Инструмент для обработки поверхности 7 страница
1) прямой, при этом первая линия вертикальна; 2) острый, при этом первая линия наклонена верхним концом в сторону лба; 3) тупой, при этом первая линия наклонена нижним концом в сторону подбородка. Рис. 7.2. Форма головы (а) и лицевой угол (б) При создании портрета следует учитывать возрастные особенности, а также принадлежность портретируемого к мужскому или женскому полу. Например, голова 8–10-летнего ребенка отличается крупной черепной коробкой, малоразвитой лицевой частью. Рис. 7.3. Основные формы головы и анатомические точки их построения Мало заметны скулы и надбровные дуги. Нижняя часть лица – щеки и подбородок – округлена. Формы обобщены без резких границ. У подростка в 14–16 лет соотношение между черепной коробкой и лицом изменяется. Обозначаются костные выступы, заметно вырастает череп. Утончается подкожный жир. Проявляются группы жевательных и височных мышц. У юноши в 18–20 лет рост черепных костей обычно прекращается. Изменение внешней формы лица происходит за счет формирования мышц лица, и это значительно отличает юношу от предыдущего возрастного этапа. Формируется носогубная складка. Увеличивается густота волос. У молодого человека форма головы приобретает четкость. Хорошо видны костные выступы и группы мышц. Голове взрослого человека (30–35 лет) свойственно утолщение подкожно-жирового слоя. Это приводит к укрупнению всех форм лица. На голове пожилого заметно увеличены мягкие покровы, отчего на лице имеются морщины и глубокие складки. Выделяются костные выступы и мышечные группы, опускается верхнее веко, волосы редеют. На лице старого человека атрофированы мышечные ткани: кожа отвисает и образуется множество складок и морщин. Отчетливо обозначены костные выступы, заметны места прикрепления мышц, видны вены и артерии. Нос обостряется, хорошо просматриваются очертания черепа. В совсем преклонном возрасте кожа лица иссушается, покрывается сплошными морщинами. Сточившиеся или выпавшие зубы сближают подбородок с носом. Опускаются веки глаз и нижняя губа, в лице отражается полная немощь. Характер возрастных изменений в зависимости от конкретного строения лица может быть выражен более или менее ярко. На это скульптор должен обратить особое внимание. Строение частей лица При построении портрета скульпторы разделяют голову с лицевой стороны по вертикали на четыре части, каждая из которых в среднем равна длине носа: от подбородка до носа, нос, от переносицы до линии начала волос и от начала волос до темени, то есть высшей точки головы. Длина глазной щели, образуемой веками, расстояние между глазами, ширина носа по ноздрям, как правило, равны между собой. Они соответствуют половине длины носа. Длина рта на одну треть больше длины глазной щели. Рассмотрим основные части лица и их особенности. Нос Формы и размеры носа у разных людей разнообразны и зависят от костной основы черепа, хрящевого продолжения и мышечных подкожных слоев этой области. Сокращение последних отражает то или иное психологическое состояние человека, на что следует обратить внимание при передаче настроения портретируемого. Посмотрите на различные конфигурации носа (рис. 7.4). Носы подразделяют на четыре основных типа: прямой, горбатый (орлиный), мягкий курносый и вздернутый, который с возрастом меняет свою форму. У ребенка нос небольшой. В старости костная и хрящевые части выступают заметнее. Рис. 7.4. Формы носа Рот Его составляют (рис. 7.5) две кожные складки, формирующие губы, у основания которых расположена круглая мышца рта. Верхняя губа заметно отличается от нижней формой. У разных людей она различна. Выделяют четыре типа губ: тонкие, толстые, средние и вздутые. В середине верхней губы имеется бугорок, называемый хоботком. С двух сторон к нему примыкают также небольшие выпуклости. К углам рта верхняя губа становится площе и заворачивается внутрь. В центре нижней губы расположена небольшая выемка, по бокам ее – выпуклости, которые оканчиваются почти в углах рта. Губы окаймлены невысоким ободком, который является и границей их окраски. В зависимости от настроения человека губы меняют форму. Мы видим внутреннее состояние человека, его чувства. Художник должен уловить эти тонкие изменения и, если необходимо, отразить в портрете. Такой портрет больше расскажет внимательному зрителю и передаст правду характера портретируемого. Рис. 7.5. Строение рта. 1 — носогубная борозда; 2 — «фильтр»; 3 — бугорок верхней губы; 4 — угол рта; 5 — подбородочногубная борозда Глаза При первом рассмотрении мы видим основные внешние детали глаза. К ним относятся глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, «слезное озеро», бровь (рис. 7.6). Сверху и снизу глаз обрамлен верхним и нижним веками. Между ними образуется пространство, называемое глазной щелью. При открытом глазе она миндалевидной формы, при закрытом имеет формы выпуклой книзу дуги. Верхнее веко больше и подвижнее нижнего. Боковой край века острый, внутренний закругленный, он образует «слезное озеро». Художнику необходимо помнить, что глазное яблоко может двигаться независимо от век, которые, в свою очередь, смыкаются и раскрываются также независимо от зрачков. Работающему над портретом необходимо внимательно изучить устройство глаза, его изменения при взгляде в сторону, вниз, вверх. Рис. 7.6. Внешнее строение глаза: 1 — наружный угол; 2 — радужная оболочка; 3 — зрачок; 4 — белковая оболочка; 5 — внутренний угол; 6 – бровь, 7 — складка, покрывающая верхнее веко; 8 — верхнее веко; 9 — нижнее веко Способы изображения глаза в скульптуре могут быть различны. Иногда на глазном яблоке зрачок не обозначают (как в античных бюстах). Радужную оболочку формируют выпукло или вогнуто с небольшим или значительным углублением. От глубины зависит теневая точка. Чтобы глаз был более живой, создают световой блик, оставляя кусочек материала с какой-либо стороны углубления зрачка. Он должен контрастно выделяться на фоне более темных радужной оболочки и зрачка, создавая на расстоянии эффект блеска глаз, отражение падающего света. Говорят, глаза – зеркало души. Посмотрев в лицо, мы в первую очередь смотрим в глаза, которые нам о многом говорят. Зрителя в портретах также сначала привлекают глаза. В них он ищет ответы на вопросы, пытается понять, какая душа отражена, что хотел сказать произведением художник, как он относится к тому, кого воссоздал в скульптуре. Уши Это хрящевые пластинки сложной формы, покрытые кожной складкой, которые располагаются позади щек по бокам лицевой части головы. По своему устройству ухо, как слуховой аппарат, сложно, но нас больше интересует внешнее строение и разнообразие. Мы видим и отражаем пластически внешнюю надстройку – ушную раковину (рис. 7.7). На ней различают завиток и противозавиток, козелок и противокозелок, полость ушной раковины. В верхней части завитка небольшое утолщение – бугорок. Внутри козелка раковина переходит в отверстие внутреннего слухового прохода. Нижняя часть ушной раковины не заполнена хрящом. Здесь расположена мочка. Она может быть отделенной или приросшей к щеке. Уши по форме очень разнообразны. У каждого человека они имеют свои характерные особенности. При всем различии их подразделяют на большие и малые, длинные и короткие, узкие и широкие, приплюснутые и выступающие. Уши, как правило, неподвижны, но нередко обращают на себя внимание, если не скрыты прической. Придают неповторимую форму построению головы и характерность лицу. Учитывайте это и не забывайте передавать в портрете. Рис. 7.7. Внешнее строение уха: 1 — полость ушной раковины; 2 — противозавиток; 3 — завиток; 4 — бугорок; 5 — козелок; 6 — противокозелок; 7 — мочка Брови, усы и борода У каждого человека они индивидуальны, но основные законы построения схожи, что необходимо учитывать в создании портрета. Бровь – продолговатый участок волос, располагающийся над глазницей поверх надбровных бугров черепа. Брови разнообразны по форме: короткие, длинные, узкие, широкие, редкие, густые, прямые, дугообразные. Состоят из трех частей: головки, тела и хвоста, которые воспроизводят общей массой. У мужчин чаще густые, у женщин – тонкие. Придают лицу выразительность, особенно глазам. Очень подвижны как вместе, так и по отдельности. Усы также с каждой стороны состоят из трех масс: под ноздрями, между ноздрями и углами рта, над углами рта и дальше. Изображать их следует без заметного разделения масс. Борода. Состоит из девяти масс: по одной от ушей, по одной от щек и начала подбородка, две массы на уровне подбородка, одна меньшего размера над ними (под центром нижней губы) и последние две массы под нижней челюстью. Такой разбор строения лица далеко не полон, но дает начинающему художнику первоначальный ориентир при создании портретных работ. Предварительные эскизы в пластилине, глине Как уже говорили, для работы в дереве большое значение имеет умение рисовать и делать зарисовки с натуры, а также лепка учебных этюдов и эскизных набросков в глине или пластилине. Занятия лепкой помогут резчику найти масштаб, композицию, уточнить детали, развить объемное видение, чувство пространства, материала, дадут возможность определить правильность композиции при осмотре со всех сторон, соотношение масс и деталей. В лепке легко добавить недостающее или снять лишнее. Рис. 7.8. Инструмент для лепки Глина и пластилин – мягкие материалы, удобные для выполнения эскизов и набросков. Место для лепки, как и для резьбы, требуется светлое, с верхним источником освещения. Если эскизные работы производятся днем и вечером, следите, чтобы свет не менялся по силе и направлению. Модель должна находиться на уровне глаз художника. Работая в небольшом помещении с маленькими фигурками, бюстами, станок для лепки ставьте на стол. Его изготавливают из дерева в виде доски, укрепленной на табуретке с короткими ножками. Верхняя доска должна вращаться на металлическом или деревянном стержне. Для лучшего вращения наденьте на ось крестовину с роликами из коротких трубочек. На нижнюю доску прикрепите кольцо из листового железа под ролики. Размеры верхней доски зависят от масштаба лепного эскиза. Она может быть около 30 x 30 см, 50 x 50 см при толщине 3–4 см. Поворачивающаяся доска избавляет скульптора от необходимости перемещаться вокруг работы во время лепки и при рассматривании. Для этого достаточно ее повернуть, подставив другую сторону под прежнее освещение. Лучший инструмент для лепки – человеческая рука и пальцы, хорошо чувствующие объем и форму. С практикой это чувство развивается. Рука как бы видит объем. Но для проработки мелких деталей, тщательной доводки рельефа и фактуры поверхности понадобятся стеки. Это гладкие деревянные или металлические пластинки разнообразных форм длиной 16–20 см, шириной 1–3 см. Не представляет особого труда сделать их самому. Понадобятся крепкие породы: бук, граб, лучше всего самшит, подходят также береза и клен (рис. 7.8). Для удаления лишней глины применяют металлические кольца. К деревянной ручке прикручивают тонкой проволокой круглую или треугольную петлю из стальной проволоки. Для уплотнения слоя глины и формовки крупных деталей сделайте деревянный молоток цилиндрической или квадратной формы, по размерам и весу он соответствует киянке. Лучший материал для лепки – глина зеленого цвета, подходит и голубовато-серая. Можно пользоваться глиной и других цветов, но следите, чтобы в ней было не слишком много песка (он препятствует слепливанию), и, разведенная водой до нужной консистенции, она напоминала бы не слишком жирную тестообразную массу. Для приготовления необходимого количества глины ее сначала сушат на воздухе, затем разбивают на мелкие кусочки и просеивают, чтобы избавиться от камешков. Насыпают в эмалированную или оцинкованную посуду (бак, ведро) и заливают водой так, чтобы над поверхностью возвышались островки глины. Через сутки вода впитывается, и глина готова к употреблению. Перед лепкой, взяв комок, промните его в руках. Создавая эскиз в глине, лепите сначала общую форму, крупные детали, затем переходите к подробностям. Окончив сеанс лепки, покройте работу сырой тряпкой, а сверху сухой или замените их полиэтиленовой пленкой, предварительно слегка смочив изделие водой. Если глины не оказалось, используйте пластилин. В домашних условиях он удобнее, чем глина: более чистый, почти не высыхает, не трескается и не требует замачивания, но его не следует держать в холодном или в очень теплом помещении, около отопительных приборов, на солнце. В первом случае сильно затвердеет, во втором размякнет. Оптимальная температура 18–22 °C, что обычно соответствует домашним условиям. Пластилин или эглин удобны для лепки небольших станковых работ, которые долго сохраняются. Поверхность со временем, если не накрыть изделие тряпкой, целлофаном, уплотняется, покрывается корочкой и пылью. Эглин продают большими брикетами. Он тверже пластилина. Если пластилин или эглин, выпускаемый для скульпторов, приобрести не удалось, купите набор цветного пластилина для детского творчества. Он немного мягче, но чаще бывает в продаже. Можете лепить, используя цветовую гамму. Если нет желания лепить из цветного пластилина, легко превратить его в общую коричневую массу. Для этого брусочки набора положите в кастрюлю с горячей водой, слегка подогревая на газу. Для большей твердости добавьте туда, настругав ножом, парафин из расчета одна треть к массе пластилина. Через некоторое время пластилин растает. Перемешайте его палочкой и слейте воду, заменив ее на холодную, чтобы масса быстрее затвердела. Извлеките остывшую массу – она готова к работе. Каркас для работы над фигурой человека, животного или бюста изготовить несложно. Основные требования: он должен быть крепким, выдерживать нагрузку веса и не торчать, где нет необходимости, из лепной формы. На деревянную площадку из доски, толстой фанеры скобками с болтами или гвоздями крепят глаголь – металлическую основу (рис. 7.9). На него монтируют детали каркаса, напоминающие основные формы скульптуры. При необходимости обматывают обожженной проволокой с прикрепленными на концах деревянными крестиками, которые лучше удерживают детали. Для лепки бюста применяют болванку из бревна или бруска. Рис. 7.9. Каркасы для лепных скульптур: а – глаголь для бюста, головы; б – деревянная болванка для головы; в – каркас для фигуры Простая в изготовлении и удобная в применении конструкция каркаса представлена на рис. 7.10. Металлическая игла-стержень продевается вертикально сквозь отверстие в свободном уплощенном конце глаголя и втыкается затем в центр деревянного стола. На этой основе вы лепите свой эскиз – статую, портрет. Старайтесь расположить работу так, чтобы лицевая сторона ее была направлена в противоположную от глаголя сторону. По окончании лепки скульптуры игла аккуратно вынимается. Затем легко снимается и вся скульптура. Рис. 7.10. Каркас для скульптур Рис. 7.11. Станок для крепления деревянных заготовок при изготовлении На рис. 7.11 показан станок для крепления к столу деревянных заготовок. Для этой цели можно использовать и большие тиски, вставляя между металлическими плоскостями тисков и заготовкой деревянные или резиновые пластинки. Следите, чтобы во время резьбы стамеска не воткнулась в металл. Разнообразие скульптуры Существует несколько видов скульптуры, каждый из которых имеет характерные особенности. Рассмотрим их с точки зрения резчика по дереву. Садово-парковая скульптура Вначале предлагаю обратить внимание на декоративные образы и композиции, установленные на открытой местности, во дворах, улицах, парках, скверах, в 1–3 и более метров высоты. Этот вид творчества называется садово-парковой скульптурой. Много лет назад, в начале увлечения резьбой, в Ялте, посетил «Поляну сказок». Впечатление осталось на всю жизнь. Резные ворота и забор из 33 деревянных богатырей «встречали» нас у входа. А на поляне Лиса и Журавль, Иван-царевич, Дюймовочка, Буратино и другие сказочные герои, вырезанные из огромных стволов и коряг. Не раз видел и в других городах, не только России, на открытом пространстве, множество скульптур, созданных народными мастерами. Этот жанр распространен не только в Европе. Проходят конкурсы в Италии, Финляндии, Латвии. Недавно состоялся 3-й фестиваль парковой скульптуры в селе Лункине под Рязанью. 14 резчиков из разных городов топорами, пилами, стамесками и электро– и бензопилами создавали свои произведения на тему «Детская площадка». Мне посчастливилось быть в конкурсной комиссии. Думаю, парковая скульптура достойна немалого внимания, украшая среду обитания человека и являясь разновидностью скульптуры. Фото 99. Первые столбы в Бирюлеве Фото 100. Детская площадка для сына Саши у дома Фото 101. Детский лагерь под Москвой Фото 102. Его выбросило море. Мы с Сережей его оживили Фото 103. Берег Черного моря Фото 104. Лагерь «Спутник» в Анапе Знаю мастеров, которые резьбой украшают свои дачные участки или соседний парк. Предлагаю и вам попробовать свои силы в этом добром деле. Если пока не особо знакомы с анатомией, не огорчайтесь, вам поможет само дерево, как материал и значительные размеры композиции. Опытные мастера создают в этом жанре уникальные произведения. Верю, и у вас получится. В начале увлечения я тоже пытался вырезать что-то под открытым небом у дома, в детском лагере, на берегу Черного моря. Не претендую на высокое мастерство – это было начало, но желание создавать в крупном масштабе для своих сыновей большие игрушки не оставляло меня. Может, и вы вдохновитесь, ради детей, сотворить сказку у всех на виду. Благодарность зрителей гарантирую – пробуйте. Это заодно приблизит вас к пониманию скульптуры. Станковая скульптура Делается достаточно подробно, с проработкой деталей, рассчитана на близкое и внимательное рассматривание. Является как бы основным видом, вобравшим в себя все жанры объемного искусства. Это статуя в статичной или динамичной позе, отвлеченный или с портретным сходством образ, который должен быть убедительным с любой стороны, а также групповые композиции двух или нескольких фигур, связанных общим сюжетным содержанием и решенных в одной пластике. Иногда это образ человека с каким-либо предметом, дополняющим композицию. В станковой скульптуре часто встречается бюст – погрудное изображение человека. Особую сложность и ценность мастерства художника составляет умение передать тонкое психологическое состояние портретируемого, его характер и черты. Очень важно небезразличное отношение автора к тому человеку, чей образ создается. Для самодеятельного ваятеля бюст – серьезное испытание, подходить к нему следует с особым вниманием и ответственностью. Только глубокие знания анатомии и пластики лица, психологии человека приведут к убедительным результатам, высокохудожественной работе. Для резчика по дереву понимание древесины как материала имеет также немаловажное значение. Необходимо тонко чувствовать ее возможности в создании образа, пластической формы. Декоративные работы В начале знакомства с анатомией человека предлагаю вырезать небольшие скульптуры в декоративном жанре. Первые пробы могут оказаться удачными, что вдохновит вас на более сложные решения. Вырезать можете по квадрату (как ложку), формы могут быть плоскими, очень условными. Дерево, как материал, выручит даже в простых композициях, рельефах. Край формы прорисуйте пластичным. Вопрос шкурения определите от задачи и породы дерева. Помещаю примеры несложных образов. Копируйте или фантазируйте. Декоративные, пластические формы и образы просты в резьбе, быстры по времени исполнения и порой художественны, если не удастся, расстраиваться не стоит. С приобретением вашего мастерства, верю, они будут более интересными. Фото 105. Письменный прибор. Кедр, 16 см Фото 106. Сожженный, но не покоренный. Эскиз памятника для Италии. Сосна, 60 см Фото 107. Пластические этюды. Береза, 20–30 см, малахит Декоративная анималистика Для скульптурного изображения животного знание его анатомии так же необходимо, как и в работе с человеческой натурой. Так как зверь или птица не будут вам терпеливо позировать, один из способов понять особенности формы, характер движений – сделать большое количество зарисовок с натуры. Для этого удобно работать в зоопарке, где у животных ограничено пространство передвижения, они подолгу могут находиться в одной позе, не уходя из поля зрения. Фото 108. Быстрый каракал. Липа тонированная, 100 см Хорошо, если в вашем доме есть кошка или собака. Возможно, вы держите бурундука или черепаху, ежа или ужа, попугая или чижа, или какое-либо другое животное. Они послужат вам натурой для рисования и лепки. Старайтесь зарисовывать животное в присущих ему позах. Кроме зарисовок и эскизов в лепке, делайте фотоснимки. Это облегчит работу. Неплохо посещать зоологический музей, где есть возможность продолжительное время внимательно рассматривать тот или иной экземпляр интересующего вас вида. Чучело позволяет подробно ознакомиться с внешностью животного, но делать с него лепные наброски не советую. Не всегда, создавая чучело для музея, мастер-таксидермист соблюдает скелетную конструкцию, анатомическую точность особи. Немалую помощь окажет специальная литература, а также журналы, где в доступной форме освещается жизнь природы, повадки и особенности животных. При первом же рассмотрении мы отмечаем, что анатомия животных во многом сходна с анатомией человека. Это качество необходимо использовать при конструировании тела животного в заданной позе. Все, что имеется в скелете человека, мы находим и у братьев меньших: череп, позвоночник, грудная клетка, передние и задние конечности. Их последовательность, способы соединения в основном схожи. Одно из отличий – наличие у животного хвоста, который является продолжением позвоночника. В связи с постоянным горизонтальным положением туловища животного все четыре конечности выполняют опорную и двигательную функции. Почти у всех отсутствуют ключицы, а лопатки заметно выделяются при ходьбе и в положении стоя в покое. Редкие экземпляры могут держать передними конечностями пищу, как человек. Животных изображают в движении или в статических (сидячей, лежачей) позах. Каждая из них имеет свои особенности. Создавая образ животного в глине или сразу в дереве, помните о двухсторонней симметрии туловища. Наметьте среднюю линию, которая будет ориентиром в повторении элементов тела и головы. Постоянно помните о строении скелета, группах мышц, покрывающих его. С самого начала найдите соотношение объемов основных масс и взаимосвязь с ними деталей. На морде животного меньше заметно внутреннее состояние, чем на лице человека. Выражение ее более постоянно, исключая некоторые моменты озлобления. Передать такое однообразие внешнего настроя легче, чем мимику человека, но при более внимательном изучении мы наблюдаем проявление настроения, переживаний. Обращайте внимание на скульптуры зверей художников-профессионалов. Фото 109. Ночной охотник. Липа тонированная, 25 см Фото 110. Фазан – копия с фарфора. Липа тонированная, 30 см Изображение животных – занятие благодатное. Создавая скульптуру дикого или домашнего зверя, прикасаясь к этой бесконечной и радостной теме, вы получаете истинное наслаждение. Но здесь нужна добрая душа. Холодное и безразличное отношение не дадут положительного результата. Понаблюдайте внимательно за животными: они изящны и степенны, стремительны и спокойны, откровенно и открыто выражают свое настроение и расположение к вам, если вы им не враг, если не причинили зла. Еще раз хочется обратить внимание на внешнюю красоту, пластику движений животных. Когда крадется к жертве пантера, летит в прыжке гепард, как акробатически ловки их движения! Не менее интересно и воплощение в дереве образов пернатых. Птицы – это особый вид, прекрасно поддающийся пластическому решению. Домашние куры, утки, лесные глухари, куропатки и даже самая обыкновенная ворона, созданные своими руками, принесут массу удовольствия. Фото 111. Хозяйка болот. Самшит тонированный, 10 см Фото 112. Рептилия. Липа тонированная, 50 x 30 x 6 см Хотелось бы обратить ваше внимание на голубей и лебедей, орлов и сов. Дерево, при вдумчивом подходе и тщательном исполнении, выгодно подчеркнет их природную красоту. Стилизация оперения придаст образу дополнительную декоративность. Вполне заслуженно внимание скульптора привлекают земноводные и пресмыкающиеся: лягушки и ящерицы, черепахи и змеи, крокодилы и вараны. Они красивы, грациозны, пластичны, сама природа украсила их чешуйчатую кожу или панцирь неповторимым орнаментом. Их внешность поддается стилизации, обобщению, декоративному решению. Особенно убедительно и правдиво получается работа, если имеешь перед собой натуру, так что лучшее время для подобного творчества – лето, когда выезжаешь на природу. Обратите свое внимание на жителей подводного царства – рыб, крабов, моллюсков. Если есть аквариум, обратите внимание на красоту форм и движений каждой из рыбок. Кто увлекается подводным плаванием с маской и ластами, имеет возможность наблюдать интереснейшую жизнь морских обитателей. На глубине все кажется увеличенным, пугает необычным видом, но это лишь оптический обман. Если быть осторожным, можно увидеть, как краб у камня шевелит челюстями. Неловкое ваше движение – и он исчез, взбаламутив дно. Стайка прозрачных рыбешек блеснула на солнце, почти коснувшись ваших ног, остановился и замер морской конек, разглядывая пришельца с суши. Из-за травы показался колючий взъерошенный ерш. По дну не спеша двигаются моллюски, укрытые в раковинах. Мидии приоткрыли створки, прикрепившись к валунам. Нечасто, но встречается и красавица звезда с присосками на щупальцах. Образов для творчества великое множество, выбирай любой. Вспомните восхитительного, пластичного умницу дельфина, не забудьте таинственных осьминогов, скатов и даже хищных акул. Художнику – раздолье для творчества. Фото 114. «Ободрали, обглодали». Липа тонированная, 22 x 14 x 4 см Фото 113. Морской конек. Махагон, 30 см Фото 115. Рак. Самшит, 18 x 8 x 4 см Фото 116. Тонировка крокодила. Ильм, 100 см. Приобщайте детей к своему увлечению! Думаю, не следует забывать и самых малых существ, которых в мире неисчислимое множество, – это насекомые. Многие из них заинтересуют резчика по дереву. Работать с насекомыми одно удовольствие. Тщательно вырезая каждую деталь миниатюрных, изящных букашек, вы имеете возможность внимательно разглядеть их туловища, ножки, крылышки и, к удивлению, открыть для себя, что «лицо» жучка очень интересно и более сложно, чем казалось раньше при менее близком рассматривании. Вы понимаете, что у каждой божьей коровки или паука есть характер, повадки и даже желания, и проникаетесь добрыми чувствами к каждому из них. Не обойдите вниманием и доисторических животных – динозавров, ящеров и т. д. Они привлекают своей экзотичностью и таинственностью. Сохранившиеся останки дали возможность ученым и художникам частично восстановить их необычный, во многом непохожий на современных собратьев внешний вид. Еще многое не открыто и не понято. У вас есть возможность повторить реальный образ древнего животного или попытаться сотворить свой, открыть новое, неизвестное. Создавая образы животных, я получаю удовольствие и радуюсь, что в моем доме появляется еще одно удивительное существо. Сейчас их около пятидесяти. Дружной семьей живут у меня носорог и крокодил, слон и свинья, пингвин и сова, черепаха и скорпион, лягушка и варан, змея и петух, жуки и рыбы – всех не перечесть. К каждому доброе отношение с надеждой на взаимность.
|