Человек как субъект общения
В процессе своего развития во взаимодействии с агентами социализации, которое происходит в рамках микрофакторов социализации, человек проявляет свою субъектность и субъективность. Для того чтобы процесс проявления человеком себя субъектом общения протекал нормально, необходимо наличие ряда внешних условий и внутренних предпосылок. Базовой внутренней предпосылкой становления человека субъектом общения является наличие у него потребности в общении, которая имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми (А.Н.Леонтьев). Как и любая другая, потребность в общении является источником активности человека. Потребность в общении — сложное структурное образование, в котором нас интересуют две составляющие: потребность в эмоциональном контакте и потребность в уединении. Потребность в эмоциональном контакте можно трактовать как переживаемую (не всегда осознанную) нужду человека в двусторонних или многосторонних отношениях, в которых он: а) чувствует себя предметом интереса и симпатии со стороны других людей; б) солидарен с окружающими, переживая их горести и радости (К.Обуховский). Эта потребность реализуется самыми различными способами и в самых различных сферах. Основной сферой реализации потребности в эмоциональном контакте является сфера межличностных отношений, в которые вступает человек с окружающими его людьми в семье, во дворе, в различных организациях и т.д. Здесь реализация потребности имеет явный характер. Вместе с тем типичной является ситуация, когда реализация потребности в эмоциональном контакте имеет скрытый характер. Это происходит тогда, когда она реализуется в других сферах жизнедеятельности. Так, например, стремление к участию в различной совместной деятельности нередко есть следствие в том числе и стремления к общению с партнерами. В то же время работа, учебный процесс, спортивные увлечения и т.д. становятся сферами реализации человеком и потребности в эмоциональных контактах. Возможности для этого бывают большими или меньшими в зависимости от разнообразия, насыщенности, привлекательности для человека жизнедеятельности той или иной организации. Одновременно общение в организациях, если оно становится лич-ностно значимым для человека, способствует развитию потребности в эмоциональных контактах. Потребность в уединении — это переживаемая и не всегда осознаваемая нужда человека вести внутренний диалог с самим собой или с кем-то воображаемым, как правило, наедине, но иногда и в присутствии других людей. Реализация потребности в уединении возможна в связи с тем, что у человека происходит «разделение личности сознанием на Я — Я- другое, или на Я — не-Я, или, наконец, примысливание в качестве партнера любой иной личности, и даже фантастической. Сюда следует отнести также наделение духовными качествами неодушевленных объектов и включение их во внутренний диалог как полноправных коммуникантов»1. Развитость у человека потребности в уединении и способов ее реализации — важный показатель его социального и индивидуального развития. Ведь начиная с определенного возраста, для того чтобы найти путь к окружающим, надо сначала найти путь к себе. Наличие у человека потребностей в эмоциональном контакте и уединении и степень их развития являются важнейшими внут-риличностными условиями становления его субъектом общения. Но сами по себе они не определяют того, как ведет себя тот или иной человек в конкретной ситуации общения, каким образом он реализует в ней эти потребности. Поведение человека как субъекта общения определяют социальные установки. Под социальной установкой понимается целостное динамическое состояние субъекта, его готовность к проявлению активности по отношению к социальным объектам, что предполагает психологическое переживание их социальной ценности. Социальная установка возникает при наличии, с одной стороны, определенной потребности у субъекта, а с другой — ситуации удовлетворения этой потребности. Социальная установка имеет определенную структуру, где выделяются: а) познавательный (когнитивный) компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (кона-тивный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту) (Г.М.Андреева). Социальные установки образуют определенную установочную систему. Так, человек как субъект общения обладает социальными установками на самого себя как участника общения, на отношение к другим людям как к партнерам по общению, на сам процесс общения. Эти социальные установки формируются в процессе жизнедеятельности человека и оказывают существенное влияние как на реальное поведение, так и на восприятие им своей жизнедеятельности. Одна из самых важных установок человека как субъекта общения — «образ Я». Фокусом этой установки можно считать самоуважение, которое синтезирует в себе рассудочный (осознание себя) и эмоциональный (удовлетворенность собой) компоненты, а также в большой мере определяет поведение человека по отношению к самому себе и окружающим. Принятие себя, удовлетворенность собой — обычно следствие самооценки тех качеств, которые человек считает наиболее важными для себя. Одновременно уровень самоуважения зависит от того, что и в какой мере ценят в человеке окружающие, что они одобряют и поощряют и насколько это совпадает с его шкалой ценностей. Так, например, подросток или юноша могут низко оценивать свои успехи в учении, но если для них важнее успешность в спорте и достижения в нем удовлетворяют их самих и значимых для них людей, то и самоуважение может быть достаточно высоким. На самоуважение человека влияют практически все сферы общения. Уровень самоуважения самым непосредственным образом влияет на то, как человек реализует себя как субъект обще ния, определяет его поведение в процессе общения, выбор партнеров по общению, отношение к ним. Отношение человека к партнерам по общению — другая важная социальная установка. В зависимости от ее содержания он может проявлять интерес ко всем окружающим или только к тем партнерам, которые обладают определенными социальными, возрастными, половыми или личностными характеристиками. Он может воспринимать потенциальных или реальных партнеров по общению как заведомо ценных для себя или как неприятных и даже опасных. Он может относиться к окружающим с той или иной мерой заинтересованности, искренности, может ожидать от партнеров альтруистического или эгоистического поведения по отношению к себе. Все это, в свою очередь, во многом зависит от степени сформированности у человека установки на общительность или замкнутость. Общительность можно определить как сильно развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления (А.И.Аржанова, А. И. Ильина). Традиционно общительность/замкнутость рассматриваются как свойства личности. Однако такой подход односторонен. Он не учитывает того, что общительность/замкнутость по-разному проявляются в поведении человека в тех или иных ситуациях, т.е. как социальные установки. Общительность/замкнутость как социальные установки на участие в процессе общения формируются у человека под влиянием различных условий. Причем одни и те же условия могут повлиять на формирование общительности или замкнутости или остаться нейтральными по отношению к процессу их формирования. Так, физические недостатки — хромота, заикание, плохое зрение, непривлекательная внешность (особенно у девушек и женщин) — могут привести к замкнутости, если они фиксировались с ранних лет окружающими. В то же время человек с подобными недостатками может отличаться и повышенной общительностью, ибо общение становится определенной компенсацией дефицитов, порождаемых его физическими недостатками. В разные возрастные периоды развития человека общительность и замкнутость как социальные установки могут сменять друг друга или находиться в различном соотношении. Они могут проявляться или не проявляться в зависимости от конкретных ситуаций. Общительность/замкнутость могут проявляться по-разному в сфере свободного общения и в общении в тех или иных сферах жизнедеятельности. Это связано обычно с интересами человека. При наличии интереса замкнутый человек может проявлять не свойственную ему общительность, стремясь к совместной с партнерами работе, игре или спортивным занятиям. Общительность определяет во многом стремление человека к общению и установлению контактов с тем или иным количеством партнеров. Но не только общительность. На стремление к общению влияет и наличие или отсутствие у человека социальной установки на другого человека, сформированность у него аттракции. Аттракция (от фр. attraction — привлечение, тяготение) понимается как взаимное тяготение людей друг к другу, как социальная установка, в которой представлено отношение к другому человеку. Как и всякая социальная установка, аттракция содержит три компонента. Рассудочный (когнитивный) компонент представлен ожиданием от другого человека альтруистических действий и определенной позитивной оценкой отношений с этим человеком. Аффективный компонент содержит общую эмоциональную оценку другого человека, которая сопровождается различным уровнем физиологического возбуждения и определяется субъектом словами «хороший», «приятный» и т.д. Поведенческий компонент включает в себя предрасположенность к альтруистическим действиям по отношению к другому человеку, желание помочь ему, способствовать его благополучию (Л.Я.Гозман). В повседневном общении аттракция проявляется в виде симпатии, в товарищеских или приятельских отношениях, в дружбе, любви. В общении в основном проявляется ее аффективный компонент (во всяком случае так принято считать). Но в формировании аттракции как социальной установки на другого человека определяющее значение имеет ее когнитивный компонент, т.е. для того чтобы аттракция сформировалась, необходимо, чтобы человек знал систему ценностей в сфере общения, принятую в среде окружающих его людей, и те оценочные термины, в которых она выражается. Важной социальной установкой человека на отношение к партнерам по общению является готовность к эмпатии, т.е. к сопереживанию и сочувствию. К социальным установкам на процесс общения можно отнести следующие: не заинтересованность в проблеме общения; на стремление быть интересным для партнеров и заинтересовывать их собой и темой общения; на поддержание определенной эмоциональной атмосферы и учет психологического состояния партнеров; на толерантность к чужим идеям, доходчивое объяснение своих идей; на активное слушание, ясное говорение и ненавязчивость. Социальные установки во многом определяют характер общения, в которое вступает человек, меру эмоциональной привязанности к партнерам. Социальные установки реализуются по-разному в зависимости от характерологических особенностей конкретных людей, и оттого, насколько тот или иной человек обладает коммуникативными умениями. Термином «умение» обозначают владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Основными коммуникативными умениями можно считать следующие: -умение ориентироваться в партнерах, т.е., как минимум, определять характер человека, его настроение, читать экспрессию поведения и верно ее истолковывать; - умение ориентироваться в отношениях с возможными партнерами и между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого статусов, в степени возможной близости и в мере доверительности в общении с ними; -умение ориентироваться в ситуации общения. Коммуникативные умения формируются у человека в его общении с окружающими в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их формирования зависят в том числе от того, насколько человек сознательно способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих умений момент целенаправленного их развития со стороны родителей, воспитателей, руководителей. Эффективность формирования и применения коммуникативных умений, а также общая успешность реализации себя как субъекта общения связаны с уровнем общего развития человека, в частности с его информированностью. Роль информированности в общении увеличивается с возрастом. В любом возрасте и в любой среде общения информированность играет важную роль. Это проявляется особенно ярко при появлении в коллективе нового человека: окружающие сразу же стремятся выявить информированность новичка, меру новизны и значимость его информации для себя. Спустя некоторое время (обычно не более полугода) интерес к новичкам падает. Их информированность определена, и, возможно, исчерпана ее новизна. Уровень общего развития человека как субъекта общения весьма существенно связан с его речевым развитием. Важнейшим показателем этого развития можно считать словарный запас. Основным источником словарного запаса детей является лексикон окружающих их взрослых, используемый ими в общении между собой и ребятами (определенная часть словарного запаса, черпаемого у взрослых, начинает использоваться в речи довольно поздно—в ранней юности и позднее). Вторым источником можно считать общение со сверстниками в коллективах и группах. Третьим источником словарного запаса является процесс образования, которое осуществляется учебными учреждениями, а также средствами массовой коммуникации. Однако следует подчеркнуть, что второй и третий источники накопления словарного запаса детьми, подростками, юношами, девушками далеко не полностью компенсируют, как правило, бедность словаря окружающих взрослых. Как показывают исследования, люди с хорошим речевым развитием, обладающие большим словарным запасом, охотнее и эффективнее вступают в общение, активнее участвуют в жизнедеятельности коллективов, организаций. Общий уровень информированности в сочетании с тем или иным словарным запасом существенно влияют на способность человека творчески подходить к участию в общении (У. В. Кала, X. Й. Лийметс). Это тем более важно, что множество ситуаций общения могут рассматриваться как проблемные, требующие от субъектов общения проявления нестандартного подхода к ним. Таковы внутриличностные предпосылки, определяющие проявление человеком себя в качестве субъекта общения, успешность и эффективность его общения с окружающими в коллективах и организациях и вне их, в различных сферах жизнедеятельности.
|