Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РУНЫ И ДОМАШНЕЕ КЛЕЙМО




 

То, что руны из первоначально священных знаков постепенно обмирщались, было идентично процес­су, шедшему с категорией подобных рунам знаков. Согласно К. Г. Хомайеру, они применялись еще в ту эпоху Средневековья, когда становятся доступ­ны нашему пониманию: во-первых, как «персо­нальный знак» и, кроме того, как «знак рода», так что тот же самый знак частично выступал в роли личной подписи, частично служил признаком соб­ственности.

Эти клейма владельцев назывались «домашни­ми» и «дворовыми клеймами». Область их употреб­ления охватывала всю германскую Европу и прак­тически все профессии и сословия. Таким образом, они были неотделимы от правовой жизни германских народов. Так как сфера употребления этих знаков была не чисто светской, а находящейся под контролем высших сил, то эти клейма, вероятно, изначально имели священный характер.

Хомайер указывает на большое сходство, даже соответствие домашних клейм и рун. «Едва ли найдется форма из многократно менявшихся на про­тяжении веков в разных странах рунических алфа­витов, которая не выступала бы в качестве домаш­него клейма. Поэтому часто обсуждался вопрос о внутренней связи обоих явлений». Эту связь иска­ли в одинаковом способе изготовления путем насе­кания или вырезания на дереве, желая объяснить ее, таким образом, чисто производственными при­чинами, подвергая это, однако, довольно серьез­ным сомнениям. Хомайер, во всяком случае, при­нял во внимание то, что отдельный человек свое «домашнее клеймо» не выбирал по чистому произ­волу, но охотно опирался на существующий обра­зец. Он предположил, вместе с Лильегреном, что многие домашние клейма следует объяснять скорее подражанием рунам, чем соответствием, обуслов­ленным внешней техникой.

В языковом отношении выводы Хомайера под­крепляются связью между скандинавским словом «kefli» и нижненемецким «Kável»; первое обознача­ло «деревянная палка» или «деревянный валик» для нарезания рун и, таким образом, принадлежало к рунической терминологии, последнее обозначало деревянную палочку с родовым знаком, которая ис­пользовалась для выкупа общинных прав или обя­занностей.

 

 

Вслед за Хомайером следует привести рисунок каменного судебного кресла из Зольтервиша (к югу от Бад-Ойенхаузена), на котором наряду с рядом «домашних меток» имеются также клейма судебных заседателей. Знаки на нем датируются XVI в.

Домашние и дворовые клейма найдены на ста­рых домах ремесленников, крестьянских домах и амбарах, на надгробных камнях, на движимом иму­ществе всякого рода, на алтарях и церковных ок­нах. На постройках различнейших видов в городах и деревнях находятся наряду с этим также еще некоторые руны, как, например, руны Odals, Ing, Mann и Yr, которые должны были наноситься в ка­честве священных знаков для защиты дома и его обитателей.

 

Связь между рунами и домашними клеймами проясняют, кажется, строчки из песни Сигрдривы:

 

...что руны украсили

щит бога света,

копыто Альсвинна

и Арвака уши

и колесницу

убийцы Хрунгнира,

Слейпнира зубы и санный подрез.

(15)








Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 134. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия