Студопедия — Глава четвертая. 1. Отделимая не от тела, а отделимая (несвязанная) от таких частей души, как растительная или представляющая способность (Плутарх
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава четвертая. 1. Отделимая не от тела, а отделимая (несвязанная) от таких частей души, как растительная или представляющая способность (Плутарх






 

1. Отделимая не от тела, а отделимая (несвязанная) от таких частей души, как растительная или представляющая способность (Плутарх, Филопон). По Родье, это единственно возможное толкование.

2. Здесь как будто противоречие: с одной стороны, приравнивая умозрительное знание чувственному, мы в мышлении усматриваем страдательный процесс и тут же заключаем через ара, что мысль не причастна страданию. Тренделенбург обратил внимание на нижестоящее сравнение чувственной способности о умом. Ощущение имеет свою самостоятельность, поскольку возможность ощущения стоит вне зависимости от воздействующего чувственного объекта. Таким образом, имея в виду άπάJεια в ощущениях, можно говорить и о непричастности страданию мышления (стр. 384). Уоллес толкует так: рецептивность, о которой идет речь выше, предполагает активное состояние — силу восприятия; иостуем, таким образом, обозначает здесь деятельность — брать, схватывать (ср. также Родье).

3. Вернет считает толкование Аристотеля исторически не оправданным («Early Greek Philos.», p. 283). Сам Аристотель точно излагает взгляд Анаксагора в «Физике»: «Поэтому правильно говорит Анаксагор, утверждая, что разум не подвержен воздействию и не смешан, после того, как он сделал его началом движения, ибо таким только образом он может приводить в движение, будучи неподвижным, и может иметь господство, будучи несмешанным» (256b25). «То есть, чтобы познавать» — самостоятельная интерпретация Аристотеля в целях обоснования собственной мысли.

4. Надо думать, здесь Аристотель исходит из аналогии с небесными телами: солнца не видно, если его загораживает луна, так ум может затмеваться чем-либо посторонним.

5. Имеется в виду Платон.

6. Аристотель исходит из соображения, что между чистой возможностью и законченной действительностью — ряд ступеней.

7. К. Марко пометил: «т. е. сущность и бытие, essentia и existentia» (стр. 107); ср. I книга, глава 1, примечание 6.

8. Тренделенбург интерпретирует: «Ломаная линия произошла из прямой и поэтому представляет собою позднейшее образование, предполагающее в качестве предшествующей прямую линию... Подобное происходит с разумом, когда он усваивает понятие вещи и после устранения случайных придатков устанавливает его подлинный вид» (стр. 393).

9. Буквально: будет двоица. О линии, как двух точках, расположенных в длину, см. «Метафизику» (1043а34). Родье толкует: линия, отрешенная от материальности, есть только двоица: связь между двумя точками. Тренделенбург, склоняясь к другому истолкованию, ставил интерпретацию двоицы, как основания прямой линии, в связь о учением Платона о числах. Примыкая к последнему соображению, К. Маркс пометил: «Согласно Платону, единство, сущность линии есть двоица прямой линии».

10. А именно у чувственного восприятия и разумного постижения (Тренделенбург).

11. Равносильно διέαυτόν (через самого себя).

12. Александр Афродизийский истолковывает это место в том смысле, что разум сравнивается не с самой письменной доской, а с тою особенностью, что на ней ничего не написано; письменной же доске будет соответствовать душа или живое существо, которому она принадлежит.

13. Вопрос поставлен вскользь и в настоящей главе остается без ответа. Филопон считает, что вообще Аристотель не разрешает этого вопроса. Уоллес и Суземиль отсылают к следующей главе (деятельный ум всегда мыслит).

14. Родье интерпретирует: «В материальных вещах умопостигаемое дано лишь в зародыше. Материальные предметы не составляют интеллекта, так как последний реализует умопостигаемое и совпадает с умопостигаемым лишь в его завер

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 337. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия