Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Военный аспект культуры кочевников





Нередко развитые общества гибли под ударами более примитивных кочевых (падение Рима под натиском варваров, Руси от нашествия наследников Чингиз-хана). Это объяснялось тем, что военная организация кочевников была неизмеримо сильнее,проще и надежнее, чем у противника. Война была формой бытия кочевников, формировавшаяся у мужчин с детства их способом существования, а вовсе не оборонительной необходимостью, как у земледельцев.

В Большой Советской энциклопедии кочевники охарактеризованы кратко и точно: «Невозможность изолированного существования кочевого скотоводческого хозяйства обусловила регулярные военные набеги на земледельческие оазисы, завоевание и их политическое господство над земледельческим и городским населением, захват в рабство значительных групп населения, увод его в степи и создание в пределах кочевий искусственно насажденных центров земледелия и ремесла.» Кочевники наносили неисчислимые бедствия земледельцам и ремесленникам. Примером может служить монголо-татарское нашествие на Русь.

С середины XV в. до н.э. у кочевников распространяется коневодство и быстро становится основной отраслью хозяйства, затем одомашнивается верблюд. Благодаря этому делаются возможными более регулярные и длительные перекочевки.Так был освоен Аравийский полуостров, откуда тоже на рубеже II - I тысячелетия дон.э. Начинают выбрасываться огромные толпы кочевников (арамеев, затем арабов).Они двигаются сплошной массой, захватывают большие территории.

Роль коня и в самом кочевье и в управлении стадом такова, что он почти также дорог, как человек, даже больше. О роли коня в этой культуре достаточно выразительно говорят скифские погребения, когда с умершим воином кладут его оружие, жену и его коня,непременного спутника его трудовой и боевой жизни. В Средней Азии и Западной Сибири в виде скульптуры из всех животных изображались только кони, в виде лошадей оформлялись рукоятки кнутов, луки, седла. Хорошо известно понятие«звериный стиль» которым определяется характер искусства скифов и савроматов. (лошадь, олень). Эпитет многих богов у индоиранских кочевников значил «дарующий богатство скотом», «тот, кто создал для нас скот».

Особая роль коня в культуре кочевников связана также с местом в их жизни воинских набегов. Отмечается, что одной из основных черт характера таких народов была агрессивность – это не врожденное, но приобретенное способом жизни качество, необходимое для выживания, культурное качество. В культуре культивировалась агрессивность как доблесть подлинного воина. Геродот: «каждый скиф – конный стрелок. Чем больше он убьет врагов, тем больший ему почет. На годичном войсковом собрании… такой почитаемый воин получал из общего пиршественного сосуда чашу вина. Из черепов убитых врагов он делает чаши.Скальпами убитых врагов он увешивает узду коня и употребляет их как полотенца для вытирания рук. Кожей врага он покрывает своего коня».

В системе ценностей скотоводов-кочевников участие в войне было необходимым условием существования и выживания. Мальчиков к этому готовили с раннего детства, через игрушки и игры,затем обучая владению оружием и формируя в сознании подростка воинственность как признак мужественности, как проявление мужской чести и доблести.Повседневная практика скотовода делала убийство живого существа делом привычными не вызывающим отрицательных эмоций.

Эти общие закономерности корректировались конкретными условиями перерастания охотничьего промысла в скотоводческий:например, у оленеводов севера происходило расселение небольших родоплеменных групп на огромном пространстве, там не происходило никаких кровавых столкновений, не формировалось агрессивность; другой пример – образ жизни морских охотников и рыболовов, оказывался не кочевым, а оседлым, оседлость определялась поселением около наибольшего скопления рыбы.

Таким образом, общая характеристика рассмотренного нами типа культуры выявляет три доминанты: скотоводство, кочевой образ жизни и агрессивность, сделавшую войну органическим, неотъемлемым элементом хозяйственной и духовной жизни.

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия