Хадис 13
Текст:: 13. وعَنْ أَبِيْ واقِدٍ اللَّيثِيِّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسولُ الله صلى اللهُ عليه وسلم: مَا قُطِعَ مِنَ البَهِيمَةِ وَهِيَ حَيَّةٌ فَهُوَ مَيِّتٌ، أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَحَسَّنهَ، وَاللَّفْظُ لَهُ От Абу Уакъида аль-Лейси, да будет им доволен Аллах, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “То, что отрезано от живой твари, - мертвечина” (хадис привели Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал хадис хорошим, данная версия хадиса принадлежит ему). Степень достоверности хадиса: Хадис хороший (хасан). Хадис приводится в несколько иной версии в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 2485). Выводы из хадиса: 1. Существует правило фикъха, гласящее: “То, что отторгнуто от живого существа, подобно его мертвечине” (с точки зрения чистоты и дозволенности в пищу). То есть, если мертвечина какого-нибудь животного считается чистой, то и часть, отторгнутая от его тела при жизни, чиста, если же мертвечина данного существа является скверной, то и отсеченная от его живого тела часть - скверна. То же касается вопроса дозволенности в пищу: если мертвечина животного дозволена в пищу, то и отсеченная от него при жизни часть также дозволена, если же запрещена, то и отсеченная от его живого тела часть также не дозволена (харам). То, что отторгнуто от тела живого человека, является чистым, но запрещенным в пищу. Запрет наложен не на основании его чистоты или скверности, а в связи с тем, что человеческое тело неприкосновенно по своей сути и требует уважительного к себе отношения. Часть, отделенная от живой рыбы, является чистой и разрешенной в пищу, а то, что отторгнуто от живой коровы, является скверной и в пищу запрещено, потому что коровья мертвечина - скверна. Однако ученые фикъха, да смилуется над ними Аллах, выделили из этого правила два исключения, а именно: а) Преследуемая дичь. Это животное, преследуемое группой людей. Когда во время погони никак не получается настичь животное и забить, люди принимаются отсекать своими мечами или кинжалами части его тела, кому-то из них удается отсечь переднюю лапу, кому-то - заднюю, и это продолжается до тех пор, пока животное не умрет. Чем являются в данной ситуации отсеченные от животного части? Прямых доводов, проливающих свет на этот вопрос, нет. Однако ученые считают, что при условии, что животное будет в конце концов настигнуто, данную ситуацию можно сравнить (къияс) с охотой, по поводу дозволенности которой существуют хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. То есть если дичь была настигнута, то преследование ее подобным образом аналогично охоте, а значит, все части ее тела, в том числе и отсеченные во время погони, чисты. Однако если дичь убежала, а отсеченные от нее части остались, то они подобны мертвечине, то есть являются наджасой. Изложенное мнение является наиболее достоверным, хотя Аллаху ведомо лучше. б) Мускус и мускусный мешок (так называемая “мускусная крыса”): Существует вид горных коз (газелей), которых называют мускусными газелями в связи с тем, что в их организме вырабатывается одно из известных благовоний - мускус. Говорят, что, когда люди хотят извлечь из тела газели мускус, они начинают усиленно гнать ее, в результате чего к области пупка животного приливает кровь, сосуды набухают, и образуется выпячивание. Это выпячивание перетягивают веревкой, в результате чего отток крови из образовавшегося мешка и приток в него крови извне прекращается. Мешок набухает, а через некоторое время, лишившись питания кровью, отпадает. Этот мешок называется “мускусной крысой”, в “брюхе” которой находится мускус. Сказал аль-Мутанабби[Аль-Мутанабби – поэт, живший в эпоху аббасидских халифов.]: “Если ты превосходишь людей, являясь одним из них, То ведь и мускус - часть крови газели”. 2. Связь данного хадиса с главой “О разновидностях воды” заключается в том, что с его помощью выносится суждение о воде, в которую упала часть тела живой твари.
Вопросы 1-й главы Текст:: 1. Значение термина ат-тахара с точки зрения языка и Шариата. 2. Почему “Книга Очищения” (“Китабут-Тахара”) рассматривается первой среди других книг? 3. Что такое вода ат-тахур (чистая вода)? Какие существуют доказательства, подтверждающие ее чистоту? 4. Чем оскверняется вода ат-тахур? Когда оскверненная вода снова становится чистой? Какие существуют доказательства относительно данного вопроса? 5. В чем заключается смысл следующих слов: а) ат-тахара (чистота); б) хадас; в) наджаса (скверна)?
|