Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Составить отчет о проделанной работе. 9 страница




заготовки для глины и другие материалы на случай, если кто-то пред-

почтет оригинальную изобразительную технику. Обязательно – свобод-

ный доступ к воде.

Кабинет-студия имеет зону отдыха с креслами и столами для чая.

Работы хранятся в индивидуальных папках на столах или в стеллажах.

2) кабинет для индивидуальной работы предназначен для более

продолжительного курса с детьми, страдающими негрубыми форма-

ми психических расстройств. Предполагает тесное взаимодействие

между арттерапевтом и пациентом на протяжении всего процесса изоб-

разительной работы. Для работы ребенка имеется стол, стул и весь на-

бор изоматериалов, расположенных на полках или другом столе в не-

посредственной близости от клиента. Стул арттерапевта – рядом со сту-

лом ребенка. Эта часть помещения – ォрабочаяサ зона. Здесь может на-

ходиться и песочница.

Для работы с детьми необходимо наличие большого свободного про-

странства для игры с предметами, а также присутствие ォкукольного

домикаサ и разнообразных игрушек (интеграция игротерапии). Имеет-

ся ォчистая зонаサ для проведения обсуждений.

3) арттерапевтический кабинет для групповой работы рас-

считан как на самостоятельную работу участников, так и вербальное

взаимодействие на этапе обсуждения продуктов изодеятельности. По-

этому необходимо иметь 2 зоны: рабочую и чистую (в соответствии с

формой работы). Предполагает разнообразие различных мест для ра-

боты, например, несколько вариантов постановки столов и стульев. У

каждого клиента – свой индивидуальный набор изоматериалов, на об-

щем столе – иные, более редкие материалы.

Помещение должно быть рассчитано на возможность совместной

изобразительной работы участников группы. При работе с детьми не-

обходимо освободить пространство на полу в рабочей зоне.

Одна или две стены должны быть предназначены для развешивания

работ перед началом обсуждения. Как в игровой комнате, так и здесь,

рекомендуется не изменять привычную для детей среду арттерапевти-

ческого кабинета. Работы также хранятся в индивидуальных папках.

4) арттерапевтическое отделение и кабинет универсального

назначения является специализированным комплексом помещений,

предназначенных для разных форм арттерапевтической работы. Исполь-

зуется в крупных лечебно-реабилитационных, социальных центрах и

т.д. Здесь,кроме с арттерапевтических занятий, могут проходить заня-

тия по музыко-, танцевальной терапии, работать вербальные психоте-

рапевтические группы и т.д.

Арттерапевтическая работа предполагает широкий выбор различных

изоматериалов. Вместе с красками, карандашами, цветными мелками

или пастелью часто используются журналы, цветная бумага, фольга,

глина, пластилин, дерево, песок, иные материалы. Бумага должна быть

разных цветов, оттенков и разных форматов. Кисти должны быть раз-

ных размеров. Необходимо иметь губки для закрашивания больших

пространств. Разные типы клеев, скотч и т.л. Качество материалов по

возможности должно быть высоким.

Таким образом, арттерапия является оздоровительным, коррекцион-

ным, профилактическим методом, направленным на укрепление пси-

хического здоровья, что означает не свободу от болезни, а способ-

ность человека с ней справляться (Ф. Ницше).

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с

отклонениями в развитии

В настоящее время в психокоррекционную работу с детьми, имею-

щими отклонения в развитии, широко включаются психотерапевтичес-

кие методы, в частности, арттерапевтические методики. Долгое время

психотерапия понималась как исключительно лечебное воздействие,

входящее в компетенцию только медицины. В последние годы в связи

с интенсивным развитием психологических методов коррекции появи-

лись другие модели психотерапии (философская, социальная) и соб-

ственно психологическая модель, которая широко используется в си-

стеме помощи детям с отклонениями в развитии.

Применение психотерапевтической коррекции имеет свою историю:

уже в 1911 году В.М. Бехтерев выступил на 1 Международном педо-

логическом конгрессе с докладом ォВнушение и воспитаниеサ, дока-

зывающим необходимость использования психотерапии.

С 1990 г. можно отметить следующие работы по детской психотерапии:

Б.З. Драпкин – вопросы комплексного лечения заикающихся, ве-

дущая роль психотерапевтической коррекции;

В.М. Рахманов – Всесоюзный психотерапевтической сурдологичес-

кий центр в Днепропетровске. Там же – исследование по психотера-

певтической коррекции умственно отсталых детей и подростков.

Е.Ю. Рау – методика применения ролевой игры как средства эмо-

ционально-стрессовой психотерапии заикающихся дошкольников.

Б.И. Айзенберг, Л.В. Кузнецова, Н.П. Вайзман, В.Н. Воронина, Г.М. Са-

вушкина, Э.Л. Славина – в работах этих авторов представлены материалы

психотерапевтической коррекционной работы с УО детьми.

Применительно к детскому и подростковому возрасту проблемы пси-

хокоррекции средствами психотерапии (арттерапии в том числе) полу-

чили свое отражение в трудах А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Л.Н. Ко-

миссаровой, Т.А. Добровольской и др.

Принципы психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в

развитии средствами арттерапии в нашей стране основаны на фунда-

ментальных положениях общей, возрастной и специальной психоло-

гии: личность – это целостная психологическая структура, которая фор-

мируется в процессе жизни человека на основе усвоения им обще-

ственных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,

Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.):

1) принцип единства коррекции и развития означает, что целе-

направленная коррекционная работа осуществляется только на основе

клинико-психолого__________-педагогического анализа внутренних и внешних

условий развития ребенка с учетом возрастных закономерностей раз-

вития и характеристики нарушений.

2) принцип единства диагностики и коррекции: цели и содер-

жание коррекционной работы могут быть определены только на осно-

ве комплексного, системного изучения ребенка, его дифференциаль-

но-диагностического исследования. Осуществляя коррекционную ра-

боту, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии

ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более пол-

ной диагностики.

3) принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система

коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в разви-

тии и направлена и на реабилитацию, и на социальную адаптацию ре-

бенка с проблемами. Коррекция и компенсация – это не рядоположен-

ные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг

друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекци-

онной работы связана с результатом – компенсацией нарушений.

4) принцип учета возрастных психологических и индивидуаль-

ных особенностей развития. Определяет индивидуальный подход к

ребенку и построение коррекционной работы на базе основных зако-

номерностей психического развития с учетом сензитивных периодов,

понимания значения последовательных возрастных стадий для форми-

рования личности ребенка.

5) принцип комплексности методов психолого-педагогического

воздействия. Выбор методов, композиция модели из нескольких ме-

тодов определяется в зависимости от целей, задач программы оказа-

ния ребенку помощи, возрастных индивидуальных особенностей и

организации условий проведения.

6) принцип личностно ориентированного и деятельностного

подхода. Основан на признании развития личности в деятельности, а

также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках веду-

щей для его возраста деятельности является движущей силой его раз-

вития (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.Н. Мясищев и др.).

7) принцип оптимистического подхода. Предполагает органи-

зацию ォатмосферы успехаサ для ребенка, веры в положительные ре-

зультаты, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его ма-

лейших достижений.

8) принцип активного вовлечения ближайшего социального ок-

ружения. Ребенок развивается в целостной системе социальных отно-

шений, субъектом которой он является (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и

др.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему

людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, обще-

ния, форм совместной деятельности и способов ее осуществления со-

ставляют важнейший компонент развития, определяют зону его ближай-

шего развития. Успех коррекционной работы с ребенком, как и другие

составляющие, зависит и от сотрудничества с родителями.

Арттерапевтические методики в специальном дошкольном образо-

вательном учреждении

Практический опыт по использованию средств искусства в целях

коррекции показывает большой эффект в работе с детьми, имеющими

нарушения в развитии:

- с нарушениям речи – заикающимися (Е.Ю. Рау, Ю.Б. Некрасова);

- аутичными детьми (О.С. Никольская);

- с проблемами в эмоционально-личностном развитии (Т.А. Доб-

ровольская, О.А. Карабанова);

- с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Мед-

ведева).

Применение той или иной арттерапевтической методики определя-

ется вариантом и характером имеющегося у ребенка нарушения.

Так, например, для ребенка с нарушением слуха целесообразнее ис-

пользовать изотерапию и кинезитерапию; для ребенка с нарушением

зрения, ДЦП – вокалотерапию и сказкотерапию.

Наиболее сензитивным периодом для использования арттерапевти-

ческих методик является возраст 6–7 лет, но в отдельных случаях ар-

ттерапия может проводиться и с 5 лет. В этом возрасте у ребенка уже

сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения

в художественных видах деятельности; развивается самосознание, что

является основой для использования арттерапевтических методик.

Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольника-

ми с нарушениями слуха, речи, с ЗПР позволяет получить следую-

щие положительные результаты:

- создаются благоприятные условия для развития навыков общения

замкнутых детей;

- обеспечивается эмоциональное отреагирование;

- оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;

- на развитие произвольности и способности к саморегуляции;

- на формирование позитивной Я-концепции, уверенности в себе за

счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Другим видом, так же дающим положительные результаты, являет-

ся музыкотерапия. Музыкально-терапевтические сеансы осуществ-

ляются в индивидуальной и групповой (3–5 человек) форме.

Рецептивная (пассивная) музыкотерапия используется в работе с

дошкольниками с нарушениями зрения, речи, ДЦП, ЗПР и УО, кото-

рые имеют эмоционально-личностные проблемы, конфликтные меж-

личностные или внутрисемейные отношения, переживают состояние

эмоциональной депривации, отвержения, чувство одиночества, отли-

чаются повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия сред-

ствами рецептивной музыкотерапии с детьми, имеющими отклонения

в развитии, направлены на моделирование положительного эмоцио-

нального состояния, катарсис, выход из психотравмирующей ситуа-

ции посредством восприятия музыки.

Для того чтобы музыка произвела положительный эффект, необхо-

димо подготовить ребенка к ее восприятию: предложить ребенку сесть

в удобной позе, сосредоточиться на музыкальном ォрассказеサ. Про-

цесс восприятия музыки происходит вместе с психологом, который

помогает ребенку ォшагнутьサ из реальной жизни в другой, вообража-

емый мир образов, настроений, музыкальных красок. В небольшом,

предваряющем слушание рассказе, психолог настраивает ребенка на

восприятие определенной образной музыкальной картинки. Затем ме-

лодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскры-

вает ему красоту природы и мира.

Для активизации зрительных образов можно использовать медита-

тивную музыку, передающую природу в аудиозаписи: ォМорской при-

бойサ, ォВолшебство лесаサ, ォРассвет в лесуサ, ォШум дождяサ и др.

После прослушивания в беседе с ребенком психолог выясняет, что

ォвиделサ, чувствовал, ォделалサ ребенок в воображаемом путешествии,

какую картинку словами он может нарисовать. Такое восприятие му-

зыки с момента ォвыходаサ за пределы реальной ситуации обеспечива-

ет снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ситуации.

Исследования показывают, что улучшение психоэмоционального

состояния ребенка происходит через 8–10 целенаправленных сеансов.

Сеансы рецептивной музыкотерапии могут проходить в форме ォмо-

делированияサ эмоционального состояния. Чтобы вывести ребенка из того

или иного состояния, ему необходимо дать прослушать мелодии, созвуч-

ные его настроению, затем постепенно сменить характер музыки в со-

ответствии с желаемой переменной. Лучший эффект при такой направ-

ленности дает программа, составленная из разных по характеру музы-

кальных произведений. При этом выбираются музыкальные произведе-

ния с отчетливым ритмом (программа музыкальных произведений).

Авторы, предлагающие рецептивную музыкотерапию, предлагают

разные музыкальные произведения. Замечено (В.А. Петрушин, Е.И. Ро-

гов и др.), что наибольший эффект вызывают классические музыкаль-

ные произведения.

Расслабляющее воздействие могут оказывать произведения:

- П.И. Чайковского ォСентиментальный вальсサ, ォБаркаролаサ;

- К. Сен-Санса ォЛебедьサ;

- С.В. Рахманинова ォКонцерт № 2サ, начало 2-й части;

- Ф. Шопена ォНоктюрн фа мажорサ, ォНоктюрн ре-бемоль мажорサ и др.

Для снятия подавленного, угнетенного состояния часто приме-

няются:

- Аве Марияサ Ф. Шуберта;

- ォК радостиサ Л. Бетховена;

- ォПрелюдия до-минорサ Ф. Шопена;

- ォМелодияサ К. Глюка и др.

Бодрое, радостное настроение появляется при прослушивании:

- ォПраздничная увертюраサ Д.Б. Шостаковича;

- финалов ォВенгерских рапсодийサ №№6, 10, 11, 12 Ф. Листа;

- ォЧардашサ В. Монти и др.

Сеансы могут проводиться и в форме прослушивания музыки в

ォживомサ исполнении: ребенку предлагается ォвойтиサ в образ испол-

нителя и представить, что он играет на музыкальном инструменте

(скрипке, фортепиано).

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, слуха, ЗПР,

УО и ДЦП применяется и интегративная музыкотерапия. Пример – син-

тез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся

таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмот-

ром видеозаписи на большом телеэкране ярких картин природы.

Психолог предлагает ребенку как бы ォшагнутьサ вглубь изображе-

ния, к ручью, собрать цветы и т.д.

Наибольший эффект при снятии эмоционального напряжения детей

дает сочетание музыки П.И. Чайковского и С. Рахманинова с пока-

зом картин родной природы. А светлая, приподнятая музыка И. Гай-

де, В. Моцарта хорошо сочетается с показом ярких лугов, покрытых

цветами и порхающими над ними бабочками.

Активная музыкотерапия может проводиться в виде вокалотера-

пии с детьми, имеющими нарушения речи, зрения, ЗПР. Занятия про-

водятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Они направ-

лены на формирование оптимистического настроения с помощью во-

кальной деятельности ребенка. Для этого используются песни-форму-

лы, основанные на самовнушении положительных установок (напри-

мер, ォЯ хороший, ты хорошийサ, ォФормула радостиサ и др.). Кроме пе-

сен-формул, в занятия включаются оптимистические по содержанию

детские песни, знакомые детям.

Посредством кинезитерапии осуществляется коррекция наруше-

ний эмоционально-личностной сферы и психомоторики детей с откло-

нениями в развитии. Для этой формы арттерапии подходят современ-

ные танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой

регламентации. Использование кинезитерапии эффективно для созда-

ния лечебно-оздоровительного режима, а также тренировки не только

мышечной, но и сердечно-сосудистой и нервной систем.

Кинезитерапия может проводиться в форме тематических занятий,

построенных на импровизации педагога и группы детей. В занятия

включаются различные упражнения, направленные на снятие психоэмо-

ционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, коррекцию

моторной сферы. Темы таких занятий – ォПутешествие за синей пти-

цейサ, ォ Бал насекомыхサ и др.

Танцтерапия предполагает использование различных видов танце-

вального искусства: образно-сюжетный танец-импровизация или со-

временный детский или народный танец (элементы движений испанс-

кого, русского и т.д.). В занятие могут быть включены элементы хо-

реографической гимнастики, формирующей правильную осанку тела.

Особенно широко используется в работе с детьми с ДЦП.

Коррекционная ритмика используется в работе с различными ти-

пами отклонений. Она подразделяется на несколько видов в зависи-

мости от того, с каким видом нарушений осуществляется работа по-

средством ритма:

- логопедическая ритмика (для детей с нарушениями речи);

- фонетическая ритмика в сочетании с музыкально-ритмическими

движениями (для детей с нарушением слуха);

- коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения, задерж-

кой психического развития, умственной отсталостью.

Любое движение взрослого или ребенка осуществляется в опреде-

ленном ритме. Понятие ォритмサ применяется в разном контексте: ритм

стихотворения, прозы, дня, сердца, дыхания и т.п.

Задача лечебно-коррекционной ритмики – с помощью ритмо-физи-

ческих упражнений под музыку развивать чувство ритма и использо-

вать его в лечебно-оздоровительных целях.

Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, этюдов, цель

которых – сохранение психического здоровья детей с отклонениями в раз-

витии. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выраже-

ния эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релак-

сации. Важным разделом психогимнастики является коррекция психичес-

ких функций внимания, памяти и эмоционально-волевой сферы.

Имаготерапия применяется в индивидуальной и групповой фор-

мах. Ее главная цель – не публичное выступление детей перед зри-

телями, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта. Ис-

пользуется в работе с детьми с нарушениями речи, слуха, задерж-

кой психического развития, умственной отсталостью. Чаще всего про-

водится в форме куклотерапии. Психолог использует любимый пер-

сонаж или куклу ребенка, с которыми в лицах (психолог – ребенок)

разыгрываются истории, связанные с проблемной ситуацией конк-

ретного ребенка. Любимая кукла попадает в ォстрашную историюサ,

но справляется с ней и выходит победителем. Для того чтобы у ре-

бенка наступило состояние катарсиса (но не истерики), нельзя ォза-

тягиватьサ рассказ, следует изменять его сюжетную линию в зависи-

мости от состояния ребенка.

Спектр арттерапевтических методик, используемых в работе с детьми

с проблемами в развитии, может быть дополнен сказкотерапией как од-

ним из ведущих методов. Проводится в директивной (направленной)

форме, при которой психолог задает тему занятия и активно участвует в

сказкотерапии: подбирает психотерапевтические метафоры в соответствии

с проблемами ребенка и недирективной (ненаправленной), целью кото-

рой является оказание ребенку помощи в выявлении и осознании своих

проблем путем поддерживания атмосферы эмоционального принятия.

На пропедевтическом этапе работы с ребенком проводится предвари-

тельная беседа, в которой выясняются интересы и увлечения ребенка, что

помогает в дальнейшем создать историю, близкую и понятную ребенку.

Таким образом, арсенал арттерапевтических методик многообразен;

выбор того или иного метода зависит от возрастных и индивидуаль-

ных особенностей ребенка, обусловленных типом отклонения в раз-

витии, степенью его выраженности.

4.3. Методы поведенческой коррекции

Методы коррекции поведения разрабатывались в рамках поведен-

ческого подхода в форме поведенческой терапии. Поведенческая кор-

рекция использует принципы и модели теории научения и науки о по-

ведении (бихевиоризма) при определении целей и процедур психокор-

рекции, а также при объективной оценке ее результатов.

Теоретические основы поведенческой коррекции были разработаны

еще в первой половине 20 века в трудах:

- И.П. Павлова, К. Халла (классическое обусловливание), Э. Тор-

ндайка, Б. Скиннера (теория оперантного обусловливания) – техники

основаны на моделях классического и оперантного обусловливания –

1 этап в развитии поведенческой психотерапии;

– 2 этап связан с включением в концептуальную модель поведения

новых детерминант – когнитивных процессов – активно развивается

когнитивно-бихевиоральное направление, вызывающее далеко не од-

нозначную оценку сторонников поведенческого подхода;

- А. Бандуры, Д. Роттера и др. – мультимодальное программирова-

ние, теория социального научения, подчеркивающая важность процес-

сов саморегуляции в осуществлении поведения и научении, а также

значение подражания социальным формам поведения – 3 этап.

Методы классического обусловливания. Модель классического

обусловливания послужила основой для разработки таких методов кор-

рекции поведения, как аверсивная терапия, метод систематической де-

сенсибилизации, имплозивная (ォшоковаяサ) терапия.

Аверсивная терапия использует механизм подавления (вытеснения)

поведенческой реакции за счет отрицательного подкрепления нежела-

тельного поведения.

Метод систематической десенсибилизации и имплозивная тера-

пия основываются на механизме актуализации (освобождения подав-

ленной реакции).

Имплозивная терапия, основанная на ォнаводненииサ и шоке, выз__________-

ванном чрезмерностью отрицательных стимулов и генерализации тор-

можения реакций страха и тревожности, не пользуется популярностью

в детской психокоррекции, т.к. детские психологи стараются избегать

любой дополнительной травматизации ребенка в процессе терапии.

Метод систематической десенсибилизации является одним из

наиболее авторитетных методов поведенческой терапии. Был разрабо-

тан австрийским психотерапевтом Д. Вольпе для преодоления состоя-

ний повышенной тревожности и фобических реакций (книга вышла в

1958 г. ォПсихотерапия реципрокным торможениемサ).

Экспериментируя с животными, Вольпе показал, что происхожде-

ние и угасание невротической тревожности, подавляющей полезные

адаптивные реакции субъекта, можно объяснить с позиции теории клас-

сического обусловливания. Возникновение неадекватной тревожнос-

ти и фобических реакция, по мнению Вольпе, основано на механизме

условно-рефлекторной связи, а угасание тревожности – на механиз-

ме контробусловливания в соответствии с принципом реципрокного

торможения. Суть этого принципа состоит в том, что если реакцию,

противоположную тревожности, можно будет вызывать в присутствии

стимулов, обычно вызывающих тревожность, то это приведет к пол-

ному или частичному подавлению реакций тревожности.

В теории реципрокного торможения Вольпе речь идет о торможении

тревожных реакций с помощью одновременного вызывания других

реакций, которые с физиологической точки зрения являются антагони-

стическими по отношению к тревоге, не совместимы с ней. Если не-

совместимая с тревогой реакция вызывается одновременно с импуль-

сом, который до сих пор вызывал тревогу, то условная связь между

импульсом и тревогой ослабевает. Такими антагонистическими реакци-

ями по отношению к тревоге является прием пищи (кормление) у жи-

вотных, у человека – состояние релаксации. Страх, тревога могут быть

преодолены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх,

и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловлива-

ние: не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс.

Д. Вольпе реализовал идею сверхобусловливания в работе с кли-

ентами, испытывающими страхи и фобии, сочетая состояния глубокой

релаксации клиента с предъявлением ему стимулов, в обычной ситу-

ации вызывающих страхи. При этом решающе значение имел поря-

док предъявления и подбор стимулов. Стимулы подбирались по ин-

тенсивности так, чтобы реакция тревожности была подавлена предше-

ствующей релаксацией. Иначе говоря, конструировалась иерархия сти-

мулов, вызывающих тревожность, в последовательности от стимулов

минимальной интенсивности, вызывающих у клиентов лишь легкое

беспокойство и тревогу, до стимулов высокой интенсивности, прово-

цирующих сильно выраженный страх и даже ужас. Этот принцип –

принцип систематического градуирования стимулов, вызывающих тре-

вожность – и дал название новому психокоррекционному методу: ме-

тод систематической десенсибилизации по аналогии с методом систе-

матической десенсибилизации аллергенов, применяемых в медицине.

Метод систематической десенсибилизации – это метод системного

постепенного уменьшения сенситивности (т.е. чувствительности) чело-

века к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность.

Снижение сенситивности приводит к последовательному систематичес-

кому уменьшению уровня тревожности по отношению к этим объектам.

Метод систематической десенсибилизации показан к применению в

следующих случаях:

1. При возникновении повышенной тревожности в ситуациях,

где объективная опасность или угроза физической и личностной бе-

зопасности человека отсутствует. Тревожность характеризуется высо-

кой интенсивностью и продолжительностью, тяжелыми аффективны-

ми переживаниями и субъективными страданиями.

2. При возникновении психофизиологических и психосоматических

расстройств вследствие высокой тревожности (головной боли, миг-

реней, желудочно-кишечных расстройств и т.д.). В этих случаях ре-

бенку необходима комплексная помощь (медицинская, психологичес-

кая, психотерапевтическая).

3. При дезорганизации и распаде сложных форм поведения вслед-

ствие высокой интенсивности тревожности и страхов. Напри-

мер, неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет,

справиться с контрольной работой или ォпровалサ на утреннике в детс-

ком саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумевшего его

рассказать в нужный момент. В тяжелых случаях ситуативные ォсры-

выサ в поведении ребенка могут перейти в хронические и приобрести

форму ォвыученной беспомощностиサ. Здесь до начала использования

метода систематической десенсибилизации необходимо снять или

уменьшить воздействие стрессора, дав ребенку отдых и оградив его

от повторения проблемных ситуаций, вызывающих тревогу и страх.

4. При возникновении реакций избегания, когда ребенок, стремясь


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 368. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.106 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7