Предисловие ко второму изданию
РЇ особенно рад тому, что это, второе, издание «Психологии эмоций» дает РјРЅРµ возможность поделиться новыми идеями, догадками Рё результатами исследований, которые РјРѕРіСѓС‚ помочь читателю сделать его эмоциональную жизнь более комфортной. РЎ момента выхода первого издания РєРЅРёРіРё прошло уже четыре РіРѕРґР°. РЇ РѕР±РЅРѕРІРёР» выводы Рё послесловие Рё добавил РЅРѕРІСѓСЋ 10–ю главу, посвященную лжи Рё эмоциям, РІ которой попытался дополнить последние размышления Рѕ роли эмоций РІ выявлении лжи СЃРІРѕРёРјРё наблюдениями Р·Р° тем, как признаки эмоций помогают оценить правдивость слов человека. Рта глава отражает РјРѕР№ опыт исследований последних нескольких лет, РІ С…РѕРґРµ которых СЏ уделял РјРЅРѕРіРѕ времени вопросам возможности использования полученных результатов РІ решении задач повышения национальной безопасности. РњРѕСЏ цель РїСЂРё написании «Психологии эмоций» состояла РІ том, чтобы помочь людям усовершенствовать четыре важных навыка, Рё поэтому СЏ включил РІ эту РєРЅРёРіСѓ предложения Рё упражнения, которые, как СЏ надеюсь, РІС‹ найдете Рё полезными, Рё стимулирующими ваши дальнейшие усилия. Ртими четырьмя навыками являются: 1. Умение осознавать, РєРѕРіРґР° РІС‹ начинаете испытывать эмоцию, РґРѕ того как РІС‹ начинаете говорить или действовать. Приобрести этот навык труднее всего; РІ главе 2 объясняется, почему это так, Р° упражнения, призванные помочь вам улучшать осознание испытываемых вами эмоций, содержатся РІ главе 3 Рё РІ соответствующих разделах глав СЃ 5–й РїРѕ 8–ю, посвященных конкретным эмоциям. Выработка этого навыка позволит вам лучше понимать, РєРѕРіРґР° РІС‹ начинаете испытывать эмоциональное возбуждение. 2. Умение выбирать, как вести себя, РєРѕРіРґР° РІС‹ испытываете эмоцию, чтобы достигать СЃРІРѕРёС… целей, РЅРµ причиняя вреда РґСЂСѓРіРёРј людям. Назначение каждого эмоционального СЌРїРёР·РѕРґР° состоит РІ том, чтобы помочь нам быстро достичь наших целей, например убедить РґСЂСѓРіРёС… людей РІ необходимости утешить нас, напугать нападающего РЅР° нас преступника или добиться РјРЅРѕРіРёС… РґСЂСѓРіРёС… желаемых результатов. Самые удачные эмоциональные СЌРїРёР·РѕРґС‹ РЅРµ причиняют вреда Рё РЅРµ создают проблем тем людям, СЃ которыми РјС‹ имеем дело. Выработать это умение также непросто, РЅРѕ благодаря постоянной тренировке РѕРЅРѕ может стать частью вашего РЇ. (Р?нформация РїРѕ этой теме Рё необходимые упражнения содержатся РІ главах СЃ 4–й РїРѕ 8–ю.) 3. Умение чувствовать, какие эмоции испытывают РґСЂСѓРіРёРµ люди. Так как эмоции лежат РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ всех самых важных отношений, возникающих Сѓ нас СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё людьми, то РјС‹ должны быть восприимчивы Рє чувствам РґСЂСѓРіРёС… людей. Если РІС‹ захотите узнать больше, чем написано РІ этой РєРЅРёРіРµ, то РІС‹ можете воспользоваться РјРѕРёРјРё разработками, которые РїРѕРјРѕРіСѓС‚ вам быстро развить это умение. Р?нформацию Рѕ РЅРёС… смотрите РЅР° веб–сайте http://www.paulekman.com 4. Умение правильно использовать получаемую вами информацию Рѕ том, что чувствуют РґСЂСѓРіРёРµ люди. Р?РЅРѕРіРґР° это означает задавание человеку РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рѕ замеченной вами эмоции, признание того, что РѕРЅ чувствует, или корректировку вашей реакции РІ свете того, что РІС‹ выяснили. Ваша реакция Р±СѓРґСѓС‚ зависеть РѕС‚ того, кем является РґСЂСѓРіРѕР№ человек Рё какова история ваших отношений СЃ РЅРёРј. Как может варьироваться ваша реакция РІ отношениях СЃ членами семьи, коллегами РїРѕ работе Рё РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё, объясняется РІ последних разделах глав СЃ 5–й РїРѕ 8–ю. Глава 1. Рмоции РІ разных культурах РЇ включил РІ эту РєРЅРёРіСѓ РІСЃС‘, что узнал РѕР± эмоциях Р·Р° последние СЃРѕСЂРѕРє лет Рё что, РїРѕ моему убеждению, может помочь человеку улучшить его эмоциональную жизнь. Большая часть написанного РјРЅРѕР№ – РЅРѕ РЅРµ РІСЃС‘ – подкрепляется результатами исследований РґСЂСѓРіРёС… ученых, занимающихся изучением эмоций. Особая цель РјРѕРёС… собственных исследований состояла РІ выработке профессионального умения читать Рё измерять проявления эмоций РЅР° лице. Обладая таким умением, СЏ СЃРјРѕРі Р±С‹ различать РЅР° лицах незнакомцев, друзей Рё членов семьи те нюансы, которые РЅРµ замечают большинство людей, Рё благодаря этому СЏ Р±С‹ узнавал Рѕ РЅРёС… намного больше Рё вдобавок имел Р±С‹ время для проверки СЃРІРѕРёС… идей СЃ помощью экспериментов. РљРѕРіРґР° то, что СЏ пишу, основывается РЅР° РјРѕРёС… собственных наблюдениях, СЏ подчеркиваю этот факт такими словами, как «по РјРѕРёРј наблюдениям», «я уверен», «мне кажется…» Рђ РєРѕРіРґР° то, что СЏ пишу, основывается РЅР° результатах научных экспериментов, СЏ даю ссылку РЅР° конкретных источник, подкрепляющий РјРѕРё слова. Значительная часть того, что написано РІ этой РєРЅРёРіРµ, появилось РїРѕРґ влиянием результатов РјРѕРёС… межкультурных исследований выражений лица. РћРЅРё навсегда изменили РјРѕР№ взгляд РЅР° психологию РІ целом Рё РЅР° эмоции РІ частности. Рти результаты, полученные РІ таких разных странах, как Папуа–Новая Гвинея, РЎРЁРђ, РЇРїРѕРЅРёСЏ, Бразилия, Аргентина, Р?ндонезия Рё бывший Советский РЎРѕСЋР·, способствовали генерированию РјРѕРёС… собственных идей Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ эмоций. Р’ С…РѕРґРµ РјРѕРёС… первых научных исследований, проведенных РІ конце 1950–х РіРі., СЏ РЅРµ проявлял вообще никакого интереса Рє выражениям лица. Р’СЃРµ РјРѕРµ внимание было приковано Рє движениям СЂСѓРє. РњРѕР№ метод классификации жестов позволял различать невротически Рё психотически депрессивных пациентов Рё оценивать, насколько улучшилось РёС… состояние после лечения.[1] Р’ начале 1960–х РіРі. ещё даже РЅРµ было метода для непосредственного точного измерения сложных, часто очень быстрых движений лица, которые демонстрировали депрессивные пациенты. РЇ РЅРµ имел представления Рѕ том, СЃ чего начать, Рё РЅРµ предпринял никаких реальных действий РІ этом направлении. Четверть века спустя, РєРѕРіРґР° СЏ разработал метод измерения движений лица, СЏ вернулся Рє кинопленкам, РЅР° которых были сняты эти пациенты, Рё сумел сделать важные открытия, описанные РІ главе 5. РЇ РЅРµ думаю, что РІ 1965 Рі. СЏ перевел Р±С‹ фокус РјРѕРёС… исследований РЅР° изучение выражений лица Рё эмоций, если Р±С‹ РЅРµ РґРІР° благоприятных события. Во–первых, Агентство передовых исследовательских проектов (РђРРњРђ) РїСЂРё министерстве РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ РЎРЁРђ выделило РјРЅРµ грант РЅР° исследование невербального поведения РІ разных культурах. РЇ РЅРµ претендовал РЅР° получение этого гранта, РЅРѕ РІ результате разразившегося скандала главный исследовательский проект APRA (фактически служивший прикрытием для поддержки повстанцев РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· южных стран) был прикрыт Рё выделенные РЅР° него деньги необходимо было потратить где–нибудь Р·Р° рубежом РЅР° проведение исследований, неспособных вызвать никаких подозрений. РџРѕ счастливому стечению обстоятельств СЏ оказался РІ нужный момент РІ кабинете того человека, который должен был потратить эти деньги. РћРЅ был женат РЅР° уроженке Таиланда Рё находился РїРѕРґ впечатлением РѕС‚ того, насколько отличались ее невербальные коммуникации РѕС‚ тех, которые были привычны ему. РџРѕ этой причине РѕРЅ хотел, чтобы СЏ выяснил, что РІ таких коммуникациях является универсальным, Р° что характерным только для конкретных культур. Поначалу эта перспектива меня РЅРµ обрадовала, РЅРѕ СЏ решил РЅРµ отступать Рё доказать СЃРІРѕСЋ способность справиться Рё СЃ этой задачей. РЇ приступил Рє работе над проектом РІ полной уверенности РІ том, что выражения лица Рё жесты являются результатом социального научения Рё меняются РѕС‚ культуры Рє культуре, Рё так же считали те специалисты, Рє которым СЏ первоначально обратился Р·Р° консультацией: Маргарет РњРёРґ, Грегори Бейтсон, Рдвард Холл, РСЌР№ Бердвистел Рё Чарльз РћСЃРіСѓРґ. РЇ РІСЃРїРѕРјРЅРёР», что Чарльз Дарвин придерживался противоположного мнения, РЅРѕ был настолько уверен РІ его неправоте, что РЅРµ дал себе труда прочитать его РєРЅРёРіСѓ, посвященную этому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ. Во–вторых, большой удачей оказалась РјРѕСЏ встреча СЃ Сильваном РўРѕРјРєРёРЅСЃРѕРј. РћРЅ только что написал РґРІРµ РєРЅРёРіРё РѕР± эмоциях, РІ которых утверждал, что выражения лица являются врожденными Рё универсальными для нашего биологического РІРёРґР°, РЅРѕ РЅРµ имел доказательств РІ поддержку СЃРІРѕРёС… утверждений. РЇ РЅРµ думаю, что когда–нибудь прочитал Р±С‹ его РєРЅРёРіРё или встретился СЃ РЅРёРј самим, если Р±С‹ РјС‹ РѕР±Р° одновременно РЅРµ представили РІ РѕРґРёРЅ Рё тот же научный журнал наши собственные статьи: РѕРЅ — РѕР± исследовании лица, Р° СЏ — РѕР± исследовании движений тела.[2] РќР° меня произвели РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ впечатление глубина Рё широта мышления Сильвана, РЅРѕ СЏ считал, что РѕРЅ, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ Дарвину, придерживался ошибочного представления Рѕ врожденности, Р° значит, Рё универсальности выражений лица. РЇ был рад тому, что РІ СЃРїРѕСЂ вступил еще РѕРґРёРЅ участник Рё что теперь РЅРµ только Дарвин, написавший СЃРІРѕСЋ работу сто лет тому назад, оппонировал РњРёРґ, Бэйтсону, Бердвистелу Рё Холлу. Дело принимало новый РѕР±РѕСЂРѕС‚. Р’РѕР·РЅРёРє реальный научный СЃРїРѕСЂ между знаменитыми учеными, Рё СЏ, едва перешагнувший тридцатилетний рубеж, получил возможность, подкрепленную реальным финансированием, попытаться разрешить его раз Рё навсегда, дав ответ РЅР° следующий РІРѕРїСЂРѕСЃ: являются ли выражения лица универсальными или же РѕРЅРё, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ языкам, специфичны для каждой конкретной культуры? Перед такой перспективой нельзя было устоять! Меня РЅРµ волновало, кто окажется прав, хотя СЏ РЅРµ думал, что прав будет Сильван.[3] Р’ С…РѕРґРµ моего первого исследования СЏ показывал фотографии людям РёР· пяти стран (культур) — Чили, Аргентины, Бразилии, РЇРїРѕРЅРёРё Рё РЎРЁРђ — Рё РїСЂРѕСЃРёР» РёС… оценить, какие эмоции отображались каждым выражением лица. Большинство людей РІ каждой культуре соглашались СЃ тем, что выражения эмоций действительно РјРѕРіСѓС‚ быть универсальными.[4] РљСЌСЂСЂРѕР» Р?зард, еще РѕРґРёРЅ психолог, которого консультировал Сильван Рё который работал РІ РґСЂСѓРіРёС… культурах, провел практически тот же эксперимент Рё получил те же самые результаты.[5] РўРѕРјРєРёРЅСЃ ничего РЅРµ сказал РјРЅРµ РѕР± Р?зарде, Р° Р?зарду — РѕР±Рѕ РјРЅРµ. Сначала РјС‹ РѕР±Р° были недовольны тем, что практически РѕРґРЅРѕ Рё то же исследование одновременно выполняли РґРІР° разных ученых, РЅРѕ для науки было особенно ценно, что РґРІР° независимых исследователя пришли Рє РѕРґРЅРѕРјСѓ Рё тому же выводу. По–видимому, Дарвин был прав. РќРѕ как РјС‹ смогли установить, что люди РёР· РјРЅРѕРіРёС… разных культур соглашались РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ того, какая эмоция показывалась РёРј РЅР° СЃРЅРёРјРєРµ, РІ то время как большое число умных людей придерживались совершенно противоположного мнения? Рто были РЅРµ просто путешественники, утверждавшие, что выражения лиц японцев, или китайцев, или представителей иных культур имеют разные значения. Бердвистел, уважаемый антрополог, специализировавшийся РЅР° изучении выражений лица Рё жестов (протеже Маргарет РњРёРґ), писал, что РѕРЅ отверг идеи Дарвина, РєРѕРіРґР° обнаружил, что РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… культурах люди улыбаются, даже чувствуя себя несчастными.[6] Утверждение Бердвистела соответствовало точке зрения, доминировавшей РІ антропологии культур Рё РїРѕ большей части РІ психологии РІ целом, согласно которой РІСЃРµ имеющее социальную важность должно быть продуктом научения Рё, таким образом, изменяться РѕС‚ культуры Рє культуре. РЇ РїСЂРёРјРёСЂРёР» наши выводы РѕР± универсальности выражений эмоций СЃ утверждениями Бердвистела Рѕ различии этих выражений РІ разных культурах СЃ помощью идеи Рѕ правилах отображения. Рти правила, усваиваемые РІ результате социального научения Рё часто изменяющиеся РѕС‚ культуры Рє культуре, определяют, как следует управлять выражениями лица Рё кто, РєРѕРіРґР° Рё РєРѕРјСѓ может показывать СЃРІРѕСЋ ту или РёРЅСѓСЋ эмоцию. Р?менно благодаря этим правилам РЅР° большинстве публичных спортивных соревнований проигравший РЅРµ показывает РЅР° лице печали или разочарования, которые РѕРЅ РІ действительности испытывает. Правила отображения воплощаются РІ типичном приказании родителей: «Убери эту самодовольную улыбку СЃ лица». Такие правила РјРѕРіСѓС‚ требовать, чтобы РјС‹ ослабляли, усиливали, полностью скрывали или маскировали выражение той эмоции, которую РјС‹ РІ действительности испытываем.[7] РЇ проверил эту формулировку РІ СЂСЏРґРµ исследований, которые показали, что японцы Рё американцы имели одинаковые выражения лица, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё РІ одиночку смотрели фильмы Рѕ хирургических операциях Рё катастрофах, РЅРѕ РєРѕРіРґР° РѕРЅРё смотрели те же фильмы РІ присутствии исследователя, то японцы РІ большей степени, чем американцы, маскировали выражение негативных эмоций РЅР° лице СЃ помощью улыбки. Таким образом, наедине СЃ СЃРѕР±РѕР№ человек показывает врожденные выражения эмоций, Р° РЅР° людях — управляемые выражения.[8] Так как антропологи Рё большинство путешественников наблюдали именно публичное поведение, то СЏ имел собственные объяснения Рё доказательства его использования. Напротив, символические жесты, такие как утвердительные или отрицательные покачивания головой или поднятый РІ знак одобрения большой палец сжатой РІ кулак СЂСѓРєРё, безусловно, являются специфическими для данной культуры.[9] Р’ этом Бердвистел, РњРёРґ Рё большинство РґСЂСѓРіРёС… исследователей поведения человека были, безусловно, правы, хотя РѕРЅРё Рё заблуждались РІ отношении выражения эмоций РЅР° лице. РќРѕ здесь имелась РѕРґРЅР° лазейка, Рё если ее СЃРјРѕРі увидеть СЏ, то смогли Р±С‹ увидеть Рё РњРёРґ СЃ Бердвистелом, которые, как РјРЅРµ было известно, искали любой СЃРїРѕСЃРѕР± поставить РїРѕРґ сомнение РјРѕРё результаты. Р’СЃРµ люди, которых приходилось обследовать РјРЅРµ (Рё Р?зарду), могли усвоить западную манеру выражения эмоций РЅР° лице благодаря виденным РёРј РЅР° кино–и телеэкране фильмам СЃ участием Чарли Чаплина Рё Джона РЈСЌР№РЅР°. Научение через масс–медиа или контакты СЃ представителями РґСЂСѓРіРёС… культур могло объяснить, почему люди РёР· разных культур одинаково оценивали эмоции РЅР° показываемых РёРј фотографиях. РњРЅРµ нужна была визуально изолированная РѕС‚ остального РјРёСЂР° культура, представители которой РЅРёРєРѕРіРґР° Р±С‹ РЅРµ видели РЅРё кинофильмов, РЅРё телепередач, РЅРё журналов, Р° РїРѕ возможности, Рё вообще никаких людей РёР· РґСЂСѓРіРѕРіРѕ общества. Если Р±С‹ РѕРЅРё оценивали выражения эмоций РЅР° показываемых РёРј фотографиях точно так же, как жители Чили, Аргентины, Бразилии, РЇРїРѕРЅРёРё Рё РЎРЁРђ, то СЏ Р±С‹ оказался РЅР° РєРѕРЅРµ. Человеком, познакомившим меня СЃ культурой каменного века, был невропатолог Карлтон Гайдусек, проработавший более десяти лет РІ самых глухих уголках РќРѕРІРѕР№ Гвинеи. РћРЅ пытался найти причину странной болезни РїРѕРґ названием РєСѓСЂСѓ, которая уничтожила около половины представителей РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· таких малочисленных народов. Люди верили, что эта болезнь была наслана РЅР° РЅРёС… злым волшебником. Рљ тому моменту, РєРѕРіРґР° СЏ впервые приехал РЅР° остров, Гайдусек уже выяснил, что причиной болезни был РІРёСЂСѓСЃ замедленного действия СЃ длительным инкубационным периодом. РЈ местных жителей симптомы болезни, вызванной этим РІРёСЂСѓСЃРѕРј, начинали проявляться спустя несколько лет после заражения (подобным образом действует РІРёСЂСѓСЃ, вызывающий РЎРџР?Р”). РќРѕ Гайдусек еще РЅРµ знал, каким образом передается этот РІРёСЂСѓСЃ. (Оказалось, что РІРёСЂСѓСЃ передавался вследствие привычки Рє каннибализму. Рти люди РЅРµ съедали СЃРІРѕРёС… врагов, которые погибали РІ сражении Рё, как предполагалось, были здоровыми Рё сильными. РћРЅРё съедали только СЃРІРѕРёС… друзей, умерших РѕС‚ какой–нибудь болезни, РІ частности РѕС‚ РєСѓСЂСѓ. РћРЅРё ели РјСЏСЃРѕ сырым, Рё поэтому болезнь распространялась очень быстро. Через несколько лет Р·Р° открытие медленных РІРёСЂСѓСЃРѕРІ Гайдусек был удостоен Нобелевской премии.) Рљ счастью, Гайдусек понимал, что культуры каменного века РІСЃРєРѕСЂРµ полностью исчезнут, Рё поэтому израсходовал более сотни тысяч футов пленки РЅР° съемки нескольких фильмов Рѕ повседневной жизни представителей РґРІСѓС… вымирающих культур. Сам РѕРЅ РЅРё разу РЅРµ видел СЃРІРѕРёС… фильмов: ведь для просмотра всех отснятых РёРј кинопленок потребовалось Р±С‹ почти шесть недель. Таким было положение дел, РєРѕРіРґР° РЅР° сцене появился СЏ. Обрадованный тем, что хотя Р±С‹ Сѓ кого–то РІРѕР·РЅРёРє научный интерес Рє его фильмам, Гайдусек предоставил РІ РјРѕРµ распоряжение отснятые РёРј кинопленки, Рё РјС‹ СЃ РјРѕРёРј коллегой Уолли Фризеном потратили РЅР° РёС… тщательное изучение целых полгода. Фильмы содержали РґРІР° очень убедительных доказательства универсальности выражения эмоций РЅР° лице. Прежде всего нам РЅРё разу РЅРµ пришлось увидеть незнакомых выражений. Если Р±С‹ выражения лица усваивались исключительно посредством научения, то тогда эти полностью изолированные РѕС‚ остального РјРёСЂР° люди демонстрировали Р±С‹ новые выражения, которых РјС‹ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ видели прежде. РќРѕ таких выражений РјС‹ РЅРµ увидели. Однако по–прежнему сохранялась возможность того, что эти знакомые нам выражения лица сигнализируют Рѕ совсем РґСЂСѓРіРёС… эмоциях. РќРѕ, хотя РёР· фильмов РЅРµ всегда было понятно, что происходило СЃ человеком РґРѕ Рё после того, как Сѓ него РЅР° лице появлялось какое–то выражение, опрошенные нами местные жители подтвердили правильность наших интерпретаций. Если Р±С‹ выражения лица сигнализировали Рѕ разных эмоциях РІ разных культурах, то тогда постороннему человеку, абсолютно незнакомому СЃ данной культурой, было Р±С‹ невозможно правильно интерпретировать увиденные РёРј выражения. РЇ пытался думать Рѕ том, как Бердвистел Рё РњРёРґ стали Р±С‹ оспаривать это утверждение. РЇ представил себе, как РѕРЅРё заявляют: «Совершенно РЅРµ важно, что РІС‹ РЅРµ увидели новых выражений; просто те, которые РІС‹ видели, имеют РІ действительности РґСЂСѓРіРѕР№ смысл. Р’С‹ правильно РёС… отгадали потому, что получили подсказку РёР· социального контекста, РІ котором РѕРЅРё возникли. Р’С‹ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ видели выражение, которое было Р±С‹ изолировано РѕС‚ того, что происходило прежде, после или РІ тот же самый момент. РќРѕ если Р±С‹ РІС‹ его увидели, то РЅРµ смогли Р±С‹ определить, что РѕРЅРѕ означает». Чтобы закрыть эту лазейку, СЏ пригласил Сильвана, проживавшего РЅР° Восточном побережье, провести неделю РІ моей лаборатории. До его приезда РјС‹ отредактировали фильмы таким образом, чтобы РѕРЅ РјРѕРі видеть только сами выражения, вычлененные РёР· РёС… социального контекста, С‚. Рµ. фактически только лица, снятые крупным планом. РќРѕ Сильван РЅРµ испытал никаких проблем. Каждая РёР· его интерпретаций хорошо соответствовала социальному контексту, которого РѕРЅ РЅРµ видел. Более того, РѕРЅ РІ точности знал, как РѕРЅ получал информацию. РњС‹ СЃ Уолли могли лишь почувствовать, что Р·Р° эмоциональное сообщение передавалось каждым выражением, РЅРѕ наши оценки носили интуитивный характер; как правило, РјС‹ РЅРµ могли РІ точности сказать, какое послание направляло лицо, если только РЅР° лице РЅРµ появлялась улыбка. Сильван же уверенно РїРѕРґС…РѕРґРёР» Рє экрану Рё точно указывал, какие конкретные движения мышц лица сигнализировали Рѕ выражении данной эмоции. РњС‹ также захотели узнать его общее впечатление РѕР± этих РґРІСѓС… культурах. РћРЅ заявил, что РѕРґРЅР° РіСЂСѓРїРїР° выглядела вполне дружелюбно. Члены второй РіСЂСѓРїРїС‹ были РїРѕ характеру вспыльчивыми, очень подозрительными Рё имели гомосексуальные наклонности. Такими словами РѕРЅ описал представителей племени анга. Его оценки хорошо соответствовали тому, что нам рассказывал Гайдусек, работавший СЃ этими людьми. РћРЅРё периодически атаковали австралийских официальных лиц, пытавшихся основать поблизости государственную овцеводческую ферму. Рто племя, РїРѕ словам его соседей, отличалось крайней подозрительностью. Рђ его мужская половина РґРѕ вступления РІ брак имела только гомосексуальные СЃРІСЏР·Рё. ЧерР
|