Хадисы 6-7
Текст:: 6. وعَنْ رَجُلٍ صَحِبَ النَّبِيَّ صلى اللهُ عليه وسلم قَالَ: نَهَى رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم أَنْ تَغْتَسِلَ المَرأَةُ بِفَضْلِ الرَّجُلِ، أَوِ الرَّجُلُ بِفَضْلِ المَرْأَةِ، وَلِيَغْتَرِفَا جَمِيْعًا، أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُدَ وَالنَّسَائِيُّ، وَإِسْنَادُهُ صَحِيْحٌ Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, порицал совершение полного омовения женщиной излишками воды, оставшимися после совершения омовения мужем, и совершение омовения мужем тем, что осталось после жены, и сказал, чтобы они черпали воду вместе” (хадис привели Абу Дауд и ан-Насаи, иснад его достоверен). Степень достоверности хадиса: Хадис достоверный (сахих). Аль-Албани оценил хадис как достоверный и привел его в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 74). 7. وعَن ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُما أَنَّ النَّبِيَّ صلى اللهُ عليه وسلم كَانَ يَغْتَسِلُ بِفَضْل مَيْمُونَةَ، أخرجه مسلم. وَلأصْحابِ السُّنَنِ: اغْتَسَلَ بَعْضُ أزوَاجِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم فِي جَفْنةٍ، فَجَآء لِيَغْتَسِل مِنْها فَقَالَتْ: إِنِّي كُنْتُ جُنُبًا، فَقَالَ: إِنَّ المَاءَ لاَ يَجْنُبُ، وَصَحَّحَهُ التِّرْمِذِي وَابنُ خُزَيْمَةَ От ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, который передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал полное омовение излишками воды, оставшимися после Маймуны, да будет Аллах доволен ею (хадис привел Муслим). А “Асхабус-сунан” поведали следующее: “Одна из жен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершала большое омовение водой из таза, а затем пришел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и пожелал совершить омовение водой из этого сосуда. Она же сказала ему: “Я находилась в состоянии аль-джанаба”. Тогда он сказал: “Поистине вода не оскверняется (не приобретает состояние аль-джанаба) ” (Ат-Тирмизи и ибн Хузейма сказали, что хадис достоверный). Степень достоверности хадиса: Хадис, переданный “Асхабус-сунан”, является достоверным (сахих). Аль-Албани оценил хадис как достоверный в “Ирва’у-ль-галиль” (№ 27), в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 61), в сборнике “аль-Мишкат” (№ 47) и в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов ибн Маджа (№ 266). Выводы из двух вышеприведенных хадисов: 1. Мужчине дозволяется совершать большое омовение излишками воды, оставшимися после совершения омовения его женой, даже если она находилась до омовения в состоянии аль-джанаба. И наоборот, женщине дозволяется совершать омовение излишками воды после омовения мужа, который очищался от такого же состояния. Что же касается запрета на омовение излишками воды, упомянутого в шестом хадисе, то он носит рекомендательный характер, то есть данный хадис побуждает к удалению от всего неприятного и указывает на предпочтительность отказа от этого. Действия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на дозволенность подобного омовения. Как известно из науки “Усулю-ль-Фикъх ”, действия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как правило, находились в соответствии с общими доводами Шариата. Если же о каком-то из действий Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, утверждается, что оно было совершено вследствие существования некого особого исключения для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то на это должны быть приведены соответствующие доводы. В данном случае утверждать, что поступок Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, объясняется наличием для него особого исключения, это значит противоречить правилу, не имея доказательств. 2. Если из сосуда совершалось полное омовение (для выхода из состояния аль-джанаба) или совершалось малое омовение, то это никак не влияет на чистоту воды в сосуде, и она сохраняет свою чистоту. 3. Использованная вода - это та вода, которая прошла по поверхности тела и стекла с него, а не та, что осталась в сосуде, из которого черпали. Например, если ты помыл лицо, то использованной считается та вода, которая стекла с его поверхности. Что же касается разногласий относительно того, ликвидирует ли такая вода хадас, то правильным является мнение, что совершение омовения такой водой дозволено, ибо она остается по своей сути водой и сохраняет способность очищать. Мы не располагаем никакими доводами в пользу того, чтобы считать эту воду оскверненной или доводами по поводу отвратительности ее использования. Ведь сказал Аллах Всевышний: “И не говорите о том, что описывают ваши языки лживо: “Это дозволено, а это запрещено”, возводя на Аллаха ложь…” (16:116). Использованная вода становится запретной для совершения ею омовения только в том случае, если она подверглась очень значительным изменениям, в результате которых перестает называться чистой водой.
|