СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ГЕОПОАИТИКА
Л. Н. Гумилев (1912-1992) Лев Николаевич Гумилев родился в Царском Селе под Петербургом в семье известного поэта Николая Гумилева и Анны Ахматовой, только начинавшей свой творческий путь. Расстрел отца в 1921 г., а также дворянское происхождение затруднили получение образования: перед тем как поступить со второй попытки в университет, Гумилев работал в геолого-разведывательной, а затем в археологической экспедиции на Памире. Там он изучал таджикский и киргизский языки, интересовался историей и религиями местного населения. В 1934 г. Л. Гумилев становится наконец студентом восточного факультета Ленинградского университета, но через год его исключили «за недонесение о характере разговоров в кругу семьи» и арестовали. Спустя два года Гумилева восстанавливают в университете, а в 1938-м — вновь арест и осуждение на пять лет. Гумилев попадает в Норильск, на новые никелевые рудники. С истечением срока (1943) просится на фронт. В 1944 г. просьбу удовлетворили — он зачислен в штрафной батальон. В 1945 г. Гумилева восстанавливают в университете. На следующий год он сдает экзамены за полный курс и поступает в аспирантуру Института востоковедения Академии наук. Он подготовил диссертацию о политической истории тюркского каганата 546-659 гг., но был отчислен из аспирантуры под надуманным предлогом. Гумилев устраивается на работу библиотекарем психотерапевтической больницы и, живя на мизерную зарплату, готовится к защите диссертации. Наконец защиту разрешают, и в 36 лет он становится кандидатом исторических наук. За год работы в качестве ученого-историка он принял участие в раскопках знаменитого алтайского кургана Пазырык скифско-сибирской культуры и написал насколько статей о предметах материальной культуры тюрок, хранящихся в Музее этнографии, сотрудником которого он работал. Но в 1948 г. последовал новый арест и срок — 10 лет лагерей, на этот раз в Карагандалаг на разработку новых залежей угля. Только в 1956 г. в период хрущевской «оттепели» Гумилев был освобожден и реабилитирован, отбыв на каторге в общей сложности 13 лет. Его принял на работу в библиотеку директор Эрмитажа М. Артамонов, исследователь Пазырыка, и в 1967 г. Гумилев защищает докторскую диссертацию, опубликованную затем в виде монографии «Древние тюрки». После создания НИИ географии при ЛГУ Л. Н. Гумилев, доктор исторических наук, переходит туда младшим научным сотрудником. В 1974 г. он написал вторую докторскую диссертацию, на этот раз по географии: «Этногенез и биосфера Земли». Защита прошла успешно: 20 голосов,— «за», 2 — «против». Но Высшая аттестационная комиссия признала, что работа по своему уровню «выше, чем докторская, а потому и не может быть признана таковой». В этом институте Гумилев проработал до выхода на пенсию в должности ведущего научного сотрудника в 1986 г. Главной научной заслугой и делом всей его жизни стало создание новой науки — этнологии. Существовавшая до него этнография изучала народы и народности главным образом описательными, нарративными методами. Она решала и проблемы происхождения, исторических путей развития народов, взаимодействия их культур. Л. Н. Гумилев по-новому сформулировал задачи новой науки. Этнология, по его мнению, — это наука о взаимосвязи географического, исторического и человеческого факторов в биосфере. Представление о биосфере он заимствовал у В. И. Вернадского, который еще в 1926 г. в Праге опубликовал сборник «Биосфера», состоящий из двух очерков: «Биосфера в космосе» и «Область жизни». Материал первого очерка о воздействии на «лик Земли», на поверхность нашей планеты не только солнечного света, но и бесконечного числа самых различных видов космического излучения и лег в основу концепции Гумилева о внешних, космических причинах «пассионарных толчков». Развитие любого этноса, по Гумилеву, происходит в определенном пространстве, с определенным ландшафтом, климатом, растительностью и почвой. Рассуждая далее в направлении географического детерминизма, ученый пришел к евразийской идее месторазвития. Но главным его достижением, ядром его теории стала концепция пассионарности. Пассионарность — это признак, возникающий у того или иного этноса вследствие пассионарного толчка и «образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию»1. Пассионарии не только хотят изменить окружающую действительность, но и способны это сделать. Они покоряют соседние племена, совершают далекие походы, создают великие империи, не задумываясь, растрачивают ту самую энергию, которую В. И. Вернадский назвал биохимической энергией живого вещества биосферы. После этого наблюдается резкое снижение числа пассионариев и общей активности этноса, который переходит на более низшую с точки зрения энергетики фазу своего генезиса. Таким образом, — и в этом суть теории Гумилева, — каждый этнос после пассионарного толчка проходит в своем развитии определенные периоды — фазы: - подъема –акматическая (когда выделяется наибольшее количество этнической энергии, выражающейся в стремлениях к успеху, победе, экспансии своих идеалов, неподчинении общим установкам). Обычно она заканчивается гражданскими войнами; - надлома — резкое снижение пассионарности, которое выражается в рассеивании энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и вообще в расцвете культуры; - инерционную — когда этнос существует благодаря выработанным ранее ценностям; - обскурации — в обществе начинают доминировать люди с пониженной пассионарностью, субпассионарии, эгоистичные потребители; - мемориальную — этнос сохраняет лишь смутные представления о своей героической истории, существуя в реликтовом состоянии. Все перечисленные фазы составляют цикл жизни этноса, который длится примерно 1500 лет. С помощью приливов и отливов пассионарности и вытекающей из них цикличности жизни любого этноса Гумилев объяснял смену геополитических картин в мире, т. е. постепенное, но неуклонное перемещение государственных границ, исчезновение одних стран и появление новых. Применяя свою теорию к истории России, он сделал вывод, что Киевская и Московская Русь — «два разных потока русской истории», первый из которых, более ориентированный на Византию, уже выработал свою пассионарность и отпущенное ему время жизни. Что касается второго потока, ориентированного на Монгольскую империю, то он, испытав пассионарный толчок (около 1200), пройдя фазу подъема (1200-1500), заключавшуюся в формировании нового русского суперэтноса и объединении Великороссии, акматическую фазу (1500-1800), когда Москва объединила под своей властью многие народы Евразии, находился до последнего времени (до 2000) в фазе надлома, характеризующегося нарастанием внутренних конфликтов. 1 Гумилев Л. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 2002. С. 13. После 2000 г., по Гумилеву, Россия вступила в инерционную фазу, в которой пассионарность убывает медленно и постепенно, а субпассионарии живут спокойно, наслаждаясь благами цивилизации. Л. Н. Гумилев никогда не называл себя геополитиком, что при его сложных отношениях с «властями предержащими» было просто невозможно. В то же время Гумилева явно роднит с представителями этой науки его географический и исторический подход, поиск ответов на вопросы появления и исчезновения с лица земли целых наций и народностей, изменений границ их проживания, перестройки картин мира. Не относясь к геополитикам, Гумилев позиционировал себя евразийцем, не только признавая евразийскую концепцию месторазвития, но и применяя ее в своих изысканиях. Он был лично знаком с П. Н, Савицким, приезжал к нему в Прагу, состоял в переписке. Гумилев разделял критический взгляд Савицкого, других евразийцев на западную цивилизацию, и в частности на романо-германский мир, он был последовательным сторонником географического детерминизма. Ученый развивал концепцию русско-монгольской Срединной империи евразийцев, придав ей вид туранского фактора в российском этногенезе. Его историческая работа «От Руси к России» по своей позиции и поставленным задачам весьма напоминает книгу «классического» евразийца Г. В. Вернадского «Начертание русской истории», с которым Л. Гумилев тоже состоял в переписке.
|