А. Г. Дугин
Александр Гельевич Дугин родился в Москве, в семье военнослужащего в 1962 г. После окончания университета работал редактором, главным редактором издательского центра «ЗОН» (1988-1991), альманаха «Милый Ангел» (1990), журнала «Элементы» (1991), автором и ведущим радиопрограмм FINIS MUNDI (1996-1997), «Геополитическое обозрение» (1997-1999), В настоящее время А. Г. Дугин — преподаватель философии, кандидат философских наук. Читает курсы философии, философии политики и геополитики в московском Новом университете, а с 1998 г. является его ректором. Автор тринадцати крупных работ, во многих из которых присутствует геополитическая проблематика, в их числе «Основы геополитики» (1997) — первый российский учебник геополитики, «Консервативная революция» (1994), «Мистерии Евразии» (1996), «Наш путь» (1999), «Мыслить пространством» (2000), «Основы евразийства» (2002). Некоторые его книги изданы в европейских странах: (в Великобритании, Италии, Испании). Постоянно публикует статьи в таких изданиях, как «Известия», «Российская газета», «Литературная газета», «Россия», «Независимая газета», «Евразийское обозрение», «Консерватор» и др. Антизападник, антилиберал, консерватор, правый националист, Дугин в 1990-е гг. неизменно находился в оппозиции правящему режиму. В последние годы избегает крайностей, позиционируется центристом и сторонником президента. С 1998 г. занимает должность советника председателя Государственной думы. А. Г. Дугин основал идейное течение неоевразийства, создав на его основе политическое движение, а затем и политическую партию «Евразия» (2002), которая в настоящее время не имеет большого политического веса и не входит в число думских партий. Большое значение А. Г. Дугин придает развитию неоевразийской теории. Он объясняет ее появление в 1980-х гг. кризисом коммунистической идеологии и советской политической системы, необходимостью дать альтернативу увлечению западными моделями социально-политического устройства общества1. Таким образом, неоевразийство выросло и развивается на антизападнической, антиевропейской и антилибералыюй парадигме. Оно является наследником и продолжателем традиций евразийства 1920-х гг., его главным социально-философским методом является цивилизационный подход. В своих исследованиях Дугин ссылается на представителей германской консервативной революции О. Шпенглера, В. Зомбарта, К. Шмитта, Э. Юнгера, Ф. Юнгера, Э. Никита, европейского традиционализма Р. Генона, Ю. Эволу, Т. Буркхарта, Ф. Шуона, на современных «новых левых», критиков западного капитализма Ж.-П. Сартра, Г. Дебора, М. Фуко, Ж. Делеза и современных «новых правых», таких как А. де Бенуа, Р. Стойкерс и др.2 Все эти западные течения объединяет радикализм, причем критика западного общества с «левой», социальной и интернациональной точки зрения при этом накладывается на критику с «правых», цивилизационных и националистических позиций. 1 Основы евразийства. М., 2002. С. 85-87. 2 Там же. С. 95-96. Общим знаменателем всех этих теорий и направлений является критика либеральной политической философии и рыночного капитализма, попытка найти альтернативу доминирующим тенденциям окружающей действительности, направить поток событий в иную сторону. Дугин постоянно озадачен поиском «третьего пути», т. е. пути между капитализмом и коммунизмом. Для этого надо найти не только привлекательную идеологию, но и мощную общественную силу. Такая сила может опираться только на неисчерпаемые ресурсы и огромное геополитическое пространство, противостоящее морским, торговым, либеральным державам. В этом А. Г. Дугин согласен со своими европейскими единомышленниками, далее создавая философию неоевразийства на базе собственных мировоззренческих установок. Важный акцент социально-философской концепции неоевразийства в отличие от евразийской критики Европы и романо-германской культуры — сосредоточение на критике англосаксонского мира, и в частности на критике США. В духе немецкой консервативной революции и европейских «иовых правых» Запад подразделяется па агрессивных, экспансионистски настроенных «атлантистов» (США и Великобритания) и нейтральную, способную к сотрудничеству континентальную (романо-германского) Европу. Поэтому термин «романо-германский мир», означавший в классическом евразийстве агрессивный, антиевразийский Запад, в неоевразийстве не употребляется. Достаточно много внимания неоевразийцы уделяют развитию концепции «месторазвитие», которая ведет за собой признание туранского фактора в российской истории и вообще подход с позиций географического детерминизма. Это роднит их не только с русскими евразийцами-классиками, но и со всеми европейскими геополитиками, и в первую очередь с немецкими. Вторая сходная черта неоевразийцев и немецких геополитиков классического периода — гипертрофирование роли государства в истории нации. По сути, такие понятия, как «народ», «нация», «государство» становятся синонимами. Неоевразийцы провозглашают себя также и наследниками неославянофилов. Но в отличие от последних ведущим этносом в противостоянии с «атлаптизмом», носителем мессианской идеи провозглашается не славянское единство, не тем более западные славяне, носители «про-фанного» начала, а великороссы, носители «сакральной структуры» народов Востока и третьего мира. «Диалектика национальной истории доводится до окончательной "догматической" формулы, с вклю чением историософской парадигмы "национал-большевизма" (Н. Уст-рялов) и его осмысления (М. Агурский)»1. 1 Основы евразийства. С. 97. Политическая платформа евразийского движения, как понимает ее Дугин, включает следующие понятия: - идеократия, понимаемая как обязанность каждого гражданина и государства в целом служить высшей духовной цели. «Высшей духовной целью», «идеей-правительницей», т. е. единственной идеологией, которая будет носить государственный характер, должно стать евразийство; - евразийский отбор, который вытекает из особых «ландшафтных условий» Евразии и требует особой этики, включающей такие качества, как: коллективная ответственность, бескорыстие, взаимопомощь, аскетизм, воля, выносливость, беспрекословное подчинение начальству. Только эти качества помогут евразийцам обеспечить контроль и завершить освоение евразийского пространства; - демотия (в отличие от западной, греко-английской демократии, сложившейся в других условиях) должна не копировать нормы либеральной демократии, что «невозможно и вредно», а идти путем соучастия во власти через систему земских советов, уездных и национальных представительств, общинного самоуправления и крестьянского «мира». Демотия не исключает иерархии, она сочетается с «евразийским авторитаризмом». Политическая платформа неоевразийства формируется в иных условиях и, опираясь на принципы евразийства, несет на себе определенные отличия. Дугин так формулирует основные политические постулаты неоевразийцев: - тезис «евразийский отбор» дополняется элитистскими идеями В. Парето и европейских традиционалистов, исследователей кастовых систем (Р. Генон, Ю. Эвола, Л. Дюмон), «некоторыми ницшеанскими мотивами», а также православным толкованием власти и гумилевской теорией пассионарности; - тезис «демотия» пополняется идеями «органической демократии» от Ж.-Ж. Руссо до К. Шмитта, А. де Бенуа, А. Мюллера ван ден Брука. С точки зрения неоевразийства термин «демотия» означает «соучастие народа в своей собственной судьбе»; - тезис «идеократия» «фундаментализируется апелляциями к идеям "консервативной революции", "третьего пути", учитывается полный опыт "советской", израильской, исламской, "фашистской" идеократий...» Кроме развития идей классических евразийцев Дугиным добавляются следующие «концептуальные моменты»: - философия традиционализма (Р. Генон, Ю, Эвола, Т. Буркхарт, А. Корбен), идея системного кризиса, радикального упадка современного мира, противопоставление его как негативной категории позитивной категории «мира традиции»; - интерпретация современной рациональной культуры через дорациональные сакральные структуры (архаические ритуалы, мифы, древние верования), которые лежат в основе не только массового, но и элитарных сознания и поведения; - стремление на основе лингвистических, эпиграфических (руно-логия), фольклорных и иных памятников воссоздать общие черты изначальной картины сакрального мировоззрения народов Евразии, поиск общих корней, общей «пространственно-временной матрицы»; - учет разбития геополитических идей на Западе (Маккиндер, Хаус-хофер, Лохаузен, Спикмен, Бжезинский, Тириар, Шмитт) в духе противостояния Суши и Моря, Востока и Запада, противостояния атлантизму и глобализму; - поиск глобальной альтернативы мондиализму и глобализму; - освоение критической мысли «новых левых» (М. Фуко, Ж. Делез, А. Арто, Г. Дебор), современных анархистов и неомарксистов, а также национал-большевистских идей ранних евразийцев (Сувчинский, Карсавин, Эфрон), поиск взаимопонимания с «левым» крылом антиглобализма; - автаркическая экономика «третьего пути» в духе теории Ф. Листа, новое «евразийское» прочтение Кейнса1. Геополитика, разработке которой в 1990-х Дугин уделял так много внимания, в настоящее время отошла на второй план, главное место в его современном творчестве занимает разработка идеологии неоевразийства, евразийская геополитика видится им сегодня как составная часть евразийской идеологии. В развитии геополитической теории Дугин от классической традиции пошел не к современному видению мира, а к доклассическому, к предыстории геополитической мысли. 1 Основы евразийства. С. 82-84, 98-100. Он вернулся на позиции предтеч геополитики, таких как Геродот, Фукидид, Страбон, Монтескье, Руссо, а также современных консервативных геополитиков типа К. Шмитта, для которых противостояние Суши и Моря носит символический, традиционный и неизменный характер. Они не хотят видеть колоссальных изменений, вносимых научно-техническим прогрессом, изменений, касающихся в том числе взаимоотношений человека и природы. Делить мир на сушу и море, видеть двухмерную геополитическую картину мира, состоящую только из друзей и врагов, Запада и Востока, глобалистов и антиглобалистов, — это значит отрицать очевидные географические, физические, социологические, политологические истины.
|