Хадис 8
Текст:: 8. وعَنْ أبي هُرَيرةَ رضي اللهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رسولُ الله صلى اللهُ عليه وسلم: طُهُورُ إِنَاءِ أَحَدِكُمْ إِذَا وَلَغَ فِيهِ الكَلْبُ أَنْ يَغْسِلَهُ سَبْعَ مَرَّاتٍ، أُوْلاَهُنَّ بِالتُّرَابِ، أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ، وَفِي لَفْظٍ لَهُ: فَليُرِقْه وَلِلْتِّرمِذِيِّ: أُخْرَاهُنَّ أَو أُوْلاَهُنَّ От Абу Хурейры, да будет им доволен Всевышний Аллах, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Очищайте вашу посуду, из которой лакала собака, промывая ее семь раз, и первый из них песком (землей)” (хадис привел Муслим, у которого в другом варианте добавлено “опорожните ее [То есть нужно вылить то, что было в посуде]”, а в варианте, приведенном ат-Тирмизи: “ первый из них или последний песком (землей)” Выводы из хадиса: 1. Собака и все части ее тела являются постоянной скверной (наджаса ‘айния), то есть наджасой по своей сути, которую никак нельзя сделать чистой, даже если мыть ее морской водой. На это указывает повеление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выливать содержимое той посуды, из которой лакала собака, а также его приказ мыть эту посуду. Что же касается мнения тех, кто считает, что данное законоположение установлено просто как обряд поклонения, и заявляет, что не видит иной мудрости в повелении выливать содержимое посуды и мыть ее, то это мнение далеко от истины по целому ряду причин, среди которых: А. Когда относительно какого-либо законоположения не совсем понятно то, установлено ли оно просто как обряд поклонения, или относится к тем законоположениям, причина и смысл установления которых понятен, то более близким к истине является причислить его к законоположениям, смысл установления которых понятен. Это объясняется тем, что законоположения, установленные просто как обряд поклонения, в сравнении с законоположениями, имеющими в основе своего установления понятные человеку причины, встречаются редко. Б. Если законоположение о мытье посуды после лакания из нее собаки является просто обрядом поклонения и не установлено в связи с той или иной причиной [В данном случае - то, что слюна собаки является наджасой.], то почему же тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выливать воду из сосуда после лакания из него собаки и почему вообще необходимость мытья посуды связывается именно с лаканием из нее? В качестве вероятного примера законоположения, установленного сугубо как обряд поклонения, может быть приведено повеление мыть руки перед опусканием их в сосуд с водой. Мытье рук в данном случае является просто обрядом поклонения, и мы не можем предположить иной причины установления этого законоположения, так как вода не оскверняется вследствие опускания в нее рук. Вода не оскверняется, даже если это руки кафира, потому что кафир, согласно разделяемому нами мнению ученых, считается скверной в духовном, а не в материальном смысле. Что же касается законоположений, повелевающих мыть в том или ином случае посуду или одежду, то они устанавливаются в связи с необходимостью очищения от наджасы (скверны). 2. Очистить посуду от собачьей скверны можно, только если вымыть ее семь раз, первый из них - землей. Правильность именно такого способа очищения основана на ряде доводов: А. Версии данного хадиса, в которых сказано: “первый из них землей”, являются наиболее достоверными и приводятся в обоих “ас-Сахихах” (“ас-Сахих” аль-Бухари и “ас-Сахих” Муслима). Б. Если при очищении посуды, которой собака коснулась языком, землю использовать в первую очередь, то тяжесть наджасы уменьшается, и она сразу становится наджасой средней степени [В соответствии с ее тяжестью, наджаса делится на три степени: тяжелую, среднюю, легкую. Подробно об этом рассказывается в главе “О скверне и ее устранении”.]. В. Если при очищении посуды, из которой лакала собака, землю использовать в последнюю очередь, то после этого нужно будет мыть ее дополнительный (восьмой) раз водой. Г. Упоминание в версии ат-Тирмизи двух вариантов очищения (“первый раз или последний раз землей”) говорит о том, что, вероятно, передатчик хадиса сам сомневался в том, какой из этих вариантов был указан Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому следует признать как точную ту версию хадиса, передатчик которой не сомневался и достоверность которой подтверждена обоими имамами, то есть версию, где сказано: “первый из них землей”. 3. Большинство ученых мусульманского права сказали (и это наиболее достоверное мнение), что загрязнение посуды калом собаки или ее мочой подобно осквернению собачьим языком и даже более мерзко, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не говорит об этом в хадисе, а указывает только на ситуацию, когда собака коснулась посуды языком. Это связано с тем, что, как правило, собака не мочится в посуду и не оставляет в ней кал, а только лижет из нее. Хадисы, в которых дается разъяснение наиболее типичной из возможных ситуаций, не нуждаются в поиске в них прямо не указанных в тексте, но подразумеваемых смыслов (мафхум). Каких-либо специальных хукмов (суждений Ислама) по поводу скрытых смыслов из таких хадисов не выносится. Именно поэтому специальное суждение Ислама относительно осквернения посуды калом и мочой собаки отсутствует. 4. Земля определена в качестве необходимого элемента очищения посуды от слюны собаки, заменять который другими очищающими средствами недопустимо. Мы должны строго руководствоваться текстом хадиса, а в нем ничего не сказано о том, что вместо земли можно использовать что-либо другое. Если бы это было возможно, на это обязательно бы указывалось, ведь “Господь твой не забывчив” (19:64). Следует заметить, что с помощью современных микроскопов наукой установлен факт наличия в слюне собаки огромного числа болезнетворных микробов, опасных для здоровья человека, избавиться от которых только с помощью воды, не прибегая к использованию земли, невозможно. Преславен Аллах Знающий, Мудрый! 5. Из хадиса явствует, что он касается всех видов собак. С этим согласна большая часть ученых, и это мнение наиболее достоверно. Вне зависимости от целей, в которых используется собака (собаку дозволено держать для таких целей, как охота, охрана, помощь пастуху, то есть в случае надобности), ей нужно выделить специальную посуду для еды и питья. Этот хадис обращает наше внимание, в частности, на то, что собака не подобна кошке, избежать присутствия которой среди людей практически очень трудно и которая заходит в дом, находится возле нашей посуды и домашней утвари.
|