Средневековый человек был верующим человеком, христианином. Каждый верующий возносил молитву Богу, прося его о милосердии и помощи. День средневекового человека, как правило, должен был начинаться и заканчиваться благочестивой молитвой.
Но, кроме того, в средневековом обществе существовали люди, которые специально посвящали свою жизнь служению Господу. Это занятие считалось, пожалуй, самым почетным и нужным. «Молящиеся» выделялись в первое сословие, занимая более высокое положение по сравнению со «сражающимися» и «работающими». И это не случайно. Средневековый человек воспринимал мир, окружающий его, и себя как творение Бога. Он жил по божественным законам, подчинялся божественной воле и отчитывался в конечном итоге перед Богом.
В то же время простой крестьянин, горожанин или воин не мог постичь всей премудрости богословских и божественных книг, в том числе и Священного Писания — Библии. Он нуждался в руководстве кого-то, кто был бы ему наставником и разъяснял священные истины, с одной стороны, а с другой стороны, кто был бы заступником перед Всевышним и молился бы, замаливая его грехи. Согласно католической доктрине, простой мирянин не может непосредственно общаться с Богом. Роль посредника между мирянином и Господом отводилась церкви. Поэтому-то таким заступничеством и наставничеством и занималось духовенство. Понятно теперь, что оно отвечало за одну из главнейших сторон жизни средневекового общества — за его связь с сакральным, т. е., по сути дела, должно было обеспечивать высший порядок жизни и осуществлять связь всего мирского с Богом.