Студопедия — Глава I. Онтология: учение о бытии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава I. Онтология: учение о бытии.






В современной философской традиции проблема бытия по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей философии. В обыденном языке термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» являются синонимами. Но в философии они имеют особые смыслы, становятся категориями онтологии – учении о бытии как таковом. Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она определяет и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово "бытие" происходит от глагола "быть". Философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека, поэтому она нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

В философии со времен античности различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим им всем, своеобразный признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он – мир- вообще существует. Это выражено в понятии бытия. Издавна основной вопрос философии звучал так: почему есть нечто, а не ничто? Почему вообще что-либо есть, и на чем держится это «есть»? Бытие предстает в качестве последнего, о чем допустимо спрашивать.

Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед жизненно важной проблемой: либо признать наличие бытия, т.е. того, что есть истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени, неуничтожимо, и жить с обращением к этому вечному, либо объявить свое собственное существование самодостаточным, автономным не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Философия, принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как философия бытия, то как философия свободы. Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного (Бог, Разум и т.д.). Философия свободы доказывала, что человек сам творит историю и себя самого.

Надо обратить внимание на то, что проблема бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь появляется, это свидетельствует о присущей людям «онтологической потребности» стремиться к безусловному, т.е. признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование. Данная потребность проявляется наиболее остро в те исторические эпохи, когда люди осознают, что выбранный ими способ жить по своему своекорыстному усмотрению и произволу сопряжен с негативными последствиями, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда построенный по человеческому усмотрению мир начинает демонстрировать однобокость, жестокость, непредсказуемость. Возвращение к теме бытия начинается с вопроса о «смысле жизни». Поиски бытия - это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать в себе силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на какую бессмысленность, ни на свою конечность.

В современной философской литературе указывается на два значения слова "бытие". В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей.

Впервые понятие "бытие" ввел философ элейской школы древнегреческой философии Парменид (504-501 г. до н.э.). Бытие, по Пармениду, не возникает и не исчезает, оно существует всегда, иначе оно не было бы бытием, а зависело от чего-то, что дало ему возможность возникнуть; оно неделимо, либо оно есть все целиком, либо его нет. Значит, бытию некуда двигаться, не во что изменяться, значит оно всегда только есть, только существует.

Этот тезис по-своему можно оправдать, если под бытием иметь в виду только сам факт существования мира, природы. Да, мир существует, но если мы выйдем за рамки этой простой и универсальной констатации, мы сразу же попадаем в конкретный мир, где движение не только чувственно воспринимаемый, но и умопостигаемый, всеобщий атрибут природы.

Поэтому, в противоположность Пармениду, другой греческий философ Гераклит основное внимание уделяет движению. В отличие от Парменида, Гераклит считал бытие развивающимся, меняющимся, текучим. Само движение он рассматривал как результат взаимоперехода противоположностей. Бытие и небытие неразрывны. Одно порождает другое, одно переходит в другое.

У Платона само бытие оказалось разделенным на неравноценные виды: это прежде всего мир вечных идеальных сущностей, мир идей, мир вещей - преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер, это какое-то полубытие.

Проблема бытия в Христианской культуре всегда рассматривалась в двух формах: бытия Бога, как вневременное, внепространственное, абсолютное, подприродное бытие, с одной стороны, и сотворенный им мир природы - с другой. Творящее и сотворенное - вот главные виды бытия. Бытие и небытие, Бог и человек - соотношение этих понятий определяет собой решение многих философских проблем.

Длительное господство религиозного мировоззрения, отсутствие социальной потребности в коренном пересмотре взглядов на бытие общества и человека приводили к тому, что в течение длительного исторического периода бытие общества рассматривалось идеалистически, т.е. первичным, определяющим считались идеи. Принципиально иная ситуация сложилась в 40-50-х гг. XIX в., когда были сформулированы основные принципы материалистического понимания истории.

Это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. В философии было введено новое понятие: "общественное бытие". Общественное бытие - это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. Появляется новый тип законов развития - законов саморазвития общества и его материальной основы - материального производства.

К ХХ веку обнажились все последствия безбытийного существования человека, его упования собственной свободой. В культуре Нового времени появляется мировоззрение, суть которого Ф.Ницше выразил в афоризме: «Бог умер», что означало ниспровержение всех традиционных ценностей, определяющих смысл европейского самосознания. Люди перестали признавать свою зависимость от Бога, присвоили себе право Творца создавать мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает себя и не нуждается ни в каком трансцендентном обосновании своего бытия. Человеку, возомнившему себя автономным и свободным от онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого «освобождения» он превратился в систему различных функций: социальных, психологических, политических и т.д., что он потерял целостность, став, говоря словами философа ХХ века Г.Маркузе «одномерным человеком».

Постмодернистская философия во многом продолжила процесс дальнейшего отчуждения человека от подлинного смысла понимания бытия. С точки зрения постмодерна (М. Фуко, М. Мерло-Понти, Ж. Деррида и др.) идея бытия в разных своих вариантах, от Парменида до Гегеля, оправдывала необходимость для человека подчиняться каким-то высшим ценностям. Признавая существование бытия как чего-то надчеловеческого, люди добровольно поработили себя на века. Избавиться от этого порабощения, низвергнуть высшие ценности, в этом видят задачу философы постмодернисты. Они последовательно проводят мысль о том, что в той мере, в какой философы – классики выдумали абсолютное бытие, т.е. мир идеальный, у реального мира, мира жизненного были отняты смысл, истинность, ценность. Идея абсолютного бытия заставляла людей устремлять свой взор на небеса, в силу чего многие стороны его реальной жизни рассматривались как греховные, запретные. Философия постмодернизма, таким образом, окончательно разбожествила мир, сломала вертикаль «высшее-низшее», оправдала «странствия по запретному», к которому вплоть до конца XIX века относились: секс, безумие, тюрьма, половые извращения. Философия постмодерна отвергла классический способ философствования, нацеленный на отработку ощущения самотождественности через отношение к чему-то надчеловеческому, чему-то, что было бы и без людей (Бог, Разум, Истина), и попыталfсь показать людям, что они обретают смысл жизни и нравственную идентичность только в общении с другими людьми.

Итак, мы видим, что в ходе исторического развития, в особенности познания философского, были выделены различные формы бытия как объективно-реальные (природа, общество, человек), так и трансцендентные (мир абсолютных сущностей, Бог). Идея бытия как трансцендентного Абсолюта рассматривалась в философии идеализма. Материалистическая философия базировала свое учение на признании в качестве единственно истинно сущего бытие природного мира, чувственно воспринимаемых вещей, существующих вне и независимо от человека, т.е. объективно. Если в философии идеализма идея трансцендентного бытия использовалась для обоснования существования чувственного мира, то материалистическая философия признавала этот мир автономным и самодостаточным, не нуждающимся в обосновании. Для его обоснования и была введена категория «материя».

Философское понимание категории материи разрабатывались прежде всего философами- материалистами от древних до современных. В древнегреческой философии в основе определения материи лежало понятие материала (субстрата) из которого созданы все вещи: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон(Анаксимандр), огонь (Гераклит), атомы (Демокрит).Согласно Аристотелю, материя – это только всеобщая возможность предметного многообразия. Действительность вещественного многообразия, его стимул и цель – это форма, как самодовлеющее, активное начало. Иными словами, идеальный (в конечном счете, познавательный) образ, проект вещи оказался целевым импульсом, конечной причиной движения, превращения, становления вещей в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар – демиург, Бог. Сформулированный Аристотелем дуализм материи как пассивного, страдательного начала и духа, как начала активности, творчества надолго определил решение проблемы материи в философии.

В механическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов. В субстанциональный, материальный фундамент вещей входит ряд механических свойств: протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть, перемещение и т.д.

Определение, данное В.И. Лениным, является наиболее общепризнанным в современном материализме.

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них.

О чем говорит это определение? Во-первых, о том, что главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания.

Во-вторых, если признаком материальности является свойство "быть объективной реальностью", то никакие тела, вещи, процессы, как природные, так и произведенные человеком, не могут претендовать на свое исключительное право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материя неисчерпаема.

В-третьих, материя "копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями". Это признается принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира.

Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.

Другими словами, в вопросе о существовании здесь дается первое и последнее слово только самим конкретным вещам. Это и есть позиция науки.

Материя неисчерпаема, т.е. многообразие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Прежде всего, можно говорить о строении материи на уровне неживой природы и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы, с т. з. современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галактики, метагалактики.

Уровень живой природы включает два пол-уровня: биологическую и социальную (общественную) жизнь. На биологическом уровне в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), белки, клетки, популяции, биоценозы и т.д.

На социальном уровне в структуре материи можно выделить следующие элементы: семья, классы, расы, нации и т.д.

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, неисчерпаемость. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время.

Все вещи окружающего мира находятся в состоянии движения. Изменения, сопровождающиеся появлением новых качественных состояний, называются развитием.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой – это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Движение предстает как самодвижение материи в силу взаимосвязи противоположностей. Взаимосвязи противоположностей принимают самые разнообразные формы. Одна из наиболее общих противоположностей, свойственная движущейся материи, есть противоположность устойчивого и изменчивого. Движение было бы невозможно, если бы ему не противостояла противоположная сторона – сохранение. Другого рода противоположности, свойственные материи – дискретность и непрерывность. Дискретное и непрерывное в их единстве составляет важнейшую неотъемлемую черту движущейся материи, которую можно назвать структурностью.

Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей.

Пространство нашего мира имеет три измерения, поэтому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше пространство имело больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит, не было бы планетных систем.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбранным за образец (эталон). Но человеку свойственно и интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены "биологические часы". И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек - закономерный итог развития галактики, а потому может "чувствовать" ее ритмы.

В начале ХХ в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное).

Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей метагалактики существовало десятимерное пространство-время. Четыре измерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть - определили структуру микромира, размеры которого меньше 10-33. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

Свою специфику имеет пространство и время жизни общества. Если в неживой и биологических формах материи пространство включает только связи предметов, то в социальное пространство входит и отношение человека к предметам, к месту своего обитания. Например, понятие «Родина» характеризует не только определенную территорию, место рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: человек испытывает чувство любви к ландшафту (это может быть лес, горы, море, океан, поле) и тоскует, если по какой-то причине вынужден жить в другом месте.

Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением в понимании времени. Древние воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.

Специфическое восприятие времени сформировалось капиталистическим способом производства. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка, как свидетельство ускорения ритма жизни. Начался "бег времени", превышающий уровень биологического ритма человеческого тела.

Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индивидуального бытия человека. Например, в старости человек перестает спешить, "усмиряет" бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти.

Изложенное выше учение о материи базируется на ленинском ее определении. Но в настоящее время некоторые философы утверждают, что это определение содержит два взаимоисключающих суждения:

Материя независима от нашего сознания.

Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Первое суждение отрицает второе и наоборот. Тезис о независимости материи от сознания не так просто обосновать, как это кажется на первый взгляд. Не случайно поэтому еще представители русской религиозной философии относили первое суждение к разряду знаний, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Трудности с определением материи будут способствовать развитию материалистического учения, более глубокому анализу его основных понятий и принципов.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 470. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.05 сек.) русская версия | украинская версия