Хадис 9
Текст:: 9. وعن أَبِي قَتَادة رضي الله عنه أَنَّ رَسولُ الله صلى اللهُ عليه وسلم قَالَ في الهِرَّةِ: إِنَّهَا لَيْسَتْ بِنَجَسٍ، إِنَّمَا هِيَ مِنَ الطَّوَّافِينَ عَلَيْكُمْ، أَخْرَجَهُ الأَرْبَعَةُ، وَصَحَّحَهُ التِّرْمِذِيُّ وَابْنُ خُزَيْمَةَ От Абу Къатады, да будет им доволен Всевышний Аллах, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно кошки: “Истинно, она не наджаса, ведь, поистине она из тех, кто обитает среди вас (в тексте буквально: ходит вокруг вас)” (хадис привели четверо, ат-Тирмизи и ибн Хузейма сказали, что он достоверный). Степень достоверности хадиса: Хадис достоверен. Его достоверность подтвердили аль-Бухари и другие. Различные версии данного хадиса, переданные от Айши, да будет доволен ею Аллах, приводятся в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 69). Выводы из хадиса: 1. Поистине, кошка не является наджасой, а то, до чего она дотрагивалась, и то, что она лакала языком, не оскверняется. 2. Причина (‘илля) того, почему кошка не является наджасой, состоит в том, что она “ходит вокруг своих хозяев” подобно слуге и избежать ее присутствия практически очень трудно. Конечно, объяснение причины, по которой кошка не является наджасой, в данном хадисе не изложено в привычной для нас форме с использованием для этого специальных фраз типа “потому что”, или “в связи с тем, что”, или “вследствие того, что” и т.д., однако эта причина становится понятна из самого текста хадиса, из его общего смысла. Если бы второе предложение в хадисе не скрывало в себе объяснения причины, по которой кошка не является наджасой, то тогда оно было бы бессмысленным пустословием, что никак невозможно, ибо слова в законах Ислама всегда несут в себе глубокий смысл и далеки от того, чтобы быть бесполезными. Подобное извлечение выводов называется в науке “Усулю-ль-фикъх” - “установлением причины по скрытому в тексте смыслу” (има') [Подробное разъяснение этого было дано в сноске Разновидности законоположений “аль-уад’ия”] 3. В хадисе прямо не указывается, однако подразумевается то, что Шариат устанавливает необходимость избегать скверны и допускает прикосновение к ней только в случае потребности или крайней необходимости.
|