Студопедия — Занятие № 9
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие № 9






ПРИРОДА КОМИЧЕСКОГО У ШЕКСПИРА

«СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» И «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ»

 

1. Специфика времени и места действия в комедиях Шекспира.

2. «Магистральный сюжет» комедий Шекспира.

3. «Двоемирие» комедий.

4. Основной конфликт и его воплощение в разных сюжетных планах комедии. Жанрово-стилевые особенности двуплановости шекспировских комедий.

5. Роль природного начала в развитии действия (по комедии «Сон в летнюю ночь»).

6. Значение фантастического элемента (по комедии «Сон в летнюю ночь»).

7. Значение образа Мальволио (по комедии «Двенадцатая ночь»).

8. Роль шута (по комедии «Двенадцатая ночь»).

 

Литература

 

Аникст А. А. Шекспир: Ремесло драматурга. М., 1963.

Пинский Л.Е. Комедии Шекспира // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

Штейн А.Л. Шекспир и искусство комедии // Штейн А.Л. Веселое искусство

комедии. М., 1990.

 

Материалы к занятию

 

Л.Е. Пинский. Комедии Шекспира

Сфера комедии у Шекспира — это природно личная жизнь, природные желания человека и взаимоотношения между людьми, возникающие на основе этих желаний, венчаемых любовью, высшим голосом Природы в человеческом сердце, неисчерпаемым и всегда удивительным источником всякого рода комических положений и удивительных приключений.

<…>

Такое, часто ведущее для концепции шекспировской пьесы, слово, как «время», прегнантно (с повышенной выразительностью) употребленное, по-разному раскрывается, разное означает в комедиях, хрониках, трагедиях, причем всегда в значении, тесно связанном с жанровым сюжетом.

<…> В мире комедий Время — синоним Природы, естественного порядка в космосе, постоянного круговорота в ходе вещей, тогда как в мире трагедий, начиная с «вывихнутого времени» в завязке «Гамлета», Время скорее антоним Природы, извечно естественного, здорового порядка, и означает современную, противоестественную, «больную» систему человеческого общества.

<…>

Знаменитая, восходящая к Мишле (через Я. Буркхардта), формула культуры Возрождения — «открытие мира и че­ловека», формула почти такая же старая, как само шекспи­роведение, раскрывается применительно к театру Шекспи­ра, одной из вершин этой культуры, различно. В комедиях это открытие (отход от трактовки средневеково-христианской, отрицательной), гуманистически «языческое» от­крытие природного мира и природного человека, в природно- личной его Жизни: его инстинктов, желаний, страс­тей; поэтизация идеализация естественных Чувств не как греховно соблазнительной «плоти», а как прекрасной «Природы», в духе открываемой в эпоху Возрождения с этой стороны античной культуры. В трагедии это откры­тие (отход от того же, традиционно ограниченного недоверия), гуманистически «языческое» открытие мира человеческой (мирской) культуры и человека как носителя и творца культуры: открытие личности («человека во всем значении слова», по выражению Гамлета), достоинства личности, открытие ее «призвания» от Природы творить себя и свою жизнь: ее право и долг критически (не традиционалистски) оценить свою жизнь, прежде всего социальные условия и свои возможности в ней.

В природном мире комедий, мире Вожделеющего Чело­века, не только человек, влюбленный герой, изображен «изнутри», идеализированно, но, как уже сказано, и мир вокруг него представлен сквозь призму возбужденного страстью, вожделеющего воображения. Комедийное дейст­вие протекает в «желанном», в «поэтическом, природном» мире. Магистральный сюжет комедии с первого его вопло­щения («Два веронца») до предпоследнего и наиболее выразительного («Как вам это понравится») тяготеет, осо­бенно в счастливых развязках, к пасторали чего в траге­дии никогда не бывает и быть не может. Пастораль в лите­ратуре Возрождения это не жанр, а особый род поэзии, любимейший, идеальный род, со своими жанрами, своими поэмами, лирикой, драмами, романами (причем пастораль­ный элемент в это время охотно вводят и в непастораль­ные, «реальные», роды творчества), с особым своим миром. Пасторальная жизнь для аудитории Возрождения сино­ним «желанного» мира, «поэтически природного» мира, «утопического» (нигде — и везде), но на свой лад тоже реального мира, некие «святые острова», «где не едят над­ломленного хлеба, где только мед, вино и молоко, скрипу­чий труд не омрачает неба и колесо вращается легко» (О. Мандельштам). Гений Шекспира-комедиографа и «ренессансный» колорит его комедийных ситуаций сказывает­ся в покоряющей правде изображения мужских и жен­ских натур, их чувств и желаний, представленных на фоне «воображаемых», сказочных, довольно условных более или менее «пасторальных» обстоятельств.

<…>

Источником комического у Шекспира <…> высту­пает нормальная человеческая натура в избытке отпущен­ных на свободу, цветущих жизненных сил. Это комизм характеров, которым ничто человеческое не чуждо, любя­щих, страдающих, веселых, богато одаренных, «всесто­ронних», то авантюрно предприимчивых, то трогательно беспомощных перед своими страстями, перед стечением обстоятельств (перед своей «судьбой»), то великодушных, то жестоких, несправедливых, ослепленных своими чув­ствами, непоследовательных в своих поступках, но всегда «естественных». Натура в обоих ее вариантах у лукаво-ростодушных народных персонажей и у всесторонне развитых культурных героев здесь в конечном счете одна и та же <…>. Мы сочувству­ем героям, видим их заблуждения, разделяем их радости и страдания, смеемся то над ними, то вместе с ними, но в нашем смехе нет оттенка ни морального, ни интеллек­туального превосходства. Ибо перед нами сама жизнь, натуральный ход вещей. Точнее, моральная оценка в ренессансной комедии Шекспира само наше восхищение при­родой и героями, с завидною свободою ей повинующимися.

<…>

Ге­рои его комедий <…> не раз возвращаются к мысли о том, что мир сцена, где каждый человек играет выпавшую ему «роль». Для Шекспира и современных ему драматургов тезис «мир театр», кроме того, означал, что театр — малое подобие мира, что он впра­ве представить на своих подмостках весь мир, что он спо­собен адекватно изобразить само существо жизни. Эта идея проходит через всю драматургию Шекспира, через коме­дии, хроники, трагедии и поздние драмы, вплоть до «Бу­ри», но осмысливается каждый раз по-новому.

Формально в сюжете комедий эта мысль оттеняется приемом «сцены на сцене» <…>. Вставленная пьеса сопровождается репликами, обычно ироническими, со стороны зрителей на сцене, так же как комедия в целом — со стороны зрителей зала (характер­ная черта английского театра Возрождения, в котором живая реакция зрителей, их восклицания, шутки, свистки, часто мешала актерской игре, как мы это видим во встав­ных пьесах драм Шекспира). Грань между зрителями театрального зала, зрителями-актерами на сцене и «двой­ными актерами» вставной пьесы становится зыбкой. Тем самым подчеркивается и условность искусства, и услов­ность действительного мира, а значит, и действительность в высшем смысле мира искусства. Но прием «сцены на сцене» характерен лишь для ранних комедий, где значение игрового начала в жизни и в театре сознает лишь сам ху­дожник, Шекспир, а не условные зрители <…> и условные актеры (наивные ремесленники в «Сне в летнюю ночь»), которым как раз не хватает понимания условного в искусстве. Образован­ная Ипполита в «Сне в летнюю ночь» поэтому снисходи­тельно замечает об актере вставной пьесы: «Он сыграл свой пролог, как ребенок играет на флейте: звук есть, но управлять он им не умеет».

<…>В позднейших комедиях <…> Шекспир отказывается от не лишенного искус­ственности приема. «Театральность» жизни оттеняется в поздних комедиях аналогичным, но более «натуральным» приемом «подслушивания», иногда подстроенного персо­нажами. Прятание и подслушивание соответствуют созна­тельно «игровым» натурам персонажей и (в отличие от «сцен на сцене») органически входят в сюжет.

Лучшая из сцен этого типа в комедиях Шекспира та, где Мальволио вслух мечтает о том, как он, став мужем графини, будет третировать сэра Тоби и присных, а те, спрятавшись, выходят из себя от его наглых планов. Это насквозь игровая сцена, в которой все и актеры, и зрите­ли «выходят из себя», играют, участвуя одновременно и в мире реальном сюжета всей комедии, и в мире вообра­жаемом, который представляет Мальволио, актер вставной сцены.

 

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 2388. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия