Занятие № 4
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ Ф. ПЕТРАРКИ «КНИГА ПЕСЕН»
1. Формальные и содержательные черты сонета. Мотивы лирики и структура «Книги песен». 2. Поэтическое новаторство Петрарки. Развертывание метафорических смыслов в поэтическом тексте (на примере CCLXIII сонета). 3. «Исповедь» «лирического героя» и характер лирической интроспекции в сонетах. Прием антитезы. 4. Образ Лауры и художественные средства его создания. Лаура и Беатриче.
Литература
Парандовский Я. Петрарка // Парандовский Я. Олимпийский диск. М., 1979. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. М., 1974.
Материалы к занятию
Петрарка CCLXIII Высокая награда, древо чести, Отличие поэтов и царей, Как много горьких и счастливых дней Ты для меня соединила вместе!
Ты госпожа - и честь на первом месте Поставила, и что любовный клей Тебе, когда защитою твоей Пребудет разум, неподвластный лести?
Не в благородство крови веришь ты, Ничтожна для тебя его цена, Как золота, рубинов и жемчужин.
Что до твоей высокой красоты, Она тебе была бы неважна, Но чистоте убор прекрасный нужен. Перевод Е. Солоновича
П. Оппенгеймер. Рождение современного мышления: Самосознание и возникновение сонета. В новой форме быстро почувствовали возможность по-новому мыслить о человеке. Эмоциональные проблемы, в особенности любовь, можно было теперь не только выразить или пережить, но разрешить, прибегая к логике жанра, обратившегося вовнутрь человека, к месту обитания его души или, если кто-то не был уверен в ее существовании, его разума. Разум в конце концов полагали проявлением божественного начала и божественной любви. Птолемеева система умопостигаемого мироздания вкупе с теологией Блаженного Августина и Боэция сделали это непреложным еще к V в. Все средневековое искусство, архитектура, наука и литература исходили из этого. Вся система божественного миропорядка и церковная философия свидетельствовали о Разуме как высшем принципе. С другой стороны, намерение сонетного жанра обратиться вовнутрь человеческой души представляло опасность, серьезно не возникавшую со времен античности: если поэт задавался вопросом о ценностях, бытии, устройстве мира, что предполагала новая форма, то обязательно ли его выводы должны были совпасть с церковным учением и-с тем, что считалось общепринятым знанием? Сонет, разумеется, не «сотворил» самосознание человека. Появившийся при дворе Фридриха II, он ввел в моду исследование самосознания, литературу, рассчитанную на молчаливое, вдумчивое восприятие, моду, продолжающуюся и по сей день. Сонет стал также поводом к увлечению литературой, исполненной воображения, в которой аллегорические отвлеченности были заменены предметными образами, что послужило толчком к развитию нового символизма, открывающего более прямой и ясный путь в область подсознательного <...>. Вся литература, обращенная к воображению, как и медитативная поэзия, предназначена для чтения уединенного или в кругу небольшого числа людей. Это диктуется пониманием времени, определяемого теперь тем, что человек внемлет лишь собственному внутреннему молчанию. Исполняемый текст определяет протекание времени. Оно течет безостановочно. Восприятие слушающих в значительной мере подчинено ему. В молчаливом уединении читатель полностью властен над временем <...>.
И.О. Шайтанов. Великая Аналогия <…> образная система Петрарки <…> живет узнаванием сходства, подобия. <…> Это нечто отличное от овидиевых метаморфоз и еще более далекое от средневекового аллегоризма – вплоть до противоположности. Именно Петрарка произвел смену основной риторической фигуры мышления, от аллегории перейдя к метафоре. На этом пути изменился механизм поэтического смыслообразования. Вещное, земное перестало растворяться в значении отвлеченном, для которого оно служило не более чем внешним знаком. Предметы, явления, события этого мира начинали с небывалой ранее настойчивостью стремиться друг к другу, подсказывая сходство, требуя узнавания. <…> Метафора видится кратчайшим способом создания новых смысловых полей, установления смысловых связей. Движущееся метафорическим путем сознание познает мир в его единстве. При этом подходе метафора не может рассматриваться лишь как частное уподобление одного явления или предмета другому. Единичное сближение, по сути, есть лишь приглашение к взаимодействию <…> широких смысловых пластов.
П. Рикёр Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение Творец метафор – это тот мастер с даром слова, который из выражения, непригодного для буквальной интерпретации, создает высказывание, значимое с точки зрения новой интерпретации, которая вполне заслуживает названия метафорической, поскольку порождает метафору не только как нечто отклоняющееся от нормы, но и как нечто приемлемое. Иными словами, метафорическое значение состоит не только в семантическом конфликте, но и в новом предикативном значении, которое возникает из руин буквального значения, т. е. значения, возникающего при опоре только на обыденные или распространенные лексические значения наших слов. Метафора не загадка, а решение загадки.
|