Кто из социологов впервые ввел в научный оборот и обосновал термин «социализация»?
Термин «социализация» ввел в научный оборот З.Фрейд. Он понимал под этой категорией исключительно «раннюю социализацию, выделяя в ней три стадии: оральную, анальную и генитальную. Фрейд выдвинул идею, что ребенок становится автономным существом в том случае, если ему удастся научиться удерживать в равновесии требования окружения и мощные влечения подсознания. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием». Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению.Социологи выделяют несколько стадий социализации:1. Первичная стадия социализации или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает окружающим).2. Стадия индивидуализации: у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.3. Стадия интеграции: она проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отвергает человека, то возможен один из следующих вариантов поведения человека: а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий людьми и обществом; б) изменение себя (стать как все); в) внешнее соглашательство, адаптация.4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности. Человек усваивает социальный опыт, и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его следующим поколениям.Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.
№40: 1. Администрирование в социальных службах. Деловое администрирование – это содержание управленческой деятельности руководителей, выраженное в умении практически организовывать исполнительно-распорядительную и производственную деятельность государственной или коммерческой организации или учреждения, фирмы или корпорации. Администрирование происходит от слова «администрировать», иначе, управлять бюрократически, формально. Форма и содержание управления связаны неразрывно. В то же время форма управления имеет самостоятельное развитие. Она может опережать содержание управления, а может и отставать от развития содержания, препятствовать его эффективному изменению. Управление в социальной сфере имеет существенное отличие от содержания управления в экономической, технической и других сферах жизни людей. Эффективность содержания управления социальной работой измеряется тем, насколько социальный работник при наименьшей затрате сил и средств, которые у него есть, достигает наилучшего результата в помощи, поддержке и развитии личности клиента. Содержание социального управления, думается, отличается в главном от экономического тем, что результат социального управления фиксируется в свойствах личности, тогда как результат экономического управления можно измерить в признаках труда. Отличие в содержании управления социальной сферой не может не отражаться в его форме: В администрировании. Эпитет «деловое» указывает на два возможных результата в форме управления: личность и продукт труда. Деловое администрирование в сфере производства, финансов, торговли и т.п. имеет результатом прибыль, вызванную ростом производительности труда. Деловое администрирование в сфере здравоохранения, образования, социальной работы и т.п. имеет результатом изменения социальной природы личности. Изменения, вызванные деловым администрированием, в любых сферах жизни всегда определяются законами управления. Особенности делового администрирования в Алтайском крае определяются объективно, с одной стороны, социальной стороной жизнедеятельности населения, а с другой – социальным содержанием деятельности руководителей краевого и муниципального уровней. В современных условиях представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение проблем управления общественными системами в связи с возрастанием значимости идеи социальной ориентации различных общественных структур, институтов, видов деятельности. Суть этой идеи в том, что экономика, политическая власть и другие институты общества конечной целью своего функционирования должны ставить ориентирование на удовлетворение потребностей населения. Ведущим принципом управления должен быть принцип: «власть для народа, но не народ для власти». Объектами управления являются социальные институты 3 направления управленческой деятельности: 1) Технологическое управление, которое регулирует совокупность действий членов организации по выполнению основной функции (производство определенной продукции, выполнение услуг, осуществление образовательной, медицинской, правоохранительной деятельности и т.д.) Пример: Главное управление с/х, Комитеты по строительству и архитектуре, Управление Ж/К/Х 2) Экономическое управление. Оно регулирует экономические аспекты деятельности организации и её связи с окружающей экономической средой. Пример: Главное управление эк юстиции Алтайского края, Управление по транспорту и промышленности, комитеты по экономике в каждом районе 3) Третье направление управленческой деятельности связано социальными качествами образующих её людей (уровень их культуры, общих и профессиональных знаний, удовлетворенность условиями жизнедеятельности, их потребности, интересы, ценности, характер человеческих взаимоотношений). Это управление человеческими ресурсами Пример: Органы управления: 1.отделение пенсионного фонда 2. служба занятости 3. комитеты и отделы актов гражданского состояния 4. учебные заведения 5.Курсы для подготовки специалистов и руководителей и т.д.
Социальное управление следует понимать как регулирование процессов, происходящих в социальной сфере как целенаправленное воздействие на различные социальные системы. СУ – это особая разновидность управленческой деятельности. Каким образом привлекается народ к решению вопросов: выборы, опросы, конференции, сходы, референдумы, публичные слушанья. Мало кадров, способных проводить эту работу. 3 группы процессов социальной сферы, охватываемые управлением: 1) Изменения непосредственных условий жизни людей, чему соответствует группа управленческих функций, под воздействием которых происходят эти изменения. 2) Процессы изменений в содержании жизнедеятельности, т.е. в их образе жизни и социальных качествах. 3) Процессы формирования и развития социальных систем как целостных образований, изменения их социальной организации и структуры и соответствующие управленческие функции (наличие общественной палаты, наличие молодежного парламента, наличие средств на поддержку и т. п.) 2) Феминология (от лат. femina — женщина и греч. logos — слово, учение) — наука о положении и роли женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях — как наука и учебная дисциплина, новый компонент профессионального обучения, впервые внедренный при подготовке квалифицированных специалистов социального профиля Московским государственным социальным университетом. Феминология, как наука о жизнедеятельности женщины в обществе, отражает объективные закономерности ее существования и служит основой ее гуманной деятельности, целью которой является проведение в жизнь принципа равенства между мужчинами и женщинами. Цель этой науки — изучение взаимоотношений полов, анализ причин противоречий и характера взаимоотношений между ними в различных сферах жизни общества. Это наука, исследующая совокупность социально-политических, экономических и духовных условий преобразования общества на основе полного равенства мужчин и женщин в возможностях изменения существующего статуса женщины как человека "второго сорта". Задача феминологии — дать целостную концепцию, в которой должно быть отражено: во-первых, социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщины в современном обществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в общественном развитии; в-третьих, сущность гражданских позиций женщин. Феминологические проблемы причислены ООН к разряду глобальных и потому она настоятельно рекомендует развивать исследования, посвященные женской проблематике с тем, чтобы переработать существующие модели, которые оказывают свое воздействие на состояние знаний о социальном статусе женщин и сохраняют систему ценностей, способствующих неравноправию. Развитие и осуществление исследований по женской проблематике в учебных заведениях и за их пределами может способствовать созданию справедливого и равноправного общества, где мужчины и женщины будут выступать в качестве равных партнеров. Об этом шла речь на всемирной конференции, посвященной десятилетию женщин под эгидой ООН, проходившей в Найроби в 1985 г. Введение курса феминологии в учебные планы социально ориентированных специальностей в российских учебных заведениях, в частности, в Московском государственном социальном университете, обусловлено прежде всего необходимостью гуманизации системы образования, совер^ шенствования социального образования в РФ. Социально-гуманитарное образование в высших учебных заведениях способствует распространению научных представлений о социальной динамике общества, специфике и общности интересов различных социальных групп, слоев населения, влияет на утверждение ценностей демократии, свободы, прав человека. Оно воспитывает и формирует активную творческую личность, специалиста с высокой гражданской позицией, стимулирует инициативу, творчество в современных условиях. И ни один специалист социальной сферы, профессионально занимающийся проблемами человека, его потребностями и интересами, не может обойтись без знания основ феминологии. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила демократические основы российской государственности, обеспечила общество правовыми механизмами разрешения социальных конфликтов, провозгласила, что мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Вместе с тем демократические преобразования и экономические реформы не привели к ожидаемым результатам и не способствовали прогрессу в обеспечении и защите прав и свобод женщины. Наоборот, гендерная асимметрия усилилась в связи с женской безработицей, увеличением разрыва в оплате труда мужчин и женщин, разрушительными процессами в социальной сфере. Хотя конституционное закрепление равных прав мужчин и женщин, равенства всех людей перед законом должно было стать началом перемен во взглядах на назначение женщин, в оценке их роли в обществе, в их статусе, но этого не случилось. Проблема прав женщин в современной России тесно связана с проблемой формирования устойчивой базы демократии, включения в демократический процесс всех без исключения членов общества, а значит, и женщин. Права женщин следует рассматривать в общем контексте прав человека в соответствии с принятыми международными документами (см. "Платформа действий" IV Всемирной конференции в Пекине 1995 г.). Они являются одним из параметров обновления нашего общества, способности перехода его от традиционного уклада к современному, либерально-демократическому. Провозглашение свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности отношений — и политических, и экономических, и социальных. Пренебрежительное отношение к правам и законным интересам женщин отрицательно сказывается на состоянии общества в целом, вызывает недоверие населения к власти, усиливает социальную напряженность. Феминология как учебная дисциплина не противостоит накопленным знаниям базовых и других традиционных дисциплин. Изучение феминологии необходимо будущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкого спектра социальных проблем как в общем, так и на индивидуальном, частном уровне. Полученные знания будут способствовать формированию не только профессиональных, но и нравственных качеств. Социальная проблематика в России на рубеже второго и третьего тысячелетий выдвигается на передний план. Преодоление противоречий в сфере социальных отношений будет определять уровень цивилизованности общества в будущем. XXI век открывает перспективы создания и устойчивого развития среды, благоприятной для реализации творческого потенциала каждого человека. Все страны мирового сообщества пришли к пониманию того, что социальное развитие и социальная справедливость являются главными условиями безопасности внутри страны и мира на земле. Научные исследования проблем, связанных с обоснованием необходимости существования справедливого, равноправного общества, и поиски путей выхода на уровень цивилизованного общества, когда женщины и мужчины будут выступать как равные партнеры, — это единственный путь развития гражданского гуманного общества, общества, где безусловными ценностями и нормами жизни должны быть свобода, достоинство и безопасность человека. Эти положения лежат в основе преподавания учебного курса феминологии. В программе Общероссийского общественно-политического движения женщин России сказано: "Мы убеждены в том, что без полноценного социального и политического участия женщин становление такого общества невозможно"'. И действительно, как писал английский философ, экономист и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806— 1873) В своем эссе "Порабощение женщины" (1869): "До тех пор, пока право сильного властвовать над слабым владеет умами общества, попытки открыто бороться за равноправие слабых останутся тщетными'". Феминология — самостоятельная наука, имеющая свой предмет исследования. Она стремится теоретически обосновать неправомерность существования дискриминации, историческую обреченность чисто мужской деятельности во всех сферах жизни общества, показать, что прогресс общества в значительной степени зависит от положения женщины в нем, от взаимодействия не только представителей обоих полов, но и различных социальных групп, политических сил в обществе.
1.2. Объект, предмет и метод феминологии Знание предмета науки необходимо для понимания ее сущности, в понятие "предмет" вкладываются определение содержание и одновременно специфика самого объек та, представляющего, по определению немецкого философа Гегеля, нечто конкретное, в себе завершенное, самостоятельное. "Объект... есть вообще единое целое, объективный мир вообще, бог, абсолютный объект. Современные ученые рассматривают факт науки как целостную систему, существующую самостоятельно; это часть действительности, обладающая самостоятельностью и способностью развиваться. В феминологии объектом исследования является женщина со всеми ее связями и противоречиями. К. Маркс писал, что чем большей зрелости достигает система, тем полнее ее внутренняя целостность. Применительно к науке о женщине это означает: ♦ развитие и осмысление женского движения; ♦ возрастание контактов между различными общественными женскими организациями; ♦ развитие теории о женщине и ее месте в обществе; ♦ критика патриархата как мужской власти; ♦ изучение имеющих место тендерных противоречий — все это необходимо для обоснования внутренней целостности данной системы. Помимо объекта любая наука должна иметь свой предмет. Предмет — это сущность объекта. Он выражает объективные законы развития и функционирования определенной системы, связанной, применительно К феминологий, с жизнедеятельностью женской половины общества. Предмет немыслим без практики, познания и обобщения. Предмет не существует без науки. Определение предмета науки важно для дальнейшей теоретической разработки концепции. Таким образом, предметом феминологий является: ♦ определение социального статуса женщины в обществе; ♦ анализ гендерного подхода к проблеме власти; ♦ сущность дискриминации и ее социально-политические последствия. Предметом феминологии также является изучение социально-политических и экономических путей решения женского вопроса, который всегда стоял перед обществом и приобретает особое значение в настоящее время. Она изучает существующие общественные отношения, которое складываются между полами, женскими и мужскими организациями, партиями, степень поддержки женского движения со стороны патриархатной власти, ищет пути ликвидации дискриминации женщин, изменения стереотипа мышления у представителей обоих полов, определяет пути решения женского вопроса на ближайшее время и перспективу, вырабатывает рекомендации о формах и средствах вовлечения женщин в активную деятельность. Значительное внимание уделяется и вопросу о более полном использовании потенциала женщин как политиков, менеджеров, воспитателей, и изучению международного опыта решения женского вопроса, и сущности феминизма, широко распространенного не только в развитых, но и в развивающихся странах. Феминология раскрывает не частные проблемы, а общие, используя методологию, способную дать импульс развитию современного женского движения. Речь идет о закономерностях, знание которых способствует правильному подходу к изучению и частных проблем. Феминология изучает и такие проблемы, как отношениямежду государством и организациями женщин, женщинами и религией, рассматривает женщину как объект и субъект социальной работы. Курс феминологии сосредоточивает внимание на философском, экономическом, социальном исследовании женского движения с четкой ориентацией на определение условий для становления дееспособной личности, оказывающей влияние на изменение существующего патриархатного общества. Это касается не только женщин, но и мужчин, проникшихся идеей создания общества равных возможностей для представителей обоего пола. Изучение феминологии в современных условиях приобретает особо важное значение, поскольку, несмотря на значительную численность среди населения, женщины представляют собой наименее защищенный слой общества и испытывают на себе результаты некомпетентных решений со стороны мужчин, находящихся у власти. Нет государственных программ, где бы четко был определен социальный статус женщин, учтены особенности их социального поведения, специфика интересов и приоритетов, а также иx способности не только как исполнителей, но и как организаторов и лидеров в различных сферах жизни общества. Феминология поможет предупредить и снять многие деструктивные общественные явления, социальное напряжение, будет способствовать созданию стабильного, динамичного и по-настоящему демократического общества. Духовно-культурное возрождение личности невозможно без теоретических наработок современной феминологии, которая позволит по-новому переосмыслить приоритеты и ценности, найти пути преобразования всех сфер жизнедеятельности. Феминология значительное внимание уделяет исследованию проблем женского движения, которое у нас остается малоизученным, при этом предполагается, что всестороннее решение практических вопросов невозможно без глубокого знания широкого спектра идей и теорий, которые имеются в современных наработках как в России, так и за рубежом. Становление и развитие феминологии основывается на методе, который обеспечивает более глубокое познание объекта, разработку проблемы, обобщение. Предмет и метод взаимосвязаны и взаимообусловлены. Само понятие "метод" — от греческого "methodos" — означает следование, прослеживание. В науке — это путь познания своего предмета исследования. Метод представляет систему способов, приемов, необходимых для организации познавательной и преобразующей деятельности людей и управления ею. Метод имеет сложную структуру, элементами которой являются законы и категории, а также регулятивные принципы познавательной практически-предметной деятельности. Становление и развитие феминологии основываются прежде всего на общефилософском диалектическом методе, что означает знание и применение законов и категорий общего порядка, а также общесоциологических законов и категорий. Используются и общефилософские принципы научного познания: единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика общего, особенного и единичного и др. Метод феминологии представляет собой конкретизацию общефилософского метода применительно к конкретным проблемам и явлениям жизни, среди множества которых есть и такие, как проблема изучения общественных явлений во взаимосвязи с другими, например, определение социального статуса женщины в обществе, определение противоречий в существующих отношениях между полами, которые необходимо преодолеть, между политикой государства и реальной жизнью, фактически основанной на дискриминации женщин. Метод феминологии характеризуется: во-первых, комплексным, системным подходом к изучению всех процессов, явлений, связанных с деятельностью женщин в обществе. Это значит, что исследование любого явления должно происходить на основе четкого представления о том, что любое явление есть часть целого и в нем проявляются общие закономерности. Так, политология, как наука, включает, как часть целого, политическую феминологию и проблему власти с участием женщин во властных структурах, электорате и исследуется как общая закономерность. Во-вторых, социально-политический подход к решению женского вопроса должен рассматриваться сквозь призму исторической миссии самих женщин, способных организовывать мощное движение в защиту своих прав, принципа равноправия и влиять на общественно-политическую жизнь общества. В-третьих, современная феминология опирается на опыт прошлого, внимательно его исследует, осуществляя преемственность, выявляя перспективы и тенденции развития женского движения. Важнейшей задачей феминологии является научное предвидение будущего развития женского движения, прогнозирование путей и перспектив создания эгалитарного общества. Феминология как наука должна основываться на широком междисциплинарном анализе комплекса женских проблем с позиций философии, социологии, психологии, политологии, журналистики. Только в такой постановке и дальнейшей ее разработке можно получить целостное представление о сущности женских проблем, раскрыть все позитивное и критически проанализировать спорные положения, наметив перспективы развития этой науки. Только комплексный подход поможет исследовать женский вопрос с позиций общегуманной теории, дать научное обоснование, преодолеть эмпиризм и научно прогнозировать возможность использования женского фермента в современных политических процессах. Структура феминологии имеет свои особенности. Это прежде всего социальная феминология, в основе которой лежит проблема социального статуса женщины в обществе. Во-вторых, это политическая феминология, исследующая место и роль женщины в политике государства, степень ее участия в политических процессах. В-третьих, экономическая феминология, исследующая место женщины в рыночных отношениях. В-четвертых, раздел, посвященный социальной работе, где женщина выступает как объект и субъект этого направления социальной деятельности. И, наконец, раздел, посвященный месту и роли женщины в семье.
|