Студопедия — Канада. Ассинибойя. Северный участок. 28 мая 1899 г.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Канада. Ассинибойя. Северный участок. 28 мая 1899 г.






 

В палатке, изображающей собою амбулаторию, с самого раннего утра идет спешная работа. Народу битком набито.

Кого здесь только нет! И старые и малые, и мужики и бабы — все это ждет своей очереди, чтобы воспользоваться услугами доктора, который на-днях уедет отсюда на Южный участок.

Большинство больных все еще были из тех, которые, захватив на Кавказ лихорадку, не могли с ней расстаться даже и здесь.

Хинином объедались решительно все, следствием чего, с одной стороны, было то, что хинин, принимаемый даже огромными дозами, не помогал, с другой стороны — среди больных, явившихся к доктору, оказалось очень много лиц с ясными признаками хининного отравления.

Доктор пришел в ужас от подушного дележа хинина, который практиковался среди духоборов, и всячески убеждал собрать оставшийся на руках хинин и передать его в распоряжение фельдшерицы.

— Здесь масса отравившихся, это прямо невозможно! — горячился он. — Они едят хину как хлеб.

— Потому дюже мы к ней привыкли, — объяснили духоборы.

Однако часть хины была все же принесена в аптеку, хотя я убежден, что больше половины осталось у духоборов.

Были тут всякие болезни, но главными, по огромному проценту больных, этими болезнями надо считать две: лихорадку со всякими осложнениями, и желудочные болезни, выражавшиеся во всякого вида катаррах и поносе.

Не мало оказалось и просто истощенных людей. В особенности печальный вид имели дети. С большими животами, на тонких ножках они имели одутловатые серые лица и тонкие, как плети, руки. Многие страдали всякими сыпями, болячками и глазными болезнями, бравшими начало все в том же недоедании.

Всем им доктор назначил рыбий жир, который, как и все лекарства, отпускался тут же из привезенного запаса.

Просто страх брал при виде этой огромной толпы все прибывающих больных. Целый день, до поздней ночи, работали доктор и фельдшерица и все же не приняли и половины пришедших за помощью. А между тем было осмотрено более ста больных! И это из 1.400 душ населения!

Вот тут подводился наконец итог всему, что перенесли за последнее время духоборы. Тут можно было видеть, чего стоила им их духовная свобода. По этим серым с земляным оттенком, истощенным лицам, по этим дрожащим рукам, по тусклым неживым глазам, которые странно было видеть у таких огромных тел, как видно некогда щедро наделенных природою несокрушимым здоровьем, лучше всего можно было прочитать историю духоборов. Это была прекрасная иллюстрация, объяснявшая многое из того, что так тщательно скрывается в жизни человеческих обществ...

———

К сожалению, духоборы по отношению к медицине стоят на такой же ступени развития, как и весь русский народ. Своих мало-мальски знающих лекарей между ними совершенно нет. Вся медицинская помощь подается им „бабками", которые у духоборов лечат так же, как и в других местах Российской империи. Лечат они и сулемой, и кровопусканием, и навозом, и всякими настоями, часто безвредными, часто ядовитыми и лишь изредка полезными, и — чего я никак не ожидал — даже „наговорами" и „шептанием".

Не вяжутся как-то эти „наговоры" и „шептания", эти грубейшие из суеверий, с представлением о духоборах, которые и по своей религии, и по общему духовному развитию, вообще говоря, мало суеверны.

В огромном сборнике духоборческих псалмов, стишков и другой духоборческой литературы, который создался исключительно благодаря упорному труду В. Бонч-Бруевича, целый отдел отведен для всякого рода заклинаний, заговоров, нашептываний и т. д. Содержание их до смешного бессмысленно и полно детских усилий создать нечто страшное и таинственное. Нужно однако сказать, что как только среди духоборов появляется доктор или фельдшерица, они тотчас же бросают своих бабок и торопятся посоветоваться с доктором. Вообще я заметил, что духоборы чрезвычайно доверчиво относятся к докторам и их лечению. А женщины даже любят, если можно так выразиться, лечиться. Раз имеется поблизости доктор, ни один духобор не пойдет лечиться к „бабке", и я не помню даже случая, чтобы кто-нибудь из них сравнивал деятельность доктора с лечением „бабок".

Не мало курьезов можно было наслушаться и насмотреться в палатке-амбулатории.

Мужчины, жалуясь на боль в спине, заявляли, что у них „становая жила лопнула", а одна из женщин с печальным лицом конфиденциально сообщила, что у нее „высохла плодовая жила", следствием чего является бесплодие.

Одна из больных катарром кишек, прежде чем приступить к объяснению своей болезни, попросила всех находившихся в палате замолчать. — Т-с! слышите? — обращается она к доктору. — Слышите? — и, положив его руку себе на живот, смотрит испуганными глазами вперед и сама внимательно прислушивается к урчанию. Во... во... слышите... — говорит она, подняв кверху указательный палец. — Это она самая „грызь" и есть! Вот так и грызет, так и грызет; и днем и ночью все грызет, грызет, просто житья мово нету...

В ее представлении существует какое-то злое животное, „грызь", которая, забравшись в человека, грызет его внутренности, причиняя ему невыносимый страдания до тех пор, пока не доберется до сердца. А тогда уж наступает смерть.

Некоторые принимали биение аорты, которое было слышно благодаря большой исхудалости брюшных стенок, за ту же „грызь", которая так колотится и бьется, желая выйти из человека.

Для излечения от лихорадки прибегали иногда к очень героическим средствам, желая вернее „уморить эту самую лихорадку".

Перед фельдшерицей стояла огромная широкоплечая женщина с изрядными усами и твердым взглядом, а рядом приютился робкий тщедушный мужчина. Это жена привезла своего мужа к доктору. К мужу вернулась лихорадка, которую она было вылечила.

— И скольки она его мучила, — забасила дородная женщина, любовно поглядывая на свою меньшую половину, — скольки мучила, страсти!.. Уж ему и белой хины давали, и красной, и шпигинаром натирали, и керосин я заставляла его пить и чего-чего ни делала, — не берет ее, хоть что хошь!..

— Да, это точно, ничто не помогало, это в точности, — подтверждает жиденьким тенором муж.

— Ну... одначе я надумала... Говорю ему одначе вечером: „Семен, говорю, одевайся". — „Куда, спрашивает, милая?" — „Одевайся, говорю: я свой умысел знаю..." А в тае время он на печке лежал, любошный, и уж она его там и сюды ворочает и туды, во все стороны кидае...

— Мало тольки не на выворот, — смеется тенорок.

— Ну, вышли мы на улицу, а на дворе мороз, даже круг месяца круг изделался, — во какой мороз. Он, сердешный, за мене тольки держится: таково холодно, и опять же трясет его... Ну пришли мы к прорубу, я и говорю ему: „Раздевайся, говорю, теперь, Семен, дочиста". Ну, он было не хотел сначала, — одначе я ему настрого приказала, чтобы скореи-ча...

— Дюже боязно было: легкое ли дело сказать, зимой-то на снегу... А мене-то все кидае и кидае.

— Ну, тут взяла я его под руки и давай купать в прорубу, — так веритя ли: прямо так затрясла его лихорадка этая в таю пору, даже скрючило бедного всего! А посля того весь он стал синий, синий, равно бы черным. Ну, думаю, будя, — теперя небось какая была лихорадка, вся выскочила... И точно, с той поры доселева как и не бывало...

— Это именно, все правильно она рассказывает. До сей поры — вот уже почесь три года, а не верталась... Тольки вот как пошел на просек железной дороги, — так опять она меня скрючила.

Даже на привычных к подобным средствам духоборов рассказ этот произвел некоторое впечатление.

Между больными было несколько человек, почти отравленных сулемой, приемами которой хотели убить „грызь" или лихорадку.

Но больше всего меня поразила сцена, которую я застал в одном из „сараев". Там толпилось довольно много народу, а снаружи у стенки стоял, прислонившись к бревнам, бледный как мертвец молодой парень и странно глядел перед собой неподвижным взглядом. Лицо его как-то блаженно улыбалось.

В сарае этом, оказывается, собравшиеся духоборы „пускали себе кровь".

— Теперя май, — объяснял мне один из них, — и беспременно надоть выпустить порченую кровь.

— За зиму она застоится, — поясняет другой: — ну, и человеку тягостно от нее бывает.

— Да откуда же вы кровь пускаете? — спросил я.

— А кто откуда хочет. Ежели у кого голова болит, то значит, надо головную кровь выпустить, нога болит — ножную, а ежели просто вот как теперь весною, то все пускаем: редко кто не хочет. Очень помогает, потому что за зиму она застоится, ну... и т. д.

— И много вы выпускаете крови? — полюбопытствовал я.

— Не чего ты боишься, малость, — вот эту чашку, — показал он мне окровавленную чашку вместимостью с добрый стакан.

Долго я толковал о кровообращении, о страшном вреде, который они себе приносят этим кровопусканием в то время, когда так нужны силы и нет достаточного питания; но все мои разглагольствования, кажется, очень мало повлияли на духоборов. Уж много лет они бросают себе весною „застоявшуюся кровь", и не мне было убедить их.

———

 

 

В ГОРОДКЕ.

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия