Студопедия — Примечания. 1 «Une expression hellenistique dc ['agitation spirituelle» («Об одном эллинистическом выражении духовного обращения»)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания. 1 «Une expression hellenistique dc ['agitation spirituelle» («Об одном эллинистическом выражении духовного обращения»)






 

1 «Une expression hellenistique dc ['agitation spirituelle» («Об одном
эллинистическом выражении духовного обращения»), Annuaire de
1'Ecole des Hautes Etudes, 1951, p. 3—7 (восироизв. в: Festugiere A.-J.
Hermetisme et Mystique paierme. Paris, Aubier-Montaigne, 1967, p. 251—
255).

2 «И никакой прекрасной привычки, ни внимания, ни обращения к
самому себе (out'epistrophc eph'hauton) и наблюдения» (Epictete, Entre-
tiens, III, 16, 15, ed. citee, p. 57 (Эпиктет, ук. соч. С. 180)); «Обратите
внимание на самих себя (epistrepsate autoi), постигните общие понятия,
которые вы имеете» (id., 22, 39, р. 75 (там же, с. 189)); «Или скажи мне,
кто, слушая твое чтение или беседу, забеспокоился о себе или обратил
внимание на самого себя, или, выйдя, сказал: „Метко задел меня фило­
соф. Больше не следует этого делать"?» (id., 24, 106, р. ПО (гам же,
с. 199)).

3 См.: «Но главное, когда ты укоряешь кого-нибудь в вероломстве
или неблагодарности, обратись к себе самому». Марк Аврелий. К себе
самому. С. 133—134.

4 Plotin. Enneades, IV, 4.2.

5 Об этом обязательстве обращения см.: Письма к Люцилию, 1 l,8;i
53, 11; 94, 67. 1

6 «А это наше рассуждение показывает, что у каждого в душе есть
такая способность; есть у души и орудие, помогающее каждому обу­
читься. Но как глазу невозможно повернуться от мрака к свету иначе,
чем вместе со всем телом, так же нужно отвратиться всей душой ото
всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет
выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это, как мы
утверждаем, и есть благо [...]. Как раз здесь и могло бы проявиться ис­
кусство обращения: каким образом всего легче и действеннее можно
обратить человека. Это вовсе не значит вложить в него способность
видеть — она у него уже имеется, по неверно направлена, и он смотрит
не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы». (La Republi-

 

 

que, livre VII, 518c—d // Platon. Oeuvres completes, t. VII-1 / trad. E. Chambry, ed. citee, p. 151 (Платон. Соч.: В 4т. М., 1994. Т. 3. С. 299)). Именно в неоплатонизме понятие epistrophe получает четкое концеп­туальное определение и становится основным (ср., например, у Пор-фирия: «Одно только существует спасение — обращение к богу (топе soteria he pros ton theon epistrophe))» (A Marcella, 289N / trad. E. des Pla­ces. Paris, Les Belles Lettres, 1982, § 24, p. 120). В неоплатонизме по­нятие обращения получает онтологическое значение, а не только антропологическое. Это уже не приключения индивидуальной души, но онтологический процесс; в неоплатонизме всякое сущее есть то, что оно есть, лишь как «возвращающееся» к своему началу. См.: АиЫп Р. Le Probleme de la conversion. Paris, Beauchesne, 1963, и A. D. Nock, Con­version: The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo, Oxford, Oxford University Press, 1933 (1961).

7 Ср. лекцию от 6 января, второй час; отрывок из «Алкивиада»
(127с), в котором Сократ, показывая Алкивиаду его неведение, убеж­
дает его в необходимости заботиться о себе самом.

8 О припоминании см. основополагающие отрывки из «Федра»,
249Ь—с: «... ведь человек должен постигать [истину] в соответствии с
идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой
рассудком воедино. А это и есть припоминание (anamnesis) того, что
некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу» (trad. L. Ro­
bin, ed, citee, p. 42 (Платон. Соч. В 4 т. М., 1993. Т. 2. С. 158)); из «Me-
нона», 8ld: «И раз все в природе друг другу родственно, а душа все
познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, — а
люди называют это познанием — самому найти и все остальное...»
(Platon. Oeuvres completes, t. III-2 / trad. A.Croiset. Paris, Les Belles Let­
tres, 1923, p. 250—251 (Платон. Соч. М., 1990. Т. 1, С. 589)); из «Федо-
на». 75е: «...по-моему, „познавать" означает восстанавливать знание,
уже тебе принадлежавшее. И, называя это „припоминанием" (anamim-
neskesthai), мы бы, пожалуй, употребили правильное слово» (trad.
L Robin, ed. citee, p. 31 (Платон, Соч. М., 1993. Т. 2. С. 30)).

9 Тема «тело-могила» вводится Платоном как штза слов soma (тело)
и sema (могила и знак) в «Кратиле», 400с, и в «Горгии», 493а:«... как-то
я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы, и что те­
ло — наша могила» (Platon. Oeuvres completes, t. III-2 / trad. A. Croisct,
ed- citee, p. 44 (Платон. Соч. Т. 1. С. 533)); в «Федре», 250с: «...чистые
сами и еще не отмеченные, словно надгробием, той оболочкой, кото-
РУ*о мы теперь называем телом и которую не можем сбросить, как
Улитка — свой домик» (trad. L. Robin, ed. citee, p. 44 (Платон. Соч. Т. 2.
С 159)). На эту тему можно справиться у П. Курселя: Courcelle P.
'«Tradition platonicienne et Tradition chretienne du corps-prison». Revue

 

 

des etudes latines, 1965, p. 406—443, et «Le Corps-tombcau»,

Revue des etudes anciennes, 68, 1966, p. 101—122.

10 Это различение является основополагающим у Эпиктета, оно со­
ставляет нерв его учения, будучи абсолютной точкой отсчета; см.: Ma­
nuel и Entretiens, особенно 1,1 и 111,8. • '*т

11 Тему paenitentia (латинский перевод melanoia) Фуко разбирал в
курсе 1980 года (лекции от 13, 20 и 27 февраля), взяв за ориентир «De
Paenitentia» Тертуллиана (ок. 155—225). В этих лекциях христианское
обращение противопоставляется платоновскому и показывается, что,
в то время как у Платона обращение было одновременным познанием
истины как таковой и истины души как естественным образом связан­
ной с первой, Тертуллиан, говоря о покаянии, различает доступ к Ис­
тине самой по себе (вера) и обнаружение истины, погруженной в
темные глубины души (признание).

12 См.: Le Souci de soi, op. cit., p. 82. 1

13 См.: Epictete. Entrtiens, 111,22,39; 1,4,18; 111,16,15; 111,23,37;
111,24,106 (Беседы Эпиктета. Цит.).

14 См.: лекция от 17 февраля, второй час, разбор предисловия к
III книге «Изысканий о природе» Сенеки (по поводу пребывания в раб­
стве у самого себя — servitus sui — и освобождения).

15 «Я понимаю, Луцилий, что не только меняюсь к лучшему, но и
становлюсь другим человеком (intellego, Lucili, поп emendari me tan-
turn, sed transfigurari)» (Seneque. Lettres a Lucilius, t. I, livre I, lettre 6,1,
ed. citee, p. 16 (Сенека. Нравственные письма... Цит. С. 11)).

16 «Я хочу, чтобы эта так быстро совершающаяся во мне перемена
(tarn subitam mutationem mci) передалась и тебе» (id., lettre 6,2, p. 17
(там же)). -

17 «А если вы еще не имеете такого обыкновения [считать за ничто
вещи, от меня не зависящие], бегите ваших прежних привычек, бегите

невежд, коли хотите когда-нибудь стать кем-то (Epictete. Entretiens, III,
15, p. 57). -I

18 См. разбор этого места в лекции от 17 февраля, второй час. Ш

19 «Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого
(vindicate \\Ь\}» (Seneque. Lettres a Lucilius, 1.1, livre I, lettre 1,1, p. 3 (Се­
нека. Нравственные письма... Цит. С. 5)).

20 «Спеши же, дорогой мой Луцилий, подумай, как бы ты ускорил
шаг, если бы по пятам за тобою шли враги, если бы ты опасался, что
вот-вот появится конный и пустится вдогонку убегающим. Так оно И
есть: погоня настигает, беги быстрее, укройся в надежном месте (adce-
lera et evade)!» (id., lettre 32,3, p. 142 (там же, с. 60)).

21 «Я удалился не только от людей, ной отдел (secessi non tantumab
hominibus, sed a rebus)» (id., lettre 8,2, p. 23 (там же, с. 14)).

 

 

22 Ср. тот же пример у Эпиктета, который говорит об этом символи­
ческом жесте, чтобы показать, что подлинная свобода — не в том, что
тебя освободили, а в отказе от желаний: «— Так, значит, когда кто-то
повернул своего раба перед претором, то не сделал ничего? [...] Что же,
разве тот после всего этого не стал свободным? — Ничуть, как и не
стал невозмутимым» (Entretiens, II, 1, 26—27, р. 8 (Беседы Эпиктета,

цит., с. 95)).

23 «...И сегодня вычитал у него [Эпикура] такие слова: „Стань ра­
бом философии, чтобы добыть подлинную свободу". И если ты пре­
дался и подчинился ей, твое дело не будет откладываться со дня на
день: сразу же ты получишь вольную (slatim circumagitur). Потому что
само рабство у философии есть свобода (Scncque. Lettres a Lucilius, 1.1,
livre I, lertrc 8,7, p. 24 (Сенека. Нравственные... Цит. С. 14)).

™MarcAurele. Pensees, VII,55 и VIII,38.

25 «Разберись в самом себе, со всех сторон осмотри себя и проверь
(cxcute te et varie scrutare et observa) [...]»(Seneque. Lettres a Lucilius, 1.1,
livre II, lettre 16,2, p. 64 (там же, с. 30)); «Так следи, нет ли [...] (observa
tc itaque)» (id., lettre 20,3, p. 82 (там же, с. 37)).

26 «Буду теперь все время за собою наблюдать и проверять каждый
мой день — дело весьма полезное. Оттого мы и становимся такими
скверными, что никто не оглядывается на свою жизнь (nemo vitam su-
am respicit)» (Seneque. Lettres a Lucilius, t. HI, livre X, lettre 83,2, p. 110
(гам же, с. 170)).

27 См.: лекция от 20 января, первый час.

28 См. примечание 10 к данной лекции.

29 «Так оставь пошлости, дорогой Павлин, и, раз уж жизнь тебя из­
рядно помотала, укройся, наконец, в более спокойной гавани» (О крат­
кости жизни, XVIII,! II Seneque. Dialogues, t. II/trad. A.Bourgery. Paris.
Lcs Belles Lettres, 1923, p. 74).

30 См.: лекция от 24 февраля, второй час, о понятии «снаряжения»
fparaskeue).

31 См.: лекция от 20 января, первый час, по поводу thcrapcuein heau-

ton.

32 См.: Le Souci dc soi, p. 82—83: ссылка на Сенеку (письма к Луци-
лию 32 и 75; О краткости жизни, V,3).

33 См.: Le Souci de soi (p. 83—84), где Фуко, ссылаясь на Сенеку,
противопоставляет отчуждающую voluptas и подлинную gaudium (или
laetitia) себя: «[...] я хочу, чтобы радость не разлучалась с тобой, хочу,
чтобы она рождалась у тебя дома. И это исполнится, если только она
будет в тебе самом [...] стоит тебе раз найти ее источник — и она уже не
убудет [...] стремись к истинному благу и радуйся лишь тому, что твое
(de tuo). Но что есть это „твое"? Ты сам (tc ipso), твоя лучшая часть»

 

 

(Letlres a Lucilius, 1.1, livre III, lettre 23,3—6, p. 98—99 (Сенека. Нравст­венные... с. 43)).

34 Ср., например, такое употребление; «Рассудив, что был некто,
перс Кир, который подчинил себе очень много людей [...] мы решили,
что должны признать (ck toutou de cnagkazometha metanoein), что не не-1
возможно и не так уж трудно повелевать людьми, если с умом взяться
за дело» (Xenophon. Cyropedie, t. I, 1—3 / trad. M. Bizos & E. Dele-
becque. Paris, Les Belles Lettres, 1971, p. 2). I

35 «Но на следующий день пришло раскаяние (metanoia tis euthus en
autois) и мысль о том, что принятое решение было опасным и жест­
ким» (Thucydide. La Guerre du Peloponnese, t. II—1, livre III. XXXVI.4 /
trad. R. Weil & J. de Romilly. Paris, Les Belles Lettres, 1967, p. 22).

36 «И вот так он будет прежде всею не поносящим самого себя,но
противоречащим самому себе (makhomenos), не раскаивающимся (те-
tanoon), не терзающим себя (basanizdn heauton)» (Epictete. Entreticns,
11,22,35, p. 101 (Беседы Эпиктета, цит., с. 144)). •

37 «И ты будешь корить себя и поносить (husteron metanoeseis kai
autos seauto loidorese)» (Epictete. Manuel, 34 / trad. E.Brehier// Les Stoici-
ens, op. cit., p. 1126).

38 Marc Aurel. Pensces, VIII.2 (p. 83). j

39 «He de metanoia haute philosophias arkhc ginetai kai ton anoeton
ergon te kai logon phuge kai tcs ametamcletou zoes he prote paraskcuc»
(Hierodes. Aureum Pythagorcorum Carmen Commenlarius, XIV—10,
ed. F. G. Koehlcr. Stuttgart, Teubner, 1974, p. 66; этой цитатой я обязан
Р. Гуле). В издании 1925 г. (Paris, EArtisan du livre) М.Менье перево­
дит: «Раскаяние, стало быть, есть начало философии, и воздержание от
безрассудных слов и действий — это первое приготовление к жизни
без угрызений» (р. 187).

40 Hadot P. «Epistrophc et metanoia» // Actes du XI-e congrcs internatio­
nal de Philosophic. Bruxelles, 20—26 aout 1953, Louvain-Amsterdam, Nau-
welaerts, 1953, vol. XII, p. 31—36 (см. также статью «Обращение», под­
готовленную для Encyclopaedia Universalis и перепечатанную в первом
издании Excrcices spiriruels et Philosophic antique, op. cit., p. 175—182).

41 В связи с выдвижением на первый план техник расшифровк!
тайн сознания в христианстве см.: лекция от 26 марта 1980 (последня;
лекция года в Коллеж дс Франс), где Фуко опирается на практики ру
ководства сознанием у Кассиана.

42 Plutarque. De la curiosite, 515 b—d / trad. J. Dumortier & J. Deira-
das, ed. citee, p. 266—267. J

43 «Так, мой родной город, развернутый к Зефиру, в полдень испы­
тывал на себе всю силу солнечных лучей, исходящих с Парнаса; гово­
рят, что ею развернул (trapenai) на восток Шерон» (id., 5I5b, p. 266).

 

 

44 «Нелегко найти человека, несчастного из-за невнимания к тому,
что делается в чужой душе. Но что до тех, кто не наблюдает движений
собственной души, — эти уж точно несчастны» (Marc Aurele. Pensees,

11.8, p. 12).

45 Pensees, 111,4 (p. 20). Фраза заканчивается так: «разве что ты ста­
вишь перед собой какую-нибудь полезную обществу цель».

46 Pensees, IV, 18 (р. 31).

u7 Plutarque. De la curiosite, 515d, § I (p. 267). 44d.,515d—e(p. 267).

49 «Отврати это любопытство от внешнего и направь внутрь себя»

(Ibid.).

50 «Каков же способ побега? Обращение (perispasmos), как было
сказано, и переключение (metholke) любопытства, направление своей
души (trepsanti ten psukhen) преимущественно на достойные и прият­
ные вещи» (id., 517с, § 5, р. 271).

51 Id., подряд § 5,6 и 8, 517с до 519с (р. 271—275).

52 «Они думали, что надо хранить и сберегать в памяти все, что им
было преподано и сказано, и что надо приобретать познания так долго,
как позволит способность учиться и запоминать, ибо это благодаря ей
можно учиться и в ней можно сохранять выученное. Так что они очень
уважительно относились к памяти и долгое время проводили, упраж­

няя и развивая ее [...]. Пифагорейцы старались долго упражнять свою
память, ибо нет ничего лучше для приобретения знаний, опыта и муд­
рости, чем способность запоминания» (Jamblique. Vie de Pythagore /
trad. L. Brisson & A.-Ph. Segonds, ed. citee, § 164, p. 92).

53 Plutarque. De la curiosite, 520a, § 10 (p. 276—277).

54 Plutarque. Le Demon de Socrate, 585a / trad. J. Hani, ed. citee; ср.:
предварительный разбор текста в лекции от 12 января, первый час.

55 De la curiosite, 522d, § 15 (p. 283).

56 «He остерегайся дурного знака, но следуй прямо к цели, не глазея
но сторонам» (Marc Aurele. Pensees, IV, 18, p. 31); «Не давай себя от­
влечь тому, что приходит извне! Найди время и выучись еще чему-ни­
будь хорошему и перестань метаться» (Pensees, II, 7, р. 12).

57«[...] пытаясь вообразить себе, что делает такой-то, что говорит, о чем думает, какие планы строит, и прочие подобные занятия, из-за ко­торых ты отвлекаешься и не слушаешь внутреннего водителя. Надо, стало быть, стараться избегать проникновения в наши мысли безрас­судного, напрасного и, в первую очередь, пустого и злобного» (Pensees, III, 4, p. 20).

58 Напомним, что Фуко внимательно читал E.Herrigel; см.: Lc Zen dans Tart chevaleresque du tir а Гаге (1978). Paris, Dervy, 1986 (этим указа-м"ем я обязан Д. Деферу).

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 362. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия