Глава IV. Философские проблемы науки
Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знаний (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, и обществе (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология). Отдельную группу составляют технические науки. Своеобразной наукой является современная математика. В свою очередь, каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин - физическая химия, биофизика и т.п. Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения социально-практических задач. Основная задача научного знания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов мышления и др. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в Средние века, вплоть до Нового времени. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания как систематического исследования природы. Наука как целостный феномен возникает в Новое время (XVI - XVII вв.) вследствие отпочковывания от философии и проходит в своем развитии четыре основных этапа: романтический, классический, неклассический, постнеклассический. -В романтический период наука перестает быть любительским занятием и становится профессией. Возникает опытное эмпирическое естествознание, внутри науки формируются отдельные дисциплины. -Классическая наука (XVII - XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении элиминировать (исключать) все, что относится к субъекту, средствам его деятельности. Здесь господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. В этот период по образцу наиболее развитой научной дисциплины – механики – создаются сциентистские теории. Научные достижения начинают активно использоваться обществом. -Неклассическая наука (первая полов. ХХ в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности. Идет фронтальное внедрение научных идей в технические инновации и быт. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина ХХ в.) - включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Постнеклассический период связан с развертыванием во всех ракурсах большой науки, формированием новых идей. Наглядным их примером могут служить положения синергетики, в которой природа, общество и человек рассматриваются как частные случаи самоорганизации сложной системы, дается новое понимание взаимодействия «хаоса» и «порядка», показана творческая роль случайности в этой самоорганизации. При этом утверждается, что нет однозначной причинности, а есть многозначная ветвящаяся крона возможных направлений движения Космоса, биосферы и истории. Научное знание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание, рациональный момент здесь присутствует, но имеет подчиненное значение. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивается с помощью таких приемов и средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ. Однако опыт никогда – (тем более в современной науке) - не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты так или иначе теоретически нагружены. Таким образом, мы "делаем" наш опыт. Именно теоретик указывает путь экспериментатору, причем теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до ее последних штрихов в лаборатории. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента понятий, теорией законов и т.д. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной отработки эмпирических данных. В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:
|