П. Галлуа
Пьер Галлуа (род. в 1911 г.) — французский военный теоретик и военный стратег. Во Вторую мировую войну служил в военно-воздушных силах. После войны занимался вопросами доставки и боевого использования ядерного оружия; получил звание генерала. Долгое время находился на преподавательской работе, написал ряд монографий, в которых среди военно-технических и военно-стратегических затронут ряд геополитических проблем. В 1960 г. в Париже вышла наиболее известная его работа «Стратегия в ядерный век». В своих военно-стратегических и геополитических положениях и выводах Галлуа исходил из провозглашенной президентом США Дж. Даллесом в январе 1954 г. доктрины «сдерживания коммунизма», суть которой заключалась в недопущении роста геополитического влияния коммунистических идей и СССР путем окружения территории социалистического лагеря военными и военно-морскими базами, создания антикоммунистических военно-политических блоков, борьбы с коммунистическими партиями в некоммунистических странах. Галлуа отметил, что появление ядерного оружия и решение вопроса его доставки с помощью авиации и ракет (сухопутного и морского базирования) коренным образом изменят отношение политиков к войне. «Государство, бросившее вызов другому государству, рискует потерять за несколько часов все, что создано им до этого, и оказаться отброшенным на несколько десятилетий назад, даже если оно обладает превосходящей военной мощью»1. Это делает отношения между разными державами, владеющими ядерным оружием, равноправными, дает возможность сдерживать агрессивные устремления крупных геополитических держав. 1 Галлуа П. Стратегия в ядерный век. М., 1962. С. 29. Характерной чертой новой политики сдерживания, по мнению Галлуа, является «произведение двух величин»: количество боевых средств ответного удара и решимость нации их применить, т. е. произведение технического и субъективно-волевого факторов. Эти величины — ударную ракетно-ядерную мощь и твердую национальную волю — Галлуа называет законами сдерживания. Если первый закон, первый фактор сдерживания — ракетно-ядерный потенциал — вполне конкретен и сегодня состоит из так называемой «триады»: межконтинентальных баллистических ракет наземного (стационарного и мобильного) и морского базирования, а также стратегических бомбардировщиков, то второй фактор, а именно воля нации и решимость политиков по применению этой «триады», менее определен. Однако формула дает положительный результат только в том случае, если оба фактора будут положительными, действенными. В другой работе Geopolitique. Les voies de la puissance (Paris, 1990, на русский язык не переведена) Галлуа выделяет новые проблемы, не исследованные классической геополитикой. Среди них — те явления в политике, которые оказывают влияние на принятие значимых геополитических решений и повышение роли средств массовой информации. Такой проблемой, например, является защита оружия массового уничтожения от террористов. Что касается такой важной для классической геополитики темы, как противостояние Суши и Моря, то она постепенно сдает свои позиции, а па первое место выдвигается проблема освоения космического околоземного пространства и контроля из космоса. Также постепенно снижается роль наций и национальных государств и повышается значение блоков, союзов, регионов, континентов, цивилизаций в процессе глобальных изменений, вызванных стремлением человечества к универсальности. В историческом плане Галлуа разделил эволюцию геонодитической мысли на три этапа: 1-й этап — протогеополитики — длился от начала человеческих обществ до первой промышленной революции (XVIII в.); основным содержанием 2-го этапа стало преобразование природы, переходившее порой в ее хищническую эксплуатацию. Данный этап продолжался от первой промышленной революции вплоть до XX в.; 3-й этап — современный, характерной чертой отношений человека и природы стало «возвращение бумеранга», т. е. своеобразная «месть» природы человеческому обществу за безудержное уничтожение ее богатств и разнообразия. На этом этапе появилась насущная необходимость в выработке общемировой геополитики, направленной на сохранение природы и цивилизации, еще его можно назвать этапом пеконфронтационной геополитики Б. Лиддел-Гарт (1895-1970) Базиль Лиддел-Гарт — английский военный историк, теоретик и геостратег. Окончил Кембриджский университет, участвовал в Первой мировой войне в качестве офицера, после увольнения в запас (1924) начал профессионально заниматься военной историей. В 1937 г. занимал пост советника при военном министре. Работал военным корреспондентом умеренно консервативных газет «Тайме» (1935-1939) и «Дейли Мейл» (1941-1945). После Второй мировой войны занимался исключительно теоретической деятельностью. Создал так называемую «стратегию непрямых действий», с точки зрения которой главной задачей армии является маневр, а не решающее сражение, противопоставив ее стратегии победы любой ценой. «Цель войны — добиться лучшего состояния мира... Поэтому при ведении войны важно постоянно помнить о тех целях, которые вы желаете достигнуть после войны», для этого, по мнению Лиддел-Гарта, страна должна завершить войну не истощенной, а мощной в промышленном и военном плане. Будучи в первую очередь крупным военным теоретиком, Лиддел-Гарт не замыкался только в вопросах военной стратегии. Важнейшим выводом его стратегии непрямых действий является положение о том, что «практически необходимо приспособление общей теории стратегии к характеру общей политики государства». Одним из важнейших показателей этого «приспособления» является способность политиков не поддаваться воздействию эмоций и чувств, а контролировать ведение войны, направлять его на достижение цели, поставленной государством. Лиддел-Гарт считал, что «война противоречит разуму», но если она развязана, то «победа... подразумевает, что послевоенное устройство мира и материальное положение народа должны быть лучше, чем до войны». С геостратегической точки зрения Лиддел-Гарт рассматривал СССР как противника Британии и НАТО. Он считал ошибкой союзнические отношения США и Великобритании с СССР, которые привели к разгрому Германии, усилению влияния коммунизма в Европе и мире. Он выступал за возвращение системы баланса сил в Европе, где геополитические преимущества СССР уравнивались бы Германией и другими странами. Он был противником применения ядерного оружия, которое вело бы к реализации «прямых военных стратегий», направленных на уничтожение как военно-промышленного потенциала, так и населения противостоящих стран. Лиддел-Гарт — автор более 30 книг. Основные работы: «Новые пути современных армий» (М; Л., 1930), «Война 1914-1918 гг., какой она была в действительности» (в русском переводе «Правда о войне 1914-1918 гг.», М., 1935), «Революция в войне» (М., 1947), «Стратегия непрямых действий» (в русском переводе «Стратегия», М., 1957), «Вторая мировая война» (М., 1976). Э. Кингстон-Макклори (1896-1959гг.) Эдгар Джеймс Кингстон-Макклори — известный английский военный стратег, публицист, геостратег. Во время Первой мировой войны он начал свою службу в британских ВВС. В 1929 г. окончил Авиационный штабной колледж, затем — Армейский штабной колледж (1935). Командовал различными авиационными частями и соединениями. Три года (1948-1950) занимал должность начальника штаба истребительно-авиационного командования. В 1952 г. в звании вице-маршала авиации ушел в отставку. Целый ряд книг по военно-стратегическим проблемам: «Крылатая война», «Война в трех измерениях» (1949), «Руководство войной» (1955, переведена на русский язык в 1957 г.) свидетельствует о геостратегическом таланте Кингстона-Макклори. Но наибольшую известность получила его работа «Глобальная стратегия», вышедшая в Лондоне в 1957 г. и переведенная на русский язык в 1959 г. В ней Кингстон-Макклори оперирует такими категориями, как союзная объединенная (или коалиционная) стратегия, национальная совместная стратегия (т. е. включающая стратегии всех видов вооруженных сил: ВВС, ВМС, армии), стратегия театра военных действий, стратегии специальных военных объединений, например бомбардировочной авиации, и, наконец, — стратегия отдельного соединения. Все виды стратегии в интегральном плане образуют глобальную стратегию, которая тесно связана с национальной политикой и проводится национальным руководством. Общий характер совместной стратегии стран Запада, и в первую очередь Великобритании и США, по Кингстону-Макклори, должен быть оборонительным. Оборонительная политика обусловлена политической, экономической и моральной силой государства и определяется его географическим положением. Им сформулированы четыре требования стратегии, влияющие на геополитику западных держав: 1) создание сил, сдерживающих тотальную войну (имеются в виду ядерные силы сдерживания. — Б. Я.); 2) готовность к политической и, возможно, военной борьбе в условиях холодной войны; 3) готовность к локальной и ограниченной мировой войне обычных (неядерных. — Б. И.) сухопутных сил, возможно, с применением тактического атомного оружия; 4) готовность к тотальной войне с применением всех запасов ядерного оружия, с использованием всей стратегической бомбардировочной авиации и баллистических ракет (ядерные ракеты и стратегические подводные крейсеры тогда еще не появились. — Б. И). Стратегия холодной войны, а также локальных неограниченных войн требует иных вооруженных сил и вооружений, чем стратегия тотальной ракетно-ядерной войны. Тем более что проигрывать их нельзя, так как они могут оказаться решающими для геополитической судьбы государства. Это ставит сложные задачи перед политиками: как сбалансировать вооруженные силы, какую их часть использовать в том или ином виде войны. Однако стратегия холодной и локальной войны тесно связана со стратегией войны тотальной. В главе «Стратегия и географические зоны» Кингстон-Макклори рисует геополитическую картину мира 50-х гг. XX в. с точки зрения западных политиков. Большую часть территории центрального континента — Евразии — занимает СССР, Китай и их сторонники. Страны Запада контролируют большую часть территорий и морей, которые окружают «коммунистический территориальный массив». Таким образом, общий геополитический образ Кингстона-Макклори совпадает с картиной мира Маккиндера, с той разницей, что изменились границы хартленда и появился «железный занавес». Отсюда вытекает главная геополитическая цель Запада — не допустить, чтобы за «железный занавес» отошли новые территории, так как это повлекло бы за собой потерю ресурсов и союзников Запада и усиление советского влияния. На основе геополитической, почти маккиндеровской картины мира Кингстон-Макклори создал геостратегический проект, обозначив два «великих стратегических бастиона» — Западную зону и Восточный бастион, включающий некоммунистические страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В Западную зону входят Западная Европа вместе с Великобританией, весь Американский континент и Атлантический океан. Восточная зона (бастион) состоит из акватории Тихого океана со всеми островами и прозападными странами, расположенными на его берегах, и восточной части Индийского океана. Между Западной и Восточной зонами располагается Средняя зона, которая включает страны, расположенные в районе Персидского залива, Африку и западную часть Индийского океана. В этих геостратегических зонах Кингстон-Макклори выделяет «критические рубежи», где противостояние западного и коммунистического мира чувствуется наиболее остро, тем не менее «за критическими рубежами в Европе, в Средней зоне и на Дальнем Востоке имеются большие окаймляющие зоны, где может быть больше возможностей для компромиссов». Рассмотрев затем каждую из геополитических зон, Кингстон-Макклори ставит и решает конкретные военные задачи стратегической обороны Запада (далеко не всегда оборонительные). К. Ясперс (1883-1969) Карл Ясперс, известный немецкий философ, психолог, врач-психиатр, геололитик, родился в г. Ольденбурге (современная Нижняя Саксония) в семье юриста, ставшего затем директором банка. Дед и отец Карла не только интересовались политикой, но и избирались депутатами ландтага, а отец еще несколько лет подряд был. председателем Ольденбургского магистрата. Поэтому с детства К. Ясперс проявлял интерес к политике, а в бытность профессором охотно писал на политические и геополитические темы. По окончании классической гимназии К. Ясперс поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета (1901), но, проучившись полтора года, перевелся на медицинский факультет, который закончил в 1908 г. Затем шесть лет он отработал, научным ассистентом в психиатрической клинике г. Гейдельберга, здесь он защитил диссертацию по психопатологии (1913), получил степень доктора психологии и медицины и начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете. В 1919 г. Ясперс опубликовал «Психологию мировоззрений» — работу более философскую, нежели психологическую, принесшую автору известность и возможность читать курс философии. Через два года Ясперс становится профессором философии, и в 1931-1932 гг. были опубликованы три тома «Философии» Ясперса, которые подвели итог его становления как философа. С приходом нацистов к власти у либерально настроенного Ясперса появляются проблемы. В 1937 г. его отстраняют от преподавания, лишают возможности публиковаться. Только после разгрома фашизма ученый получил возможность вернуться к преподавательской деятельности сначала в Гейдельбергском (1945), затем в Базельском университете (1947). Ясперс издает целый ряд работ философского, философско-исторического и философско-политического характера: «Об истине» (1947), «Вопрос о вине» (1946), «Ницше и христианство» (1946), «О европейском духе» (1946), «Философская вера» (1948); «Истоки истории и ее цель» (1949), «Разум и антиразум в нашу эпоху» (1950), «Об условиях и возможностях нового гуманизма» (1962). Ясперс выдвигается в число ведущих философов Германии и Ев-ролы. Ведущей политической темой его книг, лекций, выступлений по радио становится борьба с тоталитаризмом, противостояние войне и революции. В одной из своих последних работ «Куда движется ФРГ» (1967) Ясперс подверг резкой критике антидемократизм властей, тенденцию к сокращению прав и свобод граждан в государстве. Геополитическое наследие известного философа достаточно велико. Основной темой своей геополитической концепции он сделал всемирный исторический процесс, при этом история и существование человека опираются на определенные географические сущности: реки, моря, горы, равнины, климат, растительность, почву. В отличие от получившего известность благодаря Данилевскому, Шпенглеру и Тойнби циклического понимания истории у Ясперса исторический процесс развивается линейно и носит всечеловеческий, глобальный характер. Следовательно, единая история человечества имеет свое начало, конец и направление движения — ось. Что следует считать осью мировой истории? Ясперс убежден, что общей для всей земной цивилизации верой стала философская вера, которая проявилась параллельно в Китае (учение Конфуция, Лао-Цзы, Мо-цзы и др.), Индии (Упанишады, буддизм), Иране (Заратустра), Палестине (пророки Илия, Исайя, Иеремия) и Греции (Гомер, Гераклит, Парменид, Платон, Архимед, Фукидид, трагики). Духовное движение философов, историков, писателей, пророков и сформировало тот тип человека, который осуществляет современный исторический процесс. Осевое время — это эпоха смены язычества монотеизмом, а мифологического сознания — философским, это эпоха создания религий спасения (дающих истории начало и конец) и философского мировоззрения, приведение человечества к рационализму, определившему путь развития цивилизации. Кроме осевого времени Ясперс выделял в историческом процессе доисторию, время «великих культур древности» (Древний мир), век науки и техники. Ученый отрицал европоцентристский характер мировой истории: «...Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства, поэтому нельзя игнорировать огромный неевропейский мир, более того... западный мир вышел из глубины Азии», западная культура, как и все существующие сегодня культуры, рождалась из общих истоков, а противостояние Запада и Востока, по Кингстону-Макклори, происходило в едином потоке всемирной истории. Современное человечество благодаря успехам техники, коммуникаций, развитию транспорта и связи, все совершенствующимся технологиям освоения окружающей среды делает самые отдаленные уголки Земного шара более доступными и обжитыми, а мир — более единым. Политическое единство планеты, которое Ясперс видел как движение от национальных государств через крупные континентальные формы к мировой империи или мировому порядку, «является только вопросом времени». При этом под мировой историей он понимал централизованное всемирное государство, объединенное «железом и кровью», а под мировым порядком — добровольно, путем переговоров созданную федерацию, решающую только самые общие, заранее оговоренные проблемы, способную к самокоррекции и переменам. А. Тойнби (1889-1975) Арнольд Джозеф Тойнби — выдающийся английский историк, социолог и геополитик, родился в Лондоне в семье со средним достатком. Тойнби окончил частную школу, Оксфордский университет (1911) и Британскую археологическую школу в Афинах (1912). Получив блестящее классическое образование, он занялся педагогической деятельностью сначала в качестве преподавателя истории колледжа, затем Лондонского университета (1919-1924), где получил звание профессора. В 1925-1955 гг. Тойнби читал лекции в Лондонской школе экономических наук — одном из самых престижных вузов Британии. В тот же период совместно с В. М. Баултером руководил Королевским институтом международных отношений (в просторечии — «Чатем-Хаус»), одной из главных задач которого было составление ежегодных обзоров политических событий в мире (знаменитых A survey of international affairs), выходивших вплоть до 1965 г. 1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 91. Ученый также читал циклы лекций в Америке (Гарвардский, Принстонский университеты) и Канаде (Торонтский университет, Канадский институт международных отношений), публиковал статьи в таких известных американских журналах, как «Форин афферз», «Интернэшнл афферз», «Атлантик мансли», «Харсперз мэгэзин». Он был участником двух парижских конференций (1919 и 1945), подведших итоги Первой и Второй мировых войн. Тойнби никогда не порывал с научно-исследовательской деятельностью. Мировую известность принесла ему двеладцатитомная работа «Постижение истории» (вышедшая на русском языке в 1990 г. книга представляет собой сборник, составленный по материалам первых семи томов), которой он посвятил почти тридцать лет (1934-1961). Постижение истории (A study of history иногда переводят как «Изучение истории»), по Тойнби, — это переосмысление процесса развития человечества в духе цивилизационпого подхода. Здесь очевидно влияние О. Шпенглера, книга которого «Закат Европы» вышла за полтора десятилетия до этого и еще продолжала оказывать воздействие на многие умы. Поэтому одной из главных задач, поставленных Тойнби в начале исследования, было доказательство ложности концепции «единства цивилизации» и создание теории множества одновременно существующих цивилизаций. На этом пути он сразу столкнулся с той трудностью, что западное общество должно представлять собой не доминирующую цивилизацию, а одну из многих, отличающуюся теми или иными признаками от других цивилизаций. Тойнби отказался от позиции евроцептризма, признав одновременное существование сразу многих развитых и отличающихся друг от друга культур, а также наличие такого культурно-цивилизационного разнообразия и в прошлой истории человечества. Таким образом, исследование истории велось с позиций полицентризма и цивилизационной автономии. Тойнби классифицировал реально существующие и исчезнувшие сообщества людей и подвергал их сравнительному анализу и культурной идентификации. В результате им было выделено девятнадцать типологических структур или обществ, генезис (зарождение), рост, надлом и распад которых и составляют историю человечества. Первоначально в число этих обществ он включил западную, православную, иранскую и арабскую (в настоящее время они входят в исламскую), сирийскую, индуистскую, дальневосточную, эллинскую, индийскую, китайскую, мшюйскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую (империя инков), юкатанскую, мексиканскую (империя ацтеков), майянскую (империя майя), египетскую цивилизации. В дальнейшем Тойнби увеличил количество цивилизаций до двадцати одной, сведя их, впрочем, к двенадцати типологиям: египетская (и родственная андская), китайская (минойская, шумерская; майянская), сирийская, индская (хеттская, эллинская), западная, православная христианская в России (дальневосточная — Корея, Япония), православная христианская основная, с центром в Греции и Византии, иранская, арабская (индуистская), мексиканская, юкатанская, вавилонская. История, по Тойнби, утрачивает свою однолинейность и гомогенность, приобретая при этом цикличность, многомерность, многонаправленность развития и неоднородную гетерогенность. Появление цивилизаций он связывал либо с мутациями примитивных, доцивилизационных обществ в цивилизованные, либо с появлением родственно связанных цивилизаций, которые рождаются не из лона своей прародительницы, а рядом с ней. Среди факторов, способствующих появлению новых цивилизаций, Тойнби выделил, во-первых, взаимодействие рас и цивилизаций и, во-вторых, воздействие географической и исторической среды. Негативным, тормозящим цивилизационный процесс фактором он считает силу инерции, традиции. Движущими силами истории, а следовательно и геополитики, у Тойнби выступают вызовы и ответы. В концепции «вызова — ответа» он исходит из изначальной дуальности всего духовного. Столкновения Яхве и змия, Господа и сатаны, добра и зла, Инь и Ян китайской философии дают начальные примеры вызовов и ответов. «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние... Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию»1. При этом благоприятные географические и климатические условия не всегда способствуют развитию общества. Более того, слишком комфортные условия среды тормозят прогресс и поощряют возврат к природе, здесь действует правило: «Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул». Особенно сильным развивающим стимулом служит заморская миграция. 1 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 2002. С. 126. Это ясно просматривается на примере истории Средиземноморья и особенно па примере истории колонизации Нового времени. Не менее действенным является и фактор окружающей исторической, человеческой среды. Эта среда воздействует на развитие цивилизации посредством либо «стимула-удара», либо «стимула-давления». Классическим примером стимулирующего воздействия «удара» человеческой среды является реакция Афин на персидскую агрессию (480-479 гг. до н. э.). Примером ответа на «стимул-давление» служит возвышение Московского государства, преодолевшего монгольское иго. В цивилизации, испытывающей непрерывное давление исторической среды, образуются определенные социальные структуры: форпосты и тылы. Типичным форпостом Московского государства служило казачество, «пограничники русского православия», одержавшие победу в борьбе с кочевниками. Вторым «вызовом-давлением» на Россию, на этот раз с Запада, Тойнби считает польскую интервенцию (1610-1612). Ответом на него стала победа петровской России в Северной войне и основание Петербурга. Подобным образом, т. е. с помощью форпостов, отвечал и Запад на «вызовы-давления» окружающей исторической среды. Во-первых, западный мир в лице Римской империи и Империи Карла Великого выстоял против «континентальных европейских варваров», во-вторых — против Московии, в-третьих, против Оттоманской империи, в-четвертых, против дальнезападного христианства (пиктов и скоттов), в-пятых, против Скандинавии викингов, в-шестых, против арабского (мавританского) давления. Исторические стимулы, кроме форм «удара» и «давления», действующие «снаружи» общества, могут выступать как формы «социального ущемления», проявляя себя изнутри социальной среды как миграция, рабство, кастовая и религиозная дискриминация. «Социальные ущемления» тоже стимулируют ответы общества. В постоянно действующей дихотомии «вызов — ответ» проявляет себя «закон компенсаций». Его действие связано с чрезвычайно суровыми вызовами и проявляется как смягчение воздействия особенно суровых испытаний. Например, вызов морской стихии, брошенный Венеции и Голландии, был компенсирован защитной морской преградой, возведенной самой природой. Тойнби сделал вывод, что «повышение силы вызова сверх некоторого предела влечет за собой не повышение, а понижение успешного ответа»¹. Следовательно, мак симально стимулирующий вызов — это не самый сильный, а оптимальный для данного общества вызов, на который оно готово и сможет дать достойный ответ. 1 Тойнби А. Дж. Постижение истории. С. 187. Исследуя внутреннюю структуру обществ, Тойнби обнаружил, что некоторые цивилизации имеют более прочные внутренние связи, чем прочие. Такие прочные связи, или «сыновне-отеческие отношения», создают совсем иной тип государства — универсальное. Примером универсального государства в истории может служить Византийская империя, историческую эстафету которой приняла Российская империя. Общество в процессе своего развития, по Тойнби, выделяет из себя такие социальные структуры, как доминирующее меньшинство (элиту), внутренний и внешний пролетариат. Предназначение элиты — дать обществу философию, общую программу развития, вдохновить строителей универсального государства. Внутренний пролетариат (например, первохристиане) порождает высшую религию, которая стремится структурироваться во вселенскую церковь, а внешний пролетариат, стремясь выплеснуть накопленную энергию за пределы государства (в первую очередь в форме военных походов и завоеваний), проявляет себя как творец героических веков. Работы «Цивилизация перед судом истории» и «Мир и Запад» носили ярко выраженный геополитический характер. В первой Тойнби, анализируя «изменение карты мира», отмечал нарастающий процесс унификации, т. е. объединения мира в единое мировое сообщество, которое стало реальностью уже с 1500 г. Процесс унификации, по мнению ученого, приведет к политическому объединению мира, т. е, созданию в скором будущем всемирного государства. К этому же ведет и сокращение числа великих держав с восьми до двух (США и СССР). Третьей великой державой может стать Европейский союз. Объединение мира возможно двумя способами: принудительным (военными средствами) и путем сотрудничества. Принудительный метод невозможен в эпоху ядерного оружия. Поэтому у великих держав и остальных стран нет альтернативы налаживанию отношений и сближению. Механизм этого сближения и управления мировыми процессами уже создан в лице ООН. В главе «Столкновение цивилизаций» (Хантингтон потом заимствует его для своей знаменитой статьи и книги) Тойнби сделал набросок теории столкновений: главным содержанием истории за последние 450 лет было мощное воздействие западной цивилизации на все остальные и столкновение западного и остального мира. Зоны и границы этих столкновений были им намечены во второй из упомянутых выше книг: «Мир и Запад», главы которой носят соответствующие названия: «Россия и Запад», «Ислам и Запад», «Индия и Запад», «Дальний Восток и Запад». (Под Дальним Востоком Тойнби понимал Китай, Японию и Корею.) Таким образом, получается следующая геополитическая картина столкновения цивилизаций: западной цивилизации противостоят российская, исламская, индийская, китайская, японская, корейская цивилизации. Казалось бы, историческая и геополитическая картины мира у Тойнби не совсем совпадают — разница заключается в отсутствии мексиканской цивилизации в геополитической картине. Ученый не пояснил причину этого отсутствия. Возможно, он не счел нужным в небольшой работе анализировать столкновение Запада и Латинской Америки или посчитал, что мексиканская цивилизация не противостоит западной. Не исключен также вариант, что современная Латинская Америка является частью западной цивилизации — ведь при идентификации мексиканской цивилизации в «Постижении истории» Тойнби ийел в виду средневековые мексиканское, юкатанское и майянское общества. Ф. Бродель (1902-1985) Фернан Бродель — влиятельный французский историк, социолог и геополитик. На становление его как ученого и преподавателя большой влияние оказал Люсьен Февр, известный историк, основатель (в 1929 г. совместно с Марком Блоком) научно-исторического журнала «Анналы экономической и социальной истории» и научного направления, получившего название «школа анналов». Данное направление отличалось «неприятием традиционной узконациональной» истории, базировавшейся на хронологии событий, и призывало видеть в качестве движущих сил исторического процесса политические, экономические и социальные отношения, а также географические, демографические и культурные факторы, рассматриваемые в самом широком смысле вплоть до глобального уровня. Ф. Бродель вполне разделял такой подход. В 1946 г. он начал работать в редакции «Анналов», а позднее стал одним из руководителей журнала и научной школы. Через десять лет Бродель — президент «Дома наук о человеке», входящего в состав ведущей научно-исследовательской организации Франции — Практической школы высших исследований. В 1985 г. ученый был избран членом Французской академии. Бродель не считал себя геополитиком, но его подход, его анализ исторических и экономических процессов, очевидно, носят геополитический характер. Наиболее характерен в этом отношении двухтомный труд «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (защищенный в качестве докторской диссертации в 1947 г.). Эпоха Филиппа II занимает в истории Франции 2-ю половину XVI в. Но учитывая недостаток источников, а также опираясь на методологию «школы анналов», предполагающую «широту захода», Бродель обращается «для освещения короткого промежутка средиземноморской жизни между 1550 и 1600 гг. к образам, ландшафтам, реалиям других эпох, ему предшествовавших или следовавших за ним, и даже к нашему времени»1. География для исследования фактов истории играет у него очень важную роль, обеспечивая постоянными величинами (ведь история Земли протекает гораздо медленнее, чем человеческая) исторический процесс. Вот почему часть I называется «Роль среды» и почти полностью посвящена описанию влияния различных географических объектов (гор, плоскогорий, равнин, рек, различных морских акваторий и даже Атлантического океана, побережий, островов, континентальных масс Европы, Азии и Африки, климата и т. д.) на образ жизни (оседлый, полуоседлый, кочевой), состояние дорог и развитие транспорта, мореплавание и торговлю, промышленное производство, становление городов и империй в районе Средиземноморья. История у Броделя, как у самого настоящего геополитика, начинается с географии и заканчивается политикой. Более того, территориальный фактор рассматривается им предельно широко. Например, чтобы понять ландшафт и климат Средиземноморья, Бродель исследует его связи с Атлантическим океаном, Сахарой, Индийским океаном и Европой. Такой глобальный, всеохватывающий подход для изучения региональных проблем требует длительного и тщательного анализа, но зато дает предельно объективную картину. Детали этой картины, а вернее, первые мазки — это географическое описание, но «география в этой игре перестает быть самоцелью и становится средством»2. 1 Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. М., 2002. С. 29. 2 Там же. С. 29. Действительно, Бродель не географ и не ставит себе целью географическое исследование бассейна Средиземного моря. Вслед за описанием гор следует описание человеческих социумов, обитающих там, их верований и обычаев — ведь «жители гор в большинстве случаев остаются на обочине великих цивилизационных движений»1. Так же тщательно и географически детерминировано описаны все виды ландшафтов: плоскогорья, предгорья, холмистая местность, равнина. Переходя к исследованию образа жизни обитателей Срединного моря, Бродель не может не сопоставить отгонное животноводство (фактический оседлый образ жизни) и кочевую жизнь селян Южной Франции и Испании (геополитическая проблема), противопоставить земледельцев и скотоводов-кочевников Северной Африки. И здесь же помещена ретроспекция об османских и арабских завоеваниях. Собирая по фрагментам жизнь водной среды (каботажное плавание, пиратство, кораблекрушения), описывая побережье и развитие прибрежных районов, островов и полуостровов, Бродель подходит к постановке главной (опять геополитической) проблемы — переносу центра тяжести торговли, а по большей части и всей хозяйственной жизни из Средиземноморского бассейна в Атлантику. Проблема пространств и границ также роднит Броделя с геополитиками. Он утверждает, что «Средиземноморье, рассматриваемое согласно запросам истории, должно быть обширной зоной, которую следует равномерно продолжать во всех направлениях на большое расстояние от морских побережий»2. Он и «раздвигает» его границы в Европу, Азию и Африку — туда, куда следуют люди, имеющие экономические, политические, этнические, военные и религиозные связи со Средиземным морем. Важное значение для развития бассейна Средиземного моря играла и играет Северная Африка, страны Магриба. Не менее существенно соседство Европы, значение которой среди континентальных масс, окружающих Средиземное море, постоянно возрастает. Завершается географо-экономо-социологический экскурс в историю Срединного моря описанием Атлантического океана и его роли в судьбе стран Средиземноморья в XVI в. Кроме отмеченной работы о Средиземном море Бродель написал получивший широкую известность труд «Материальная цивилизация и капитализм» (1973), а также работы «Что такое Франция?», «Игры обмена, и ряд других. 1 Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. М., 2002. С. 41. 2 Там же. С. 237.
|