Глава одиннадцатая. 1. В подлиннике πα̃σά τε γάρ αϊσJησις; не перевожу γάρ
1. В подлиннике πα̃σά τε γάρ αϊσJησις; не перевожу γάρ вовсе, так как эта частица связывает здесь текст не с непосредственно предшествующим, а с вышестоящей фразой («в этом и заключается затруднение — много ли осязании или одно?»), оттенить это по-русски невозможно. 2. Используем толкование Симплиция; по Темистию разумеется ощущающий орган. 3. Цальфлейш комментирует всё это неясное место так: из предшествующего опыта с искусственной кожей можно было бы усмотреть, что при осязании, как при других ощущениях, следует допустить внешнюю среду, через которую чувственные раздражения доходят до соответствующего органа чувств, и в этом отношении три других области ощущений (зрение, слух, обоняние) одинаковы, для них необходимым условием является воздух. Одновременно они обладают свойственными им специфическими показателями. Такого показателя у осязания мы непосредственно не знаем. Поскольку же осязание предполагает твердое тело и поскольку все живые тела состоят не только из воздуха и воды, постольку в отношении осязательного органа приходится присоединить в качестве третьего элемента землю (стр. 12). 4. Как влажность характеризует воду, так текучесть должна определять воздух (Тренделенбург). Родье, ссылаясь на «О возникновении и уничтожении» (II, 2,330а16), считает, что под текучестью тоже разумеется вода, но в качестве чего-то влажного на поверхности. 5. В перевод вложен смысл, выявленный Тренделенбургом: intellegas verba ita iuncta: λανJάνει δέ μα̃λλον ήμα̃ς, εί διρόν διερου̃ άπτεται. ω̃σπερ х αί τά έν τψ̃ ύδατι ζψ̃αλαν Jάει, εί ύγρον ύγρου̃. (стр. 334). 6. На самом деле при всех ощущениях имеется среда. 7. Имеются в виду, с одной стороны, осязательные ощущения, с другой — все остальные. 8. Сравнение осязательного органа с глазом основано на недоразумении. Кирхман правильно замечает: «глаз не видит того, что на него положено не потому, что он является органом зрения, но потому, что слишком большая близость препятствует необходимому преломлению лучей. Как раз прикосновение доставляет чувствующим нервам соответствующее возбуждение, поэтому для кожи, как осязательного органа, такое прикосновение совершенно необходимо». 9. Вероятно, имеется в виду «О возникновении и уничтожении», II, 2, 329b18.
|