Студопедия — ГЛАВА 15
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 15






Вкратце, парамита усердия- это:

Двойное размышление о недостатках и качествах,

Естество, подразделения,

Опрделяющие характеристики каждого раздела,

Действия, ведущие к возрастанию и очищению

И плод, - этими семью темами

Обобщается парамита усердия.

Объяснение первого таково: если некто, хотя и обладая счастьем щедрости и всего прочего, лишен усердия, - он ленив; а если наличествует лень, то добродетель не осуществляется, нет возможности приносить благо другим и пробуждение не будет обретено. Сообразно с этим в "Сутре вопрошений Сагарамати" сказано так: "Для ленивого не существует ни щедрость, [ни прочее] вплоть до отсутствия мудрости. Для ленивого не существуют действия на благо других. Для ленивого пробуждение очень далеко, чрезвычайно далеко."

Если же, в противоположность этому, имеется усердие, то все светлые качества не убывают, но увеличиваются. Сообразно с этим в "Собрании" сказано: "Из-за усердия светлые качества не становятся убывающими, но обнаруживается сокровище бесконечной мудрости проникновения Победителя."

Также, обладая усердием, возможно перевалить через гору преходящих скоплений. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано: "Посредством усердия покидаешь преходящие скопления и освобождаешься."

Также, если обладаешь усердием, непревзойденное пробуждение будет быстро обретено. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано: "Посредством усердия [обретается] обширная исполненность высшего пробуждения". В "Сутре вопрошений Сагарамати" также сказано: "Усердным начинающим не трудно [обрести] непревзойденное истинно совершенное пробуждение. Почему? О Сагарамати, если это усердие наличествует, то наличествует и пробуждение." И в "Сутре вопрошений Пурмы" также сказано:

"Тем начинающим с постоянным усердием

Пробуждение [достичь] совсем не трудно."

Естество усердия - это находить удовольствие в добродетели. Сообразно с этим в "Своде всего истинного Учения" сказано: "Что такое усердие? Это противоядие против лени и нахождение удовольствия в волевом устремлении к добродетели." Также в комментарии на "Украшение сутр" сказано так: "'Истинное нахождение удовольствия в добродетели' - вот самое естество."

Более того, в отношении "противоядия против несогласующегося фактора лени" [следует знать, что] лень [бывает] трех [видов]: лень праздности, лень безделья и низменная лень.

Лень праздности - это привязанность к вялым состояниям счастья: лежанию, расслабленности, сну и тому подобному; и это должно быть отвергнуто. Почему отвергнуто? Потому что в жизни нет досуга. Сообразно с этим в сутре сказано: "Монахи! Знание убывает; жизнь пресекается; жизненные составляющие отбрасываюся; и даже Учение Учителя, истинно, будет разрушено. Так почему же усердными и смиренными приверженцами не свершать осуществление?" Также во "Введении в практику" сказано:

"Поскольку смерть приходит быстро,

Как быть? - Следует собирать накопления."

А можно ли собирать накопления, когда уже поглощаем смертью? Когда время пришло, уже нет досуга для собирания, и сказано такими словами:

"Отринь лень прямо сейчас, -

Ведь нет времени! - и действуй как можешь!"

Если же думаешь, что не умрешь, прежде чем не воплотишь добродетель, то это ненадежное мнение, и сказано такими словами:

"Уверенность не согласуется с владыкой смерти,

[Он] не ждет: сделано - не сделано,

И всякими [путям] - болезни или не-болезни -

Во внезапное, неопределенное время [приходит]."

И если отбрасывать лень праздности как только возможно, то отбрасывать [ее] следует подобно тому, как выкидывают вползшую на грудь ядовитую змею, или как гасят огонь, охвативший голову. Сообразно с этим во "Введении в практику" сказано:

"Подобно тому, как от вползающей на грудь змеи

Отпрянешь быстро - так же

От подползающего сна и праздности

Следует быстро избавляться."

Также в "Письме другу" сказано:

Сделаешь все, чтоб избавиться от этого.

Так же следует прилежно стараться впредь избавиться от самсарического бытия,

И нет иного величественней, выше и насущнее, чем это."

Лень безделья - это трусливый настрой, вытекающий из такого размышления: "Как же дурная личность, подобная мне, достигнет пробуждения, даже и великим прилежанием?" - И так как нет нужды в такой трусости, эту бездельность следует отбросить. И если соответственно обдумывать необязательность трусости, то такими словами:

"Если пчелы, мухи, мошки и

Подобные им всякие черви

Развивали бы мощь усердия -

И то обрели б пробуждение, непревзойдимо трудно обретаемое;

А если подобные мне, рожденные в роду людей

И понимающие полезное и вредное,

Не оставляют практики пробуждения,

То почему бы им не достичь пробуждения?"

Низменная лень - это привязанность к недобродетельному: такому, как борьба с врагами, накопление имущества и тому подобное; и поскольку это является непосредственной причиной страдания, то подлежит отвержению.

Подразделений усердия три: усердие, [подобное] доспехам, усердие сочетания и усердие неудовлетворенности. Первое - это полнота замысла. Второе - это полнота сочетания. Третье - это две [первых] части, доведенные до предела.

Объяснение определяющих характеристик каждого из этих [подразделений] следующее: усердие, [подобное] доспехам - это облачиться в доспехи такого размышления: с этого самого момента и вплоть до того, пока все чувствующие существа не укрепятся на пути к пробуждению, мною не будет оставлено добродетельное усердие; сообразно с этим в "Корзине Бодхисаттвы" сказано: "Шарипутра! Следует надеть неохватные помыслом доспехи неослабного приложения усердия ради пробуждения вплоть до скончания самсары..." А также в "Сутре учения [об] устроении доспехов" сказано:

"Поскольку Бодхисаттвой чувствующие существа

Собираются, - следует надеть доспехи,

А поскольку чувствующим существам нет меры,

Облачение в доспехи [также] безмерно."

И в "Сутре вопрошений Акшаямати" также сказано: "Не ищи пробуждения, исчисляя кальпы таким образом: ну, в эти сколько-то кальп надену доспехи, а в эти несколько - не надену доспехи; облачись в неохватные помыслом доспехи." А в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано так: "'Если нужно будет пребывать адским чувствующим существом в течение лишь тысячи кальп для того, чтобы освободить от страдания единственное чувствующее существо, это преисполнит меня истинно чистой радостью; и неважно, будет ли это долгое или короткое время, великое или малое страдание.' - Подобное размышление является [подобным] доспехам усердием Бодхисаттвы."

Усердие сочетания трехчастно: усердные действия по отвержению затемнений, усердные действия по осуществлению добродетельного и усердные действия принесения блага чувствующим существам.

Поскольку корнем страданий являются затемнения - страстная привязанность и прочие - и действия, всецело ими обусловленные, то первым являются продолжительные и возникающие из разнообразных благословлений действия, устраняющие возникновение чего бы то ни было [негативного]. Сообразно с этим во "Введении в практику" сказано:

"Если гневен нагромождениями затемнений,

Используй тысячи способов,

Будь как лев среди лисиц и прочих:

Не [дозволяй] нагромождениям затемнений язвить."

Однако какие же примеры старания? Об этом сказано такими словами:

"Как тот, кто несет сосуд, наполненный горчичным маслом

И тот, кто застыл под острием меча

Боятся пролить [масло] и угрожающей смерти, -

Так [должно] стараться давшему зарок."

Усердие действия по осуществлению добродетельного - это прилежно действовать [в соответствии] с шестью парамитами, не взирая ни на [свое] тело, ни на жизненные силы. И как же быть прилежным? Следует быть прилежным посредством пяти аспектов усердия: постоянное усердие, преданное усердие, неколебимое усердие, необратимое усердие и усердие отсутствующей гордыни.

"Постоянное усердие" - это действовать длительно и без перерывов; так, в "Облаке Драгоценностей" сказано: "В этом отношении - поскольку усердие применяется ко всем путям практики Бодхисаттвы - не из чего возникать сожалению о телесном или сожалению об умственном; это и называется постоянным усердием Бодхисаттвы."

Усердие преданности - это действовать радостно, готовно - ликующе и быстро, и сказано такими словами уподобления:

"Итак, чтоб действие закончить,

Подобно мучимому полуденным солнцем

Слону, погружающемуся в пруд. -

Следует погружаться в то действие."

Неколебимое усердие - это не быть колеблемым ни собственным сознанием, ни затемнениями, ни страданием, ни всяческим вредом.

Необратимое усердие - это не обращаться вспять из-за видения приносимого другими зла, жестокостей, враждебности, нечистых воззрений и так далее, - подобных явленным в "Сутре благородного ваджрного Победного Знамени".

Усердие отсутствующей гордыни - это отсутствие высокомерия из-за примененного усердия.

Третье, усердные действия принесения блага чувствующим существам, - это прилежно действовать одиннадцатью [способами]: дружелюбно поддерживать действия, лишенные дружеской поддержки и так далее.

Тем самым объяснено усердие сочетания, а что же касается усердия неудовлетворенности, а это означает быть неудовлетворенно прилежным в отношении добродетели до тех пор, пока пробуждение не достигнуто, и сообразно с этим сказано:

"Если медом на острие бритвы

Жаждущим не насытиться, -

В полнозрелом счастье умиротворенья

Заслугой как насытиться?"

Возрастание усердия, подобно объясненному ранее, является возрастанием мудрости, изначальной мудрости и посвящения.

Действия по очищению усердия подобны изложенным выше и воплощаются пустотностью и состраданием.

В отношении плода усердия следует знать два [аспекта]: окончательный и преходящий. Окончательным является обретение непревзойденного пробуждения, и сообразно с этим в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано: "Полностью усовершенствовавшись в парамите терпения, бодхисаттва стал истинно совершенным Буддой, [обретшим] непревзойденное подлинно совершенное пробуждение; преобразится в истинно совершенной обширной исполненности; станет истинно совершенной обширной исполненностью."

Преходящий плод - это обретение высшего счастья бытия при пребывании в самсарическом состоянии. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:

"Усердьем обретешь желаемую область практики бытия."

Это была пятнадцатая глава о парамите усердия из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности истинного Учения".







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 416. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия