ГЛАВА 13
Вкратце, парамита дисциплины - это Двойное размышление о недостатках и качествах, Естество, подразделение, Определяющие характеристики каждого раздела, Действия, ведущие к возрастанию и очищению И плод, - этими семью темами Обобщается парамита дисциплины. Объяснение первого таково: если некто, хотя и обладая щедростью, не обладает дисциплиной, то он не обретет полноценность, подобную совершенной чистоте божественного или человеческого тела. Сообразно с этим во "Вхождении на срединный путь" сказано: "Человек, сломавший ноги дисциплине, Хотя в силу щедрости и будет обладать богатством, но падет в дурные участи." Также, если нет дисциплины, то не будет встречи с истинным Учением. И в "Сутре обладающего дисциплиной" сказано: "Подобно тому, как без глаз не видишь форм, Так и без дисциплины не видишь Учения." Также, если нет дисциплины, то не освободишься из трех самсарических сфер. Сообразно с этим в той же сутре сказано: "Как безногому можно ступить на путь? Так и без дисциплины не освободишься." Также, если нет дисциплины, то нельзя обрести непревзойденное пробуждение, поскольку путь [обретения] состояния Будды несовершенен. Если же, в противоположность этому, дисциплина наличествует, то обретается полноценное тело. Сообразно с этим в "Благородном собрании" сказано: "Посредством дисциплины [избегаешь] различные формы животных существований, Отвержением восьми неблагоприятных обретаешь постоянный покой." Также, если обладаешь дисциплиной, то полагаешь основу всего наилучшего блаженства. Сообразно с этим в "Письме другу" сказано: "Дисциплина подобна причинной и беспричинной земле; Как сказано, [она] закладывает основу всех качеств." Также, если обладаешь дисциплиной, то это подобно плодородной ниве, на которой взрастает весь урожай качеств. Сообразно с этим во "Вхождении на срединный путь" сказано: "Если взращивать качества на ниве добродетели, Результат появится непременно и беспрепятственно." Также, если обладаешь дисциплиной, то открывается множество дверей медитативного погружения. Сообразно с этим в "Сутре лунного светильника" сказано: "Быстрое обретение неомраченного медитативного погружения - Благое качество, [возникающее из] чистой дисциплины." Также, если обладаешь дисциплиной, то возносимые благопожелательные молитвы осуществятся. Сообразно с этим в "Сутре встречи отца и сына" сказано: "Как защищает чистая дисциплина? Все благопожелательные молитвы становятся исполненными." Также, если обладаешь дисциплиной, то достижение пробуждения легко. Сообразно с этим в той же сутре сказано: "Из-за множества связанного с дисциплиной блага Обретение пробуждения совсем не трудно." И еще об этих и прочих существующих качествах сказано такими словами в "Сутре обладающего дисциплиной": "Обладающий дисциплиной встречается с появляющимися Буддами. Обладающий дисциплиной [обретает] все высшие украшения. Обладающий дисциплиной пребывает в совершенной радости. Обладающий дисциплиной восславляется во всех мирах." - и так далее. Естество дисциплины - это обладание четырьмя качествами, о которых в "Уровнях Бодхисаттвы"сказано такими словами: "Следует осознать, что обладание четырьмя качествами является самим естеством дисциплины. Каковы же они? Воспринять [обеты] от другого надлежащим и должным образом; [иметь] совершенно чистые намерения; если нарушается - восстанавливать; а чтобы не нарушалась, в результате развития преданности находиться в состоянии памятования." Если же вкратце обобщить эти четыре качества, то это два [аспекта] - принятие и защита. В "принятии" содержится первый термин, а в "защите" - остальные три термина. Подразделений дисциплины три: дисциплина обетов, дисциплина собирания добродетельных качеств и дисциплина действий на благо чувствующих существ. Первое - это сделать ум устойчивым. Второе - это сделать качества потока своего бытия зрелыми. Третье - это привести чувствующих существ к полной зрелости. Если объяснять определяющие характеристики каждого [вида], то дисциплина обетов бывает обычной и необычной. Обычная - это семь [обетов] самоосвобождения. Об этом в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано: "В этом отношении дисциплина обетов Бодхисаттвы - это подлинное принятие семи видов обетов самоосвобождения: дисциплина добродетельного нищего, добродетельной нищенки, учащейся добродетели, добронравного, добронравной, добродетельного мирянина и добродетельной мирянки. Следует также знать, какие группы относятся к "домохозяевам", а какие - к "отказавшимся от мира"." Эти [обеты] являются и основой [отвращения], и самим отвращением от принесения вреда другим, и, более того, защита [обетами] самоосвобождения является отвращением [от дурного] ради себя, а [обеты] Бодхисаттвы - отвращением [от дурного] ради других. Сообразно с этим в "Сутре вопрошений Нараяны" сказано: "Не защищайся дисциплиной ни ради царского существования, ни ради высших участей, ни ради [участи] Индры, ни ради [участи] Брахмы, ни ради богатства, ни ради [участи] Ишвары, ни ради [сферы] форм. И подобным же образом присовокупи: не защищайся дисциплиной ни из страха перед ужасами ада, так же как и не защищайся дисциплиной из-за страха переродиться голодным духом и в мире Ямы. Но защищайся дисциплиной ради устроения путей Будды, ради заботы о пользе и счастье чувствующих существ, - вот в чем защита дисциплины." Необычные [обеты] высокоученый Шантидева, следуя "Сутре сердцевины неба", объясняет так: "Пять коренных падений монарха, пять коренных падений министра и восемь коренных падений начинающих [образуют] восемнадцать названий, но [по сути] из них вытекает практика четырнадцати отвержений". Соответственно, "Красть у Трех Драгоценностей - Утверждается, что это падение краха - И принуждать отвергнуть святое Учение, - Об этих двух сказано Святым. У монаха - [даже] безнравственного по поведению - Красть шафранные [одежды], бить [его], Заключать в тюрьму, [Заставлять] выходить из отречения от мирского; Свершать пять тяжелейших преступлений; Придерживаться ложных взглядов; Разрушать селения и подобное, - Сказано, что это коренные падения монарха. Чувствующим существам с неочищенным умами Излагать пустотность; Вступивших на [путь достижения] состояния Будды Отвращать от совершенного пробуждения; Совершенно отвергнув [обеты] самоосвобождения, Вступать в Махаяну; Считать, что "посредством колесницы практики привязанность и прочее Не становятся отвергнутыми", А также вовлеклать других следовать этому; Свои качества изъяснять, Обнаруживать и почитать, И, так воспевая [себя], презирать других; "Глубоко мое терпение" - так Утверждать, когда это противоположно; Обещать очищаться добродетелью и пресекать это, И, проявив щедрость к Трем Драгоценностям, Брать подарок [назад]; Отвергать состояние умиротворения И богатство истинного отказа - И совершать дары чтением по памяти. Эти коренные падения [Являются] причиной [перерождения] чувствующих существ в великих адах." Владыкой Суварнадвипой [Дхармакирти] в соответствии с "Уровнями Бодхисаттвы" это объясняется как то, что это является учением об отвержении четырех подобных краху состояний и сорока шести проступков. И что касается четырех подобных краху состояний, то о них говорится в "Двадцати обетах", обобщающих суть "Уровней Бодхисаттвы": "В силу привязанности обнаруживать и [привязанности] к почитанию Восхвалять себя, презирая других; Беззащитным страдальцам Не дарить Дхарму и богатство из-за жадности; Даже не внимая сокрушениям другого, В ярости обрушиваться на него; Отвергать Махаяну И учить подобию истинной Дхармы." О сорока шести проступках сказано там же: "Не совершать трижды подношения трем Драгоценностям, Увлекаться настроениями вожделения..." -и так далее. Дисциплина накопления добродетельных качеств: хотя и приняв сначала надлежащим образом дисциплинарные обеты Бодхисаттвы, необходимо также собирать все возможные и подходящие добродетели тела и речи ради великого пробуждения, и, обобщенные вкратце, они являются дисциплиной накопления добродетельных качеств. Каковы же они? Об этом в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано так: "Опираться на дисциплину Бодхисаттвы и пребывать в ней - это усердно внимать, размышлять, медитировать и радоваться уединенности. Это почитать и помогать ламам; помогать и ухаживать за страдальцами; быть щедрым наилучшим образом и превозносить качества; радоваться заслугам других и терпеливо сносить пренебрежение; посвящать добродетель пробуждению и совершать благопожелательные моления; совершать подношения Драгоценностям и стремиться быть усердным; быть благоразумным; помнить о практике; защищаться осмыслением; охранять двери чувств и знать меру в еде; не спать первую и последнюю части ночи, но стремиться к занятиям йогой; полагаться на истинных существ и благих друзей; постигнув собственную запутанность, раскаяться и отвергнуть, - подобные качества следует осуществлять, охранять и взращивать, и они являются тем, что называется дисциплиной накопления добродетельных качеств." Если вкратце обобщить дисциплину принесения блага чувствующим существам, то следует осознать одиннадцать аспектов. Какие? Об этом в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано: "Споспешествовать тем, чьи действия исполнены смысла; рассеивать страдания страдающих живых существ; обучать знанию тех, кто не ведает методов; прочувствовав сделанное, помогать в ответ; защищать от страхов; рассеивать скорби страждущих; неимущим доставлять необходимое; наилучшим образом собирать окружение Дхармы; вовлекать соответственно уму; радовать подлинными качествами; искоренять наилучшим образом; устрашать сверхъестественными способностями; и пробуждать склонность." Кроме того, чтобы содействовать вере других Бодхисаттв и не ухудшать свою, следует отвергать нечистые составляющие "трех дверей", полагаясь на чистоту [этих] трех. В этом отношении нечистые составляющие тела - такие, как нетребующийся бег и прочее дико-необузданное поведение - [подлежат] отвержению. Чистыми же составляющими является пребывание в спокойствии и кротости и сохранение улыбки на лице. Сообразно с этим сказано: "Итак, владей собой И всегда улыбайся, Отстрани навсегда гримасы гнева, Будь чистосердечен и дружелюбен к существам." О том, как следует смотреть на других, сказано таким образом: "Когда взираешь на живых существ - О том, что сам, полагаясь на них, Станешь Буддой самим, - таким Открытым и любящим оком смотри." О том, как следует сидеть, сказано таким образом: "Не сиди, вытянув ноги И суетливо потирая руки." О том, как следует кушать во время еды, сказано таким же образом и такими словами: "С полным ртом, звучно Чавкая - не следует есть." О том, как следует вести себя, сказано таким образом: "С сиденья и отовсюду спускаясь, неопрятно Не надо звуки издавать. И двери грубо не растворяй: Найди радость в неизменной бестревожности." О том, как следует почивать во время сна, сказано таким образом и такими словами: "Подобно Защитнику, отходящему в нирвану, Следует почивать, обратившись в желаемом направлении." Что же касается нечистых составляющих речи, то следует отказаться от многословия и язвительной речи. В отношении изъянов многословия сказано в "Облаке благородных Драгоценностей" такими словами: "Ребячливые совсем портятся от истинного Учения: [Их] ум становится закостеневшим и совсем грубым; Умиротворение и особое видение совсем далеки; - И это изъяны услаждения болтовней. Никогда [они] не испытывают почтения к ламам; А зародится радость к пикантной беседе - Вот и состояние без сердцевины, а мудрость выродилась; - И это изъяны услаждения болтовней." - и так далее. О язвительной речи в "Сутре лунного светильника" сказано так: "Даже если увидел чье-то некое заблуждение, - Не выставляй напоказ тот изъян: Ведь подобный тому свершенному действию Будет и плод обретен." Также в "Сутре объяснения того, что все явления не имеют возникновения" сказано: "Если рассказано о падении Бодхисаттвы, пробуждение отдаляется. Если рассказано из зависти, пробуждение отдаляется..." - и так далее. Поэтому следует отказаться и от многословия, и от язвительной речи. Как же говорить, [чтобы] составляющие речи были чистыми? - Сказано такими словами: "Если говоришь, - то связно, Ясносмысленно, приятно, Отвратившись от привязанности и ненависти, Мягко и к месту следует говорить." Что же касается нечистых составляющих ума, то ими являются пристрастие к приобретениям и восхвалениям, привязанность ко сну, инертности и тому подобному. И об изъянах привязанности к приобретениям и восхвалениям в "Сутре увещеваний особого намерения" сказано так: "Майтейя! Бодхисаттве следует постигнуть развитие страстной привязанности в отношении приобретений и восхвалений. Следует осознать, что приобретения и восхваления развивают гнев. Следует осознать, что приобретения и восхваления развивают глупость. Следует осознать, что приобретения и восхваления развивают коварство. Следует постичь, что приобретения и восхваления не дозволены всеми Буддами. Следует постичь, что приобретения и восхваления искореняют добродетель. Следует постичь, что приобретения и восхваления подобны потаскушке, дурачащей пришлого..." - и так далее. Также поиски приобретений неутолимы. В "Сутре встречи отца и сына" сказано так: "Подобно тому, как увиденную во сне воду Хоть и пьешь, но жажда неутолима, Так же и качества желаемого: Если даже и обрел, - удовлетворение не возникает." Итак, исследовав это, следует уменьшать желания и довольствоваться [наличным]. Также об изъяне услаждения сном сказано так: "[Если] некто услаждается сном и инертностью, Тем самым мудрость истощается во всем и умаляется, Тем самым также и ум становится полностью истощенным, А [возникающее] из изначальной мудрости будет всегда истощаться." - И еще: "[Если] некто услаждается сном и инертностью, Из-за незнания, лености и равнодушия мудрость расточится, И тогда нелюдь найдет удобный случай Навредить во время пребывания в лесу..." - и так далее. Поэтому это следует отвергнуть. Пребывать же следует в таких чистых умственных составляющих, как вера и так далее, которые были объяснены ранее. Возрастание дисциплины, подобно объясненному ранее, является возрастанием посредством мудрости, изначальной мудрости и посвящения. Действия по очищению дисциплины подобны изложенным выше и воплощаются пустотностью и состраданием. В отношении плода дисциплины следует знать два [вида]: окончательный и преходящий. Об окончательном, обретении непревзойденного пробуждения, в "Уровнях Бодхисаттвы" соответственно сказано: "Полностью усовершенствовшись в парамите дисциплины, Бодхисаттва обретает истинно совершенную "обширную чистоту" непревзойденного подлинно совершенного пробуждения." О временном, даже и нежеланном, обретении полноты самсарического блаженного счастья соотвественно в "Корзине Бодхисаттв" сказано так: "Шарипутра! Нет ничего среди полноты великолепия богов и людей, что бы не испытывалось Бодхисаттвой с истинно чистой дисциплиной." Однако Бодхисаттва не будет подавлен великолепием этого самсарического блаженного счастья, но вступит на путь, как сказано в "Сутре вопрошений Нараяны": "Бодхисаттва, обладающий подобным скоплением дисциплины, вовсе не портится, даже будучи вселенским монархом, но осмотрителен и желает пробуждения; он вовсе не портится, [даже] став Индрой, но осмотрителен и желает пробуждения..." - и так далее. Также тому, кто обладает дисциплиной, будут совершаться подношения и преклонения людьми и нелюдью, как сказано там же такими словами: "Бодхисаттвы, обладающим скоплением дисциплины, богами всегда почитаются, нагами всегда восхваляются, якшами всегда прославляются, гандхарвы всегда совершают [им] подношения, брамины, августейшие лица, купцы и домохозяева всегда совершают [им] моления, Будды всегда [их] помнят, а все [обитатели] мира вкупе с богами даруют [им] могущество..." - и так далее. Это была тринадцатая глава о парамите дисциплины из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности истинного Учения".
|