Боевой клич
Военные кличи были известны ещё в глубокой древности. * во-первых, собрать и построить людей, Ну и понятно, что боевой клич должен не только лаконично выражать цель (желательно, благородную) войны, но и ЦЕПЛЯТЬ людей, мотивировать, пробуждать веру в победу и делать воинов сильнее. Примеры: * боевой клич времен крестовых походов Готфрида Бульонского - “Так угодно Богу!”. «бедные рыцари Христа и Храма Соломонова (тамплиеры») – кличем «Босеан!» (Beauseant) Тевтонские рыцари Пресвятой Девы Марии:«Христос воскресе!»
Репрессии как необходимое условие строительства вооруженных сил и ведения войн В государствах всех локальных цивилизаций политические репрессии являлись необходимым условием строительства армии, поддержания дисциплины, необходимым условием ведения войн. В Древней Греции Филипп Македонский, зная, что его солдаты боятся скифов, ставил в задней линии боевого порядка отборные конные части и приказывал убивать всякого, кто побежит. В армии Древнего Рима существовала децимация. Если легион нарушал приказ командира, бежал с поля боя, казнили каждого десятого. Ганнибал ставил во второй линии вспомогательные войска, которые состояли из воинов различных национальностей. За ними стояли карфагеняне. Вспомогательные войска не могли бежать, так как карфагеняне закрывали им дорогу. Они вынуждены были сражаться. В Древней и средневековой Индии бежавших с поля боя забивали камнями или сжигали живьем, обложив травой. Функции конницы состояли в том, чтобы осуществлять надзор за дисциплиной в войсках. Представитель китайской цивилизации Сунь-цзы создал учение о «Месте смерти» и практически его использовал. «Когда солдаты подвергаются смертельной опасности, они ничего не боятся; когда у них нет выхода, они держатся крепко… По этой причине солдаты без всяких внушений бывают бдительны, без всяких побуждений обретают энергию, без всяких уговоров дружны между собой, без всяких приказов доверяют своим начальникам», – разъяснил Сунь-цзы. Сторонником учения «Место смерти» был У-цзы. Он доказывал, что «Место смерти» – это по существу «Место жизни»: «Когда считают смерть в бою неизбежной, остаются в живых». Учение о «Месте смерти» использовалось в различных трактовках фактически во всех локальных цивилизациях, используется оно и в современных войнах. В Китае были жесткие наказания за нарушение дисциплины. Казнили солдат даже за шум в строю. В китайской армии существовала круговая порука в пятерках и десятках. Если виновника не выдавала пятерка или десятка, то казнили всех. Когда У-цзы воевал с циньским царством, один из его воинов, стремясь отличиться, самовольно покинул свое место в строю, ворвался в ряды противника и с торжеством вернулся, неся трофеи – головы двух убитых им вражеских воинов. Однако У-цзы увидел в этом не подвиг, а нарушение дисциплины и казнил храбреца. За невыполнение солдатами приказа казнили их жен, детей. Казнили и военачальников за действиях их подчиненных. В войнах китайцы использовали и заградительные отряды. Во время сражений было три ряда всадников. Если передний ряд отступал, задние ряды могли закалывать отступавших, не давая возможности бежать. В Арабском халифате применялись жестокие телесные наказания. Однако во время военных действий и при нахождении на вражеской территории рекомендовалось избегать применения к мусульманам телесных наказаний. В Византии идея заградительных отрядов была заложена в структуре боевых порядков, который состоял из двух линий. В этом случае воины первой линии сражались храбрее, никто из первой линии не мог убежать, так как находился на глазах воинов и командиров второй линии. Военное право Византии носило устрашающий репрессивный характер. Из 20 статей военно-уголовного кодекса «Стратегиконе» Маврикия смертная казнь исключалась только в 5 статьях. В западноевропейской цивилизации также широко использовались репрессии. В частности, использовался метод «клин клином вышибают», когда воины боялись своих начальников больше, чем противника. По мнению Фридриха Великого, солдат «должен больше бояться своих командиров, чем врагов». Репрессии в Германии велись с целью уничтожения человеческого достоинства. В XIX веке провинившегося солдата ставили на четвереньки. В Пруссии при короле-философе офицер, капрал мог забить любого солдата. В Швейцарии в XV веке паникеров и дезертиров находящийся рядом воин обязан был заколоть. В арьергард выделялись воины, которые убивали всех, кто нарушал боевой порядок. В средние века швейцарцы карали смертью того, кто покидал ряды из-за страха перед артиллерией. В государствах западноевропейской цивилизации за малейшие проступки солдат гнали сквозь строй, били шпицрутенами. Маршал Франции Монлюк ставил позади войск заградительный отряд; убивали тех, кто покидал строй и бежал с поля битвы. Фридрих II в качестве заградотрядов использовал тыловые шеренги из унтер-офицеров.
|