использования все новых и новых частей социального пространства в широком смысле. Во-вторых, происходит функциональное обособление пространства общения. Общение определенных видов и с определенными группами или лицами локализуется на определенных территориях. В связи с тем, что различные части пространства могут быть более или менее приемлемы для какого-либо вида общения, человек выстраивает иерархию отдельных частей пространства по их предпочтительности для общения. Эта иерархия зависит от возраста, пола, социокультурной принадлежности человека.
|