Отвращение
Лучший СЃРїРѕСЃРѕР± рассеять сомнения оппонентов заключался РІ том, чтобы полностью повторить РІСЃРµ исследования РІ РґСЂСѓРіРѕР№ примитивной изолированной культуре. Р’ идеале, повторить исследования должен был кто–то РґСЂСѓРіРѕР№ — кто хотел Р±С‹ доказать РјРѕСЋ неправоту. Если Р±С‹ такой человек обнаружил Р±С‹ то же самое, что обнаружил СЏ, то это Р±С‹ очень укрепило РјРѕРё позиции. Благодаря РґСЂСѓРіРѕРјСѓ счастливому стечению обстоятельств эту задачу блестяще выполнил антрополог Карл Хайдер. Хайдер недавно вернулся РёР· Р?ндонезии, точнее РёР· той части страны, которая называется теперь Западным Арианом. Там РѕРЅ РІ течение нескольких лет занимался изучением РґСЂСѓРіРѕР№ изолированной РіСЂСѓРїРїС‹ туземцев РёР· племени дани. [13] Хайдер сказал РјРЅРµ, что РІ РјРѕРёС… исследованиях что–то РЅРµ так, потому что люди племени дани даже РЅРµ имеют слов для обозначения эмоций. РЇ познакомил его СЃРѕ всеми материалами РјРѕРёС… исследований Рё предложил повторить РјРѕРё эксперименты РїСЂРё следующем посещении этого племени. Его результаты РІ точности совпали СЃ РјРѕРёРјРё — даже РІ отношении не–способности четко различать удивление Рё страх.[14] Тем РЅРµ менее даже сегодня РЅРµ РІСЃРµ антропологи убеждены РІ правильности РјРѕРёС… выводов. Несколько известных РјРЅРµ психологов, занимающихся главным образом вопросами языка, указывают РЅР° то, что наши исследования среди грамотных людей, РІРѕ время которых РјС‹ просили респондентов называть эмоцию, соответствующую конкретному выражению лица, РЅРµ подтверждают принцип универсальности, так как слова, определяющие каждую эмоцию, РЅРµ имеют идеального перевода РЅР° РґСЂСѓРіРёРµ языки. РўРѕ, как эмоции отображаются РІ языке, является, разумеется, продуктом культуры, Р° РЅРµ эволюции. РќРѕ результаты обследования более чем двадцати грамотных культур Запада Рё Востока РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ том, что мнение большинства представителей культуры Рѕ том, какая эмоция проявляется РІ данном выражении лица, оказывается одинаковым. Несмотря РЅР° проблему перевода, Сѓ нас РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ возникало ситуации, РІ которой большинство людей РІ РґРІСѓС… культурах приписывало Р±С‹ разные эмоции РѕРґРЅРѕРјСѓ Рё тому же выражению лица. РќРёРєРѕРіРґР°! Р? разумеется, наши выводы опирались РЅРµ только РЅР° те исследования, РІ С…РѕРґРµ которых люди должны были описать фотографию каким–то РѕРґРЅРёРј словом. Р’ РќРѕРІРѕР№ Гвинее РјС‹ использовали истории для описания события, вызвавшего эмоцию. РњС‹ также просили РёС… изображать эмоции. Рђ РІ РЇРїРѕРЅРёРё РјС‹ фактически измеряли движения самого лица, показывая таким образом, что РєРѕРіРґР° люди находятся РІ одиночестве, то РїСЂРё просмотре неприятного фильма Сѓ РЅРёС… работают РѕРґРЅРё Рё те же мышцы лица, кем Р±С‹ эти люди РЅРё были — японцами или американцами. Другой критик СЃ пренебрежением РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ наших исследованиях РІ РќРѕРІРѕР№ Гвинее РЅР° том основании, что РјС‹ использовали РЅРµ конкретные слова, Р° истории, описывающие социальные ситуации.[15] РћРЅ утверждал, что эмоции — это слова, хотя РІ действительности это РЅРµ так. Слова являются лишь обозначениями эмоций, Р° РЅРµ эмоциями как таковыми. Рмоция — это процесс, особый тип автоматической оценки, несущей РЅР° себе отпечаток нашего эволюционного Рё индивидуального прошлого; РІ С…РѕРґРµ этой оценки РјС‹ ощущаем, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ что–то важное для нашего благополучия Рё совокупность физиологических изменений Рё эмоциональных реакций вступает РІРѕ взаимодействие СЃ текущей ситуацией. Слова — это лишь РѕРґРёРЅ РёР· СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ отображения эмоций, Рё РјС‹ действительно используем РёС…, РєРѕРіРґР° испытываем эмоциональное возбуждение, РЅРѕ РјС‹ РЅРµ можем сводить эмоции только Рє словам. Никто РЅРµ знает наверняка, какое сообщение РјС‹ автоматически принимаем, РєРѕРіРґР° РІРёРґРёРј чье–то выражение лица. РЇ подозреваю, что такие слова, как «гнев» или «страх», РЅРµ относятся Рє числу обычно передаваемых нами сообщений, РєРѕРіРґР° РјС‹ оказываемся РІ соответствующей ситуации. РњС‹ используем эти слова, РєРѕРіРґР° РіРѕРІРѕСЂРёРј РѕР± эмоциях. Гораздо чаще сообщение, которое РјС‹ получаем, очень напоминает то, которое РјС‹ получали благодаря нашим историям, — РЅРµ абстрактное слово, Р° определенное ощущение того, что человек собирается делать РІ следующий момент, или того, что заставило человека испытывать какую–то эмоцию. Еще РѕРґРёРЅ совершенно РґСЂСѓРіРѕР№ тип доказательств также поддерживает утверждение Дарвина Рѕ том, что выражения эмоций РЅР° лице универсальны Рё являются результатом нашей эволюции. Если выражения РЅРµ нужно усваивать, то тогда те, кто рождаются слепыми, должны демонстрировать те же выражения эмоций, как Рё те, кто родились зрячими. РњРЅРѕРіРёРµ исследования РЅР° эту тему были проведены Р·Р° последние шестьдесят лет, Рё РёС… результаты неизменно подтверждали это предположение, особенно РІ отношении спонтанных выражений лица.[16] Результаты наших кросскультурных исследований стимулировали РїРѕРёСЃРє ответов РЅР° множество РґСЂСѓРіРёС… РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рѕ выражениях эмоций: сколько выражений РјРѕРіСѓС‚ придавать своему лицу люди? Предоставляют выражения лица достоверную или же вводящую РІ заблуждение информацию? РњРѕРіСѓС‚ ли люди «лгать лицом», РїРѕРґРѕР±РЅРѕ тому, как РѕРЅРё лгут словами? Нам предстояло так РјРЅРѕРіРѕ сделать Рё так РјРЅРѕРіРѕ узнать. Теперь же РјС‹ имеем ответы РЅР° РІСЃРµ эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, как Рё РЅР° РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ. РЇ выяснил, сколько выражений может принимать наше лицо: оказалось, что более десяти тысяч, Рё СЏ определил те РёР· РЅРёС…, которые имеют наиболее важное значение для наших эмоций. Более двадцати лет тому назад РјС‹ СЃ Уолли Фризеном составили первый атлас человеческого лица, который состоял РёР· словесных описаний, фотографий Рё последовательностей кинокадров Рё давал возможность измерять движения лица РІ анатомических терминах. Работая над этим атласом, СЏ научился тому, как выполнять любые мышечные движения РЅР° моем собственном лице. Р?РЅРѕРіРґР° для проверки того, что выполняемое РјРЅРѕР№ движение было вызвано сокращением конкретной мышцы, СЏ протыкал кожу лица иглой, чтобы обеспечить электростимуляцию Рё сокращение мышцы, создающей нужное выражение. Р’ 1978 Рі. описание нашей методики измерения движений лица — FACS (Facial Action Coding System) «Система кодирования движений лица» — было выпущено отдельной РєРЅРёРіРѕР№. РЎ тех РїРѕСЂ этот инструмент широко используется сотнями ученых РёР· разных стран для измерения движений лица, Р° специалисты РїРѕ компьютерам активно работают над тем, как автоматизировать Рё ускорить такие измерения.[17] Р—Р° прошедшие РіРѕРґС‹ СЏ использовал FACS для изучения тысяч фотографий Рё РјРЅРѕРіРёС… тысяч выражений лиц, заснятых РЅР° кино–и видеопленку, Рё измерял каждое мышечное движение для каждого выражения эмоции. РЇ стремился узнать РѕР± эмоциях как можно больше, измеряя выражения лиц пациентов психиатрических клиник Рё людей СЃ сердечно–сосудистыми заболеваниями. РЇ изучал также нормальных людей, которые показывались РІ выпусках новостей CNN или были участниками РјРѕРёС… лабораторных экспериментов РїРѕ провоцированию эмоций. Р—Р° последние двадцать лет СЏ сотрудничал СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё учеными для выяснения того, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ нашем теле Рё нашем РјРѕР·РіРµ, РєРѕРіРґР° выражение какой–то эмоции появляется РЅР° нашем лице. РџРѕРґРѕР±РЅРѕ тому, как имеются разные выражения для гнева, страха, отвращения Рё печали, имеются Рё разные профили физиологических изменений РІ органах нашего тела, генерирующие для каждой эмоции СЃРІРѕРё уникальные ощущения. Наука только сейчас начинает определять модели работы головного РјРѕР·РіР°, лежащие РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ проявления каждой эмоции.[18] Р?спользуя FACS, РјС‹ научились выявлять РЅР° лице признаки, указывающие РЅР° то, что человек лжет. РўРѕ, что СЏ назвал микровыражениями, С‚.Рµ. очень быстрые движения лица, продолжающиеся менее 1/5 секунды, являются важными источниками утечки информации, позволяющей узнать, какую эмоцию человек пытается скрыть. Неискренние выражения лица РјРѕРіСѓС‚ разоблачать себя разными способами: обычно РѕРЅРё слегка асимметричны Рё РёС… появление Рё исчезновение СЃ лица РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ чересчур резко. РњРѕРё исследования РїРѕ выявлению признаков лжи стали причиной моего сотрудничества СЃ СЃСѓРґСЊСЏРјРё, адвокатами Рё полицейскими, Р° также СЃ ФБР, Р¦РРЈ Рё СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё подобными организациями РёР· дружественных нам стран. РЇ учил всех этих людей тому, как можно точнее определить, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ ли человек правду или лжет. Рта работа помогла РјРЅРµ получить возможность изучить выражения лиц Рё эмоции шпионов, СѓР±РёР№С†, растратчиков, зарубежных национальных лидеров Рё РјРЅРѕРіРёС… РґСЂСѓРіРёС… людей, СЃ которыми профессор психологии обычно РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ встречается лично.[19] РљРѕРіРґР° СЏ написал уже больше половины этой РєРЅРёРіРё, РјРЅРµ была предоставлена возможность провести пять дней РІ обществе его святейшества далай–ламы, чтобы обсудить СЃ РЅРёРј проблему деструктивных эмоций. Р’ наших беседах принимали участие еще шесть человек — ученые Рё философы, которые также излагали СЃРІРѕРё воззрения.[20] Знакомство СЃ РёС… воззрениями Рё участие РІ РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё позволило РјРЅРµ познакомиться СЃ новыми идеями, которые СЏ отразил РІ этой РєРЅРёРіРµ. РўРѕРіРґР° же СЏ впервые узнал Рѕ взглядах РЅР° эмоции тибетских буддистов, Рё эти взгляды оказались совсем РЅРµ похожими РЅР° те, которые выработались Сѓ нас РЅР° Западе. РЇ СЃ удивлением обнаружил, что идеи, изложенные РјРЅРѕР№ РІ главах 2 Рё 3, оказались совместимыми СЃ воззрениями буддистов, Р° взгляды буддистов предполагали расширение Рё уточнение РјРѕРёС… идей, что Рё заставило меня существенно изменить эти главы. РЇ узнал РѕС‚ его святейшества далай–ламы Рѕ РјРЅРѕРіРёС… разных СѓСЂРѕРІРЅСЏС… познания, РѕС‚ эмпирического РґРѕ интеллектуального, Рё поверил РІ то, что РјРѕСЏ РєРЅРёРіР° существенно выиграет РѕС‚ полученных РјРЅРѕР№ знаний.[21] Рта РєРЅРёРіР° РЅРµ Рѕ буддистских взглядах РЅР° эмоции, РЅРѕ СЏ действительно время РѕС‚ времени указываю РЅР° имеющиеся совпадения наших взглядов Рё РЅР° те моменты, РєРѕРіРґР° благодаря этим совпадениям Сѓ меня возникли оригинальные идеи. РћРґРЅР° РёР· новых областей исследований, представляющих особый интерес для ученых, связана СЃ изучением механизмов возникновения эмоций.[22] РњРЅРѕРіРѕРµ РёР· того, Рѕ чем СЏ здесь писал, основывается РЅР° результатах таких исследований, РЅРѕ РјС‹ еще РЅРµ столько знаем Рѕ нашем РјРѕР·РіРµ, чтобы ответить РЅР° РјРЅРѕРіРёРµ РёР· РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, обсуждавшихся РІ этой РєРЅРёРіРµ. РњС‹ действительно РјРЅРѕРіРѕ знаем РѕР± эмоциональном поведении — вполне достаточно, чтобы ответить РЅР° самые главные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рѕ роли эмоций РІ нашей повседневной жизни. РўРѕ, Рѕ чем СЏ рассказываю РІ следующих главах, основывается главным образом РЅР° РјРѕРёС… собственных исследованиях эмоционального поведения, РІ С…РѕРґРµ которых РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ изучались особенности, виденные РјРЅРѕР№ РІ разных эмоциональных ситуациях РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… разных культурах. Осмыслив этот материал, СЏ решил написать Рѕ том, что, как РјРЅРµ кажется, должны знать люди для лучшего понимания СЃРІРѕРёС… эмоций. Хотя РѕСЃРЅРѕРІСѓ для написания этой РєРЅРёРіРё обеспечили РјРЅРµ проведенные РјРЅРѕР№ исследования, СЏ сознательно выходил Р·Р° рамки доказанного наукой, чтобы включить РІ РєРЅРёРіСѓ также Рё то, что, РїРѕ моему мнению, является верным, РЅРѕ остается еще РЅРµ доказанным СЃ научной точки зрения. РЇ обращался Рє нескольким вопросам, которые, как РјРЅРµ кажется, небезынтересны людям, желающим сделать СЃРІРѕСЋ эмоциональную жизнь более комфортной. Работа над РєРЅРёРіРѕР№ дала РјРЅРµ РЅРѕРІРѕРµ понимание эмоций, Рё СЏ надеюсь, что это РЅРѕРІРѕРµ понимание появится теперь Рё Сѓ вас.
|