Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инструмент для обработки поверхности 5 страница




Фото 63. Поднос рельефный. Махагон, 45 x 25 x 2 см

Рассмотрим рельефный поднос из красного дерева с убранным фоном 42 x 25 x 2 см. (фото 63). Несложный орнамент с имитацией веток дуба с желудями. Такой вариант делает рельеф более контрастным и объемным. В данном случае готовое изделие желательно разместить в интерьере так, чтоб фоном оказалась плоскость (стена) не пестрая, а однотонная.

Хочется затронуть еще один вид сквозной резьбы, редко встречающийся в творчестве любителей. Разрабатывая эскиз рисунка для прорезной резьбы, не только обращайте внимание на композиционное решение орнамента, но и старайтесь увидеть, какой контур образует пустота на месте снятого фона. Причудливые изгибы ее края могут формировать порой самостоятельный образ и наполнять пустоту содержанием наравне с рельефом.

Подобный подход я использовал при создании композиции «Люди, помните Хатынь!». История Хатыни известна. В Великую Отечественную войну фашисты согнали в один сарай и сожгли жителей этой белорусской деревни. Сейчас на месте трагедии установлен мемориальный комплекс. В 1975 году мне удалось там побывать. Потрясенный увиденным и услышанным, я создал свой вариант памятника. На композиции условно показана крыша сарая, еще объятая языками пламени. Для усиления психологического воздействия в пламени вырезан сквозной профиль, который представляет собой обобщенный образ погибших. На его фоне рука, призывающая: «Остановитесь!»

Эта работа сделана как проект памятника (предполагаемая высота 10–15 м) для установления на местности, где окружающая среда была бы составной частью композиции.

Фото 64. «Люди, помните Хатынь!» Махагон, 45 x 25 x 4 см

Фото 65. «Вечно живой» памятник. Махагон, 40 x 35 x 5 см

Подобное решение использовал и в рельефе «Вечно живой». Сквозной проем создает образ солдата. Его казнили, но для потомков он навсегда остался жив.

Хочется привлечь и ваше внимание к созданию произведений, отражающих нашу жизнь, сложные человеческие отношения. Художник, даже если он и любитель, не должен быть безразличен к окружающему его миру.

Накладная резьба

Способ, при котором орнамент с прорезным фоном наклеивается на поверхность изделия, называется накладной резьбой. Применяется он довольно широко. Особенно часто таким образом украшают мебельные панели, которые, как правило, покрываются шпоном – резьба на таком материале сопряжена с определенными трудностями. Иногда на больших плоскостях неудобно вырезать небольшого размера орнамент, тогда его тоже изготавливают отдельно.

Рис. 6.2. Фрагменты орнамента для накладной резьбы

Оформляют такой техникой и декоративные изделия: тарелки, шкатулки, хлебницы, рамы. Накладные детали вырезают из пород, схожих с основой, или других, но с красивой текстурой: дуба, груши, ореха, палисандра, красного дерева и т. д.

Первым этапом выполнения работы в технике накладной резьбы является прорезная резьба, но последняя имеет в этом случае некоторые особенности и несколько иную технологию исполнения. Рекомендую следующий способ.

Подготовьте ровную поверхность доски, наклейте на нее резиновым клеем лист бумаги в размер будущего рельефа. Затем приклейте по размеру рисунка заготовку. Аккуратно, чтобы не сколоть тонкие места, снимите фон до бумаги и вырежьте орнамент. Готовую резьбу осторожно снимите с бумажного покрытия лезвием тонкого ножа. Обратную сторону рельефа освободите от бумаги, не делая по краям фаски закругления, иначе после приклеивания к основному изделию пропадет впечатление цельности фона и рельефа. При желании такую подрезку делают для контрастного подчеркивания деталей, усиления объемности. Приклеив рельеф на фон, выполните отделку поверхности.

Контррельефная резьба

В этом виде резьбы весь объем задуманной формы вырезается в глубине материала. Контррельеф подобен матрицам, используемым для многократного повторения лепных форм, получения ювелирных отливок, при изготовлении скульптур и архитектурных украшений. Для резчика представляет определенный интерес вырезание деревянных форм, используемых в домашнем хозяйстве. Приятно подать к столу застывшее в формочке желе, творожную массу, хлебцы или медовый пряник.

Формочка для пасхи

С давних времен в России сохранились многие народные традиции. Одна из них – готовить кулич и пасху к церковному празднику Святой Пасхи.

Как-то мне принесли старинную формочку для пасхи, уже в плохом состоянии, с просьбой вырезать новую, точную копию старой, что я и сделал. Перед вами рисунки ее деталей (рис. 6.3). Вырезаны они были из липы.

Состоит формочка из четырех боковых стенок. Две из них, поуже, вырезаются с двумя парами выступов, которые вставляются при сборке в пазы, прорезанные в двух других, более широких, стенках. На деталях с пазами слой древесины должен располагаться вертикально, на деталях с выступами – горизонтально. Это гарантирует прочность и долговечность изделия.

Толщина стенок 15 мм (но могут быть и варианты). С выступов нужно снять примерно треть толщины (около 5 мм), оставив 10 мм. Ширина паза должна быть на 1 мм больше. У стенок с выступами с внутренней стороны по краям, которые будут соприкасаться с другими стенками, сделайте фаски для более плотного прилегания деталей при сборке. На протяжении работы вам понадобятся лобзик, стамески. На выступах ближе к краю просверлите отверстия для веревочки, которой будете связывать конструкцию при употреблении.

Контррельефный орнамент совсем простой, глубиной 8–10 мм, вполне можете осилить его овальной стамеской. Буквы вырежьте ножом зеркально.

Когда стенки готовы, соберите форму, проверьте, нет ли щелей. Морить и шкурить не рекомендую – дерево должно быть чистым. Помойте, густо смажьте растительным маслом и минут двадцать подержите в горячей духовке. Такая обработка желательна для любой посуды, которая будет выставляться на стол.

Рисунок на стенках формочки можете сделать свой, но необходимо, чтобы он не имел зацепов, был с закругленными краями. Детали не должны быть очень мелкими и тонкими. Такие формочки можно вырезать и к памятным датам в вашей семье, к юбилеям, дням рождения близких, друзей.

Рис. 6.3. Детали формочки для пасхи

Пряничные доски

Особое внимание уделяют художники и изготовлению пряничных досок.

Активное развитие этого ремесла в России относится к XVII веку. Очень славились своим мастерством тульские, городецкие, тверские, вяземские народные умельцы. Некоторые пряничные формы, выполненные на высоком художественном уровне, можно смело отнести к произведениям искусства. При их создании использовались образы птиц, рыб, зверей, целые сюжетные сцены, все это дополнялось орнаментом, надписями. К праздникам, свадьбам, датам, знаменательным событиям вырезали формы больших размеров. Иногда на одной доске размещали по шесть – двенадцать и более небольших форм. Пряники на Руси всегда были желанным лакомством для детей и взрослых.

Фото 66. Пряник в подарок

Порядок изготовления пряничной формы следующий. Заготовьте ровную доску толщиной 3–5 см, лучше из березы. Размер ее должен быть несколько больше будущего пряника. Нарисуйте на бумаге форму и заполните несложным орнаментом. Если необходима надпись, сделайте ее зеркально, чтобы дала правильное изображение при оттиске на тесте. Перенесите контур края рисунка на доску. Стамесками или фрезой снимите до необходимой глубины внутренний объем и сделайте его поверхность ровной. Получившийся бортик вверху должен быть немного шире, чем на уровне фона, иначе вы с трудом вынете пряник из формы. Переведите линии орнамента и надписи. Царазиком, мелкими полукруглыми стамесками вырежьте рельеф, делая по линиям рисунка углубления с наклоненными к их центру стенками. Такой способ дает возможность тесту хорошо заполнять объемы рельефа и легко отделяться. Следите, чтобы на вырезанной форме не было захватов, заусенцев – они могут зацепить тесто. Наждачную шкурку применять не рекомендую: мелкие абразивы забьются в древесину и попадут в пряник. Готовую форму доски прокипятите в растительном масле.

Фото 67. Тула – родина пряника

Для изготовления пряничной доски с глубиной объема в 1–3 см и более предлагаю упрощенный способ вырезания из двух частей. Приготовьте две доски. Первая должна иметь толщину 1–2 см. На ее поверхности вырежьте рельеф дна без предварительного углубления. Вторая доска по толщине равна высоте пряника. В ней вырежьте отверстие, совпадающее по контуру с углублением в первой доске, так чтобы обе доски можно было совместить в общую форму. Плоскости соприкосновения доведите стамеской, зачистите. Доски сложите вместе и соедините деревянными шкантами. Такой способ облегчает и ускоряет процесс, а при необходимости дает возможность менять высоту формы и рельеф дна. Для получения отпечатка пряничное тесто закладывают в форму, обсыпанную мукой, и равномерно придавливают. Затем берут правой рукой доску, переворачивают тестом вниз, слегка постукивая об стол или руку, отделяют готовую форму от пряника и кладут его на противень для выпечки.

Орнаменты

Узоры, орнаменты, рельефы мы встречаем повсюду. Гениальным их творцом является природа. Взгляните на небо, горы, моря, леса! Повсюду красочные и объемные орнаменты. Любое растение отличается от подобного ему уникальным рисунком ажурного листа, необычным изгибом стебля, замысловатым контуром цветка. Обыкновенная еловая или кедровая шишка и та украшена ритмичным рельефом чешуек.

Рис. 6.4. Варианты орнаментов

Не обделила природа и животный мир. Вспомните граненый панцирь черепахи, чешуйчатую кожу змеи, рельефную спину крокодила, изящные формы насекомых. Подводный мир не менее богат художественным творчеством природы. Восхищают морские звезды, причудливые раковины, рыбы, медузы, моллюски.

Рассмотрите внимательно снежинки и морозные узоры на окнах, зимние пейзажи! Из этой щедрой многокрасочной мастерской, неисчерпаемой кладовой образов человек с первобытных времен заимствует сюжеты и формы для творчества. Он не может быть безразличным к тому, что бескорыстно дарит ему природа.

Рис. 6.5. Варианты орнаментов

Составляя детали орнамента, учитывайте внешнюю форму предмета, материал, из которого он будет выполнен. В данном случае мы имеем дело с деревом, определяющим характер и вид рельефа. Заботьтесь о ритмичности композиции, следите, чтобы элементы орнамента не перегружали пространство, равномерно распределялись по площади, заполняя видимые глазу поверхности. Детали связывайте между собой, не располагайте на больших расстояниях друг от друга. В узоре намеренно выделяйте основные элементы, организуя вокруг них всю композицию. Стройте орнамент по определенной, заранее намеченной схеме.

Предлагаю способ облегчения работы при создании рисунка: нарисуйте половину задуманного орнамента и подставьте зеркало. Реальный рисунок и его отражение соединятся в цельное изображение всей композиции. Если что-то не устраивает, доработайте. Когда получите окончательный вариант, перенесите его на кальку, а затем с нее прямое и зеркальное изображение переведите на заготовку. Для повторяющихся элементов сделайте трафарет. Для увеличения и перенесения эскизов на материал иногда применяют диапроектор. Для этого снимают на фотопленку необходимый рисунок или фотографию. Проявленный негатив проецируют с необходимым увеличением на бумагу или заготовку и обрисовывают контуры карандашом.

Токарные работы

Токарные работы по дереву имеют давние традиции. Известно, что после изобретения Леонардо да Винчи махового колеса токарное дело широко распространилось в Европе. Им увлеклись и мастеровые из народа, и знатные люди. Россия также не отставала – слова «сей монарх работал и делал многие искусные вещи» относятся к увлечению токарным делом русского царя Петра I.

Резчику желательно освоить технику резьбы деревянных изделий на токарном станке. Это расширит его возможности в творчестве.

С помощью токарного станка вытачивают заготовки, которые используют затем как составные части основного изделия. Это ножки для мебели, элементы игрушек, бусы и т. д. В другом случае точеные формы являются окончательным вариантом произведения, их украшают затем рельефом. К таким изделиям относятся вазы, чаши, кубки, подсвечники, тарелки (фото 67). Древесину используют любых пород.

Выточенные на станке художественные изделия очень разнообразны – от вытянутых узких сосудов до плоских широких тарелок. В случае, когда задуманная ваза или деталь мебели имеет длину больше возможностей станины, распилите заготовку на две-три части. Обработайте отдельно каждую, при необходимости выберите и зачистите внутренний объем, а затем склейте в намеченном порядке. Замаскируйте декоративной линией места стыковки и обработайте поверхность.

Фото 68. Изделия на токарной основе с рельефом

Если в руки вам попалось вышедшее из употребления деревянное изделие или деталь точеной формы, вы можете подарить им вторую жизнь, превратив в произведение искусства. Например, кто-то из соседей выбросил отслуживший свой век старый стул или стол, у которого ножки, сделанные из березы, бука, дуба и даже красного дерева, напоминают вазочки, подсвечники, подставки. Вырезание рельефа или орнамента в значительной мере изменит внешний вид.

Подобные находки были и у меня, но однажды особо повезло. Во Дворце культуры списали старый рояль, и я оказался владельцем трех его фигурных массивных ножек. Сухая заготовка без трещин такого размера, да еще и точеная, представляет для резчика определенный интерес. Форма в основном готова. Пришла идея вырезать вазу со сквозной пластикой. Когда отпилил верхнюю деталь, чтобы переставить ее вниз, увидел, что ножка рояля склеена из четырех березовых частей и квадратного букового стержня. Древесина березы, к сожалению, от времени начала преть. Приступив к работе, окончательно укрепился в мысли: не стоит делать в орнаменте мелкие детали, далеко выступающие над фоном, так как материал слабый, годится больше для обобщения. Постарался представить окончательный результат и приступил к резьбе. Тем, кто уже имеет опыт токарной обработки металлических изделий и желает перейти на дерево, советую быть внимательным: вы обрабатываете новый материал, который структурой и качеством значительно отличается от того, к которому вы привыкли. Дерево по сравнению с металлом хрупко, вязко, менее прочно, имеет слоистое строение, в массе его встречаются сучки, свилеватость, гниль, трещины. Текстурные породы не всегда выдерживают мелкие детали. Вытачивая чаши, вазы, не следует делать тонкие стенки, особенно в торцах. Что выдержит металл, не дано дереву. Ему всегда нужен запас прочности.

Фото 69. Ножка рояля. Береза

Фото 70. Ваза сквозная из ножки рояля

Фото 71. Работа над вазой из ножки рояля

Изготовление рам

Освоив технику вырезания орнаментов, некоторые резчики увлекаются изготовлением разнообразных по форме рам для картин, зеркал, украшая их простым или сложным рельефом.

Перед тем как говорить о способах их создания, хотел бы поделиться некоторыми мыслями. Необходимо помнить, что рама прежде всего – жесткая основа, к которой крепится фотография, картина или зеркало. С психологической точки зрения рама является как бы границей пространства той жизни, которая отражена в картине. Эстампы, гравюры обычно обрамляют багетом, вставляют в паспарту из картона в металлической оправе и без нее. Современную живопись нередко помещают в ровные, без сложных элементов резьбы рамы с фигурным профилем. Но некоторые произведения, представляющие значительную художественную ценность, и картины старых мастеров требуют к себе большего внимания. Здесь уместна рама, украшенная красивой резьбой. Не следует перегружать рельеф, в элементах должно быть равновесие, чувство верха и низа. От этого во многом зависит впечатление от самой картины.

Особое разнообразие форм и декора рам применяют при изготовлении зеркал. Этот предмет является частью интерьера современной жилой квартиры и общественного помещения. Назначение зеркала может быть самым разным, от этого зависит его размер и форма, стиль рамы и ее украшение. Рама нередко сама является произведением искусства.

Рамы клееные

Способы склеивания отфугованных досок в рамы показаны на рис. 6.6. Потребуется сухой, без сучков, трещин и прелостей материал (липа, береза, дуб, красное дерево, пригодится и сосна). Размеры по необходимости, толщина в зависимости от задуманного орнамента и конфигурации профиля. До склеивания с обратной стороны заготовок наметьте и вырежьте фальцы внутренних кромок намечаемого проема.

Для склеивания рам больших размеров используйте вайму или замените ее самодельным приспособлением. Для этого прибейте на верстак рейки с размерами, немного превышающими размеры рамы. Соедините клеем детали рамы и поместите во внутреннее пространство между рейками. Разницу расстояний заполните с усилием клиньями. Такое устройство заменяют стягиванием шнурком или широкой резиной, купленной в аптеке. Для большей прочности с обратной стороны верха и низа рамы поперек слоя на всю ширину врезают конусные выемки и вставляют шипы в виде ласточкиного хвоста. Если материал недостаточной толщины, его наращивают, склеивая доски в два-три слоя. Одновременно это гарантирует меньшее искривление при высыхании (что часто происходит с березой). Склеивание производите, соблюдая слойность древесины.

Взглянув в торец доски, определите возможное направление прогиба при высыхании. Соединять следует так, чтобы напряжение крайних досок было уравновешено.

Склеивать стороны рамы можно способом багетных реек. Для большей прочности с обратной стороны рамы на углах в массив врезают уголки из фанеры и закрепляют их гвоздиками или шкантами. Иногда всю заготовку крепят с обратной стороны на дощатую или фанерную основу. Вырезание орнаментов рельефа, обработка поверхности, тонировка и покрытие на усмотрение автора. Удобен способ обработки жидким клеем ПВА, казеином, легкое прошкуривание и покрытие двумя-тремя слоями нитролака или воска.

Рис. 6.6. Техника изготовления рам: а – способы склейки досок в рамы; б – распиливание под углом 45°; в – склейка рамы; г – вставные шипы; д – склейка досок по слою

Фото 72. Подводный мир. Береза мореная, 32 x 15x 3 см

Рамы из целого массива

Приобрести достаточно широкую доску необходимой толщины в хорошем состоянии не всегда удается, но если повезло, следует, учитывая размеры материала, определить внутренний проем и форму рамы. Начертите контур проема. Внутри него, отступая 2–3 мм от линии, 6–8-мм сверлом насверлите отверстий. Плоской стамеской или лобзиком прорежьте образовавшиеся перемычки до полного отделения середины. Подровняйте края проема стамеской и напильником, врежьте необходимой глубины фальцы с обратной стороны. Если заготовка достаточной толщины, плоскости рамы можно срезать с лицевой стороны под углом к проему, затем нарезать рельеф. При недостаточной толщине материала возможно наращивание по всем плоскостям или в отдельных местах.

Рама для зеркала

Варианты рам для небольших зеркал представлены на рис. 6.7. Учитывая размеры и форму зеркальца, подберите подходящую доску из липы, березы или другой породы толщиной 30–40 мм. Если найдется подходящего размера красное дерево или орех, считайте, вам повезло.

С обратной стороны заготовки прочертите циркулем 3 окружности. Первая окружность, самая большая, соответствует внешней кромке рамки. Диаметр второй окружности должен быть равен диаметру зеркальца. Третья окружность, с радиусом на 5 мм меньше предыдущей, ограничивает внутренний проем рамки. Вырежьте отверстие по третьей окружности. С обратной стороны на 5 мм сделайте паз для зеркала. Создайте общую форму рамки с ручкой на 1–2 см шире для выступающих деталей рельефа. Нарисуйте орнамент и вырежьте рельеф, убирая лишнее по краю. Протрите поверхность мелкой шкуркой. При желании покройте морилкой, а затем воском и лаком.

Рис. 6.7. Варианты рам для зеркал

Фото 73. Рама «Вишня с бабочкой». Махагон, 30 x 20 x 3 см

Фото 74. Рама «Жители моря». Кедр, 60 x 60 x 4 см

Вставьте зеркальце в рамку. Закрепите гвоздиками без шляпок. Всю поверхность обратной стороны заклейте шпоном. Прикрепите петлю или просверлите углубление, чтобы можно было вешать. Покройте шпон лаком. Зеркальце готово!

Технические работы

На начальном этапе творческого развития мы приобретаем определенный опыт, добиваемся успехов, создаем немало авторских работ. Наступает момент, когда начинаешь чувствовать, что чего-то добился. Появляется желание испытать себя в решении более трудных задач, проверить, достаточно ли умения и мастерства для преодоления технически сложных проблем. Это желание заполняет душу, разжигает любопытство, увлекает на путь исследования неизведанного.

В качестве одного из таких испытаний предлагаю вырезание из целого куска древесины шара в шаре или неразъемной цепи. Конечно, можно сделать цепь и разъемной, из отдельно вырезанных колец, а затем склеить в общее звено. Так и делают в массовом производстве. Это быстрее и проще, но уже не будет чувства преодоления задач повышенной сложности, проверки и утверждения себя.

Дерево не может конкурировать с костью при изготовлении особо тонких изделий, но некоторые плотные и мелкоструктурные породы пригодятся для подобных работ. Рекомендую кизил, орех, самшит, сандаловое, черное дерево. Менее прочны, но применимы клен, бук, граб. Не отрицаю, при умелом обращении и липа предоставит резчику удивительные возможности, но все же по прочности, надежности исполнения тонких деталей она конкурировать с твердыми породами не может. Пожелавшим испробовать свои силы в резьбе такого сувенира из дерева изложу основные этапы вырезания.

«Шар в шаре»

Помните, это изделие из древесины требует особого умения и осторожности, так как дерево имеет слоистое строение и отличается большей хрупкостью по сравнению с костью.

Выточите или вырежьте шар диаметром 8–10 см. По всей поверхности насверлите пять-шесть пар симметричных отверстий, не доходящих 1 см до центра. У поверхности шара отверстия должны быть более широкими и сужаться к центру. Заранее сделанным инструментом с изогнутым, в виде лопаточки, режущим краем прорезайте канавки перпендикулярно отверстиям вдоль поверхности каждого шара. Толщина оболочек для дерева желательна 4–6 мм.

Начинать следует с самого дальнего, внутреннего шара, затем вырезается следующая за ним сфера и так далее в направлении к поверхности. В процессе прорезания канавки соединятся и образуют зазоры между оболочками шаров. Это даст возможность шарам отделиться друг от друга. Таких шаров из дерева можно получить три – пять. Осторожно, обращая внимание на направление слоя древесины, зачистите поверхности оболочек. Украсьте резным орнаментом так, чтобы просверленные отверстия стали его составной частью. Таким способом вы замаскируете технику вырезания. Для обработки понадобятся мелкие резцы, входящие в отверстия. Некоторые придется смастерить специально.

Декоративный обруч

Приведу пример интересного украшения – обруча для штор, который собирают из многократно повторяющихся одинаковых деталей, похожих на домашние шлепанцы с продолговатым отверстием в середине подошвы. Дерево требуется достаточно плотное (береза, клен, орех). Изготовление не представляет особой сложности, главное, соблюсти точный повтор формы и размеров деталей. Лишь одно звено – замок – чуть тоньше в зацепе, что дает возможность входить в отверстие и сцеплять все детали в одну замкнутую композицию (рис. 6.8).

Рис. 6.8. Схема изготовления декоративного сборного обруча (а – универсальная деталь; б – замок; в – способ соединения)

Фото 75. Обруч на шторе

Неразъемная цепь

Предлагаю испробовать себя на технике вырезания неразъемной цепи (рис. 6.9, а). Для тренировки пригодится брусочек лиственной породы – березы, ольхи, клена без трещин, 2,5 x 2,5 см в сечении, длиной 15–20 см. Понадобится хорошо заточенный инструмент: ножовочная пила с тонким полотном, нож, плоская и полукруглая стамески небольших размеров, дрель (бормашина). Каждую сторону бруска разделите вдоль на три равные части. На углах с помощью плоской стамески, ножа или рубанка-зензубеля снимите фальцы до образования крестообразного профиля в одну пятую толщины стенок. Разметьте расположение будущих вертикальных и горизонтальных колец отрезками в 3 см так, чтобы они были наполовину смещены по отношению друг к другу, с расчетом, что между кольцами будет расстояние 2 мм. Разделите кольца до перпендикулярной плоскости.

Вырежьте внешнюю их форму, очертите внутреннюю. Аккуратно полукруглой стамеской или бормашиной выберите древесину внутри, оставляя массу для смежного кольца. Осторожно тонким ножом перережьте слои, соединяющие кольца в местах соприкосновения. Когда все кольца отделены, подровняйте каждое, доведя до одинаковой формы и толщины стенок, зачистите поверхности наждачной шкуркой. После освоения основной техники вырезания цепочки переходите к выполнению более сложных вариантов. Принцип вырезаний остается таким же, но чем мягче дерево и мельче размеры колец, тем больше необходимо осторожности и точности исполнения.

Рис. 6.9. Схема вырезания неразъемных колец: а – из целого куска; б – цепь с кулоном; в – варианты формы колец; г – композиция; д – декоративная решетка

Цепь с кулоном

На рис. 6.9, б, показана схема цепи с кулоном. Понадобится брусок из бука длиной 30 см и сечением 4,5 x 2 см. Сначала вырежьте отверстие внутри намеченной цепи, затем вчерне выполните кулон. Это может быть рельефная розетка, маска, фрагмент орнамента. По знакомой технике вырежьте и отделите кольца цепи, начиная с дальних от кулона. При желании усложните кольца по форме. Для достаточной длины цепи разместите тридцать шесть – сорок колец. Учтите, что после отделения и зачистки колец общая длина цепи увеличится за счет срезания лишнего материала между кольцами. Еще раз хочу обратить внимание на осторожность вырезания. Особая опасность вас ждет в местах соединения колец между собой. Именно здесь образуется короткий слой древесины, обладающий наибольшей хрупкостью.

Фото 76. Кулоны с цепью из цельного массива. Бук

Фото 77. Декоративная кольчуга красного дерева 30 x 28 x 3 см, не окончена

Как-то на выставке ко мне подошел один из зрителей и поинтересовался техникой вырезания колец. Оказалось, он приехал в Москву специально, чтобы посетить экспозицию. Мы познакомились, обменялись адресами. Через два месяца получаю письмо с фотографиями вырезанных взаимопереплетенных колец. До нашей встречи он никогда не увлекался обработкой дерева. В течение года я получал фотографии новых работ и высылал свои советы. Через год с небольшим он приехал ко мне в гости, захватив с дюжину вариантов соединенных колец (по двенадцать– восемнадцать в каждой композиции). Они были выполнены с большим мастерством, прекрасно обработаны. Борис Шеянов (так его звали) рассказывал, что у него несколько лет болели суставы пальцев рук, никакое лечение не помогало. И вот он приехал со здоровыми руками. Ежедневный в течение года физический труд оказался для суставов лучшим лечением.

В завершение темы колец хочу предложить целую декоративную решетку. Схема ее дана на рис. 6.9, д. Для работы понадобится квадратная доска 30 x 30 см, толщиной 3 см. Хорошо себя зарекомендовало красное дерево. Толщина круглых колец 5 мм. В центре декоративная розетка в виде цветка с лепестками-полукольцами. При желании композицию и центральную розетку можно изменить. Смастерите декоративную подставку в виде рамки и поместите в нее свою работу.

Имитация плетения

Изделие с имитацией плетения режут двумя способами. В одном плетение вырезается рельефно с одной стороны изделия. Но полную имитацию дает более сложная, сквозная, двухсторонняя, скульптурная резьба, как, например, в тарелке с клубничкой (фото 78).







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 1638. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия