Глава 2. Когда мы начинаем испытывать эмоции?
Большую часть времени наши эмоции служат нам вполне успешно, мобилизуя нас заниматься тем, что является важным РІ нашей жизни, Рё доставляя нам самые разные РІРёРґС‹ удовольствия. РќРѕ РёРЅРѕРіРґР° наши эмоции РјРѕРіСѓС‚ создавать нам проблемы. Рто случается тогда, РєРѕРіРґР° наши эмоциональные реакции становятся неадекватными ситуации РѕРґРЅРёРј РёР· трех следующих СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ. Во–первых, РјС‹ можем испытывать Рё показывать правильную эмоцию, РЅРѕ СЃ неправильной интенсивностью (например, наше беспокойство было оправданно, РЅРѕ РјС‹ проявили чрезмерный РёСЃРїСѓРі). Во–вторых, РјС‹ можем испытывать правильную эмоцию, РЅРѕ проявлять ее ненадлежащим образом (например, наш гнев был оправдан, РЅРѕ молчаливая форма его проявления была контрпродуктивной). Р’ главе 4 описываются СЃРїРѕСЃРѕР±С‹, которыми РјС‹ можем изменить эти РґРІРµ неподходящие эмоциональные реакции, СЃ неправильно выбранной интенсивностью или СЃ неправильно выбранным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј выражения эмоции. Р’ этой главе Рё РІ главе 3 СЏ рассматриваю третий тип неподходящей эмоциональной реакции — который труднее изменить Рё который оказывается даже хуже, чем первые РґРІР°. РћРЅ проявляется РЅРµ РІ том, что наша реакция оказывается чересчур сильной или выражается РІ неправильной форме, Р° РІ том, что РјС‹ вообще испытываем РЅРµ ту эмоцию, которую должны были Р±С‹ испытывать. Проблема состоит РЅРµ РІ том, что РјС‹ были слишком испуганы или проявили СЃРІРѕР№ страх ненадлежащим образом, Р° РІ том, что РјС‹, как выясняется позднее, вообще РЅРµ должны были испытывать страх. Почему возникла неподходящая эмоциональная реакция? Можно ли полностью разрушить триггер (С‚. Рµ. «спусковой механизм») эмоции так, чтобы, например, РєРѕРіРґР° Рє вашему телефонному разговору подключается РґСЂСѓРіРѕР№ абонент, РІС‹ РЅРµ испытывали гнева? Можно ли изменить эмоциональную реакцию таким образом, чтобы РІ этом случае РІС‹ проявили веселье или высокомерие? Если РјС‹ РЅРµ можем подавить или изменить нашу эмоциональную реакцию РЅР° триггер, то РЅРµ можем ли РјС‹ РїРѕ крайней мере ослабить ее силу, чтобы РЅРµ реагировать РЅР° событие неподходящим образом? Рти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РЅРµ возникли Р±С‹, если Р±С‹ РІСЃРµ РјС‹ одинаково реагировали РЅР° РѕРґРёРЅ Рё тот же стимул, если Р±С‹ каждое событие РІ нашей жизни вызывало одинаковую реакцию Сѓ каждого. РќРѕ очевидно, что РІ жизни так РЅРµ бывает: РѕРґРЅРё люди боятся высоты, Р° РґСЂСѓРіРёРµ — нет; РѕРґРЅРё оплакивали смерть принцессы Дианы как смерть самого близкого человека, Р° РґСЂСѓРіРёРµ продемонстрировали РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ полное безразличие. Однако имеются какие–то триггеры, которые РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ РІ действие РѕРґРЅСѓ Рё ту же эмоцию Сѓ всех: например, автомобильная катастрофа, которой чудом удалось избежать, обязательно вызывает кратковременный страх. Как это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚? Как каждый РёР· нас приобретает собственный уникальный набор триггеров эмоций Рё РІ то же время имеет такие же реакции, как Рё РІСЃРµ, РЅР° прочие триггеры? Почти каждый испытывает страх, РєРѕРіРґР° Сѓ стула, РЅР° котором РѕРЅ СЃРёРґРёС‚, внезапно подламываются ножки, РЅРѕ РѕРґРЅРё люди боятся летать РЅР° самолетах, Р° РґСЂСѓРіРёРµ нет. РњС‹ имеем одинаковые триггеры точно так же, как имеем общие выражения для каждой эмоции, РЅРѕ есть триггеры, специфичные РЅРµ только для данной культуры, РЅРѕ Рё для какого–то отдельного РёРЅРґРёРІРёРґР°. Как РјС‹ приобретаем триггеры эмоций, которых РјС‹ РЅРµ хотели Р±С‹ иметь? Глава 2 обращается РєРѕ всем этим вопросам. Нам необходимо получить ответы прежде, чем РјС‹ обратимся Рє практическому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ РёР· следующей главы Рѕ том, можем ли РјС‹ изменять то, что РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ РІ действие наши эмоции. Найти ответы РЅР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ нелегко, потому что РјС‹ РЅРµ можем РїРѕ своему усмотрению извлекать РёС… РёР· головы интересующего нас человека, как Рё РЅРµ можем (Рѕ причинах этого СЏ расскажу позднее) постоянно находить ответы, просто спрашивая людей Рѕ том, почему или РєРѕРіРґР° РѕРЅРё стали испытывать ту или РёРЅСѓСЋ эмоцию. Существуют специальные методы стимулирования появления образов РІ РјРѕР·РіСѓ, РІ частности метод функциональной магнитно–резонансной томографии (фМРРў), РїСЂРё использовании которого голова человека помещается внутри магнитной катушки Рё изображения генерируются активными участками РјРѕР·РіР° СЃ периодом РІ две–три секунды. Рљ сожалению, это слишком медленно для изучения того, как начинаются эмоции, потому что часто РѕРЅРё возникают менее чем Р·Р° РѕРґРЅСѓ секунду. Р? даже если фМРРў имеет необходимое разрешение РїРѕ времени, РѕРЅ РЅРµ даст нам полезных подсказок, так как будет просто определять, какие структуры РјРѕР·РіР° находятся РІ активном состоянии, Р° РЅРµ РІ чем выражается РёС… активность. Хотя РІ настоящее время еще нет достоверных научных данных, позволяющих дать окончательные ответы РЅР° РІСЃРµ эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рѕ том, как РІ нашем РјРѕР·РіСѓ возникают триггеры эмоций Рё можем ли РјС‹ эти триггеры ликвидировать, Рё, возможно, для ответа РЅР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ потребуются десятилетия, какие–то приблизительные выводы РјРѕРіСѓС‚ быть сделаны уже сейчас РЅР° основании тщательного исследования того, как Рё РєРѕРіРґР° люди ведут себя РїРѕРґ воздействием эмоций. Хотя предлагаемые РјРЅРѕР№ ответы Рё являются РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј интуитивными, РІСЃРµ же РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ помочь нам лучше разбираться РІ наших собственных эмоциях Рё эмоциональных реакциях РґСЂСѓРіРёС… людей. РњС‹ РЅРµ РїСЂРёС…РѕРґРёРј РІ эмоциональное возбуждение РѕС‚ всего РїРѕРґСЂСЏРґ Рё РЅРµ находимся РІРѕ власти эмоций постоянно. Рмоции возникают Рё исчезают. РњС‹ испытываем эмоцию РІ какой–то РѕРґРёРЅ момент Рё можем РЅРµ испытывать никаких эмоций РІ РґСЂСѓРіРѕР№. РћРґРЅРё люди более эмоциональны, чем РґСЂСѓРіРёРµ (СЃРј. заключительную главу), РЅРѕ даже Сѓ самых эмоциональных бывают периоды, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё РЅРµ испытывают никаких эмоций. Некоторые ученые утверждают, что какие–то эмоции присутствуют всегда, РЅРѕ РѕРЅРё слишком слабы, чтобы быть для нас заметными или влиять РЅР° то, что РјС‹ делаем. РќРѕ если эмоция настолько неявна, что РјС‹ РЅРµ можем ее заметить, то, как СЏ полагаю, РјС‹ можем утверждать, что временами РјС‹ РЅРµ испытываем никаких эмоций. (Р?РЅРѕРіРґР° даже те, кто полагают, что РјС‹ всегда испытываем какую–то эмоцию, признают, что эта эмоция РЅРµ всегда бывает РѕРґРЅРѕР№ Рё той же. РџРѕ этой причине РѕРЅРё также сталкиваются СЃ необходимостью объяснять, почему РјС‹ испытываем РѕРґРЅСѓ эмоцию РІ РѕРґРёРЅ момент Рё РґСЂСѓРіСѓСЋ РІ РґСЂСѓРіРѕР№.) РЎ учетом того, что РЅРµ каждая минута нашей жизни окрашена какой–то эмоцией, без ответа остается следующий РІРѕРїСЂРѕСЃ: почему РјС‹ начинаем испытывать эмоции? Чаще всего эмоции возникают тогда, РєРѕРіРґР° РјС‹ ощущаем, правильно или ошибочно, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ или вот–вот должно произойти некое событие, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕРµ позитивно или негативно повлиять РЅР° наше благополучие. Рто РЅРµ единственный СЃРїРѕСЃРѕР± возникновения Сѓ нас эмоций, РЅРѕ РѕРЅ является очень важным Рё, возможно, основным, Рё поэтому РјС‹ сосредоточим РЅР° нем РѕСЃРѕР±РѕРµ внимание. (Позднее СЏ опишу восемь РґСЂСѓРіРёС… СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ возникновения эмоций.) Р’ этом заключается простая основополагающая идея: эмоции возникают для того, чтобы подготовить нас Рє быстрым действиям РІ условиях событий, имеющих большое значение для нашей жизни. Вспомните ситуацию, РєРѕРіРґР° РІС‹ вели машину Рё перед вами внезапно возникла другая машина, которая, как вам казалось, должна была неминуемо столкнуться СЃ вашей. Ваше внимание было занято интересной беседой СЃ РґСЂСѓРіРѕРј, сидящим РЅР° сиденье для пассажира, или прослушиванием радиопередачи. Р—Р° мгновение РґРѕ того, как Сѓ вас появится время подумать, прежде чем сознательная часть вашего РЇ сможет оценить ситуацию, РІС‹ ощутите опасность Рё начнете испытывать страх. Возникающая эмоция охватывает вас РІ течение миллисекунд Рё направляет то, что РІС‹ делаете, говорите или думаете. Безо РІСЃСЏРєРѕРіРѕ сознательного выбора РІС‹ поворачивает руль таким образом, чтобы избежать столкновения, Рё жмете РЅРѕРіРѕР№ РЅР° тормозную педаль. Р’ то же самое время РЅР° вашем лице появляется выражение страха: Р±СЂРѕРІРё приподнимаются Рё сводятся вместе, глаза широко раскрываются, Р° РіСѓР±С‹ оттягиваются назад. Ваше сердце начинает биться быстрее, РІС‹ покрываетесь испариной, Р° РєСЂРѕРІСЊ приливает Рє крупным мышцам ваших РЅРѕРі. Отметьте, что Сѓ вас появилось Р±С‹ это выражение лица, даже если Р±С‹ РІ машине, РєСЂРѕРјРµ вас, РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ было; Рё точно так же ваше сердце забилось Р±С‹ быстрее, даже если Р±С‹ РІС‹ РЅРµ испытали внезапно значительной физической нагрузки, требующей активизации кровообращения. Рти реакции возникают потому, что РЅР° протяжении нашей эволюции РґСЂСѓРіРёРј людям было полезно знать, РєРѕРіРґР° РјС‹ ощущаем опасность, Рё сходным образом РёРј было полезно быть готовыми Рє бегству, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё испытывали страх. Рмоции готовят нас Рє важным событиям без наших размышлений Рѕ том, что нам следует делать. Р’С‹ Р±С‹ РЅРµ смогли выжить РІ критической ситуации РЅР° РґРѕСЂРѕРіРµ, если Р±С‹ часть вашего РЇ РЅРµ наблюдала постоянно Р·Р° окружающей обстановкой СЃ целью обнаружения сигналов опасности. Р’С‹ также РЅРµ смогли Р±С‹ выжить, если Р±С‹ должны были сознательно размышлять Рѕ том, что вам следует делать, чтобы справиться СЃ опасностью, РєРѕРіРґР° РѕРЅР° станет очевидной. Рмоции делают это, РєРѕРіРґР° РІС‹ еще РЅРµ знаете, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚, Рё обычно это идет вам РЅР° пользу, как РІ примере СЃ потенциальной автокатастрофой. После того как опасность миновала, РІС‹ по–прежнему будете испытывать страх. Потребуется РѕС‚ 10 РґРѕ 15 секунд для того, чтобы ваше ощущение страха прошло, Рё Сѓ вас будет мало возможностей сделать этот период короче. Рмоции вызывают изменения РІ разных отделах нашего РјРѕР·РіР°, мобилизующие нас Рє действиям РІ отношении того, что вызвало нашу эмоцию, Р° также изменения РІ нашей вегетативной нервной системе, регулирующей сердечный ритм, частоту дыхания, интенсивность потоотделения Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ физиологические изменения, Рё, таким образом, готовят нас Рє различным действиям. Рмоции также посылают сигналы, вызывающие изменения выражений лица, тона голоса Рё положения тела. РњС‹ РЅРµ выбираем эти изменения сознательно, РѕРЅРё просто РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ сами СЃРѕР±РѕР№. РљРѕРіРґР° наша эмоция оказывается сильной Рё возникает очень быстро, как РІ примере СЃ машиной, воспоминание РѕР± этом СЌРїРёР·РѕРґРµ после его завершения будет РЅРµ очень точным. Р’С‹ РЅРµ можете знать, что делал ваш РјРѕР·Рі, какие процессы происходили РІ нем РїСЂРё распознавании опасности, созданной РґСЂСѓРіРѕР№ машиной. Р’С‹ знаете, что повернули руль Рё нажали РЅР° тормоз, РЅРѕ, вероятно, РІС‹ РЅРµ знаете, какое выражение появилось РЅР° вашем лице. Р’С‹ испытали какие–то ощущения РІ своем теле, РЅРѕ вам трудно подобрать слова для РёС… точного описания. Если Р±С‹ РјС‹ захотели узнать, как вам удалось почувствовать опасность РІ то время, как РІС‹ вели беседу или слушали радио, то РІС‹ РЅРµ смогли Р±С‹ рассказать нам РѕР± этом. Р’С‹ были РЅРµ РІ состоянии наблюдать или направлять процессы, которые спасли вам жизнь. Рта удивительная особенность наших эмоций — способность инициировать наши действия без нашей осведомленности Рѕ возникающих процессах — может также работать Рё против нас, вызывая ненадлежащие эмоциональные реакции. Р’ дальнейшем РјС‹ РїРѕРіРѕРІРѕСЂРёРј РѕР± этом подробнее. Если Р±С‹ процесс был более медленным, то РјС‹ могли Р±С‹ знать Рѕ том, что происходило РІ нашем РјРѕР·РіСѓ; РґСЂСѓРіРёРјРё словами, РјС‹ Р±С‹ могли знать ответы РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, поставленные РІ этой главе. РќРѕ РјС‹ РЅРµ выжили Р±С‹ РІ том дорожном инциденте, так как РЅРµ смогли Р±С‹ действовать достаточно быстро. Р’ тот начальный момент решение или оценка, порождающие эмоцию, возникают чрезвычайно быстро Рё РЅРµ контролируются нашим сознанием. РњС‹ должны иметь механизмы автоматической оценки, непрерывно сканирующие окружающую обстановку Рё определяющие, РєРѕРіРґР° РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ что–то важное для нашего благополучия или нашего выживания. РљРѕРіРґР° РјС‹ научимся реально отслеживать операцию автоматической оценки, осуществляемую нашим РјРѕР·РіРѕРј, то СЏ ожидаю, что РјС‹ сможем обнаружить несколько механизмов такой оценки, Р° РЅРµ какой–то РѕРґРёРЅ; РїРѕ этой причине СЏ Р±СѓРґСѓ использовать множественную форму этого слова Рё говорить Рѕ механизмах автоматической оценки, которые для краткости Р±СѓРґСѓ называть автооценивателями. [23] Почти РІСЃРµ, кто занимаются эмоциями РІ наши РґРЅРё, соглашаются СЃ тем, что СЏ утверждал Рё прежде: во–первых, что эмоции представляют СЃРѕР±РѕР№ реакции РЅР° факторы, которые кажутся очень важными для нашего благополучия; Рё во–вторых, что эмоции часто возникают настолько быстро, что РјС‹ РЅРµ осознаем процессы РІ нашей РїСЃРёС…РёРєРµ, которые РёС… стимулируют.[24] Результаты исследований РјРѕР·РіР° хорошо согласуются СЃ РјРѕРёРјРё предыдущими предположениями. РњС‹ можем делать сложные оценки очень быстро, РІ течение нескольких миллисекунд, РЅРµ отдавая себе отчета Рѕ самом оценочном процессе. Теперь РјС‹ можем перефразировать первую РіСЂСѓРїРїСѓ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рѕ том, каким образом триггеры эмоций РјРѕРіСѓС‚ быть Рё универсальными, Рё специфичными для данного РёРЅРґРёРІРёРґР°. Рљ чему оказываются восприимчивы автооцениватели Рё как РѕРЅРё стали чувствительны Рє этим триггерам? Как возникают триггеры эмоций? Ответы РЅР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ позволят нам узнать, почему Сѓ нас возникают эмоции. Рто поможет нам ответить РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, почему РјС‹ РёРЅРѕРіРґР° испытываем эмоции, которые кажутся совершенно неподходящими для нас, хотя РІ РґСЂСѓРіРёРµ моменты наши эмоции прекрасно соответствуют тому, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІРѕРєСЂСѓРі нас, Рё РјРѕРіСѓС‚ даже спасти нам жизнь. Ответы также укажут нам, возможно ли изменить то, что вызывает эмоции. Например, есть ли что–то такое, что РјС‹ могли Р±С‹ сделать, чтобы больше РЅРµ испытывать страх, РєРѕРіРґР° самолет проваливается РІ воздушную СЏРјСѓ? (Летчики рассказывали РјРЅРµ, что РѕРЅРё добиваются такого результата, потому что РѕРЅРё почти всегда получают предупреждение РѕС‚ датчиков самолета Рѕ приближении области СЃ неблагоприятными атмосферными условиями. РќРѕ если Р±С‹ РѕРЅРё РЅРµ получали такого предупреждения, то испытывали Р±С‹ РѕРЅРё страх или нет? РЇ РЅРµ СЃРјРѕРі добиться четкого ответа РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ РЅРё РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· пилотов, РЅРѕ остальные члены экипажа отвечали РЅР° это РІРѕРїСЂРѕСЃ утвердительно: РѕРЅРё действительно испытывали кратковременный страх.) Что нам понадобится делать, чтобы РјС‹ больше РЅРµ испытывали побуждения отвечать, Рє примеру, гневом РЅР° гнев? Является ли такая цель недостижимой? Возможно, РІСЃРµ, что РјС‹ РІ состоянии сделать, это изменить чувствительность автооценивателей Рє некоторым триггерам. РќРѕ, возможно, даже это будет для нас недостижимо. Нам еще придется столкнуться СЃ этой проблемой. РњС‹ можем сделать определенные заключения Рѕ чувствительности наших автооценивателей Рє различным событиям путем исследования того, РєРѕРіРґР° возникают эмоции. Большая часть известной нам информации получена РЅРµ посредством наблюдения Р·Р° тем, РєРѕРіРґР° люди испытывают ту или РёРЅСѓСЋ эмоцию. Напротив, РѕРЅР° получена РёР· РёС… ответов РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ анкеты Рѕ том, РєРѕРіРґР°, как РёРј помнится, РѕРЅРё испытывали ту или РёРЅСѓСЋ эмоцию. Р’ своей известной РєРЅРёРіРµ философ Питер Голди назвал этот тип информации пострационализирующей.[25] Рто было сделано РЅРµ для того, чтобы признать такую информацию бесполезной. Ответы, получаемые РѕС‚ людей РЅР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, — подобные объяснениям, которые РјС‹ даем сами себе после вызвавшего Сѓ нас эмоцию СЌРїРёР·РѕРґР°, чтобы понять, почему РјС‹ делали то, что делали, — РјРѕРіСѓС‚ быть неполными Рё, возможно, стереотипными, потому что РѕРЅРё РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ через фильтры, пропускающие то, что люди знают Рё РїРѕРјРЅСЏС‚. РџСЂРё использовании таких РѕРїСЂРѕСЃРЅРёРєРѕРІ возникает проблема, связанная СЃ тем, что человек действительно готов рассказать РґСЂСѓРіРёРј людям. РќРѕ РІСЃРµ же эти ответы СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ нас кое–чему научить. Р’ 1970–х РіРі. РјРѕР№ бывший студент, психолог Джерри Ваучер, задавал такие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ жителям Малайзии Рё РЎРЁРђ.[26] Несколько лет спустя РјРѕР№ коллега, психолог Клаус Шерер, Рё его сотрудники[27] провели РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ обследование среди студентов РёР· РІРѕСЃСЊРјРё западных культур. РћР±Р° исследователя обнаружили доказательства универсальности выражений: сообщалось, что РѕРґРЅРё Рё те же типы триггеров вызывали Сѓ представителей разных культур одинаковые эмоции. РџСЂРё этом РѕР±Р° РѕРЅРё получили также доказательства наличии межкультурных различий РІ конкретных событиях, вызывавших те или иные эмоции. Например, РІ каждой культуре потеря чего–то важного служила триггером печали, РЅРѕ то, что воспринималось как потеря, изменялось РѕС‚ культуры Рє культуре. РћРґРёРЅ РёР· малазийцев, обследованных Ваучером, рассказал историю Рѕ человеке, который услышал призыв Рє молитве РїРѕ случаю важного религиозного праздника мусульман. В«Рто заставило его испытать печаль, РєРѕРіРґР° РѕРЅ подумал Рѕ своей жене Рё детях, которые отмечали праздник РІ его СЂРѕРґРЅРѕР№ деревне. Сейчас РѕРЅ находится РІ джунглях, РіРґРµ сражается Р·Р° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ своей страны. РћРЅ служит солдатом Рё РЅРµ имеет возможности отмечать религиозный праздник РґРѕРјР° вместе СЃРѕ своей женой Рё детьми». Обследованный Шерером европеец рассказал: «Я думал Рѕ чем–то, что вызвало Сѓ меня воспоминание Рѕ моем школьном РґСЂСѓРіРµ, погибшем РІ автокатастрофе. РћРЅ был талантливым ученым Рё замечательным человеком. Его жизнь оборвалась так нелепо». Тема потери присутствовала РІ обеих историях, РЅРѕ эти потери были такими разными. Результаты РјРѕРёС… исследований РІ нашей культуре позволили выявить множество различий Сѓ американцев РІ отношении того, что вызывает Сѓ РЅРёС… печаль, гнев, страх, отвращение Рё С‚. Рї. Нельзя сказать, что эти причины всегда были разными. Какие–то события почти наверняка заставляли всех испытывать РѕРґРЅСѓ Рё ту же эмоцию: например, подозрительного РІРёРґР° человек СЃ бейсбольной битой, неожиданно появляющийся РёР· темного переулка, почти всегда вызывает страх. РќРѕ РјРѕСЏ жена боится мышей, Р° СЏ РЅРµ Р±РѕСЋСЃСЊ РёС… РІРѕРІСЃРµ. Меня раздражает медленное обслуживание РІ ресторане, Р° РѕРЅР° его просто РЅРµ замечает. Таким образом, перед нами СЃРЅРѕРІР° встает РІРѕРїСЂРѕСЃ: как автооцениватели становятся чувствительными Рє универсальным триггерам эмоций, которые присутствуют РІ каждом РёР· нас, Рё Рє тем триггерам, которые РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ РІ действие разные эмоции даже Сѓ РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ, принадлежащих Рє РѕРґРЅРѕР№ культуре? РџСЂРё размышлении над этим РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј становится СЏСЃРЅРѕ, что автооцениватели должны внимательно наблюдать Р·Р° РґРІСѓРјСЏ типами триггеров. РћРЅРё должны выявлять события, СЃ которыми сталкивается каждый, которые имеют важное значение для благополучия или выживания всех людей. Для каждой эмоции, по–видимому, существует несколько таких событий, которые откладываются РІ РјРѕР·РіСѓ каждого человека. Рто может быть общая схема, абстрактный план или алгоритм сцены, такой как СѓРіСЂРѕР·Р° причинения вреда для эмоции страха или тяжелая потеря для печали. Другая равновероятная возможность заключается РІ том, что хранимое РІ памяти является РІРѕРІСЃРµ РЅРµ абстрактным, Р° вполне конкретным событием: например, для страха это может быть внезапное лишение поддержки или стремительное приближение чего–то такого, что СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕ причинить нам вред. Для печали универсальным триггером может быть потеря человека, Рє которому РјС‹ сильно привязаны. Однако отсутствие строгого научного обоснования выбора между этими РґРІСѓРјСЏ возможностями РЅРµ влияет РЅР° то, как РјС‹ регулируем нашу эмоциональную жизнь. Р’ течение нашей жизни РјС‹ сталкиваемся СЃРѕ РјРЅРѕРіРёРјРё специфическими СЃРѕР±
|