Студопедия — Общая характеристика. Данный тип цивилизации вырос из превращения земледелия в основу производственной деятельности и соответственной перестройки всей культуры и системы ценностей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общая характеристика. Данный тип цивилизации вырос из превращения земледелия в основу производственной деятельности и соответственной перестройки всей культуры и системы ценностей






Данный тип цивилизации вырос из превращения земледелия в основу производственной деятельности и соответственной перестройки всей культуры и системы ценностей, из той его конкретной формы земледелия,которая сложилась в странах Древнего Востока. (Двуречье, Индия, Китай,Индонезия, Южная и центральная Америка, Северная Африка – Древний Восток). Эти цивилизации основаны на овладении растительным миром. Это второй путь, по которому пошли народы в условиях распада первобытного синкретизма. Выбор этого пути зависел, конечно, не от воли фараона, царя, а от природных условий, геологических и климатических,благоприятствовавших именно такому, а не скотоводческому, хозяйствованию. Такие условия предоставляла наиболее близкая к территории зарождения человека территория Двуречья, а затем и в более отдаленных районах – в Китае, Индии,Южной и Центральной Америке. Конкретная практика этих цивилизаций связана с совершенствованием землеустройства,способов хранения больших урожаев, торговли, строительство грандиозных архитектурных сооружений. Они реализовывали, таким образом, возможности,предоставляемые человеку природой. Разброс конкретных условий обусловил индивидуальные особенности каждой из древневосточных цивилизаций. Однако можно указать и общие всем им характерные черты.

 

1. Древневосточные государства возникают в бассейнах великих рек: Египет – Нил, Месопотамия – Евфрат и Тигр; Южная Азия – Инд, Ганг; Китай –Янцзы и Хуанхэ.

2. Занятия земледелием и животноводством возможны были лишь при условии создания искусственных оросительных систем – ирригации.

3. Создание оросительных систем было под силу только очень большим коллективам людей, деятельность которых направлялась бы из единого центра – государства. Эпицентром государства был в таких обществах царь (фараон, император) и подчиненный ему государственный аппарат чиновников. Земледельческая практика, таким образом, потребовала выработки новых способов жесткой организации общественного бытия.

4. Таким образом, государство стало в этих территориях не рычагом принуждения, а всеобщим благом, люди объединялись в государства, чтобы контролировать водную артерию и содержать в надлежащем состоянии ирригационную систему. Потребовался подневольный труд масс рабов, армия, способная добывать этих рабов и защищать общество от таких же притязаний других государств, ремесла, обслуживающие государство и армию. Для осуществления этих функций понадобились два механизма – государственно-политический и духовный, культовый.

5. Поскольку слаженная работа по поддержанию ирригационной системы требовала руководства из единого центра, возникла особая форма организации политической власти – восточная деспотия.

6. Слово «деспот» греческого происхождения – господин, хозяин. Деспот был хозяином всех земель в государстве, вод и самого населения. Его власть никем и ничем не ограничена. Он – верховный собственник всех земель, водных богатств, он волен в жизни и смерти своих подданных, которые были его рабами.

7. Деспот воспринимался населением как Сын Неба, был и жрецом, и воином, и носителем светской власти, и идеалом нравственного поведения

8. Такая форма государства наложила отпечаток на форму организации общества. В первобытном обществе существовала община. При переходе к государственности община сохранилась, однако приобрела иную форму. Она стала хозяйственной единицей, подчиненной деспоту. Государство следило за тем, чтобы община не распадалась. Свободные общинники долго были основной рабочей силой в древневосточных цивилизациях.

9. Рабов в древневосточных обществах первоначально было мало. Рабство носило патриархальный характер. Однако количество рабов сильно возрастало по мере учащения войн. Основным источником рабства был, таким образом, плен.

10. Экономика таких обществ, как правило, включала в себя два сектора - государственный и общинно-частный.

11. Потребность в светском законодательстве возникла потому, что центром всей жизни страны становился крупный город – новая форма поселения, неизвестная ни первобытности, ни кочевникам. Города являлись центрами государственно-чиновничьего управления, управления армией, центрами религиозной жизни, ремесленного производства, торговых операций и учебной деятельности. Город в рассматриваемой культуре является центом тяготеющей к нему сельскохозяйственной округи, город – центр округи в хозяйственном отношении, так как через него осуществлялось взаимодействие государственного и общинно-частного секторов экономики. Город также был политически центром как резиденция государственной администрации и средоточие органов общинного самоуправления. Город – также и идеологический центр.

12. Центральное место в мифологии таких культур занимал уже не зверь, а обожествленное Солнце. (В индоиранской мифологии это был Сурья, в шумерской – Уту, в аккадской – Шамаш, В Египте – Ра (Атон), у индоиранских народов имя древнейшего бога – Митра - означало «солнце», а Сурья – солнечный диск).Культ Солнца становится государственной узаконенной формой богослужения

13. Наоснове поклонения Солнцу как источнику жизни сложились представления о востокекак стране, где встает солнце, месте рождения и возрождения, в то же времязапад оценивался как место заходасолнца, место смерти и загробной жизни.

14. Поскольку Солнце в земледельческих цивилизациях играло не только абстрактную роль общего условия жизни, но и вполне конкретную утилитарную, хозяйственную роль силы,обеспечивающей урожай (роль, неизвестная скотоводам-кочевникам), получили развитие мифы об умирающем и воскресающем божестве растительности. Наряду с солнцем обожествлялась вода.

15. Пафоспреодоления, подчинения сил хаоса пантеону высших богов был чрезвычайно силен встранах, где земледелие развилось на базе ирригационной системы.

16. Участие в войне для земледельцев уже не является потребностью бытия. Строй психики, присущий трудовой деятельности крестьянина, лишен агрессивности, ограбление и убийство людей и природы осуждается, война оценивается как бедствие. Например, в древнекитайском трактате Сунь Цзы о военном искусстве говорилось: «Просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, хороший полководец остерегается ее».

17. Культура земледельцев носила традиционный характер, ориентированный на воспроизводство ценностей, системы производства, на подражание предкам.

18. Неуклонное совершенствование земледельческой практики потребовало совершенствования землеустройства, способов хранения больших урожаев. Развитие торговли (особенно морской), строительство грандиозных архитектурных сооружений, культовая практика потребовали развития научного мышления(достижения в этой области, конечно несравнимы с достижениями древних греков,но это не может умалить значение населения Древнего Востока как первооткрывателей науки, мышления, принципиально отличного от мышления мифологического).

19. Изобретение нового типа мышления потребовало изобретения письменности как нового способа хранения и передачи добытой информации. П исьменнос ть является одним из основных атрибутов цивилизации. В них обязательно появления писанных законов – как правовой фиксации усложнившегося социального бытия. Законы имели чисто светский характер.

20. Возникновение городов имело следствием возникновение монументальной архитектуры.

Теперь кратко рассмотрим особенности исторического развития земледельческих цивилизаций Востока.

Хараппская или Индская культура. Какова была культура и цивилизация в долине Инда, трудно поддается описанию, поскольку текстов этой культуры нет. Индийская цивилизация начала складываться, когда Индская уже угасла, и ее преемницей не является. Об этом периоде индийская мифология сохранила крайне смутные сведения. Мы знаем, что Индская цивилизация была высокоразвитой. К настоящему моменту найдено порядка 150 городов Хараппской цивилизации, но по-настоящему исследованы только два —Хараппа и Мохенджо-Даро (названия более поздние). Все остальные раскапывать слишком сложно и дорого. Однако это были города с регулярной планировкой (с улицами, пересекающимися под прямым углом), с каменными довольно просторными домами, с водопроводом,канализацией и плавательными бассейнами. Правда, «плавательный бассейн» — название условное. Найденные бассейны наполнялись водой через водопроводную трубу, но, весьма возможно, имели культовое значение.

Нильская или Египетская цивилизация. Ирригация Нила была довольно простым делом. Нил питается двумя рукавами — Белым Нилом и Голубым Нилом. У них разное происхождение, разная система истоков. Один питается из системы озер, другой — летним таянием ледников в горах, в силу чего разливаются они не одновременно, и высота подъема Нила бывает годот года различной. Долина Нила являет собой нечто поразительное — неправдоподобно голубая река, окруженная сплошной зеленой лентой роскошной растительности. Плодородие удобренных илом почв высочайшее. Но увеличить плодородную территорию практически невозможно, ибо долина с обеих сторон четко ограничена пустыней, которую бесполезно орошать (вода все равно уйдет в песок, и ничего, кроме засоления почвы, достичь не удастся). Правда, в Египте есть еще оазисы, но это небольшие зеленые пятна, принципиально не меняющие картину. Поэтому, с одной стороны, египтянин зависел от Нила (стоило воде не дойти до среднегодового ординара на 4 см, его ждал голодный год),а с другой — не слишком перегружал себя трудами по ирригации.

Но когда египтянам удалось создать ирригационную систему, налаженное хозяйство стало очень нетрудоемким.Основная проблема земледельца-ирригатора заключалась лишь в том, чтобы удержать воду на полях, для чего поля окружались невысокими дамбами. При спаде воды после максимального разлива эти дамбы задерживали воду ровно настолько, чтобы осел плодородный ил, который несет Нил, заодно и удобряющий эту долину. А остаток воды спускался раскрытием части дамб, которые потом легко можно было починить. Поэтому такой вариант ирригации был достаточно легкий в сравнении с другими условиями ирригации, благодаря чему большинство крестьян (т. е. основное население Египта) были лично свободными людьми, а рабами были иноземцы. Общественная организация Египта сложились в систему номов — древнейшую форму государственности. Термин «ном» греческий, так принято называть области Египта. Земледельческие номы не связаны с большими городами. Усилий их обитателей вполне достаточно для минимальной мобилизации ради строительства водозадерживающих дамб, Номы были нанизаны, как четки, на длинную ленту Нила. Они все вытянуты вдоль его долины с севера на юг. И только дельта, где Нил распадается на множество рукавов, обводняя большое пространство, была поделена на номы, расположенные так же и с запада на восток. Эта форма государственности была настолько естественной, что каждый раз, когда Египет распадался (а за свою долгую историю он распадался не единожды), он распадался до номов. Потом номы снова собирались в одно государство. Номы же не распадались никогда.

Дальневосточная или Китайская цивилизация. Иной была ирригация Хуанхэ. Орошать поля на Хуанхэ не нужно. В Северном Китае выпадает вполне достаточно дождей для орошения полей под исконно китайскую культуру просо. (Рис научились разводить в Южном Китае, которой был включен в Дальневосточную цивилизацию многими веками позже.) Но в Китае нужно было другое.

Дело в том, что Великая желтая река меняет свое русло. Хуанхэ - река с очень мощным течением. По водосбросу она одна из самых значительных на планете, а ее ширина в среднем течении не более 300 м,в верхнем же течении — там, где она протекает через лессовое плато и между горами, — бывает и 30 м. Поэтому от Хуанхэ нужно было защищаться. Он нее защищались всегда, защищаются и сейчас.

В Китае требовалось строить серьезные оборонительные дамбы. Однако закрыть дамбами поселения охотников, которые также возделывали просяные поля (в Древнейшем Китае очень долго важную роль в снабжении пищей играла охота) может только сельская община. В результате, в Китае сложилась крепкая семья и крепкая сельская община. Позднее в Китае возникла государственность и еще позже государственность в масштабе целого Китая.

Есть определенная китайская традиция,которая очень точно относит начало китайской государственности к 2205 г. до н. э. История Китая, иногда очень условно, охватывается сменяющими друг друга династиями. Это не значит, что династия обязательно управляла во всем Китае, она просто была взята за эталон для наименования данной эпохи, как определяющая лицо данной эпохи.

В 2205 г.до н. э. начинается династия Ся. О ней почти ничего неизвестно,некоторые считают ее мифологической или по крайней мере легендарной. Конечно, ни о каком крупном китайском государстве речь тогда идти не могла.Основателем Ся, т. е. в традиционном смысле первым императором Китая, стал Юй-гун. «Гун» — это «князь», а не «император». Потом в истории Китая будет еще много гунов. И тем не менее в культурные эпохи, не смотря на сменяющие друг друга династии, порядочный император, в т. ч. император-иноземец (такие тоже бывали, ибо Китай тоже завоевывали), считал необходимым направиться на поклонение к могиле Юй-гуна.

Столь подчеркнутая традиционность скорее всего и является причиной того, что китайская культура (самая молодая из древнейших) сейчас самая древняя. Месопотамской культуры нет уже много веков. Давно нет египетской. Даже античной нет уже около полутора тысяч лет. Индская просуществовала так недолго, что не сомкнулась с более поздней индийской, которая, таким образом, не стала ее преемницей. А дальневосточная все та же самая. В ее основе лежат многие представления, заложенные и в эпоху Ся, и в эпоху Шан-Инь, и в эпоху Чжоу,и в последующие эпохи, в т. ч. в тот период, когда,наконец, была основана действительно китайская империя — в эпоху Хань (II в. до н. э.). Традиции поддерживаются. Заметим, что китайская сверхтрадиционность присуща и другим дальневосточным культурам —японской и корейской.

О Юй-гуне предание рассказывает чрезвычайно важную вещь: этот государь всю жизнь строил дамбы, он плавал в лодке по Великой Желтой реке, и все ладони его были в мозолях. Таков эталон государя, которому следовал или по крайней мере делал вид, что следует, любой приличный китайский государь. Пусть даже он не строил дамбы, но все-таки подражание Юй-гуну — хорошая традиция.

Географически Китай изолирован и очень долго развивался в изоляции. В степях китайцы не жили. Тибет — непреодолимая преграда на долгие века. Да и на юг они не распространялись, ибо там был другой естественный рубеж — еще более знаменитая китайская река Янцзы. Древняя китайская культура,о которой идет речь, была севернее Янцзы. За Янцзы китайцы проникли очень поздно, потому что на этой реке самый слабый правитель, самый скромный гун мог всегда завести небольшую гребную флотилию и сделать невозможной ее форсирование (она слишком широка, а посему ее очень легко оборонять).

Основой мировоззрения китайцев очень долго было представление о Великом небе. Они считали Китай серединой Поднебесной (ойкумены). Оттуда сохранившееся и до нашего времени официальное название Китая — «Срединное государство». Еще при Мао Цзэдуне Китай официально именовался (в дословном переводе) «Срединная цветущая народная республика».

Небо для китайцев — это не только то, что у них над головой. Небо —это то, что определяет жизнь человека, сообщества, всей Поднебесной. «Человек,который не боится Неба и не признает Судьбу, не достоин считаться благородным человеком», — скажет Конфуций гораздо позже (в конце VI в. до н. э.). Таким образом, Небо — это в некотором смысле Бог. Земля управляется велениями Неба. Небо для китайцев — исходная точка всего, разумное начало, культовое и культурное начало в мире.

Затем идут два первоначала: темное, плодородное, женское инь и светлое,творческое, мужское ян. Один из древнейших китайских мифов повествуето том, что первочеловек Пань Гу ударил секирой по первичному хаосу, и светлые частицы начали подниматься вверх, а темные — опускаться вниз, и так возникла Вселенная.

За двумя первоначалами следует пять первостихий. Эти представления тысячелетиями сохраняются в самых различных религиозно-философских системах дальневосточной традиции. Первостихии связаны между собой двумя отношениями — взаимопорождениеми взаимопреодолением. Взаимопорождение имеет такую последовательность первостихий: дерево порождает огонь, огонь — землю, земля — металл, металл — воду, вода — опять дерево. С точки зрения взаимопреодоления, последовательность иная: вода преодолевает огонь,огонь — металл, металл — дерево, дерево — землю,а земля — воду. Заметим, что многое в рассуждениях об этом так или иначе устарело, многое наивно, но одно неоспоримо — китайцы вдумывались в механизмы существования Вселенной. Их интересовало не только, откуда все взялось и как былосоздано, но и как это все действует.

Для Древнейшего Китая характерны также представления о многочисленных духах,обитающих в мире. Система анимистическая (система одушевления мира) у китайцев очень сложная. Родов различных духов очень много. Среди них есть злобные, очень злобные, неплохие, совершенно нейтральные. Отсюда огромное внимание к ритуалу, обязательность частого совершения жертвоприношений,в особенности предкам.

Древнейшие из известных нам китайцев жили в почти не различимый период Ся и следующий период Шан или Шан-Инь, который продолжался с 1766 по 1122 гг. в китайской традиции до вторжения с северо-запада племенчжоу. Не случайно два периода Чжоу — Ранняя Чжоу (1122-771 гг. до н. э.) и Поздняя или Восточная Чжоу (770-403 гг. до н. э.) сильно различаются между собой.

Только через 400 лет после вторжения чжоу и порабощения ими шанского Китая начинается новый виток этногенеза — рождается новый народ, история которого уже полностью укладывается в письменные источники. В IV-III вв. до н. э. происходит надлом, выразившийся в политическом периоде Ле-го, т. е. периоде «сражающих государств»(403-221 гг. до н. э. в китайской традиции). Затем последовал период Хань (II в. до н. э. — II в. н. э.). А затем происходит смена этноса.

До периода Хань народ в китайской литературе всегда будет называться «шан»и «чжоу», в соответствии с периодами. А начиная с периода Хань, народ будет называть «хань» и удержит за собой данное имя вплоть до настоящего времени.

Скорее всего, период Ся — это период очень небольших патриархальных княжеств, где действительно правители могли напоминать легендарного Юя, и периодсложения крепкой сельской общины. Сюда уходят корни и основополагающихфилософских представлений, и очень развитого почитания предков. Кстати,каждый крупный тиран китайской истории, Мао Цзэдун в т. ч., боролсяс таким отношением к предкам (что понятно — тираны традиций не любят), но безрезультатно.

Этот период в XVIII в. до н. э. сменяется периодом Шан, когдав среднем течении Хуанхэ складывается крупное государство Шанс одноименной столицей, которым управляет шанский ван. Ван — это уже царь, но еще далеко не император. Во времена имперского единства Китая император будет именоваться ги (сын Неба). Период Шан иногданазывают периодом Инь, иногда периодом Шан-Инь. Иероглиф шан в то время очень часто встречается в надписях, тогда как иероглиф инь не встречается (он известен из поздней традиции). Синологи объясняют это тем, что иероглиф инь, видимо, означал место оракула и был табуирован (его нельзя было записывать), а позднее, когда табу потеряло смысл, китайцы еще помнили этот иероглиф и записали. Поэтому Иньи Шан — взаимозаменяющие названия.

Уже говорилось, что начало ирригации Хуанхэ не породило протосоциалистическогообщества, как в Месопотамии, ибо в Китае выпадало достаточно дождей,чтобы выращивать просо без искусственного орошения полей. Зато протосоциалистическое общество возникло в Китае в период Шан. Видимо,первые шанские ваны были отменными деспотами. Они нашли повод для мобилизации огромных трудовых масс китайцев — они занялись гигантским облавными охотами, а в перерывах между ними устраивали войны. И то,и другое вызвало к жизни культ с массовыми жертвоприношениями (позже они уже не достигали такого размаха). Война означала, что в жертву будет принесено большое число пленных (их закалывали). Возможно, правда,это объясняется, как и в Шумере, невозможностью их использоватьв качестве рабов. Ведь китайские воины были вооружены в период Шан ничуть не лучше шумерских. Самым мощным оружием у китайских пехотинцев в то время были бронзовые секиры. Если же устраивалась грандиозная облавная охота, то в жертву приносили животных. От периода Шан-Инь сохранилась изумительная бронза. Все это — жертвенные сосуды для приготовления жертвенного вина или жертвенного мяса. Прекрасное собрание китайской бронзы есть в Московском музее искусства народов Востока, в т. ч. и один бесспорно иньский сосуд, а остальные, видимо, все-таки чжоуские.

Китай шанского периода представлял собой равнину, на которой было заметно теплее, чем сейчас. Там водились, пока их не выбили шанцы, слоны, носороги, буйволы — животные серьезные. Чтобы успешно охотиться на них (а такая охота давала много мяса), придумали облавные охоты.Но для них требовалось мобилизовать массы населения, что и послужилопричиной создания в Китае государственности. В результате, в руках государства, т. е. в руках шанского вана, сосредоточилоськолоссальное имущество.

Основныедошедшие до нас тексты шанского периода представляют собой надписи, чащевсего сделанные на лопаточных костях крупного скота. Это —гадательные кости. Сами надписи очень красноречивы, да и болеепоздняя традиция кое-что нам сохраняет. Например: «Вы все являетесь моимскотом и людьми», — изрек ван. О степени управляемости этогообщества говорят следующие надписи: «Бинь гадал: вану вести простолюдинов сеятьпросо в районе Цзюн»; или: «Сяо гадал: вану приказать простолюдинам —выходить на поля, собирать урожай». Одобрение вана — высшая цельтруда: «Все поля полностью засеяны. Хлеба поистине хороши. Ван не сердился,он сказал: — Вы, крестьяне, действительно на славу потрудились».Нельзя не вспомнить храм богини Бау аккадского времени, читая описаниевыхода на работу в книге «Ханьшоу»: «…перед выходом населения на работу лисюй (староста деревни) утром занимал место справа от выхода,линьчжай (помощник старосты) — слева; это место они покидали после уходавсех в поле. Вечером повторялось то же самое». Из книги«Чжоу-ли»: «…в определенные сроки считали население и давали емуполя». Т. е. земля считалась государственной и выдавалась в держание,но все-таки выдавалась, что понятно — с таким мощным почитаниемпредков семья была крепче, чем в Месопотамии. Есть и еще болееинтересные тексты, как, например, текст периода Раннего Чжоу, когда оченьмногое еще было унаследовано от шанского времени: «Приказано мужчинамв 30 лет жениться, девушкам в 20 лет выйти замуж. Это значит, что срок женитьбы мужчинам и женщинам не может быть отсрочен».

Шанский период разрушили полукочевники чжоу, пришедшие в конце XII в. до н.э. со стороны верховьев Хуанхэ. Но мы не знаем,в каком регионе Великой степи их прародина. Они пришлина колесницах. Чжоусцы были не очень похожи на шанцев и на большинство современных китайцев, хотя такие китайцы бывают. Чжоуские черты очень заметны во всех захоронениях, включая период Хань. Конечно, чжоу — монголоиды,но с резкими чертами удлиненных лиц и высокими носами. Этот тип лица в большей степени напоминает тюркский, нежели китайский.

Чжоу завоевали государство Шан. Они затем, конечно, составили чжоускую знать,а шанцев вытеснили в социальные низы.

Кроме того, чжоу привнесли с собой аристократическую традицию, что естественно:колесничный народ не мог ее не иметь. Есть замечательная рекомендация одного мудреца чжоускому вану: «Посоветуйся с теми, кто стоит на колесницах (т. е. с аристократией). Посоветуйся с теми, кто идет впереди колесниц, посоветуйся с теми, кто идет позади колесниц (т. е.с народным собранием, с демократией)». Чжоуская традиция была неизмеримо человечнее шанской.

В период«весен и осеней» (VII-V вв. до н. э.) Китай был разорван на ряд государств, воевавших (не очень кроваво) между собой и время от времени захватывающих территорию друг друга. Именно в этот период происходит самое интересное в истории Китая — рождаются великие китайские философские системы — конфуцианство и даосизм.

Основоположником конфуцианства является Кун Цзы (Учитель Кун) или Кун Фу Цзы (Достопочтенный учитель Кун). Последнее имя и было огласованона европейский манер, как Конфуций. Конфуций основал философскую школу,называемую по-китайски «Жу цзя» («Школа служилых людей»). Его приглашали правители — очередные ваны или гуны, или хоу (совсем маленькие правители) — и просили основать у них школу. Конфуций основывалшколу и учил. Через некоторое время правителю становилось от его добродетелейнеуютно, и он изгонял Конфуция. Тот уходил и основывал школув другом княжестве. Число учеников его росло. И так он учил всю жизнь.

Прежде всего Конфуций учил традициям, к которым относился очень серьезно. Так,отвечая на вопрос одного из учеников, как управлять государством, он сказал:«Следовать календарю династии Ся, ездить в повозках династии Инь, надеватьшапки династии Чжоу, исполнять ритуальную музыку времен Шуня и У-вана…»Иными словами, он предлагал хранить все традиции, ибо они все годятся, они хороши уже потому, что они — традиции.

Цзин-гун спросил Конфуция об управлении и услышал в ответ: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом,сын — сыном». Т. е. будь тем, кем ты должен быть, будь хорош на своем месте. Это абсолютный стереотип поведения! И, между прочим, здесь совершенно нет этатизма. Согласно конфуцианской традиции, власть для общества,а не наоборот. Так, один из известнейших последователей Конфуция, крупный философ Мэн-цзы парой веков позже скажет: «Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место». Другой пример, подтверждающий этот тезис: когда Конфуций узнал, сын донес на своего отца, совершившего кражу,он пришел в ужас и объяснил, что отец, конечно, совершил преступление, но сын мог только уговаривать отца вернуть украденное, ибо отец важнее государства, семья важнее закона. В этой традиции китайцев воспитывали веками, поэтому в маоистский период своего Павлика Морозова в Китае не обнаружилось!

Часто говорят, что большинство китайцев исповедует конфуцианство. Конфуцианство оставило также очень мощный след в Корее и Японии. В принципе, Конфуций не создавал религиозной системы. Он учил нравственности и отвечал на вопросы о поведении в социуме. И, тем не менее,конфуцианство — вероисповедание, так как оно объемлет все традиции,сложившиеся до Конфуция, в т. ч. и культовые. Конфуций последниене создавал, не реформировал, для него это было не главное. Он считал, что если китайцы ездили в повозках Чжоу, значит в нихи надо ездить; если они поклонялись предкам, значит и должныим поклоняться; если уважали духов земли, значит обязаны по-прежнемуих уважать; и т. д.

Одна из основных категорий конфуцианства — «Жэнь». Ее часто переводят, как «гуманизм», а лучше бы переводить «человеколюбие», ибо к гуманизму времен Итальянского возрождения никакого отношения Жэнь не имеет. Если же ее переводить, как «человеколюбие»,то это будет и «гуманизм» в т. ч. (есть такой оттенок этогослова). Жэнь — это высшая добродетель. Заключается она в исполнениисвоего долга в отношении всех ко всем.

Между прочим, китайцы два раза в своей истории — в XII в.и в XIX в. (и оба раза это тиранически было прервано) — сравнительно легко обращались в христианство, что объяснимо: глубокой мистики конфуцианская традиционная система не включает, а ее этика предельно близка к христианской. Поэтому когда миссионеры предлагали им сохранить этику да еще и принять Спасителя, они с радостью крестились.

Вернемся к Жэнь. Это, конечно, прежде всего исполнение долга. Но опять-так иот кого требуется человеколюбие? Кун цзы отвечает: «Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые обладали бы человеколюбием». Первый вывод, который можно было бысделать: он не любит простой народ. Но обратимся к другому месту в учении Конфуция, и тогда вся его этическая система станет ясна.

У Конфуция есть еще одна категория «Ли». Ли — это ритуал, который охватывает почти все стороны жизни. Конфуций к закону относился пренебрежительно, ставя его на последнее место, однако признавал, что установленный людьми закон «Фа» нужен, но нужен он простолюдину. Он считал, что жизнь простолюдина может определяться законом, тогда как жизнь благородного человека определяется Ли. Вдумаемся, что проще: не нарушать закон или подчинить жизнь требованию ритуала? Вслед за Конфуцием Мэн-цзы тоже скажет, что чем выше положение человека, тем больше к нему предъявляется требований. Иногда, правда, приходится с сожалением отметить, что и благородный человек может не обладать Жень.

Лао цзы (Учитель Лао) был основателем другой школы — даосской. Он — автор книги о Дао и Дэ «Дао Дэ цзин». Вел он себя диаметрально противоположно Кунфуцию: людей сторонился, общался с ними с неудовольствием, жил в лесу на горе.

Даосизм понять значительно сложнее, ибо в его основе лежит неопределимое понятие «Дао». По-китайски, «дао» — «путь». (По-японски, «путь» — «до».Кодекс самурая называется «Буси-до» — «Путь воина»). Но сказать только это, значит не сказать ничего. «Дао» — «путь» в том смысле,что это — путь вообще, в него все включено. Даосизм требовал почти невозможного: следовать Дао, вслушиваться в Дао, вчувствоваться в Дао, вести себя согласно Дао. В «Дао дэ цзин» говорится: «Человек следует законам земли. Земля следует законам Неба. Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе». На самом деле Дао — это и путь, и порядок вещей, и смысл.

В социальном плане сам Лао и его последователи идеализировали сельскую общину, однако вовсе не потому, что им нравилась традиция. Просто они считали, что крестьяне проще, неиспорченнее, не занимаются ерундой и могут вслушиваться в Дао.

Даосизм никогда не был вероисповеданием эпохи, охватывающим весь Китай. Но если бы это произошло, вполне возможно, теоретические науки возникли бы в Китае на много веков раньше, чем в Европе. Ведь всматривание в Дао — это и изучение математики, физики. Даосы серьезно относились к таким вещам, они вообще ко всему относились серьезно. Они приходили в негодование от конфуцианского канона благородных наук времен Шан, согласно которому благородный человек должен был изучать каллиграфию (причем, под каллиграфию всегда подводилась мощнейшая философская основа; ни один народ никогда такне относился к начертанию своего шрифта, как китайцы к иероглифической системе), музыку, поэзию, математику, стрельбу из лука и управление колесницей. Совсем неплохой набор, но даосы полагали, что все это лишнее, лучше всматриваться в Дао. Тем не менее, они написали прекрасные книги, хотя та же «Дао дэ цзин» читается, конечно, с трудом.

Например, о мироздании там говорится следующее: «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О, глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей… Содержание великого Дэ подчиняется только Дао. Дао бестелесно. Дао туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью».

Однако даосам присущ определенный имморализм. Естественно, они не любили «Школу служилых людей» («Жу цзя»)и все время от нее отталкивались, считая нравственную оценку неприменимой к велению Дао. Даосы полагали, что тот, кто не следуетДао, — не безнравственный, а просто тупой человек. А тот,кто следует Дао, не подлежит оценке, ибо делает то, что следует делать. К чему приводит такой подход, показывает восстание Желтых повязок. Восстание было даосским. Оно, разумеется, было связано с угнетением кого-то кем-то, лозунг его был «Желтое небо справедливости!» — справедливости, понимаемой по-даосски, как следование Дао. Во время него погибло примерно 2/3 населения всего Китая, а в центральных уездах Китая числопогибших составило 4/5 и даже 5/6 населения. Следуя Дао, убивать очень просто!

Былии другие философские школы, оставившие меньший след в истории Китая, среди которых нельзя не упомянуть «Фа цзя» — «Школу законов» или«Легистскую школу». По-латыни, «lex» (или «legis») — «закон», "легисты" — «законники». Говорят, что в глубокой древности, чуть ли не во времена Лао цзы, жил первый крупный легист Китая, но о нем практически ничего неизвестно (он не сумел серьезно воздействовать на окружающий мир).

Это удалось позднее (в IV в. до Р. Х.) Шан Яну, правителю области Шан — крохотного княжества, маленького куска бывшего государства Шан. Сам Шан Ян стремился не столько править своей областью, сколько учить более сильного правителя, и даже поступил на службу к правителю области Цинь. Свои теоретические взгляды он изложил в сочинении «Книга правителя области Шан». Считается, впрочем, что часть этой книги написана им самим, а часть — его последователями. Написана книга достаточно просто и не нуждается в комментариях. Обратимся к источнику:

«…мо годолеть сильного врага лишь тот, кто прежде всего победил свой собственный народ… Когда народ слаб — государство сильное, когда государство сильное — народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем,стремится ослабить народ… Если государством управляют при помощи добродетельных методов, в нем непременно появится масса преступников… В государстве, где порочными управляют словно добродетельными, неизбежна смута.В государстве, где добродетельными управляют словно порочными, воцарится порядок, и оно непременно станет сильным…

…в государстве,стремящемся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в государствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание…

…добродетель ведет свое происхождение от наказаний… Впрочем, людей можно сделать достойными без массовых наказаний, коль наказания суровы.

Все это следует дополнить круговой порукой: …отец, отправляя на войну сына, старший брат — младшего, а жена — мужа, напутствуют их одинаково: не возвращайся без победы! и добавляют: ежели нарушишь закон и ослушаешься приказа, то вместе с тобой погибнем и мы… В стране с хорошо налаженным управлением муж, женаи их друзья не смогут скрыть преступления друг от друга, не накликав беды на родственников виноватого, остальные также не смогут покрыть друг друга… Если войско совершает действия, на которые не отважится противник — это значит, что страна сильна. Если во время войны страна совершает действия, которых противник устыдился бы, то она будет в выигрыше".

Любимейший тезис Шан Яна — тезис об унификации (и тут уместно вспомнить тезис К. Н. Леонтьева об упрощении). Шан Ян пишет: «Государство, добившееся унификации хотя бы на один год, будет могущественно десять лет; государство, добившееся унификации на десять лет, будет могущественно сто лет; государство, добившееся унификации на сто лет, будет могущественно тысячу лет, добьется владычества в Поднебесной».

Главная борьба, которой посвящена жизнь Шан Яна и которой он учил и циньского вана, — борьба с десятью паразитами. Десять паразитов — это прежде всего «Ши-цзин» («Книга песен») и «Шу-цзин» («Книга историй») — два древнейших после «И-цзин» («Книги перемен») китайских корпуса, ставших основой китайской литературы, а также музыка, добродетель, почитание старых предков, человеколюбие, бескорыстие, красноречие, острый ум и др. (число паразитов в трудах Шан Яна слегка видоизменялось).







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия