Студопедия — Инструмент для обработки поверхности 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инструмент для обработки поверхности 11 страница






Резать было нелегко, на каждом сантиметре приходилось искать направление среза, иначе одолевали сколы. Когда форма и детали были закончены, тщательно проработал шкурками, уточняя каждый объем. Зная об опасности снятия лишнего при чрезмерном шлифовании, начинал его с более глубоких и неудобных мест. Выступившая после этого текстура свилеватых слоев мешала рельефу. Тонировка морилкой устранила цветовую пестроту, создав единую монолитную поверхность. Покрытие воском и последующее полирование суконкой усилили блики, подчеркнули объем деталей.

Фото 199. Аргентинка. Береза-сувель, 60 см

Фото 200. Ветер. Дуб, 36 см

Фото 201. Профиль. Береза-сувель, 38 x 45 x 20 см

Фото 202. Модница, Кебрачо, 44 см

Фото 203. Посиди, подумай! Липа-кап, 55 см

Фото 205. Вдохновение. Кебрачо, 21 см

Фото 204. Портрет. Липа, 40 см

Фото 206. Девушка с косой. Береза-сувель, 20 см

Фото 207. Сон. Береза-сувель, 15 см

Фото 208. Любовь. Береза-сувель, 35 x 45 x 18 см

Фото 209. Юность. Липа-сувель, 60 см

Общая форма композиции, сужающаяся книзу, как бы напрашивалась быть закрепленной на подставке из бруска темного цвета. С тыльной стороны скульптуры укрепил впотай металлический арматурный стержень, который с усилием воткнул в отверстие подставки, просверленное заранее. Такое крепление не лишило легкости и придало достаточную устойчивость композиции.

Гротеск в деревянной скульптуре

Другое (думается, не менее интересное) направление в области деревянной скульптуры – это создание гротеска. Тему часто подсказывает сама природа. Нарост на стволе порой настолько напоминает будущее лицо, что при первом же рассматривании обнаруживаешь тот или иной очень конкретный образ, требующий небольшой доработки. Обратите внимание на скульптуру «Мой сосед», показанную на фото 210. Можете не поверить, но его «лицо» я не придумал, именно таким оно было создано самим лесом. Форму лба оставил нетронутой, искаженная улыбка, бородавки на носу и щеке – все было. Не меньшее удивление вызвало расположенное на нужном месте, правильное по форме огромное, но единственное ухо. Возникла ассоциация с человеком, готовым постоянно подслушивать, что говорят соседи. Жаль, не сфотографировал наплыва перед проработкой образа, иначе можно было бы убедиться, что мое прикосновение было совсем незначительным. Попытался оживить глаза, обозначив зрачки, уточнил форму носа и рта. Резкие переходы, контрастные тени объемов потребовали резьбы стамеской и ножом без бормашины. Поверхность оставил со следами резца, желая придать ей нервозность и беспокойство.

Фото 210. «Мой сосед». Береза-сувель, 46 см

Фото 211. Себе на уме. Береза-сувель, 45 см

Фото 212. Можжевельник, 15 x 14 x 2 см, заготовка

Фото 213. Профиль. Выполнен бормашиной

Фото 214. Начало работы. Сувель, 30 x 45 x 30 см

Фото 215. Работаю бормашиной С. Эрьзи

Гоголь

Добиться в портрете внешней схожести, внутренней правды и эмоционального настроя, как вы убедились, дело сложное, но очень интересное. Еще больше проблем, если работа создается на основе природного материала с заранее предлагаемой формой и декоративной условностью, которую необходимо с максимальной пользой подчинить данному портрету. Техника выполнения в своей основе мало отличается от предыдущих работ. Пластику лица в портрете также следует решать достаточно обобщенно и декоративно, созвучно природе, но не в ущерб схожести, психологичности.

Фото 216. Композиция готова. Детское лицо прошкурил

Фото 217. Мой отец. Береза-сувель, мореная и натертая щеткой

Расскажу об одной своей попытке создать конкретное лицо из сувеля березы (фото 218). В преддверии 175-летия Н.В. Гоголя я получил заказ на изготовление его скульптурного портрета. Без особого энтузиазма, хотя с детства любил гоголевские рассказы, я согласился и начал изучать все имеющиеся изображения великого русского писателя. Образы, созданные его современниками, художниками Ф. Моллером и А. Ивановым, знакомы всем со школьной скамьи. Несколько портретов дали мне в библиотеке его имени. Удалось увидеть и единственный снимок – дагеротип, сделанный в Италии. На нем совсем другой Гоголь – конкретный человек, а не художественный образ.

Для портрета отобрал большой березовый наплыв, напоминающий голову, и начал работать. Решил резать сразу в дереве, без предварительного эскиза в глине, что осложняло задачу. Закрученное строение сувеля препятствовало обработке, диктуя свои условия. Но личность Гоголя в процессе создания портрета настолько меня увлекла, что начальные сомнения были забыты и я не прекращал работы. Двадцать дней жил на каком-то подъеме, убирая лишнее с поверхности материала. Меня не покидало ощущение, что лицо там уже есть, осталось снять все, что мешает, загораживает его от меня. Это было счастливое время. Вспоминаются слова скульптора Эрьзи: «Пока режу, я живу». Не стал выделывать подробности глаз – зрачки. Пряди волос оставил крупными массами. Для портрета использовал метод обобщенной пластики, стараясь создать не натуралистическую схожесть, а монументальный собирательный образ писателя, творца «Мертвых душ», «Ревизора» и других замечательных произведений.

Фото 218. Н. Гоголь. Береза-сувель, 50 x 50 x 40 см

Мемориальный музей «Дом Гоголя» в Москве приобрел портрет. Теперь он в доме, где жил и скончался замечательный писатель. Для автора это признание его труда. Теперь он для всех и навсегда.

Лев Толстой

Образ Толстого как человека и мыслителя интересовал всегда. Давно было желание изваять его портрет, но боялся не осилить задачи. Когда мне подарили кебрачо, решил, что это достойный материал для портрета русского гения. Один из кусков напоминал голову с развевающейся бородой. Он и стал основой композиционного решения. Размеры были небольшие, всего 22 см высоты, возможности ограничены. За основу взял набор фотооткрыток. Эскиза в пластилине не делал, было желание испробовать свои возможности, работая сразу в материале, как чувствую и понимаю, без прикидок. От создания основной формы до выделывания фактуры поверхности работал бормашиной. Удивительное чувство, когда на твоих глазах рождается знакомое лицо из-под певучей фрезы, снимающей мельчайшие частицы плотного, сопротивляющегося материала.

Фото 219. Лев Толстой. Кебрачо, 22 см

Фото 220. Работаю над портретом бормашиной

Какое-то непонятное состояние было в течение всей недели работы. Мной владело мощное желание преодолеть, достигнуть, хотя бы чуть-чуть прикоснуться к великому творцу и рассказать о нем другим. В минуты творчества чувствовал себя бесконечно счастливым, наполненным единым порывом вдохновения. Считаю, что это один из удавшихся портретов, и лучшей оценкой для меня стало приобретение его московским Музеем Л.Н. Толстого на ул. Пречистенка.

Если почувствуете влечение к жанру скульптурного портрета и встретите интересного по красоте лица или делам человека, не ждите вдохновения, начинайте работать, вкладывайте душу и мастерство, создавайте неповторимый образ.

Степан Эрьзя

С начала увлечения изобразительным искусством своим учителем считаю скульптора Степана Эрьзю. В знак благодарности не раз обращался к его образу. На фото 221 вы видите седьмой портрет, выполненный из сувеля березы 60 см высоты. Форма нароста очень напоминала голову. Работал стамесками без бормашины. Часть ствола над головой убрал. В финале заморил и покрыл воском.

На торжественном вечере в Саранске к 115-летию скульптора подарил портрет Эрьзи Мордовской республике. Теперь он хранится на родине скульптора в музее села Баева.

Следующий портрет задумал в 2006 году к его 130-летию. Появилось желание создать образ из дерева кебрачо, в котором работал Эрьзя, и его же инструментом. Хотелось лучше понять, что чувствовал мастер в минуты творчества. Его стамески мне подарила Елена Мроз, а аргентинскую бормашину 1930 года Юлия Кун – обе его ученицы.

Определив место, форму и размер лица, снял стамесками лишнее до обобщенного образа. Уточнил расположение носа, глаз, рта, наметил пряди волос, усов, бороды. Когда до поверхности лица осталось 1–2 см, начал работать бормашиной, уточняя подробности деталей. Строение древесины кебрачо свилеватое, поэтому стамесками сложно создавать окончательную поверхность формы. Пластика лица от бор-фрезы создается более текучей с «мягкими» переходами меж деталями. Это значительно отличается от резьбы стамесками, резцами.

Фон за головой с природной фактурой сохранил, не нарушив бормашиной. Работать с удивительным материалом особое удовольствие.

Этот портрет стоял на выставке в честь 130-летия С. Эрьзи в московской Галерее на Песчаной рядом с его бывшей мастерской.

Фото 221. Портрет С. Эрьзи. Береза-сувель, 80 см. В музее села Баева – родины скульптора

Фото 222. Массив кебрачо, 45 x 45 x 45 см. Исходный материал к портрету Эрьзи

Фото 223. Эрьзя – мой учитель. Использовал его стамески и бормашину

Фото 224. Благодарственное письмо от Мордовского республиканского музея изобразительных искусств

На этом сложном жанре я завершаю описание методов резьбы по дереву. Надеюсь, благодаря этой книге вы, уважаемый читатель, откроете для себя удивительный мир творчества и, терпеливо постигая его тайны и законы, добьетесь успеха.

Глава 9

ОТДЕЛКА ПОВЕРХНОСТИ ИЗДЕЛИЙ

Немалое значение в окончательной обработке художественного изделия имеют те средства и способы, которыми вы завершите отделку его поверхности. Предлагаю основной перечень такой отделки.

Закончив резьбу рельефа или скульптуры режущим инструментом, заделайте образовавшиеся щели и изъяны шпаклевкой или клиньями на клею. Шпаклевку сделайте из мелких опилок данной породы, размешанных в казеиновом клее или ПВА. Другой вариант: хорошо размолотый мел замешайте на негустом столярном клее с небольшим добавлением олифы. При необходимости в шпаклевку добавьте порошковую морилку, краситель. Все тщательно разотрите в ступке или на мраморной доске. Места, подлежащие заделыванию, покройте олифой и просушите в течение 6–8 ч. Затем зашпаклюйте и просушите 1–2 дня, после чего зачистите шкуркой. Теперь можно тщательно обработать поверхность изделия, решая вопрос: оставить его в натуральном виде или тонировать в другой цвет, покрыть воском, маслом, лаком, клеем или ничем не покрывать.

Все виды отделок определяют конкретно для каждой работы, чаще до начала резьбы. Внешний вид и ценность изделия во многом зависят от правильного решения этой важной проблемы. Ничем не покрытое, оно вызывает чувство незаконченности, менее контрастно на вид, пачкается. В то же время хорошо вырезанное по форме проигрывает внешне после неудачной тонировки, а чисто выполненная орнаментальная поверхность, неуместно покрытая лаком, даст блики, что мешает рельефу и снижает общее впечатление.

Резчику с самого начала следует приобретать опыт в правильном выборе средств и способов обработки. У начинающих подобные ошибки встречаются нередко.

Отделку применяют для изменения цвета древесины, защиты изделия от загрязнения и влаги, более долгой сохранности, для усиления контрастности текстуры и достижения блеска, где это необходимо. Покрытия бывают двух типов. При непрозрачных натуральную фактуру древесины закрывают нанесением краски, бронзированием, золочением. Разбирать эти способы не будем, так как в данном материале резчиками-любителями они применяются крайне редко. К прозрачной отделке относятся тонировка, покрытие воском, маслами, лаком, клеем.

Тонирование

Нередко изделие в процессе работы загрязняется или сама древесина имеет цветовые пятна, от которых необходимо избавиться. Существуют хозяйственные отбеливающие средства, которые успешно применяют. Можете делать растворы самостоятельно.

В 15 %-й водный раствор перекиси водорода добавьте нашатырного спирта до сильного запаха. После смачивания изделия тампоном или кистью оставьте его на 3–4 дня до полного отбеливания. Помогает и щавелевая кислота, ослабленная охлажденным раствором буры. Отбеливая, надевайте резиновые перчатки для сохранности рук от разъедания.

Для снятия грязи с поверхности бывает достаточно промыть изделие водой с хозяйственным мылом (протереть жесткой щеткой, но не сильно увлажняя). Если порода хвойная и требуется удалить смолу, то смачивают одной из следующих смесей: 40 г соды каустической и 200 г ацетона; 60 г соды кальцинированной и 50 г поташа; 30 г хлопьев мыла и 1 г нашатырного спирта. В некоторых случаях применяют скипидар или бензин.

После отбеливания и обессмоливания решается вопрос о тонировке. Хотелось бы посоветовать применять ее только при крайней необходимости. Задумывая новую работу, по возможности подбирайте породу древесины с естественным цветом, который соответствовал бы замыслу темы, образа. Это важно потому, что искусственная подкраска способна выгорать или стираться, а изделие с натуральной текстурой ценится дороже. Если подходящего материала не нашлось, а цвет менять необходимо, прибегайте к дополнительной подкраске, но так, чтобы качество изделия не пострадало, а тонировка оказалась естественной, не чужеродной древесине и не закрывала ее, а только пропитывала, придавая ей нужный цвет.

Изменение расцветки заметно меняет внешний вид изделия. Темная окраска делает вещь более контрастной в пространстве окружающей светлой среды. Свилеватые поверхности покрывают темным цветом для достижения ровного, без пятен тона. Морение помогает в простых доступных породах имитировать фактуру ценной редкой древесины.

Красители изготавливают из натуральных органических и неорганических веществ, синтетических соединений, есть и природные красители. Все они меняют тон материала, не скрывая фактуры древесины. Для плотных пород с наличием дубильных веществ (таких, как дуб, ясень, бук, орех) успешно используют протравы в виде водных растворов солей металлов – железного или медного купороса, марганцовокислого калия, хлорного железа, хромпика. Мягкие и однотонные породы (липа, осина, береза, тополь) легко поддаются разнообразным красителям.

В продаже бывают спиртовые морилки, но, к сожалению, цветовой диапазон их очень ограничен. Для всех пород подходят порошковые морилки бейц с красноватыми и коричневыми оттенками и нигрозин от темно-серого до черного цвета, которые легко разбавляются в воде с различной концентрацией. Хорошо зарекомендовали себя анилиновые красители для хлопчатобумажной материи. Используют отвары коры дуба, лука, березы, крепкого чая и даже табака. Если в квас или воду опустить на несколько дней горсть старых гвоздей или железные обломки, получится серая морилка. Для тонирования подержите в ней 3–4 дня заготовку или готовое изделие из дерева.

Медицинская зеленка, разбавленная спиртом, одеколоном или лосьоном, придает древесине зеленый цвет. Пользуются и марганцовкой, но она быстро выгорает, а красновато-коричневый тон не очень удачен. Для активного проявления текстуры годичных колец дуба, ясеня, ильма эффективен следующий способ. Тщательно прошкуренную поверхность с усилием протирают сажей, порошком анилинового красителя, сухой морилкой. Затем зачищают шкуркой-нулевкой и покрывают воском, вновь протирая нулевкой.

Интересный способ окрасить стол в черный цвет предлагают химики. Чистую сухую доску нужно трижды покрыть раствором из 500 мл воды, 65 г сернокислой меди и 65 г хлорно-ватокислого кальция. После высыхания – раствором из 500 мл воды, 75 г анилина и 90 мл соляной кислоты. Сначала доска зеленеет, затем темнеет до черной. В завершение ее нужно натереть восковой мастикой. На такой поверхности не будут видны пятна даже кислоты или щелочи, если нечаянно прольете.

Цветная тушь также, меняя тон, не закрывает фактуры материала, впитывается неглубоко, быстро сохнет. Окраску наносите на хорошо обработанную, чистую поверхность. Порошковые красители растворяйте в горячей воде (60–80 °C). Перед нанесением тона для ровного окрашивания изделие слегка увлажняйте.

Начинайте морение со сложных, труднодоступных мест. Следите, чтобы краситель попадал во все углубления. Крупные площади покрывайте быстрым движением кисти или тампона по слою так, чтобы предыдущий мазок не успевал подсохнуть, иначе на стыке могут появиться резкие границы.

При возможности накладывайте два-три слоя морилки. После первого дайте высохнуть, а поднявшийся ворс снимите мелкой шкуркой, сделайте притирку или пригладьте жесткой щеткой, тряпкой. Для большей ломкости ворса добавьте в раствор красителя казеиновый клей или ПВА (8–10 капель на полстакана раствора).

Иногда применяют способ глубокого прокрашивания. Для этого материал или готовое изделие в течение 1–2 ч кипятят в растворе красителя. Для скульптуры такая обработка нежелательна, распаривание испортит изделие. Следует удовлетвориться поверхностной тонировкой. Кроме кисточек и тампонов, красители наносят краскораспылителем или распыляющим устройством пылесоса.

Для ускорения высушивания поверхностей готового изделия используют фен для сушки волос, пылесос, электросушилку. Но следует быть внимательным, чтобы не пересушить, иначе могут появиться трещины и коробление.

Как описано выше, цвет поверхности меняют, обжигая пламенем огня. Делать это следует осторожно, чтобы поверхность не потрескалась и не обгорела. Некоторые резчики используют для красителей даже фотохимикаты. На листьях дуба собирают черные шарики, сушат, толкут, делают морилку. Хорош любой способ, если он придает древесине необходимый устойчивый цвет, улучшающий внешний вид изделия.

Покрытие воском

Один из наиболее простых и доступных вариантов отделки готового изделия – покрытие его воском. Оно делает поверхность достаточно яркой, усиливает текстуру, защищает от загрязнения, а после полирования изделия придает естественный блеск самой древесине.

В продаже имеются восковые мастики для полов и мебели, удобные для покрытия художественных работ из дерева. При наличии необходимых компонентов их несложно приготовить самостоятельно.

Наскоблите пчелиный воск в скипидар в пропорции 2:1. Через 3–4 ч воск растворится. Другой вариант: 50 г воска, 20 г стеарина, 60 г скипидара, 10 г канифоли. Способ приготовления прост. Разогрейте в эмалированной посуде воск (парафин, стеарин) и канифоль, снимите с огня, перемешивая, долейте скипидар (бензин, керосин). Можно разогревать и на водяной бане – мармите. Для этого банку состава помещают в кастрюлю с горячей водой, при необходимости подогревая на огне. Покрытие наносите кистью. Через 1,5–2 ч скипидар испарится. Снимите лишний воск и разотрите чистой тряпкой, бумагой, но не газетой – краска шрифта загрязнит поверхность. Натрите суконкой по направлению слоя до блеска.

Покрывая изделие охлажденной жидкой восковой мастикой, при возможности разотрите ее пальцами рук, от тепла которых она лучше растает и впитается в материал. Завершите процесс растиранием суконкой. Если изделие гладкое, без мелких деталей, используйте войлочный или тряпочный круг, вращающийся на электродвигателе.

Восковой состав с успехом заменяют гуталином, который одновременно окрашивает древесину. Его нередко применяют африканские резчики, начищая им, как ботинки, ритуальные маски и статуэтки.

С изделий, покрытых восковыми мастиками, пыль снимают сухой мягкой тряпкой. Если на поверхности появятся светлые пятна от влаги, покройте их или всю работу раствором воска и вновь разотрите суконкой. Одно из положительных качеств воскового покрытия в домашних условиях в отсутствии резкого запаха и опасности аллергического воздействия на организм, что возможно при лаковом покрытии.

В специализированных магазинах можно приобрести восковые пасты, отталкивающие влагу, для окончательного покрытия изделия, но блеск поверхности бывает не всегда достаточным. Это зависит от марки восковых покрытий.

Покрытие маслом

В некоторых случаях для контрастного проявления текстуры, защиты от грязи поверхность обрабатывают маслянистыми веществами. Используют масло, употребляемое в пищу, – подсолнечное, льняное, оливковое, кукурузное, горчичное, в ход идут вазелиновое, лампадное и даже машинное.

Изготовленные ложки, миски и другую обеденную посуду перед употреблением обильно пропитайте одним из пищевых масел (кроме сливочного) и поместите на 20–30 мин в духовку. Поверхность обретет светло-коричневый матовый тон. Обработанную таким образом посуду после приема пищи можно мыть горячей водой.

Предметы, не подлежащие такому употреблению, покрывают кистью или тампоном, пропитанным маслом с олифой в пропорции 5:1. Дают впитаться и растирают тряпкой.

Подсолнечное, льняное или лампадное масло, разогретое с равной частью скипидара в высокой жестяной банке, растирают на поверхности изделия и просушивают его 1–2 дня. После располировки – хороший результат.

Значительно освежаются восковые покрытия, протертые маслом до блеска. Масляные покрытия необходимо периодически подновлять.

Хочу предложить нестандартный способ защиты поверхности изделия от грязи и влаги. Для этого я применяю силиконовую водозащитную пропитку для обуви. Она хорошо себя показала на древесине светлых тонов. Пропитка не дает блеска, слегка желтит поверхность, но от грязи спасает. Наносить ее можно кистью, тампоном. Быстро высыхает. Зрителям часто хочется потрогать деревянную поверхность изделия, погладить. Многократные прикосновения рук оставляют грязь, жир и т. д. Силиконовая пропитка предотвращает загрязнение.

Покрытие лаком

При всем удобстве изготовления воска и обращения с ним в некоторых работах не обойтись без покрытия лаком. Это могут быть пластические формы, сосуды, вазы, столы, мебель, рамы, скульптура – все, где требуется защитить верхний слой от загрязнения и достичь блеска – от слабого до зеркального. Правильный подбор марки лака и умелое применение значительно повышают качество изделия и продлевают ему жизнь. К сожалению, резчики-любители не всегда угадывают уместность такого покрытия: они старательно покрывают вещь лаком, и лишний блеск нередко портит работу. К примеру, поделки из природных материалов начинающие резчики тщательно покрывают густым лаком, наносят его кистью, отчего изделие неестественно для дерева блестит, что мешает природной пластике. Иногда рельеф с мелкими деталями (геометрической, кудринской резьбой) густо заливают лаком, после чего подробности орнамента скрываются под слоем и блеском лака. Процесс правильного нанесения лака требует времени, умения и труда. Если это для вас в данное время – проблема и есть возможность заменить восковым покрытием, воспользуйтесь им. Но если вы все же решили сделать лаковое покрытие, помните, что мелкие детали рельефных изделий не всегда позволяют завершать процесс шлифованием и полированием. В таких случаях изделие следует покрыть олифой, а затем одним-двумя слоями жидкого лака, нанося его кистью, высушить и протереть щеткой с воском.

Один из простых вариантов лакового покрытия, особенно пригодный для начинающих, заключается в следующем. Завершенную рельефную поверхность покройте с помощью кисти жидким нитролаком. Пока не успела затвердеть блестящая поверхность, разотрите чистой щеткой так, чтобы не осталось лакового блеска в глубинах рельефа. Дайте полностью затвердеть в течение 1–2 ч и повторите процедуру, снова растирая щеткой. Так вы получите равномерное мягкое покрытие всех деталей и глубин рельефа. Главное, чтобы до них доставал ворс щетки. В конце можно протереть поверхность воском с последующей располировкой щеткой.

Если изделие требует максимального блеска, а форма и площадь поверхности позволяют, тщательно обработайте его лаком, как описано ниже.

Лаки делятся на:

масляные – с плотным слоем, жестким блеском, длительной (до 2 суток) просушкой;

спиртовые – с более мягким блеском, высыхающие за 1,5–2 ч, менее водостойкие;

нитролаки, дающие стойкую, с хорошим блеском, прочную пленку, более устойчивую к влаге, и высыхающие за 20–30 мин.

Неплохо показал себя и бесцветный цапонлак.

Более распространены в продаже и удобны для употребления в домашних условиях (с достаточным блеском в полировке) нитролаки типа НЦ-222 (бесцветный, хорошо полируется) и НЦ-224 (светло-коричневый, полируется хуже). Оба наносятся тампоном и распылением.

В изготовлении промышленной мебели применяют полиэфирные лаки марки ПЭ-29, ПЭ-219, напоминающие в обработке пластмассу.

Они тверже и устойчивее, чем нитролаки. Состоят из двух составов, которые смешивают перед нанесением. Пленка твердеет равномерно по всей толщине, не требуя предварительных порозаполнителей.

Лак марки ПЭ-29 – парафиносодержащий, наносится распылением или разливом, сохнет при комнатной температуре. Полируются полиэфирные лаки пастой № 290 и полировочной водой.

Предлагаю удачный способ покрытия лаком НЦ-222 с быстрым растиранием до отвердения щеткой с длинной и твердой щетиной. Это дает плотный восковой блеск.

Хорошо показал себя акрило-полиуретановый лак. Три-пять слоев покрытия через 5–7 ч с располировкой дают ровную зеркальную поверхность изделия.

Покрытие клеем

Последнее время резчики используют и клеевое покрытие изделий для закрепления поверхности мягких пород древесины и достижения необходимого блеска. Для этого в клеевую массу казеина, ПВА добавьте 20–30 % воды, тщательно размешав. Полученную жидкость нанесите кистью ровным слоем на поверхность. Через час она высохнет. Если шероховатость и матовость устраивают, на этом завершите обработку. Для достижения блеска протрите мелкой шкуркой. Для такой же цели применяют клей БФ-2, в который добавляют 20 %-й спирт.

Глава 10

НАЧИНАЮЩЕМУ РУКОВОДИТЕЛЮ СТУДИИ

Последнюю главу адресую тем, кто посвятил себя организации и руководству кружком любителей резьбы по дереву. Дело это доброе, достойное всяческой поддержки.

Все нижеследующие рассуждения на эту тему основаны на моем опыте работы с детской и взрослой группами учеников. Буду рад, если это поможет начинающему руководителю. К сожалению, я практически не встречал достойных внимания пособий с методическими разработками по этому вопросу.

Каким должен быть руководитель

Несомненно, каждый вновь возникающий коллектив развивается по своим законам, обретает в конечном итоге свои особенности, неповторимую структуру, традиции, но проблемы становления, организации творческого процесса у многих одни и те же. Каким будет коллектив и каких успехов он достигнет, в первую очередь зависит от руководителя.

Преподавателями в кружках самодеятельности становятся по разным причинам. Одни профессионально подготовлены, имеют дипломы художественных вузов, педагогических училищ. Другие, увлекшись творчеством, в течение многих лет накапливают опыт и в конце концов осознают, что этот опыт может быть важен, интересен и полезен не только им, но и начинающим умельцам, кто только-только встал на путь творчества и, образно выражаясь, блуждает в потемках. Да и жаль бывает одному пользоваться своими знаниями, наработками, секретами мастерства, хочется научить, объяснить, показать, пусть умение понимать и создавать красоту постепенно распространяется среди людей.

Фото 225. Кружок в подмосковном детском лагере. 1981

Если вам предложили такую работу, а вы не имеете специального образования и педагогического опыта, начните с того, что проконсультируйтесь с руководителями уже существующих, сходных по тематике коллективов. Это могут быть народные студии, в которых творческий процесс связан с созданием объемного изображения: керамики, скульптуры, резьбы по кости и т. п. Посоветуйтесь с методистом Дома творчества, художественным руководителем Дома культуры, обратитесь к специальной литературе, посетите мастерские резчиков-профессионалов, реставраторов и столяров-краснодеревщиков. Не пугайтесь трудностей. Бесспорно, специальное образование в этом деле желательно, но не оно является главной составляющей успеха. Бывает, и дипломированный педагог не может найти общий язык с учеником, не способен понять его души. Для вас большее значение будут иметь ваш энтузиазм, собственный творческий опыт, глубокие теоретические познания, желание поделиться накопленным и понимание, чему следует учить в первую очередь.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 1243. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия