МИШЕЛЬ ФУКО: ИСТОРИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ 6 страница
следних лекциях курса. Античная parrhesia — это свобода речи, откровенность, но не только нежелание что-либо скрывать, а именно умение сказать правду, к умению не сводимое. И, конечно, здесь не имеется в виду свобода выражения мнений. Parrhesia, поясняет Фуко, это то в поведении и речах наставника, что соответствует «слушанию» ученика. Слушая, ученик молчит, слушается. Ученик дает слову наставника произвести некоторую работу в своей душе: теперь он — его хранитель и потому хранит молчание, а не выступает сразу с «собственным мнением», как те, у кого ухо напрямую связано с языком.105 Что же может соответствовать слушанию ученика в речах наставника? — Только то самое молчание, в котором иногда рождается истинное слово. У обращения две стороны — мистическая и аскетическая. Аскетически отстраняясь, в числе прочего и от себя самого, мист-молчун приобщается к истине-логосу, который начинает говорить в его речах. Истинное говорение — это, скорее, говорение устами мудреца самой истины. Традиционное обращение, в частности эллинистическое, вроде бы так и устроено. Однако Фуко «установлен» на современность. Римские стоики, о которых он пишет, не «производили» истину. Они были си причастны, Причастны благодаря разуму — вселенскому «руководящему началу», логосу, обеспечивающему целостность мироздания и, соответственно, его разумность. Фуко, как мы видели, в своих попытках «мыслить иначе» ушел далеко не ант"чности, но и от новоевропейской философии. Он Гам же. 105 Лекция от 3 марта 1982 г., первый час. С. 369. Лекция от 6 января. С. 44-45. Гам
солидаризируется с Делезом в общем предприятии «ниспровержения платонизма», под которым подразумевается почти вся метафизизическая традиция, коль скоро вся она была «философией основания». Философ основания приходит к основанию, потому что с самого начала уже стоит на нем, так или иначе ему причастен.106 Основание — это тождество, ум, мыслящий сам себя, или — в «сошедшей с ума» трансцендентальной философии — совпадение с собой мыслящего субъекта. В любом случае понятие замыкается само на себя. Чтобы оно не замыкалось само на себя, надо поставить во главу угла не тождество, а Различие. Тождество —• лишь частный случай Различия. Это все меняет: событие повторяется как неповторимое, истина производится, оказываясь одной из возможных ситуаций, возникших в результате встречи с тем, что «не-мысль». Не спрашивается, как возможна «встреча»: она случается, бывает, — тогда бываем и мы, всегда уже отступившие от себя, установившие с собой отношение. И другой опоры, для ведения себя (правления собой), делающего нас свободными, кроме этого нашего к себе отношения, у нас нет. 107 Я глубоко признателен всем, кто помог мне в работе над переводом и статьей, но больше всех я, как всегда, обязан Вере Григорьевне Резник. 106 «Для того чтобы выделять из себя истины, душе был необходим внешний коррелят, одновременно независимый от нее и ей тождественный; способность истины приходить извне ограничивается необходимостью ее интериоризнровать, т. е. поддерживать с ней естественное отношение». (Рыклин М, «Нежный ветер». Страсти по Мерабу Мамардашвили // Встреча с Декартом. М.: Ad Marginem, 1996. С. 127. 107«... Не исключено, что крах возобновляемых попыток воссоздать некую этику себя, череда более или менее тшетных, исчерпавших себя усилий, приведших лишь к тому, что мы все время пользуемся ее лексиконом и не можем связать с ним хоть какое-то содержание, породят резонное сомнение в самой возможности такой этики сегодня, и это при том, что ее создание — задача, по-видимому, насущная, главная, политически необходимая, если и впрямь, сопротивляясь политической власти, опереться на что-либо, кроме как на то, как ты сам к себе относишься, больше не на что». Лекция от 17 февраля 1982 г., первый час. С, 278.
Anakhoresis, см. Уединение 63, 65, 66, 107,239 Arcana conscicntiae 245, 262, 306 Askesis 28, 237, 338, 342—346, 354, 359,401,450,454,462,541 Aufklanmg (Просвещение) 338 Bios 485, 527—528 Curasui 15, 21,535 Dogmata 286, 351,542 Emendatio, см. Исправление 238 Epimelcia heauiou, см. Забота о себе Epistrophe 235—237, 242—244, 538 Gnothi seauton 15—17, 20, 24, 26— 27,83—85, 193, 194, 196,453,494, 500—502, 535 Gumnazein 100,343,384,460,461,488 Hupomnemata 388,389,395,396,544 Instructio 111, 348 Libertas 403, 410, 415, 416, 423, 433, 435,439,440 Logos 266, 351—354,361—363, 365, 366, 368, 370, 376, 387, 396, 406, 508, 542 Mathesis 338, 342, 358 Melete 23, 100, 101, 384, 385, 460, 493,495,498,502,521,547
Metanoia 101,202, 237, 241—244 Otium, см. Досуг Paideia61,266,267,442 Paraskcue, см. Оснастка 111, 267, 348—352, 354, 359, 396,450, 575 Parrhesia 157, 158, 180, 187, 192, 193, 269,394—397,410-^23,429,432, 433,435,437-^41,450 Phusiologia 265—269 Pneuma 63 Praemeditatio malorum 388.503,508— 513,517,518,545 Prokheiron 353, 385, 390, 543 Stultitia, stultus 151—155, 371, 372, 505, 540 Tekhne 50—51, 67, 74, 150, 200, 367, 397,419,493, 527, 528, 572, 573 Tekhne tou biou 103, 145, 201, 202, 232,286,287,458,459.462,484— 486, 525, 526. См. также Искусство жизни Therapcuein 21,69, 115 Автаркия 208, 268 Акт 28—30, 43, 64, 70, 86, 95, 101, Анализ 320, 327, 332 Аскеза 27,28,107,202,237,240,342, 344.346-348,353,354, 359—361, 367, 370, 379, 388, 402, 450. 451, 455, 508, 526, 544
Лсксти-зм 23, 24, 160, 202, 276, 2S3, Аскетика22, 24,451,455 Атараксия 218, 220, 221, 498 Атлет 258, 348, 349, 350, 351, 535. Бдительность 101, 244,487 Безопасность 65 Безумие 257 Бессмертие 130, 164, 204, 207, 208, 238,258,483,486,541 Бог (боги) 16, 19, 48, 72, 261—264, 267,268, 301, 369, 393,467,481 — 484, 487, 508, 535, 542 Богатство 47- 50, 68, 89, 304, 465. 537 Болезнь 74, 111,114, 136, 224, 262, 377,429,479,539,547 Борьба 173, 249, 258, 349, 350, 404, 463, 487, 539, 542 Будущее 503-505, 510—512, 520, 521,545 Взгляд 23, 85, 101, 136, 244-250, 256, 274, 279, 287, 288, 290, 304, 306,308,309,310,311,322,331 — 335, 377, 378,433, 493-496,499, 518-520,548 Власть 51,98, 180,206,225, 278,405, 406,408,418 Возвращение к себе, обращение на себя 194. 195, 233, 235, 238, 276, 342,538,544 Воздержание 451,452. 456, 461,463, 464, 465, 466, 468, 474. 493, 542, Воля 152--154, 375 Врач 74, 75, 105, 111, 269, 393, 420, 429, 432 Высказывание 443 Генеалогия 213 Герменевтика 545, 547 Гнев 72, 333, 404 -406, 418, 466, 467 1 ностический. гносис, гностик 29, 94. 283, 455, 456
Государь (принцепс) 172, 173, 224, 225,276,405,408,411,412 Гражданин 18, 52, 53, 60, 69, 92, 196-199,201,276,324 Гуманитарные науки 213 Диететика 75, 76, 183, 184 Дискретность 329, 330, 347,506 Диспозитив 346 Добродетель 19,59,90,136,173-175, 307, 324, 327, 330, 343, 363—365, 411,440,462,463 Досмотр сознания (души) 23,64, 185, 225,262,393,451,458,503,513, 520—525 Досуг 132, 133, 172, 183, 247, 407, 408, 506, 537 Духовное упражнение 318, 333, 334, 451,457 Желание 103,151—154,261,374,410, 459,467,468,542 Забота о себе 14, 17—26, 40, 45, 46, 48,49—54, 58, 60, 61, 64, 66-69, 73—76, 81—85, 87—89, 91—94, 97—105, 107—110,113,114,116, 117,126,127,130—133,135—141, 145,146,151,154,156,185,197-202, 217, 218, 220-228, 231,232, 235, 273, 274, 279—282, 284,417, 453,454,485-487,493-499,501, 502,504—506,525,526,535—540, 568 Закон 131, 132, 139, 207, 232, 320, 329, 344—346, 359, 411,412,485, Идентичность (тождество, равенство себе) 86, 332, 333, 347, 494, 495, 506 Искусство жизни 98, 103, 145, 201, 202, 232, 286, 360, 458, 484-486, 525 Искусство кормчего 275, 352,438 Искусство (искусства) себя 172, 202, 284,343,408,485,504,562
Исповедь 133,360,391,422,522 Исправление, см. Emendatio 111,150 Испытание, проверка 63,64, 326,385, 431, 437, 452,460, 461,465^469, 474-^*78, 480—484, 486—488. 493, 500, 502, 503, 509, 510, 521, 523—528, 546 Истина, правда 14, 15,26—32,62,63, 93—95, 137, 160, 161, 194, 201, 202, 204, 213—217, 235, 236, 263, 264, 269, 270, 276, 280, 287, 303, 317, 335, 344, 346, 353, 359—361, 365—367, 372, 375, 376, 378, 379, 385,388—395,397,401,412,413, 415,418,419,421,423,434,439— 443, 450, 494, 495, 499, 500, 502, 503, 513, 524, 528, 543—545, 569, 575 Истинная речь 256, 391, 397,402 Картезианский 26,30, 42, 84, 320 Катартический 194, 195, 196, 199, 200,202,214,217 Киники, кинический 20, 25, 30, 98, 112, 156, 176,201,244, 257,270, 279, 280, 285, 343,348, 394, 453, 455,463,478,539 Киренаики 507 Красота 47, 48, 311, 328, 374—376, 437 Культура себя 45, 61, 93, 140, 202— 204,231,236,238,343,345,451, 476,483, 484, 539—541, 546, 587, 589,591 Лазутчик 478 Лесть 159, 180, 288, 302, 362, 375, 403, 404, 406,407, 409—412,417, 418,420,430,431 Любовь 28, 52, 59, 89, 181, 182, 184, 375,409,429,430,451 Марксизм 44 Медицина, врачевание 74, 75, 113, 114, 126, 127, 140, 146. 269,275, 337, 343, 367,432, 438, 539, 540 Метод (подход) 30, 89, 95, 282, 319, 331,419,500
Миг316,318,328,329 Мораль 14, 23, 25, 26, 31, 226-228, 238,286,328,397,402,432 Мудрец 310, 349, 353,411,416,498 Музыка 64, 71, 328, 343, 362 Наставник души 150, 157, 178, 179, 186, 389,430-^32, 439, 440,442, 450,451 Наука 42, 43, 150, 216, 228, 257, Неоплатонизм 198,454,455 Неоплатонический, неоплатоник 30, 65, 87, 91, 93, 94, 197, 199, 201, Образование 47, 49, 50, 52, 59, 68, 112, 145, 155,258, 368,369,475, Обращение 234—237, 240, 243 Объективация 345, 346 Освобождение 111, 236, 239, 300, 304, 305, 306, 323, 329, 500 Оснастка, см. Paraskeue Откровение 140, 282, 354, 391,442 Педагогика 59-61, 89, 91—93, 103, 146, 193, 231, 232, 287, 441, 442, 448, 537, 539 Письмо 360,379, 383,387—392,402, 407, 463, 544 Пифагореизм 63, 64, 215 Пифагорейский, пифагореец 29, 63— 65,94,109,129,137,138,147,157, 205, 225, 242—244, 247, 265, 343, 368, 447—449, 517, 520, 521, 544, Плавание 275 Платонизм 83, 90, 94, 95, 141, 197, 215,453,454,499 Платонический, платоновский, платоник 45, 65, 81, 91, 93, 135, 164, 194,217,236,237,242—245,281— 284, 303, 307—309, 538 Подготовка (Preparation) 110, 348, 353,460,463,483,493,513 Подготовка, воспитание, образование (Form
271,274,278, 280, 283,307, 315-318,327,329,333—336,344—346, 351,354,359,360,385,386.391 — 394,401,402,440,480,495,499— 503,524,526,528,544,545,547 Субъективация 241, 360, 361, 379, 393—395,402 Счастье 104, 155.157,173,208,219— 221,292,335,336,347,417 Теология, богословие 42, 194, 216 Терапия 21 Техника 23,62—65,75,131,177,203, 204, 213, 276, 344, 360, 361, 365, 392,402,403,404,413,433,451, 452, 485, 527, 544 Техники себя 81, 93, 200, 284, 452, 483 Технология себя 62, 63, 66, 83, 131, 140, 192,234,235,404 Трагедия 481 Траектория 91,249, 274 Трансформация (преобразование) 28, 29,41,43,201,202,216,217,243, 269,353,392,451,500 Удовольствие 129, 241, 539 Учитель 20, 53, 59, 74, 109, 113, 150, 151,154,176—178,180—182,187, 192, 232, 269, 350, 373—375, 391, 392, 394, 397, 402, 403,415—417, 420--Ш, 432, 433, 440, 442, 448, 449, 535, 539, 540, 547 Философ 20, 21, 30, 46, 65, 92, 109, 150, 155,156, 160, 161, 163—165,
171—173,175—179,186,258,359, 360,372,377,401,410,414,458-460,465,474,478,484,487 Философия 15,17,23—25,27,30,40. 43,46, 54,61, 81, 82,84, 87, 90, 98, 109, 114—116, 134, 137, 151, 155—157,159,160,171—173,175, 180,193--195,197,201,202,215— 217,234, 238, 239,241,287,301, 302,319,337,348,363,364,368, 372-376, 395, 396,412, 417, 441, 451, 462, 500, 517, 528, 536—538, 540 Хозяйство 76 Церковь 60, 283 Чтение 137, 186, 247, 360, 383, 384, 389—391,407,463,544 Экзегеза, истолкование 265, 282— 285,306,327,385 Эпикуреизм 135, 157,418 Эпикурейский, эпикуреец 21, 25, 30, 53,65,76,94,95,98,104,107,114, 126, 132,135,155,157,162—164, 172,174,201,218—221,244,257, 265, 268, 270, 279, 280, 305. 404, 414,421—423,441,508,542,544 Эрос 28,48, 52, 175,309,375,541 Язык (речь) 70,71,187,363,370,371, 397,406,414 Ясность, безмятежность, спокойствие 208, 270
Гуле (Р.) 254 Гуле-Газе (М.-О.) 122,355 Гуссерль (Э.)43, 501, 531, 604 ДеВитт(Н. В.) 157,564 Дезилери(П.) 121 Декарт (Р.) 30, 41, 43, 215, 320, 336, 386, 500. 501, 568, 607, 609, 611, 615,624,628 Делатт(А.) 120 Делез (Ж.) 591, 597, 601, 634, 635, 651,662 Демстрий21,163,258,261—263,265, 348,349,541 Демокрит 582 Демонакс 164 Деррида (Ж.) 39, 398,610 Дсборд(Ф.) 167 Дстьснн (М.) 77, 78, 210, 357, 426, Дефер(Д.)255,561 Дефрада(Ж.) 16 Джиганте 143,168,419,423,425,426, 437, 564 Диссо(М.)[О1х5аи1]9б Диоген Лаэртский 258, 286 Дион из Прусы 107, 113, 155, 206, 225, 537 Дионисий Галикарнасский 264 Доддс (Е. Р.) 78, 123, 451,452, 564 Дорион(Л.-А.)339 Дрейфус (А.) 471 Дэвидсон (А.И.) 39 Евсевий Кесарийский 87, 91 Евфрат 173 -178 Жерне(Л.)77 Жоли(А.)81,451,564 Жоли(Р.) 123 Жуанна (J.) [Jouanna (J.)] 123 Зопир Фракийский 50 Иаков 484 Исав 484 Исида 133 Исократ 343
Йсгер(В.)123,272 Йстс (Ф.) 544 Кант 43, 216, 569, 603, 605, 608. 612, 615, 625, 626, 627, 629, 630, 631, 632, 644, 652, 653 Кассен(Б.) 188 Кассиан 325- 327, 457, 547, 553 Катон (Порций) 181, 183, 184,291 Квинтилиан 413-—416 Климент Александрийский 97, 284 Кожоль-Заславски (Ф.) 515 Корнут 93 Круазе (М.) 96 Ксенофонт 17,48, 100, 184, 537 Ксенофонт Эфесскнй 487 Курсей(П.)33,251 Кьеркегор37 Кюмон (Ф.) [Cumont] 143 Лагранж (Ж.) 55, 429, 443, 561, 595 Лакан (Ж.) 45, 55,213,214 Лаффранк(М-) 123 Леви (К.) 33,425,470, 567 Лейбниц (ТВ.) 43, 629, 633 Лессинг(ГЭ.)336 Лициний 109 Лонг (А.А.) 564, 565 Лукиан 108, 109,173 Лукреций 542 Луций Пизон 157, 163 Луиилий 102,106, 111,112, 130, 134, 150, 178, 238.287, 288,301,302, 307, 384, 389, 390, 407, 408, 418, 432,433,464,511,518,540 Лютер (М.) 488,489 МакМюллен (Р.) 170 Малафосс (Ж. дс) 424 Марк Аврелий 66, 93, 97, 127, 180— 186, 218, 225, 226, 232, 233, 239, 242, 244—246,248,256,287,316— 318, 320—335, 338, 347, 349, 350, 358,411,412, 508, 519, 541,543, 544.548,555,566,592,613 Марлоу(К.)336 МарцияЗЮ, 312 Марта (К.) 124
Марру (Л.-И.) 76, 119, 272, 340,471 Марулл 389, 509 Мефодий Олимпийский 22 Меценат 135, 172 Мишель (Л.) 167, 170 Монтень 277 Моссе(К.)34 Мусоний Руф 97, 105, 113, 114, 150, 155, 164,342,343,461—463,538, 564, 571 Мюррей (Г.) [Murrey (G.)j 38 Натали (К.) [С] 143 Нерон 106, 134, 178 Ницше 43, 277, 529, 572, 603 Нокк(А.Д.)251 Нуссбаум(М.)565 Обен(М.)251 Паскаль 336 Пепин (Ж.) 470 Перикл47, 50, 108 Персии 93 Пижо(Ж.) 124 Питокл 270 Пифагор 64, 448, 449, 520, 521, 525, 555 Платон 17,21,29,30, 50, 59, 62,64— 66,69,72,73,75,82,85,87,89—91, 92,93,98, 104, 114, 126, 165, 175, 177, 198—201,204,206,209,215, 217,235,243,307,310,311,343, 362, 410, 432, 449, 454, 462, 463, 607,616,617,620,660 Плиний 173—177 Плотин 22, 233 Плутарх 46, 64, 114, 179, 206, 244— 248, 256, 264, 361—363, 368, 369, 378, 390, 404, 405, 461, 467, 505, 507, 509, 538, 543—547, 584 Поленц(М.)565 Полибин 178 Порфирий 368, 521 Посидоний 114, 151,564,565 Прало(Ж.-Ф.)96 Прокл 193—195 Прометей 481
Протагорб! Пюэш (Л. К.) [Puech (H.-Ch.)] 39 Раббов (П.) 404, 564 Радиче(Р.) 143 Робер(Л.)38 Робен (Л.) 96 Рошер (ВТ. фон) 16 Рубсллий Плавт 164 Сайд, [Said (S.)] 187 Сартр (Ж.-П.) 574 Сенека 21, 102, 105, 106, 111, 112, 114, 115, 127—130,134,149—153. 158, 174. 178, 185, 186,225.238, 239,244,245,258,287—293, 298— 311,316, 333—335, 338,348—350, 358, 360, 363—365, 368, 372, 376, 377, 384, 387, 389, 390, 404, 405, 407,408,415, 418,423,429,432— 434, 438,439, 441, 457, 463—465, 475, 476. 477,482, 483, 507—511, 518—520,522,523, 538—543,545, 546, 548, 555, 566, 582, 583, 589, 613 Серен 105, 134,151, 178, 179,538 Сидли (Д.Н.) [Sedley] 565 Сократ 17—23. 29, 45—53, 60—62, 65, 66, 68—70, 72, 74, 85, 86, 88, 89,91,92, 108, 131, 139, 149, 164, 172, 175, 177, 185, 195, 198,248, 257, 374, 375, 394, 452, 453, 468, 485, 493, 535—538, 544, 617, 620 Софокл 197, 553 Спаннё (М.) 295 Спиноза (Б.) 42, 336, 629 Стобей 141 Сципион 291 Тавр 449 ТеофрастЗб] Тертуллиан 97 ТрасеаПет 163, 164,258,451 Треде (М.) 119 Тюркан(Р.) 143 Улисс 362, 487 Урлиак (П.) [Ourliac] 424
Фауст 42, 336, 337 Февр(Л.)489 Фельке(Л.-Ж.)35 Фестюжьер(А.-Ж.)38, 194,233,381, 564 Филодем 157, 158, 163, 415, 418— 421,429,433,438,439,584 Филон Александрийский 22, 108, 115, 135—137, 147,371,372,536, Филострат 173 Фласхар (Г.) 565 Фома Аквинский (св.) 41, 643 Фонтана (А.) 471 Фрейд (3.) 45, 501 Фридлендер (Л,) 190 Фронтон 93, 127, 180—182,184, 186, 541 Фукидид 241 Хайдегтер43,214,531,571,602,603, 617,618,633,637 Хармид 48 Херригель (Э.) [Herrigel (Б.)] 255 Хёйстад (P.) [Hoistad R.] 489 Цезарь 225
Содержание Вместо предисловия 5 Лекция от 6 января 1982г. ПЕРВЫЙ ЧАС 13 Напоминание об общей проблематике: субъективность и истина. — Новая точка отсчета: забота о себе. Интерпретации дельфийского предписания «познай самого себя». — Сократ как человек заботы: разбор трех отрывков из «Апологии Сократа». — Забота о себе как правило философской жизни и античной морали. Забота о себе в первых христианских текстах. — Забота о себе как общая установка, отношение к себе, совокупность практик. — Причины новоевропейского оттеснения заботы о себе и выдвижения на первый план самопознания: мораль Нового времени; картезианство. — Исключение: гностики. — Философия и духовность.
Лекция от 6 января 1982 г. ВТОРОЙ ЧАС 40 Несостыковка требований духовности: наука и теология до Декарта; философия классическая и современная; марксизм и психоанализ. — Разбор одного спартанского изречения: забота о себе как сословная привилегия. — Первый разбор «Алкивиада» Платона. — Политические притязания Алкивиада и вмешательство Сократа. — Воспитание Алкивиада в сравнении с воспитанием юных спартанцев и персидских царей. — Контекст первого упоминания в «Алкивиаде» заботы о себе: политические амбиции; недостаток образования; критический возраст, отсутствие политических знаний. — Неопределенная природа «себя» и последствия этого для политики.
Лекция от 13 января 1982 г. ПЕРВЫЙ ЧАС 58 Контекст появления сократического требования заботы о себе: способность молодых людей из хороших семей заниматься политикой; недостатки афинской педагогики (школьного и эротического воспитания); не ведающее о себе неведение. — Практики преобразования себя в архаической Греции. — Подготовка ко сну и формы испытания в пифагореизме. — Техники себя в «Федоне» Платона. — Их значение в эллинистической философии. — Вопрос в «Алкивиаде» о существе «самого себя», о котором нужно заботиться, — Определение «себя» как души. — Определение души как субъекта действия. — Забота о себе и связи с диететикой, экономикой и эротикой. — Нужда в наставнике.
Лекция от 13 января 1982 г. ВТОРОЙ ЧАС 81 Определение в «Алкивиаде» заботы о себе как познания себя: соперничество двух императивов в творчестве Платона. Метафора взгляда: начало видения и божественное начало. — Конец диалога: забота о справедливости. Вопрос о подлинности диалога и его место в платонизме. Забота о себе в «Алкивиаде» в связи с политической деятельностью, педагогикой, любовью к юноша,». Предварение в «Алкивиаде» судьбы заботы о себе в платонизме. Неоплатоническое наследие «Алкивиада». — Парадокс платонизма.
Лекция от 20 января 1982 г. ПЕРВЫЙ ЧАС 97 Забота о себе: от «Алкивиада» до первых двух веков нашей эры — кривая развития. —Лексика, связанная с epimeleia. — Круг значений. — Экспансия заботы о себе: принцип пожизненной заботы о себе. — Чтение текстов: Эпикур, Мусоний, Сенека, Эпиктет, Филон Александрийский, Лукиан. Нравственные последствия этой экспансии: забота о себе как стержень воспитания и исправления; сближение философской и медицинской терапии (общие понятия: цель терапии.
Лекция от 20 января 1982 г. ВТОРОЙ ЧАС 126 Преимущество старости (положительная цель и жизненный идеал), — Генерализация принципа заботы о себе (всеобщее призвание) и артикуляция феномена секты. — Социальные «ножницы»: от народных кл'льтов до аристократической сети дружеских связей в Риме. — Еще два примера: эпикурейские кружки и группа терапевтов. — Отказ от парадигмы закона. — Структурный принцип двойного членения: всеобщность призыва и своеобразие выбора. — Форма спасения.
Лекция от 27 января 1982 г. ПЕРВЫЙ ЧАС 145 Напоминание об общих характеристиках практики себя в 1—11 веках. — Проблема Другого: три типа учительства в платоновских диалогах. — Эллинистический и римский период: руководство субъективацией. — Анализ понятия stultitiay Сенеки. — Фигура философа как учителя субъективации. — Институциональная эллинистическая форма: эпикурейская школа и собрание стоиков. Институциональная римская форма: частный советчик.
Лекция от 27 января 1982 г. ВТОРОЙ ЧАС 171 Профессиональная философия в I—II веках и ее политическая ориентация. — Образ Евфрата в письмах Плиния: антикиник. — Философия вне школы как социальная практика: пример Сенеки. — Переписка между Фронтоном и Марком Аврелием: упорядочение диететики, экономики и эротики в экзистенциональном плане. —Досмотр сознания.
Лекция от 3 февраля 1982 г. ПЕРВЫЙ ЧАС 192 Неоплатонические комментарии к «Алкивиаду»: Прокл и Олимпиодор. — Разграничение политического и катартического в неоплатонизме. — Рассмотрение связи между заботой о себе и заботой о других у Платона: конечная цель, взаимообусловленность, сущностная импликация. — Ситуация I—II веков: «себя» (le soi) становится самоцелью. Следствия: философское искусство жизни, подчиненное принципу обращения; развитие культуры себя. — Религиозный смысл идеи спасения. — Значения soteria и salus.
Лекция от 3 февраля 1982 г. ВТОРОЙ ЧАС 212 Вопросы присутствующих: о субъективности и истине. — 'Забота о себе и забота о других: оборачивание отношения. — Эпикурейское понимание дружбы. — Стоическое понимание человека как существа общественного.— Государь — не исключение.
Лекция от 10 февраля 1982 г. ПЕРВЫЙ ЧАС 231 Напоминание о двоякой эмансипации заботы о себе: обособление от педагогики и от политической деятельности. — Метафоры превращения «себя» в самоцель. — Изобретение практической схемы: обращение на себя. — Платоническая epistrophe и ее отношение к обращению на себя, — Классический греческий смысл metanoia. — Между платонической epistrophe и христианской metanoia — третий путь. — Обращение взгляда: критика любопытства. — Сосредоточенность атлета.
Лекция от 10 февраля 1982 г. ВТОРОЙ ЧАС 256 Общетеоретический план: веридикция и субъективация. — Познание мира и практика себя у киников: пример Деметрия. - Описание полезного знания у Деметрия, — Этопо этическое знание. — Физиологическое познание у Эпикура. — Парресия эпикурейского физиолога.
Лекция от 17 февраля 1982 г. ПЕРВЫИ ЧАС 273 Обращение на себя как завершенная форма заботы о себе. — Метафора мореплавания. — Искусство кормчего как парадигма правления. — Идея этики возвращения к себе: христианское отречение и
крах попыток воссоздания этики себя в нашу эпоху. — Правление и отношение к себе как антитеза политике и субъекту права. — Обращение на себя без опоры на принцип самопознания. — Две заслоняющие модели: платоническое припоминание и христианская экзегеза. — Модель, отодвинутая в тень: эллинистическое обращение на себя. — Познание мира и познание себя в стоической мысли. — Пример Сенеки: критика образованности в «Письмах к Луцилию»; движение взгляда в трактате «О природе».
Лекция от 17 февраля 1982 г. ВТОРОЙ ЧАС 298 Завершение разбора предисловия к третьей части «Изыскании о природе». — Предисловие к первой части- —Движение познающей души, по Сенеке: описание; общая характеристика; неожиданный результат. — Выводы: сущностная совмещенность познания себя и познания мира; освобождающее воздействие познания мира; несводимость к платоновской модели. — Взгляд сверху вниз.
Лекция от 24 февраля 1982 г. ПЕРВЫЙ ЧАС 315 Одухотворение познания у Марка Аврелия: работа с представлениями: определять и описывать; видеть и именовать; оценивать и испытывать; стремиться к величию души. — Примеры духовных упражнении у Эпиктета. — Христианская экзегеза и анализ представлении у стоиков. — Снова к Марку Аврелию: упражнения по декомпозиции объекта во времени; упражнения по разложению объекта на его материальные составляющие; упражнения по редуцирующему описанию объекта. — Понятийная структура духовного познания. — Образ Фауста.
Лекция от 24 февраля 1982г. ВТОРОЙ ЧАС 342 Добродетель и ее отношение к askesis. — Mathesis вне связи с объективным познанием субъекта, — Askesis вне связи с законом. — Цель и средство askesis. — Характеристики paraskeue: мудрец как борец (athlete) с событием. — Содержание paraskeue: речь-действие. — Способ существования этих речей: prokheiron. — Askesis как упражнение в истинной речи.
Лекция от 3 марта 1982 г. ПЕРВЫЙ ЧАС 358 Концептуальное разграничение христианской и философской аскезы. — Практики субъективации: важность упражнения в слушании. — Двойственная природа слушания, между действием и претерпеванием: Peri tou akouein Плутарха; 108-е письмо Сенеки: беседа II, 23 Эпиктета. — Слушание, вхождение в tekhne. Аскетические правила слушания: тишина; требуемые позы и общее поведение хорошего слушателя; субъективация с помощью непосредственного запоминания).
Лекция от 3 марта 1982 г. ВТОРОЙ ЧАС 383 Практические правила хорошего слушания и установление его цели: размышление. — Старый смысл melete/meditatio как упражнения-игры в размышлении на тему. —Письмо как физическое упражнение в инкорпорации речи. — Соответствие как круг субъективации/веридикции. — Искусство говорения в христианской духовности: формы истинной речи наставника; признание наставляемого; говорение истины о себе как условие спасения. —Греко-римская практика наставничества: учреждение субъекта истины с помощью внимающего молчания наставляемого; обязательная parrhesia в речи учителя.
Лекция от 10 марта 1982г. ПЕРВЫЙ ЧАС 401 Parrhesia* как этическая позиция и техническая сторона речи учителя. — Враги parrhesia: лесть и риторика. — Важность тем лести и гнева в новой экономике власти, — Пример: предисловие к четвертой книге «Изысканий о природе» Сенеки (осуществление власти, отношение к себе, опасности лести). — Хрупкая мудрость государя. — Точки расхождения parrhesi а/риторика: разделение истины и лжи; статус техники; эффекты субъективации. — Положительное определение parrhesia: Peri parrhesias Филодема.
|