Сознание как высшая форма психики, теория отражения
Прежде чем перейти к характеристике сознания, необходимо понять каким образом оно возникло. Важной вехой на пути понимания происхождения сознания был гилозоизм. Мыслители этого направления считали, что способность ощущать и мыслить, свойственна всему живому в природе. Гилозоистами были первые греческие материалисты, Спиноза, французские материалисты 18 века. Это ошибочная теория, ибо в действительности ощущение свойственно только высокоразвитым формам материи. Но на определенном историческом этапе гилозоизм играл прогрессивную роль. Гилозоисты выводили сознание из материи, но, будучи метафизиками, они не могли допустить, что сначала сознания нет, а затем материя сама порождает это свойство. Критикуя гилозоизм в целом, Ленин вслед за немецким естествоиспытателем Геккелем и английским биологом Морганом предположил, что во всей материи есть свойство сходное с ощущением. Это свойство было названо отражением. Под ним понимают коренное свойство материальных объектов реагировать на воздействие внешних условий определенными внутренними изменениями. Из этого свойства всей материи с появлением органической жизни вырастает раздражимость, а затем на иных, более высоких ступенях организации материи - сознание. В ходе эволюции все живое приобретало способность реагировать не только на такие предметы, которые непосредственно воздействуют на него, но и на вроде бы безразличные в данный момент объекты. Благодаря этому организм может ориентироваться в меняющейся среде, своевременно находить благоприятные условия и избегать неблагоприятные. У живого формируется способность как бы предвидеть будущую ситуацию. Таким образом, можно сделать ряд выводов. Отражение стало важной вехой на пути происхождения сознания. Само же сознание-это продукт длительной биологической и социальной эволюции. Принципиальное отличие сознания человека то отражения окружающей среды высшими животными состоит в пяти моментах: 1. Способность к абстрактному мышлению. 2. Наличие языка. 3. Символизм сознания. 4. Наличие самосознания. 5. Творческий характер познания. Сознание является высшей формой психики. Это универсальная способность человека осмысливать бытие мира и себя в этом бытии, приобретать и развивать знания о мире и о себе, осознавать себя и свою безграничность, и одновременно с этим, ограничивать себя правилами, ценностями, нормами и идеалами. Это умение общаться с другими и вести диалог с самим собой, передавать опыт и воспринимать его, опредмечивать и распредмечивать материальные и духовные ценности, выражать мысль в образе и ассоциации, и наоборот, создавать условия для собственного развития. Сознание имеет несколько сфер - мыслительную, персептивную, эмоциональную, нравственную, волевую, мнемоническую. Сознание включает в себя способности к рациональному и иррациональному мышлению, к чувственному восприятию и к эмоциональному отображению мира. Также в его структуру входят память, волевые процессы, интуиция, чувства и инстинкты реакции, рефлексы и т. д. При всей его многогранности можно сказать, что сознание человека это системное, органически целое, упорядоченное и организованное образование. Сегодня распространены три взгляда на сознание: когнитивное значение сознания, феноменологическое значение сознания и сознание как альтернатива внешнему миру. Взгляды на сознание постоянно менялись. В античности сознание понимали, как способность отображать действительность. В христианстве сознание понималось как осознание своей тварности при Творце. В новое время оно мыслилось уже как торжество разума. «Я мыслю, значит существую». Маркс сделал сознание продуктом материального мира. Сегодня существует масса программ исследующих сознание человека.
|