Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Составить отчет о проделанной работе. 7 страница





материал. Переписывая __________сказку, дописывая свой конец или вставляя

необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соот-

ветствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот ва-

риант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от

внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный

смысл переписывания сказки.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребе-

нок видит, что каждое его действие немедленно отражается на пове-

дении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои

движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Ра-

бота с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу

те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может

себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определен-

ные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в

доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает

дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает

и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и

возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках да-

ется не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказы-

вается об основных этапах становления и развития личности.

Условия, с помощью которых достигается психокоррекционный

эффект:

1) сюжетная линия сказки должна соответствовать интересам, ув-

лечениям, интеллектуальному развитию ребенка и включать в себя дей-

ствующих лиц конфликта;

2) сюжетная линия сказки начинается с завязки (обрисовывание

жизни и отношений сказочного героя); подводит к кульминации (кри-

зисной ситуации) и через испытания (где герой пробует ряд решений)

подходит к развязке.

3) использование в сказке имени ребенка, интонаций, пауз, элемен-

тов внушения, применение неопределенных, неконкретных выражений

(все, каждый, все дети делали так), облегчающих восприятие сюже-

та, идентификацию с персонажем.

Занятия могут быть индивидуальными и групповыми (каждый ре-

бенок берет на себя героя, актуального для него и ситуацию, созвуч-

ную его индивидуальным проблемам).

По методике Т.В. Вохмяниной групповая сказкотерапия предпо-

лагает 3 части и вариативность:

1 часть – сеанс начинается с ритуальной песни или игры, после

чего с детьми происходит обсуждение того, что случилось с детьми

за время, прошедшее с предыдущей встречи. Проводится ряд психо-

терапевтических игр (содержание игр подбирается в соответствии с

проблемами группы детей).

2 часть – дети слушают сказку, участвуют в ролевых психотера-

певтических играх, связанных с сюжетом сказки, направленных на

преодоление трудностей и позитивное решение проблем ребенка. За-

тем рисуются рисунки и обсуждаются.

3 часть – подводятся итоги занятия, исполняется ритуальная, зак-

лючительная песня.

Психологи считают, что использование сказкотерапии наиболее эф-

фективно в работе с детьми, не владеющими элементарными навыка-

ми общения; замкнутыми, пассивными; детьми с неконтролируемой

агрессией; с завышенной самооценкой; страдающими фобиями.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста успешно исполь-

зуется метод сочинения историй. Сочинение историй, рассказов ис-

пользуется для оживления чувств клиента, вербализации образов, ас-

социаций, символов, имеющихся у клиента, для того чтобы претво-

рить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в

творчестве. Этот метод может использоваться как в индивидуальной,

так и в групповой работе. Используя групповую форму работы, пси-

холог должен учитывать готовность клиента чем-то искренне творчески

поделиться с группой. Литературное сочинение координирует, дисцип-

линирует ум и руку; воображение используется клиентом в созида-

тельной форме, а не в виде грез и фантазий. Написанное сочинение

рассматривается в одном ряду с сочинениями других клиентов, в ре-

зультате происходит обогащение.

Некоторые авторы отмечают, что вербализация внутренних пережи-

ваний клиента во многом ведет к освобождению от этих пережива-

ний. Поэтому процесс написания рассказов, сочинений, дневниковых

записей способствует освобождению от многих переживаний и осоз-

нанию внутреннего конфликта клиента.

Так, Р.М. Стиртцингер (1983) предложил метод «общего сочи-

нения историй» ребенком и взрослым. Этот метод использовал-

ся им для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы

разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка

дома и в школе.

Метод реализуется следующим образом: сначала некоторую исто-

рию рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который

вводит в повествование ォболее здоровыеサ способы адаптации и раз-

решения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот ме-

тод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего ォЯサ,

осознать свой гнев и выразить его без опаски. В ответном рассказе

взрослый представляет альтернативные решения конфликтов для того,

чтобы у ребенка не было необходимости быть порабощенным невро-

тическими типами поведения.

Каждую историю начинает ребенок со слов: «Однажды…サ, ォДав-

ным-давно...サ, ォКогда-то...サ, ォДалеко-далеко...サ Это отделяет ребенка

от содержания высказывания во времени и в пространстве и позво-

ляет говорить о том, что вызывает у него тревогу. В конце каждой ис-

тории ребенок придумывает заглавие, которое помогает психологу вы-

делить наиболее важные аспекты истории.

Метод ォобщего сочинения историй» может использоваться и для груп-

повых занятий с детьми. При этом методе один ребенок предлагает нача-

ло рассказа, второй продолжает, третий придумывает кульминацию рас-

сказа, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ состав-

лен, дети обсуждают его, и взрослые предлагают им альтернативные спо-

собы разрешения конфликта, более здоровые в социальном плане.

Имаготерапия (от лат. – образ) занимает особое место среди ви-

дов арттерапии. Ее основой является театрализация психотерапевтичес-

кого процесса (И.Е. Вольпер, Н.С. Говоров, 1973).

Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а

также о единстве личности и образа. В соответствие с этим, задачами

имаготерапии являются:

1) обогащение и укрепление эмоциональных ресурсов и коммуни-

кативных возможностей;

2) воспитание способности адекватно реагировать на возникнове-

ние неблагоприятных ситуаций, а также способность исполнять роль,

соответствующую течению событий – принимать адекватный образ и

ォуходитьサ таким путем от деформированного образа своего ォЯサ;

3) развитие способности к творческому воспроизведению специаль-

но показанного ォлечебногоサ образа, что приобретает самостоятельное

значение в оздоровлении личности;

4) тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный

момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;

5) создание в процессе имаготерапии определенного творческого

интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.

По своей организации имаготерапия может проводиться в формах:

- индивидуальной (использование пересказа, переход рассказа в за-

ранее запланированный психологом диалог, который по своему содер-

жанию может развивать изложенную ситуацию и т.п.),

- групповой (драматизация народной, авторской сказки, где паци-

ент исполняет ォлечебныйサ образ персонажа; театрализация специаль-

но составленного для него рассказа и т.п.).

Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ро-

левая драматизация, психодрама (в дошкольном возрасте – биодрама).

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ре-

бенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игруш-

кой. В качестве основного приема коррекционного воздействия ис-

пользуется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребен-

ка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).

Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии, ко-

торая популярна как в зарубежной, так и в отечественной практике кор-

рекционной работы (А.И. Захаров, А. Спиваковская и др.).

Коррекция поведения достигается путем разыгрывания на куклах в

паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуа-

ций, взятых из жизни ребенка.

Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа:

1 этап – изготовление кукол,

2 этап – использование кукол для отреагирования значимых эмоци-

ональных состояний.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным, т.к., ув-

лекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более уравнове-

шенными, спокойными, у них развивается произвольность процессов,

появляются навыки концентрации внимания, развивается воображение.

В.С. Мухина предлагает следующую классификацию кукол: прекрас-

ные куклы, герои сказок; ォкуклы для любованияサ, ォхарактерные кук-

лыサ; куклы, изображающие героев сказок (Буратино, Баба-Яга и т.п.).

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает три варианта кукол для ис-

пользования в процессе сказкотерапии: куклы-марионетки, пальчико-

вые, теневые куклы.

А.А. Осипова предлагает использовать такие варианты кукол, как:

куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоско-

стные, перчаточные, куклы-костюмы.

Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых марионеток

предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и

платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить

служит для управления головой, другая – руками. Кукла может иметь

одно лицо или сменные лица, что позволяет ребенку моделировать раз-

ные эмоции, а может быть без лица, что позволяет ребенку фантази-

ровать, в каком настроении находится кукла.

Работа с такой куклой позволяет решать следующие задачи:

1) совершенствование мелкой моторики руки и координации дви-

жений;

2) повышение ответственности за результат управления куклой;

3) развитие способов выражения посредством куклы тех эмоций,

чувств и состояний, которые в обычной жизни по каким-либо причи-

нам человек не может или не позволяет себе проявлять;

4) достижение осознания причинно-следственных связей между сво-

ими действиями и изменением состояния куклы;

5) обучение способам адекватного телесного выражения различных

эмоций, чувств, состояний;

6) развитие произвольного внимания;

7) совершенствование коммуникативных навыков и культуры.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом являются шари-

ки или скорлупки от яиц, различные персонажи или же из плотного

картона в виде цилиндров, размер которых подбирается по размеру

пальцев ребенка.

Теневые куклы изготавливаются из черного картона, использу-

ются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя

с такой куклой, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок ов-

ладевает ситуацией, и реализованный в кукле страх лишается сво-

ей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.

Ребенок может делать со своей ォкуклой-страхомサ все, что захо-

чет, вплоть до уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл

теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы являются многофункциональными. Эффектив-

ны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повы-

шенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ре-

бенка. Она __________проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движения куклы, вместе с

собственными движениями.

Плоскостные куклы представляют собой модель куклы, вырезан-

ной из плотного картона или тонкой фанеры. Руки крепятся на шар-

нирах и являются свободно двигающимися. Используются для ра-

боты с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведе-

нии, с нарушенным образом ォЯサ. Такая кукла может иметь смен-

ный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмо-

циональным состояниям.

Плоскостные куклы могут быть использованы в реализации следу-

ющих задач:

психодиагностика, в частности конкретизация проблемы;

развитие самоконтроля;

приобретение важных социальных навыков, опыта социального вза-

имодействия;

развитие коммуникативных навыков;

развитие самосознания;

развитие эмоциональной и моторной адекватности;

разрешение внутренних конфликтов;

профилактика и коррекция страхов;

развитие речи;

поиск внутренних механизмов сопротивления болезни (А.Ю. Тата-

ринцева).

Перчаточные куклы традиционно используются для кукольных те-

атров, инсценировок, изображений сказок.

Объемные куклы используются для проигрывания ролевых игр. Это –

обычные куклы размером в рост человека.

А.Ю. Татаринцева добавляет такие виды кукол, как: куклы-обере-

гини, которые изготавливаются из нескольких разноцветных лоскут-

ков; тростевые куклы, управляемые специальным механизмом с по-

мощью тростей; большие напольные куклы, ォлюди-куклыサ: актер на-

девает огромную голову-маску, изготавливаемую из поролона и пре-

вращается в живую куклу.

Таким образом, оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его дви-

жение немедленно отражается на ее поведении. Ребенок получает опе-

ративную обратную связь на свои действия, что помогает ему само-

стоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы

максимально выразительным.

Психодрама – это метод групповой работы, представляющий ро-

левую игру, в ходе которой используется драматическая импровиза-

ция как способ изучения внутреннего мира участников группы и со-

здаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наи-

более важными для клиента проблемами. В психодраме клиенту пред-

лагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его

проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чув-

ства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры ис-

полняют роль главных персонажей его реальной жизни.

Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходи-

ли в данный момент. Работа проводится в форме сюжетно-ролевой

игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет

собой реальную проблему кого-либо из участников.

Метод психодрамы используется при коррекции отклоняющегося

поведения детей, для устранения неадекватных эмоциональных реак-

ций. В качестве разновидностей психодрамы А. Вольтман использует

биодраму и кукольную драматизацию. Особенностью биодрамы явля-

ется то, что между детьми распределяются роли зверей, поскольку ре-

бенку дошкольного возраста легче принять на себя роль животного,

чем роль самого себя, своих товарищей или своих родителей.

При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребен-

ком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для

него ситуации.

Наиболее успешно психодрама используется в сочетании с други-

ми методами (психогимнастикой, сказкотерапией и т.д.).

Основные фазы психодрамы, в которой главный герой – протагонист, психолог – режиссер; остальные члены группы – вспомога-

тельные ォЯサ и зрители.

1. Разогрев и разминка. Члены группы выполняют ряд несложных

упражнений, облегчающих в дальнейшем исполнение определенных

ролей в психодраме. Может проводиться в виде словесных или теле-

сных упражнений или в форме комбинации тех или других (например,

живые скульптуры, импровизации, разыгрывание сказок и т.п.)

После разминки начинается подготовка психодраматического дей-

ствия. Кто-либо из членов группы рассказывает о своей жизненной

проблеме, такой, какую он хотел бы решить в группе ォздесь и теперьサ.

Эта проблема становится основным сюжетом психодрамы. Рассказ-

чик обрисовывает:

- суть проблемы,

- называет реальных участников в жизни,

- характеризует их,

- описывает их поведение в проблемной ситуации, включая и свое

собственное.

Затем между членами группы, согласившимися стать участниками пси-

ходрамы, распределяют роли тех людей, которые в жизни участвуют в

проблемной ситуации и между которыми складываются непростые взаи-

моотношения. В распределении ролей участвует сам автор проблемы.

2 фаза – собственно драматическое действие.

Импровизированно воссоздаются и проигрываются реальные про-

блемные жизненные ситуации. Чаще всего автор проблемы играет

роль самого себя. В ходе психодраматического действия клиент до-

стигает эффекта катарсиса и осознает свои истинные чувства, ус-

тановки, проблемы.

Приемы, которые используются в этой фазе:

1) представление самого себя (самопрезентация). Одна из самых

простых техник: состоит из серии коротких ролевых действий, в ко-

торых автор проблемы изображает самого себя.

2) Монолог. Автор проблемы выражает ее суть, высказывая свои мысли

и чувства. Но автор – ォперсонажサ проблемы – обращается не к другим

людям, а к самому себе. Психолог предлагает воспользоваться техникой

монолога: говорить вслух во время ходьбы все, что он думает и чувствует

в момент ォздесь и сейчасサ (например, сцену возвращения к своему дому).

Данная техника эффективна при выявлении расхождений между скрыва-

емыми и показными чувствами и мыслями.

3) Дублирование (множественное дублирование). Осуществляется

двойником, который берет на себя роль автора проблемы, дополняя ее

и подчеркивая те или иные моменты в поведении и психологии автора.

Двойник может выступать в роли ォвнутреннего голосаサ автора, выска-

зывающего его скрытые мысли и чувства. Двойник принимает те же

позы, так же себя ведет, помогая главному герою исполнять свою роль.

4) Обмен ролями. Например, при разыгрывании сцены ссоры между

супругами, где главный герой – жена, а вспомогательный – муж, их просят

поменяться ролями. В этом случае психодраматическое действие может

принять другое направление: помочь разрешить конфликт, достигнуть эм-

патии, найти адекватную форму поведения в той или иной ситуации.

5) В дошкольном возрасте эффективно используется техника со-

циализации и интеграции: дети берут роли взрослых и таким обра-

зом осваивают новый опыт.

6) ォЗеркалоサ. Главного героя просят отойти в сторону и посмотреть

за тем, как его изображают вспомогательные ォЯサ. Позволяет взглянуть

со стороны на свои действия и свое собственное поведение.

7) ォЗа спиной». Клиент садится на сцене на стул спиной к зрите-

лям, а психолог призывает зрителей к обсуждению клиента, что по-

могает ему понять, как его видят другие.

8) ォВолшебный магазинサ. Психолог (режиссер) просит участников

представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются вся-

кие чудесные вещи: любовь, мужество, талант и т.д. Владелец мага-

зина предлагает клиенту на выбор все, что он может пожелать. Доб-

ровольца просят выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь

товар, например, уважение. Режиссер уточняет: ォСколько нужно ува-

жения? От кого? В связи с чем?サ и т.д. В то же время владелец мага-

зина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что ему тоже до-

рого, например, здоровье, честь, независимость. Это ставит клиента

перед дилеммой выбора, заставляет обратиться внутрь себя, чтобы

осознать, что он на самом деле ценит и хочет в жизни.

3 фаза – интерпретация или обсуждение.

Когда действие закончено, наступает время анализа:

1) сначала свои мысли, переживания высказывают клиенты, кото-

рые непосредственно в процессе не участвовали (зрители);

2) предоставляется обратная связь герою (протагонисту);

3) затем высказываются вспомогательные ォЯサ.

Сначала предлагается рассказать о чувствах, которые вызвала пси-

ходрама, после переходят к конкретному обсуждению какого-либо пси-

ходраматического действия.

Основное правило этой стадии – отсутствие действия.

Используются словесные приемы: обмен чувствами, обсуждение

или анализ.

В групповой форме работы используется образно-ролевая драмте-

рапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуще-

ствляется ォреконструкция поведенческой реакцииサ.

Таким образом, роль – ォлечебный образサ – подбирается с учетом

индивидуальных форм общения. Правильный подбор образов обеспе-

чивает предварительная психолого-педагогическая диагностика. Има-

готерапия помогает решить проблемные ситуации (например, при коррекции сниженной учебной мотивации у детей может разыгрываться

ォШкола зверейサ, где дети исполняют роль ученика и учителя). В со-

ставе репертуара могут быть как специально составленные сюжеты,

так и известные сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстого и др.

Изотерапия – ведущий метод арттерапии в работе с детьми дош-

кольного возраста.

По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании меж-

полушарных взаимодействий, поскольку в процессе рисования коор-

динируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с

работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за кото-

рое отвечает левое полушарие. Будучи напрямую связанным с важ-

нейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мыш-

ление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих

функций, но и связывает их между собой.

Рисуя, клиент дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, пе-

рестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно

соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирую-

щими образами. Таким образом, рисование выступает как:

- способ постижения своих возможностей и окружающей действи-

тельности;

- способ моделирования взаимоотношений и выражения различно-

го рода эмоций, в том числе отрицательных, негативных.

Необходимо рассмотреть различия изотерапии и уроков рисования:

1) различие целей и задач: в изотерапии – это задачи самовыраже-

ния в рисунке, символического моделирования и разрешения конф-

ликтной ситуации, а на уроках рисования – задачи овладения сред-

ствами и техниками изображения;

2) различие в продуктах изобразительной деятельности: в изотера-

пии качество рисунка не является существенным критерием его оцен-

ки, здесь каждый рисунок обладает самоценностью, связанной с пос-

ледовательностью этапов разрешения межличностных и внутренних

личностных проблем ребенка. На учебных занятиях, напротив, глав-

ное внимание при анализе рисунка ребенка уделяется мере и качеству

усвоения им системы изобразительных средств;

3) отличие функций, осуществляемых взрослым: педагогом – в

учебном (дидактическом) рисовании и психологом в изотерапии. На

учебных занятиях эти функции сводятся к демонстрации ребенком воз-

можностей и техники новых способов и средств изображения и орга-

низации процесса их условия. В изотерапии взрослый выступает как

организатор процесса самовыражения, носитель адекватных способов

действий с изобразительным материалом, посредник и партнер в осоз-

нании и разрешении проблемных ситуаций.

Основная задача проективного рисования – выявление и осознание

трудно вербализуемых проблем, переживаний клиентов. Управляя и

направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внима-

ния клиента, концентрации его на конкретных значимых проблемах.

Темы подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность

выразить графически или рисунком свои чувства и мысли, и могут

касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обыч-

но тема рисования охватывает:

1. Собственное прошлое и настоящее (ォМой обычный деньサ, ォСитуа-

ции в жизни, в которых я чувствую себя неуверенноサ, ォЯ и детиサ и т.п.).

2. Будущее или абстрактные понятия (ォКем бы я хотел бытьサ, ォТри

желанияサ, ォЛюбовьサ, ォЗависть, ォСтрахサ и т.д.).

3. Отношения в группе (ォЧто мне дала группа, а я ейサ, ォЧто мне не

нравится или кто мне не нравится в группеサ и т.д.).

В проективном рисовании используются следующие методики

(классификация С. Кратохвила):

1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки вы-

полняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема

или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На ри-

сование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начина-

ется обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а

потом – автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у

каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на оп-

ределенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исклю-

чаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После

окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса ри-

сования. При этом обсуждаются не художественные достоинства со-

зданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса ри-

сования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к дру-

гу в процессе рисования.

3. Совместное рисование: несколько человек (или вся группа)

молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настро-

ение, атмосферу в группе и т.д.). По окончанию рисования обсужда-

ется участие каждого члена группы, характер его вклада и особенно-

сти взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4. Дополнительное рисование: рисунок посылается по кругу –

один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Обсуждение членами группы авторского рисунка начинается с

рассказа членов группы о том, что хотел изобразить автор рисун-

ка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие

чувства вызывает рисунок.

Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем по-

нимании рисунка. Особый интерес представляют расхождения в по-

нимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые мо-

гут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых авто-

ром элементов, так и проекций проблем других клиентов.

Существует два способа работы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и срав-

нение, нахождение совместными усилиями общего и отличительно-

го содержания.

2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки,

и участники высказываются о его психологическом содержании).

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается

на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, раз-

меры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специ-

фические особенности.

При использовании проективного рисунка в коррекционной работе с

детьми одной из актуальных задач процесса изотерапии становится задача разделения в детском рисунке тех его особенностей, которые от-







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.137 сек.) русская версия | украинская версия