Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Составить отчет о проделанной работе. 5 страница




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует

изменить условия, т.е. вывести из той среды, в которой у них появи-

лись нежелательные формы поведения.

Л.А. Абрамян, исследуя способы преодоления негативных эмоци-

ональных состояний средствами игры, подробно раскрывает процесс

перевоплощения как важного условия перестройки эмоционально лич-

ностной сферы. В игре-драматизации ребенок испытывает двойствен-

ные переживания: он ォлепитサ образ, преобразуя самого себя, и, глядя

на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем

обнаруживая определенные отношения к своему персонажу.

Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захаро-

ва, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игро-

вой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными

эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки,

которые доставляют им неприятности.

Значительный вклад в разработку методов игротерапии неврозов у

детей и подростков внес А.И. Захаров. Он разработал показания и кли-

нико-психологические критерии формирования детской психотерапев-

тической группы, исследовал возможности объединения семейной и

групповой игротерапии, а также методику игровой психотерапии, ко-

торая является частью целого комплекса различных воздействий на

ребенканевротика, включающего и семейную психотерапию.

2) по функция взрослого в игре: директивная, в которой предпола-

гается активное участие взрослого с целью актуализации в символи-

ческой игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их

проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и

норм; недирективная игровая терапия, в которой используется свобод-

ная игра как средство самовыражения ребенка;

3) по форме организации: индивидуальная и групповая, причем в

отечественной психологической практике предпочтение отдается груп-

повой форме работы, при которой в игре есть два центра: взрослый и

ォидеальная формаサ развития, в первую очередь здесь имеется в виду

роль взрослого и общение детей друг с другом, их реальная связь

(Д.Б. Эльконин).

4) по структуре используемого материала: со структированным

(игрушки из реальной жизни, игрушки, помогающие отреагировать

агрессию, строительные игры) и с неструктурированным (группа игр,

принадлежащих к фонду арттерапии, двигательные игры и упражнения) материалом.

Рассматривая использование игры как психокоррекционного метода в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, одним из главных направлений можно выделить формирование полноценной игро-

вой деятельности, которая имеет специфические особенности вследствие имеющегося нарушения психического развития. В данном случае целесообразно использовать приемы налаживания контактов доступного детям уровня стимуляции спонтанной игровой активности с

последующим переводом к более совершенным способам общения,

расширения сферы личностно-значимых предметов, разъяснением функционального назначения игрушек, созданием устойчивой и совместной с психологом игры.

А.И. Захаров определяет определенную последовательность коррекционных методик в процессе игровой терапии: беседа; спонтанная игра;

направленная игра; внушение. Продолжительность игрового сеанса –

не более 30 минут. Частота занятий при остром периоде невроза – 2–3

раза, при хроническом течении – 1 раз в неделю. Продолжительность

программы – от нескольких дней до нескольких месяцев.

В организации терапевтического процесса выделяет А.И. Захаров

следующие функции:

Диагностическую – заключается в уточнении психопатологии, осо-

бенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию.

Терапевтическая функция состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения.

Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и

социализации. Нужно подчеркнуть различие между ォобучающей функцией игрыサ и ォобучающими играмиサ. Детей не нужно учить играть.

Дети играют спонтанно, не преследуя никаких определенных целей. Инаучение, т.е. приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры.

Процесс игровой терапии, по Захарову, состоит из 4 этапов:

1. Объединение детей в группу начинается с совместной и интерес-

ной для них деятельности в виде экскурсий, предметных игр, расска-

зов об увлечениях.

2. Рассказы сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе.

3. Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и психотерапевтом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Игры на данном этапе, в отличие от этапа объединения, требуют включения психолога и высокой

активности играющих.

4. Обсуждений – заключительный этап игровой психотерапии.

Таким образом, формы и варианты игровой терапии определяются

особенностями конкретного ребенка или группы детей, специфичес-

кими задачами работы и ее продолжительностью.

Игровые методы могут применяться с целью:

- оказания первичной психологической помощи и интервьюирова-

ния (оценки);

- в процессе краткосрочной психотерапии;

- в процессе долгосрочного реконструктивного психотерапевтичес-

кого воздействия.

Во многих случаях игра выступает в качестве ведущего метода ре-

конструктивного лечебно-коррекционного воздействия (как, например,

при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений

невротического характера); в других случаях – в качестве вспомога-

тельного (симптоматического) средства, позволяющего стимулировать

ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное

напряжение и степень социальной депривации (например, в случае

умственной отсталости, аутизма, психических заболеваний и т.д.).

Таким образом, игровая психотерапия – это психотерапевтичес-

кий метод, основанный на принципах динамики психического

развития и направленный на облегчение эмоционального стресса

у детей с помощью разнообразных выразительных и дающих

пищу воображению игровых материалов (Вебб, 1999).

4.2. Арттерапия

Арттерапия (термин, введенный А. Хиллом) как область теоретичес-

кого и практического знания на стыке науки и искусства появилась при-

мерно к 1930-м годам в процессе обособления трех самостоятельных

направлений: медицинского, социального, педагогического. История и

современное состояние арттерапии свидетельствуют о наличии в ней раз-

личных теоретических школ, каждая из которых по-своему трактует по-

нятие арттерапии и связанные с ней факторы воздействия. Различие по-

зиций представителей разных школ арттерапии является естественным

и закономерным явлением и может рассматриваться в качестве одной

из предпосылок развития арттерапии (А.И. Копытин).

Первоначально арттерапия как психотерапевтический метод возникла

в контексте теоретических идей З. Фрейда, который открыл, что за

покровом сознания скрыт глубинный пласт неосознаваемых личнос-

тью стремлений, желаний, которые отягощают жизнь и могут стать при-

чиной нервно-психических заболеваний.

Принципиально новый смысл придает арттерапии К. Юнг, рассмат-

ривающий в рамках аналитической психологии искусство как мощ-

ное средство гармонизации и самореализации личности посредством

достижения целостности коллективного бессознательного и личност-

ного. Искусство, особенно легенды и мифы, представляют собой кол-

лективное бессознательное, и арттерапия, основанная на искусстве, в

значительной степени облегчают процесс индивидуализации в само-

развитии личности, помогает установить зрелый баланс между бессоз-

нательным и сознанием Я. Образы, возникающие в процессе арттера-

певтических сеансов, объективируют переживания бессознательного,

делая возможным их сознательную переработку.

В дальнейшем идеи Юнга приобретают новое осмысление на более

широкой концептуальной основе, включающей гуманистическую мо-

дель развития личности К. Роджерса, А. Маслоу.

В связи с этим суть арттерапевтического воздействия состоит в том,

что эмоционально травмирующая ситуация при помощи разных средств

искусства и художественной практики с помощью психотерапевта на-

ходит свое внешнее выражение, доводится до катарсистической разряд-

ки, вследствие чего облегчается эмоциональное состояние человека.

С точки зрения сторонников гуманистического направления, кор-

рекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением ребен-

ку практически неограниченных возможностей для самовыражения и

самореализации в продуктах творчества для утверждения и познания

своего Я. Продукты, создаваемые ребенком, объективируют его аффек-

тивное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установ-

ления межличностных отношений со значимым социальным окружени-

ем (родителями, учителями, сверстниками). Интерес к результатам твор-

чества со стороны окружающих и безоценочное принятие ими продук-

тов творчества ребенка повышают самооценку ребенка и степень его

самопринятия и самоценности. Итак, целью и результатом арттерапии в

рамках гуманистического подхода выступают самопознание, самоутвер-

ждение, оптимизация отношений личности с окружающими людьми, ис-

следование реальности и более глубокое и полное ее познание.

Активное развитие арттерапии приходится на вторую половину 20 века,

которая характеризуется созданием первых профессиональных объе-

динений арттерапевтов, целями и задачами которых было содействие

сохранению психического и физического здоровья граждан посред-

ством изобразительного искусства и других видов творчества в каче-

стве психотерапевтического инструмента:

В 1963 г Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арт-

терапевтическая ассоциация.

В 1970 г. Британская ассоциация арттерапевтов сделала первые шаги

по внедрению арттерапии в государственное здравоохранение. В это

же время начинается подготовка специалистов-арттерапевтов в США

и Великобритании.

В 1980–1990-е годы повышается роль арттерапевтической практи-

ки в образовании, в частности, в специализированных школах. Рас-

смотрение искусства как фактора психического развития детей, обо-

снование использования изобразительных приемов в работе с детьми

в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента

дается в работах Х. Рид, Е. Крамер. В России такой опыт представлен

в работах Е.И. Бурно, Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина, О.А. Караба-

новой , Ю.Б. Некрасовой, Л.В. Кузнецовой и др.

Музыкотерапия во второй половине 20-го века выделяется как

самостоятельное направление. Этот период характеризуется создани-

ем музыкально-терапевтических обществ и центров в Швеции, Авст-

ралии, Швейцарии, Германии, США, России:

В 1975 г. – организован Центр музыкальной терапии в Лондоне, ко-

торый занимается разработкой музыкально-терапевтических программ

для спецшкол и клиник Лондона.

С 1970–1980 гг. было издано несколько монографий, в которых име-

ются главы о применении музыки с лечебной целью у детей, страда-

ющих неврозами (К. Швальбе, 1974), РДА (Р.О. Бенензон, 1973), орга-

ническими заболеваниями головного мозга (Коффер-Ульбрих, 1971).

В 1982 г. – в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Мередаке и К. Уль-

брих ォМузыкотерапия для детейサ, в которой детально рассматриваются виды

музыкотерапии, используемые в коррекционной работе с детьми.

1985 г. – в Германии создан Институт музыкальной терапии, где му-

зыкотерапия применяется во многих областях медицины.

1990 г. – в университете Нью-Йорка открывается одна из наиболее

современных клиник музыкальной терапии Нордофор-Роббинса. Ак-

тивное участие в музыкально-терапевтическом сеансе пациента, вы-

ражающего __________свое эмоциональное состояние в разных видах искусст-

ва, приводит к разрушению имеющегося у него внутреннего конфликта.

1997 г. – создана Международная академия интегративной музыко-

терапии (МАИМ). Целью является профилактика, коррекция и поддер-

жание здоровья человека. Одна из частных задач академии – подго-

товка специалистов-музыкотерапевтов.

В мае 2000 г. на базе МАИМ был организован Первый Международ-

ный Конгресс ォМузыкотерапия и Восстановительная медицина в 21 векеサ.

В настоящее время можно выделить несколько направлений исполь-

зования искусства в коррекционной работе:

1) психофизиологическое (коррекция психосоматических нарушений);

2) психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную

и эмоциональную сферы);

3) психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную,

коммуникативную функции);

4) социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических

потребностей, расширением общего и художественно-эстетического

кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в

практической художественной деятльности и творчестве).

Арттерапия __________является одним из перспективных направлений медицин-

ской, психотерапевтической, психокоррекционной, педагогической

практики (постепенно обособляется педагогическая арттерапия, име-

ющая неклиническую направленность, ведущими являются задачи раз-

вития, воспитания, социализации (Л.Д. Лебедева). Становление всех

названных направлений отразилось на содержательной стороне дан-

ного понятия: одни авторы рассматривают арттерапию как особую фор-

му психотерапии посредством визуального, пластического искусства

(акцентируется внимание на взаимодействие между психотерапевтом

и пациентом с лечебными целями); другие – как альтернативную прак-

тику (акцент на творческую деятельность, гармонизацию и общее оз-

доровление личности).

В настоящее время арттерапия имеет несколько значений:

1) рассматривается как совокупность видов искусства, используе-

мых в лечении и коррекции;

2) как комплекс арттерапевтических методик;

3) как направление психотерапевтической и психокоррекционной

практики;

4) как метод психокоррекционного воздействия, основанный на ис-

пользовании искусства как символической деятельности и на стиму-

лировании креативных творческих процессов.

Современное понятие предполагает, во-первых, использование языка

изобразительной экспрессии (музыка, рисование и т.п.), во-вторых,

непосредственное участие человека в творчестве.

Л.Д. Лебедевой отражена структурная иерархия направлений на ос-

нове искусства и творческой деятельности, согласно которой арттера-

пия является семейством, которое наряду с семействами: терапия твор-

ческим самовыражением, музыкальная терапия, игровая терапия, дра-

матерапия, сказкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, теле-

сно-двигательная терапия – входит в подкласс экспрессивная терапия

(комплекс разнообразных форм творческого (художественного) само-

выражения с применением движения, рисования, живописи, скульп-

туры, музыки, письма, вокализации и импровизации в условиях, обес-

печивающих поддержку человека с целью стимулирования его лич-

ностного роста, развития и исцеления (Н. Роджерс), являющийся со-

ставной частью класса терапия творчеством (креативная терапия) в

типе: терапия __________искусством. В свою очередь, видами арттерапии явля-

ются: изотерапия (рисуночная терапия), визуальная (терапия образами),

медитативное рисование, мультимедийная (интегративная арттерапия).

Арттерапия рассматривается автором как самостоятельная область те-

оретических знаний и практической работы (Л.Д. Лебедева).

Арттерапия применительно к специальному образованию – это син-

тез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и пси-

хологии), а в лечебной и коррекционной практике – совокупность ме-

тодик, построенных на применении разных видов искусства в свое-

образной символической форме и позволяющих с помощью стиму-

лирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребен-

ка с проблемами в развитии осуществить коррекцию нарушений пси-

хосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в лич-

ностном развитии (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисаро-

ва, Т.А. Добровольская).

Основные функции арттерапии:

1) катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных

состояний);

2) регуляторная (снятие нервно-психического напряжения, регуля-

ция психосоматических процессов, моделирование положительного

психоэмоционального состояния);

3) коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию на-

рушений общения, формирование адекватного межличностного пове-

дения, самооценки).

Арттерапия в специальном образовании преследует цель – гармо-

ническое развитие ребенка с отклонениями в развитии, расширение

возможностей его социальной адаптации посредством искусства, уча-

стия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде

и имеет как общие теоретические и организационные задачи, так и ча-

стные, относящиеся к арттерапии как научному направлению.

Общие научно-теоретические и организационные задачи арттерапии:

1) разработка научно-теоретических основ использования средств

искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонения-

ми в развитии;

2) научное обоснование возможностей и путей компенсации различ-

ных отклонений в развитии детей средствами искусства и художествен-

ной деятельности;

3) обогащение всего научного опыта использования арттерапевти-

ческих подходов в специальном образовательном учреждении и обо-

гащение его новым содержанием, нацеленным на решение задач гу-

манизации специального образования;

4) совершенствование системы организации коррекционной помо-

щи средствами искусства в специальных образовательных учрежде-

ниях и подготовка специалистов для реализации этой задачи.

Частные задачи арттерапии:

1) адаптация имеющихся арттерапевтических методик и использо-

вание их в системе психокоррекционной помощи детям с нарушения-

ми развития (слуха, зрения, речи, ЗПР, нарушения интеллекта и т.п.);

2) выявление особенностей и определение эффективности исполь-

зования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в специ-

альном образовательном учреждении;

3) разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих кор-

рекцию нарушений в развитии детей с нарушениями;

4) коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребенка,

гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образователь-

ном пространстве посредством арттерапевтических методик.

В основе коррекционного воздействия методом арттерапии лежат пять

основных психологических механизмов: механизм символического ре-

конструирования, ォотстраненияサ, эмоциональной децентрации, катарсиса

и механизм присвоения социально-нормативных личностных смыслов.

1) механизм символического реконструирования, основанный на

художественном языке искусства, позволяет личности в особой сим-

волической форме воссоздать конфликтную психотравмирующую си-

туацию и найти ее разрешение через переструктурирование проблемы

и интеграцию и реинтеграцию самой личности на основе самопозна-

ния (З. Фрейд, К. Юнг). Особый символический язык искусства по-

зволяет личности преодолеть защитные механизмы и сделать предме-

том своего исследования, познания и анализа те проблемы, которые в

реальной жизни и деятельности оставались неразрешенными.

2) механизм «отстранения» (В. Шкловский) как выделения в объек-

те его маловероятностных, редких значений благодаря включению в но-

вый необычный контекст дополняет механизм символического рекон-

струирования, позволяя увидеть события и предметы высвобожденны-

ми из их повседневного функционирования. Символизм художествен-

ного языка и прием ォотстраненияサ сообщает действительности много-

мерность и неоднозначность, позволяет увидеть новые стороны реаль-

ности, порождает новые ее значения и тем самым создает необходимые

условия творческого конструктивного разрешения конфликта.

3) механизм эмоциональной децентрации заключается в возмож-

ности личности увидеть свою проблему со стороны глазами всех ее

участников, выйти за пределы эмоциональной ォсвязанностиサ и ォсу-

жения поля ориентировкиサ (П.Я. Гальперин).

4) механизм катарсиса в арттерапии обеспечивает качественно

иной, более высокий уровень эмоционального отреагирования и свя-

зан с природой самой эстетической реакции. В работе ォПсихология

искусстваサ Л.С. Выготский раскрывает психологическую природу ка-

тарсиса, основанного на искусстве, как преодоления формой содер-

жания, позволяющего изменить действие ォаффекта от мучительного к

приносящему наслаждениеサ.

5) механизм присвоения социально-нормативных личностных

смыслов (А.Н. Леонтьев) в процессе творческого прочтения и просле-

живания ォсудьбы герояサ произведения искусства (П.Я. Гальперин)

восстанавливает коммуникацию с миром, позволяет личности преодо-

леть чувство одиночества и обрести взаимопонимание в межличност-

ных отношениях и общении, сделать серьезный шаг в своем личност-

ном росте и самопознании.

Основными факторами психотерапевтических воздействий в артте-

рапии являются:

1) фактор художественной экспрессии, который связан с выраже-

нием чувств, потребностей и мыслей клиента посредством работы с

различными изобразительными материалами и создания художествен-

ных образов;

2) фактор психотерапевтических отношений как один из наиболее

значимых факторов психотерапевтического воздействия независимо от

конкретной модели и формы психотерапии (Фицджеральд). Психоте-

рапевтические отношения представляют собой открытую ォживуюサ си-

стему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента,

психотерапевта и изобразительный материал/продукцию. Психотерапев-

тическое пространство является той системой, в которой формируют-

ся и развиваются психотерапевтические отношения с учетом допол-

нительных факторов переноса и контрпереноса;

3) фактор интерпретации и вербальной обратной связи, основной

задачей которого, независимо от конкретных форм обсуждения изоб-

разительной продукции и других аспектов арттерапевтического про-

цесса, является помощь клиенту в осознании различных содержаний

своего внутреннего мира и их связи со своими проблемами и систе-

мой отношений (А.И. Копытин).

Рассматривая арттерапию как совокупность психокоррекционных

методик, имеющих различия и особенности, определяемые как жан-

ровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и на-

правленностью, технологией психокоррекционного применения, услов-

но можно выделить следующие виды арттерапии:

- музыкотерапия (через восприятие музыки, вокалотерапия – че-

рез пение);

- кинезитерапия (танцевальная терапия, коррекционная ритмика, пси-

хогимнастика – лечебное воздействие движениями);

- библиотерапия (коррекционное воздействие чтением), сказкотера-

пия, сочинение историй;

- имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию): куклоте-

рапия, образно-ролевая драматизация, психодрама;

- изотерапия (рисуночная терапия) – коррекционное воздействие

средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декора-

тивно-прикладным искусством и т.д.;

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве сред-

ства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматри-

вают как целостное, так и изолированное использование музыки в каче-

стве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музы-

кальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так

и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных при-

емов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных

отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосо-

матических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникатив-

ных затруднениях и т.п.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музы-

котерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия мо-

жет быть представлена в форме активной, когда они активно выра-

жают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам пред-

лагают __________только послушать музыку.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-на-

правленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение,

фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и

выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия мо-

жет быть индивидуальной (вокалотерапия) и групповой (вокальный

ансамбль, хор – с целью создания соответствующей эмоциональной

атмосферы, необходимой для функционирования группы) или же в

форме игры на музыкальных инструментах или музыкального твор-

чества. Для использования данного вида требуется набор несложных

музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы и пр.

Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, например, труд-

ный разговор с кем-либо из ближайшего окружения. Клиент выбира-

ет музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера и за-

тем с помощью звуков создается диалог.

Пассивная (рецептивная) предполагает восприятие музыки с кор-

рекционной целью. Клиенты в группе прослушивают специально подо-

бранные произведения, а затем обсуждают собственные переживания,

воспоминания, мысли, ассоциации, возникшие в ходе прослушивания.

Ключевым фактором музыкальной терапии является правильный

выбор музыкальной программы. Для того чтобы музыка контактиро-

вала с клиентом, он должна соответствовать его эмоциональному со-

стоянию. Программа музыкальных произведений (на одном занятии,

как правило, прослушивается три произведения или более-менее за-

конченных отрывка, каждый из которых по 5–10 минут) строится на

основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с уче-

том их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать атмосферу для всего за-

нятия, проявлять настроение клиентов, налаживать контакты и вводить

в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это

спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное,

несет основную нагрузку. Его функция – стимулирование интенсив-

ных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из

собственной жизни клиента. После его прослушивания в группе уде-

ляется значительно больше времени обсуждению переживаний, вос-

поминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у клиента.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосфе-

ру покоя. Оно должно быть спокойным, релаксирующим, либо, на-

против, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой музыкотерапии активность клиента может стиму-

лироваться при помощи различных дополнительных заданий, например:







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 2144. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.118 сек.) русская версия | украинская версия