Предельно скромное внимание, уделяемое этому историческому явлению в общих трудах по истории, объясняется тем, что он никак не укладывается в господствовавшие до недавнего времени исторические концепции. Между тем на протяжении огромного времени эта культура играла весьма важную роль в судьбах всего человечества. Первые следы скотоводства археологи датируют рубежом VI – V тыс. лет до н.э. в так называемой Бадарийской культуре на территории Южного Египта. Давая обобщенное описание этого типа культуры, этнографы относят к ней культуру древних евреев-скотоводов, скифов, сарматов, кочевые иранские, тюркские и арабские племена стран Передней Азии и Северной Африки. Во II тысячелетиидо н.э., племена ариев, воинов, сражавшихся на конных колесницах, вторглись в Северо-Западную Индию и продвинулись до глубин Индостана. Этот перечень можно дополнить народами Западной Европы: германцами, свенами, горными фракийцами; В Средней Азии – саками, массагетами. История Монголии и Китая помнит гуннов, тунгусо-манчжурские племена. Китайский летописец Сэм Цянь говорит о племени «хунну», у которого нет городов и постоянного местожительства. Мощный союз кочевых племен, сыгравший роль в разгроме Римской империи, вошел в историю под именем «готов». Татаро-монгольское нашествие на Русь также является примеров взаимодействия оседлых народов с кочевниками.
Этот простой перечень показывает, какую огромную роль играла культура кочевников в истории. Кочевник в исторической науке воспринимается в образе Вечного Варвара, который паразитирует около цивилизаций.
При всех различиях и особенностях каждого кочевого народа, в судьбах их всех есть нечто инвариантное, важное для понимания общего хода процесса развития человечества.Прежде всего, к культуре кочевников неприменим термин «цивилизация», все авторы применяют для обозначения организации бытия у кочевников термин «культура». Из названных трех путей преодоления первобытности, организация бытия кочевников наиболее архаична, наиболее близка культуре первобытной.