Студопедия — Континентальные основы русской геополитики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Континентальные основы русской геополитики






Идея континентальности в русской школе геополитики была развита евразийцами. Их вклад в разработку русской геополитики трудно пе­реоценить. Именно евразийцы первыми в России начали употреблять термин «геополитика», ввели в научный оборот в русской обществен­ной мысли основные геополитические категории, предложили собст­венную оригинальную геополитическую модель мира, обозначив на­циональные геополитические задачи и приоритеты. Можно, смело утверждать, что в основе своей евразийская доктрина — геополитиче­ская, поскольку она основана на базовом геополитическом принципе «географии как судьбы». Одна из главных заслуг евразийцев состоит в том, что они создали геополитический проект русского будущего как будущего континента Евразии.

Известно, что среди евразийцев было много видных национальных мыслителей: лингвист Н.С. Трубецкой (1890—1938), историк Г.В. Вер­надский (1887—1973), богословы Г.В. Флоровский (1893—1979) и А.В. Карташев (1875-1960), философ Л.П. Карсавин (1882-1952). Но подлинным идеологом евразийства и выдающимся русским геополити­ком начала XX в. по праву считают П.Н. Савицкого (1895—1968).

Судьба этого человека глубоко трагична, как трагична и судьба са­мого евразийства в русской истории. Он родился в дворянской семье на Черниговщине, образование получил в Петроградском политехни­ческом институте по специальности экономическая география. Са­вицкий знал несколько иностранных языков, интересовался теорией международных отношений, благодаря чему сразу после окончания института получил должность секретаря-посланника в Русской мис­сии в Норвегии. По политическим взглядам он первоначально при­мыкал к партии кадетов, считая своими учителями П.Б. Струве и В.И Вернадского. После Октябрьской революции, которую Савицкий не принял, он становится на сторону белых, занимает должность первого помощника-секретаря Струве, министра иностранных дел в правительстве Врангеля.

 


Разгром Белой армии заставляет Савицкого эмигрировать в Прагу, где он знакомится с Н.С. Трубецким. В то время вся белая эмиграция с большим интересом читала книгу Трубецкого «Европа и человечество», которая послужила своеобразным интеллектуальным толчком для дви­жения евразийцев. Савицкий принял книгу с восторгом и предложил автору учредить новое идеологическое движение на основе тех идей, которые Трубецкой развивал в своей книге. Вскоре выходит в свет пер­вый евразийский сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и сверше­ния» (София, 1921), через год появляется второй сборник — «На путях. Утверждение евразийцев» (1922). Одновременно издаются «Евразий­ские хроники», отдельные номера «Евразийского временника».

Известно, что идеи евразийцев получили широкий резонанс в среде русской интеллектуальной элиты того времени. На евразийские сбор­ники откликаются многие крупные общественные деятели, среди кото­рых Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, П.Н. Милюков, И.А. Ильин и др. Но в середине 1920-х гг. евразийское движение постепенно раскалывается и начинает затухать. В 1926 г. в Париже выходит в свет газета «Евра­зия», вокруг которой формируется откровенно просоветское, пробольшевистское левое крыло евразийцев (Парижский кружок). Одновременно обособляется, все более тяготея к консервативным по­зициям, Пражский кружок, объединяющий основателей евразийцев: П.Н. Савицкого, А.В. Карташева, Н.А. Алексеева. Из движения вы­ходят Г.В. Флоровский и П. Бицилли, выбрав более спокойный путь историко-архивной работы. В середине 1930-х гг. евразийское движе­ние практически совсем затухает: правые евразийцы углубляются в изучение "узкоспециальных областей науки (экономики, географии, истории, геополитики), левые — становятся проводниками больше­вистских идей Москвы, отрекаются от оригинальности первоначаль­ного замысла движения.

Савицкий переживал раскол глубоко, как личную драму. В 1945 г., после взятия Праги советскими войсками, его арестовывают за антисо­ветскую деятельность. Десять долгих лет он проводит в лагерях, где зна­комится с талантливым историком Л.Н. Гумилевым. Идеи Савицкого оказывают огромное воздействие на молодого ученого: он заражается интересом к Евразии, Турану, постепенно создавая собственную тео­рию этногенеза, на которой лежит явный отблеск евразийских идей.

В 1956 г. Савицкого реабилитируют, он выходит на свободу и воз­вращается в Прагу к своей семье. Вскоре в эмигрантской прессе под псевдонимом Востоков появляются тексты, описывающие его пребы­вание в советских лагерях.


В 1961 г. он снова попадает в заключение, но активное вмешательство известного философа Б. Рассела способ­ствует быстрому освобождению ученого. Однако силы «великого ев­разийца» были уже на исходе. Гонимый властью, усталый, всеми за­бытый, он умирает в Праге в 1968 г.

Идеи Савицкого остались жить в науке: благодаря Гумилеву в Рос­сии в евразийские исследования включились многие русские интел­лектуалы — историки, философы, географы, геополитики. И сегодня, в начале XXI в., мы все яснее осознаем огромный творческий вклад этого ученого в разработку русской школы геополитики.

Несомненно, евразийцы были представителями нового начала в мышлении, им удалось выработать новое отношение к коренным, оп­ределяющим жизнь проблемам геополитики. Название «евразий­цы» — «географического» происхождения. Дело в том, что в основном массиве земель Старого Света, где прежняя география различала два материка — Европу и Азию, они стали различать третий, срединный материк — Евразию, что и дало имя самому движению.

В рамках евразийской концепции, в географическом смысле поня­тие Европы как совокупности западного и восточного европейских ареалов бессодержательно. Существует реальное географическое про­тиворечие: на западе, в смысле географических очертаний, — богатей­шее развитие побережий, истончение континента в полуострова, ост­рова, климат приморский, с небольшими колебаниями между зимой и летом; на востоке — сплошной материковый массив, климат резко континентальный, суровая зима и жаркое лето1.

Евразийцы различали в основном массиве земель Старого Света не два, а три материка, и это не было их научным открытием. Такая идея высказывалась русскими географами и раньше. Сами евразийцы в своих работах ссылались на труды профессора В.И. Ламанского 1880—1890-х гг.2 Но евразийцы обострили формулировку, они дали имя вновь увиденному материку — континент Евразия.

Этот вывод имел не только географическое, но и культурно-исто­рическое и геополитическое значения. Россия занимает основное пространство земель Евразии. И если предположить, что земли ее не распадаются между двумя материками, а составляют некий самостоя­тельный географический мир, то это детерминирует целый ряд принципиальных выводов.

1См.: Савицкий П.Н. Утверждение евразийцев//Континент Евразия. М., 1997. С.81—82.

2См.: Там же. С. 82.


Ключевое значение имеет положение о том, что Россия может полноправно претендовать на особый тип цивилизации и культуры. Название «Евразия» приобретает смысл сжатой культурно-историче­ской и геополитической характеристики: существует особый тип ев­разийской культуры, евразийской идентичности, евразийской поли­тики и геополитики. Оно указывает, что в социокультурное бытие России вошли в соизмеримых между собой долях, перемежаясь и сплавляясь воедино, элементы культур Востока, Запада и Юга, создав особое синтетическое, евразийское геополитическое видение мира.

Культура Юга в этих процессах явлена преимущественно образах византийской цивилизации и политики, их влияние на Россию было длительным и основополагающим, особенно в X—XIII вв. Восток выступает у евразийцев в облике «степной» цивилизации, монголо-татарской государственности Чингисхана и его преемников, что сыг­рало ведущую роль с XIII по XV в., обозначив контуры особого «кон­тинентального» геополитического видения. Европейское влияние началось с эпохи Петра I, прорубившего «окно в Европу», дав простор «океаническим влияниям» в русской геополитической картине мира, и постепенно шло на убыль в течение всего XX в. Именно так проис­ходило «напластование» (в терминологии Савицкого) на русской поч­ве культурных слоев и геополитических интуиции, что усилило «евра­зийское» качество русской культуры и геополитики1.

В своих социокультурных и цивилизационных интуициях евразий­цы имеют еще больше предшественников, чем в своих географических определениях. Это прежде всего К.Н. Леонтьев, НА. Хомяков и др. — мыслители славянофильского направления, а также Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский как философы-публицисты. В более широком смысле к этой же традиции следует причислить ряд произведений ста­рорусской письменности, наиболее древние из которых относятся к концу XV и началу XVI в. (знаменитые послания старца Филофея, где получило начало обоснование концепции «Москва — Третий Рим»). В тот период падение Царьграда (1453) обострило в русских сознание их роли как защитников православия и продолжателей византийско­го культурного наследия, и в России родились идеи, которые могут рассматриваться как предтечи евразийских.

Однако предшественники евразийцев только на первый взгляд по­давляют их величием своих исторических фигур. Во многих отноше­ниях именно евразийцы дали наиболее цельные определения и кон­цепции, далеко опередив по глубине теоретических выводов своих выдающихся предшественников.

1 См.: Там же. С. 83.


Славянофилы, например, уповали на славянство как на то начало, которым определяется культурно-историческое и политическое своеобразие России, тем самым пытаясь опереться на трудно защитимые позиции. Между отдельными славян­скими народами, безусловно, есть культурно-историческая — и более всего языковая — связь. Но для выяснения культурного и геополити­ческого своеобразия понятие «славянство» дает немного.

Очевидно, что геополитическое своеобразие России явно не может определяться ни исключительно, ни даже преимущественно ее при­надлежностью к «славянскому миру». Чувствуя это, славянофилы мысленно обращались к Византии. Но, подчеркивая значение связей России с Византией, славянофильство не дало и не могло дать форму­лу, которая сколько-нибудь полно выразила бы характер русской идеи и запечатлела одноприродность последней с византийской культур­ной преемственностью.

Особое значение имеет то, что именно евразийство дало такую формулу: источником культурно-исторического и геополитического своеобразия является неразрывная слитность в русской культуре «евро­пейских» и «азиатско-азийских» элементов. Причем для евразийцев эта связь выступает как одна из сильных сторон русской культуры, осо­бенно в геополитическом плане.

Геополитическое кредо евразийцев1 предельно точно сформули­ровал Савицкий: «Евразия цельна». И если Евразия цельна, то нет России «Европейской» и «Азиатской», ибо земли, обычно так име­нуемые, суть одинаково евразийские земли. Этой части света евра­зийцы дали еще одно имя — «Ойкумена», что в переводе с греческо­го означает «вселенная». Русская Ойкумена — это тот материковый, массив, на котором развертывалась и развертывается русская исто­рия, основной континентальный массив Старого Света, который в то же время есть и «Монголосфера», область, в свое время объединен­ная монгольской державой (по территориальному протяжению вели­чайшей державой, известной истории)2. Геополитика России новых веков родилась в лоне державы и стала наследницей монгольской. Если, рассматривая идейные истоки русской государственности, уместно говорить о византийском наследстве, то применительно к геополитике следует говорить о монгольском наследстве, подчерки­вали евразийцы.

1 См.: Савицкий П.Н. Географический обзор России-Евразии//Континент Евразия.

М., 1997. С. 279.

2 Там же. С. 281.


Известно, что к областям, составляющим геополитическую сферу Византии, русское государство приблизилось уже к концу XVIII в. (Крым, соответствующие части Кавказа). Но и тогда области эти яв­лялись периферийными для России, как в свое время были перифе­рийными для Евразии. Эта периферийность останется в силе и в том случае, если окажутся вовлеченными в государственную орбиту Рос­сии-Евразии бывшие основные средоточия Византийской империи. Для геополитического бытия России-Евразии, отмечал Савицкий, географическая сфера Византии есть сторонняя сфера.

Напротив, в геополитическую сферу монгольской державы Россия-Евразия погружена в исключительной степени, и именно здесь необхо­димо искать истоки геополитического единства Евразии. По мнению Са­вицкого, геополитическая плоть России-Евразии в значительной мере есть географическая плоть монгольской державы: «Без «татарщины» не было бы России»1, не было бы великой единой Российской империи.

Савицкий указывал и на географические истоки евразийского единства. По его мнению, Евразия как географический мир как бы «предсоздана» для образования единого государства — государства России-Евразии. Он вводит в русскую школу геополитики понятие «месторазвитие», чтобы еще убедительней подчеркнуть целостность евразийского мира. Месторазвитие — это взаимное приспособление живых существ друг к другу в тесной связи с внешними географическими условиями, что создает особую гармонию и устойчивость среды1.

В концепции месторазвития социально-историческая среда и ее территория должны сливаться в единое целое, в географический инди­видуум или ландшафт. Речь идет об особом синтезе, умении смотреть сразу на социально-историческую среду и занятую ею территорию. Ев­разийцы неизменно подчеркивали, что Россия-Евразия есть цельное месторазвитие, географический индивидуум — одновременно истори­ческий, этнический, географический, хозяйственный ландшафт.

Определенный вклад в разработку концепции месторазвития внес и Г.В. Вернадский. Он писал: «Под месторазвитием человеческих об­ществ мы понимаем определенную географическую среду, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общежития, раз­вивающиеся в этой среде»3. Социально-историческая среда и геогра­фическая обстановка в место развитии сливаются в некое единое це­лое, взаимно влияя друг на друга.

1 Савицкий П.Н. Степь и оседлость // Континент Евразия. М., 1997. С. 332.

2 См.: Савицкий П.Н. Географический обзор России-Евразии // Континент Евра­зия. С. 283.

3 Вернадский Г.В. Начертание русской истории. М., 1927. С. 21.


Вернадский обратил внимание, что в русской истории можно на­блюдать различные типы больших и малых месторазвитий. Цельным месторазвитием явилась каспийско-черноморская степь, далее реч­ные области — объединение леса и степи (Днепровско-Киевская, Волжске-Болгарская). Большим месторазвитием является вся Евра­зия как цельный географический мир. Именно в рамках этого мира образовались такие крупные империи, как скифская, гуннская и мон­гольская, а позже Российская империя.

Интересно, что в процессе образования Российской империи рус­ские не только воспользовались географическими предпосылками ев­разийского месторазвития, но и в значительной степени создали «свою Евразию» как единое целое, приспособив к себе ее географические, хозяйственные и этнические условия. Поэтому история распро­странения русского государства есть в значительной степени история приспособления русского народа к своему месторазвитию — Евразии, а также и приспособление всего пространства Евразии к хозяйствен­но-историческим нуждам русского народа1.

С помощью категории «месторазвитие» евразийцы обозначили важные точки пересечения геополитики и историософии. Савицкий обратил внимание на тесную взаимосвязь понятий «культурно-исто­рический тип», или «цивилизация», у Н.Я. Данилевского и концеп­цией месторазвития в геополитике. Каждой цивилизации как особому социокультурному организму в сфере геополитики соответствует осо­бое месторазвитие — вот вывод Савицкого, который также можно от­нести к числу его открытий.

Особенно важно, что для «великого евразийца» введение кате­гории «месторазвитие» не означало проповеди «географического материализма». Он подчеркивал, что это понятие вполне сочетает­ся с признанием множественности форм человеческой истории и жизни и выделением, наряду с географическим, самобытного и ни к чему другому не сводимого духовного начала жизни: «Сторона явлений, рассматриваемая в понятии «месторазвитие», есть одна из сторон, а не единственная их сторона; намечаемая концепция, по замыслу, заданиям и пределам, есть одна из возможных, а не единственная концепция сущего. Живым ощущением материаль­ного не ослабляется, но усиливается живое чувствование духовных принципов жизни»2.

1См.: Там же.

2 Савицкий П.Н. Географический обзор России-Евразии // Континент Евразия. С. 292.


В принципе евразийцев единство Евразииэто единство матери­альных и духовных начал, географических и социокультурных сопряже­ний. География в этой концепции как бы создает материальные пред­посылки для особого развития духовных синтезов. В этом одно из важнейших открытий русской школы геополитики, значение которо­го нам еще предстоит осознать в полной мере.

Особенно полно в концепции Савицкого представлена неразрывная связь географии и культуры. Он подчеркивал, что русский мир обладает предельно прозрачной географической структурой. Это мир «периодической и в то же время симметрической системы зон», которые распо­ложены «флагоподобно». Этим последним обозначением Савицкий указывал на то, что при на нанесении на карту зоны напоминали очер­тания подразделенного на горизонтальные полосы флага. В направле­нии с юга на север здесь сменяют друг друга пустыня, степь, лес и тунд­ра. Каждая из этих зон образует сплошную широтную полосу.

В рамках этой структуры Урал вовсе не играет той разделяющей роли, которую ему приписывала прежняя географическая «вампука». Урал благодаря своим географическим особенностям не только не разъединяет, а, наоборот, связывает Доуральскую и Зауральскую Рос­сию, лишний раз доказывая, что в совокупности географически обе они составляют один нераздельный континент Евразии. Тундра как горизонтальная зона залегает и к западу и к востоку от Урала. Лес про­стирается по одну и другую его стороны. Аналогично обстоит дело от­носительно степи и пустыни. Евразийское пространство едино. При­рода евразийского мира минимально благоприятна для разного рода «сепаратизмов» — политических, культурных или экономических.

Евразийский ландшафт — бесконечные равнины, широко выкро­енная сфера «флагоподобного» расположения зон приучает к широте горизонта,, к размаху геополитических комбинаций. Недаром в про­сторах Евразии рождались такие великие политические объедини­тельные попытки, как скифская, гуннская, монгольская. Недаром над Евразией веет дух своеобразного «братства народов», имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов разных рас — от германской (крымские готы) и славянской до тунгусско-маньчжурской, через звенья финских, турецких, монгольских на­родов. Это «братство народов» выражается в том, что здесь нет проти­вопоставления «высших» и «низших» рас, взаимные притяжения сильнее, чем отталкивания, легко просыпается «воля к общему делу».

Традиции евразийского единения органично восприняла Россия в своем политическом и геополитическом историческом творчестве. Но Савицкий был уверен, что в современную эпоху объединительная миссия России должна осуществляться в новых формах.


Он призывал бесповоротно отказаться от прежних методов насилия и войны: «В со­временный период дело идет о путях культурного творчества, о вдох­новении, озарении, сотрудничестве»1. По существу, он говорит здесь о том, что Россия должна попытаться в сфере геополитики испробовать новые формы социокультурного творчества для достижения объедини­тельной миссии, что было смелой новаторской идеей, до конца не оце­ненной ни его современниками, ни потомками. При этом Савицкий неустанно подчеркивал определяющее значение самой идеи единства Евразии в мировой геополитике, в общей геополитической картине мира. Он был убежден: если устранить этот евразийский центр, то все его остальные части, вся эта система материковых окраин (Европа, Передняя Азия, Иран, Индия, Индокитай, Китай, Япония) превра­щается как бы в «рассыпанную храмину»2. Этот мир, лежащий к вос­току от границ Европы и к северу от «классической Азии», есть то зве­но, которое соединяет в единство их всех.

С этой точки зрения Россия имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться «срединным государством». Связующая и объединяю­щая роль «срединного мира» играет огромную роль в мировой геополи­тике. В течение ряда тысячелетий геополитическое преобладание в ев­разийском мире принадлежало кочевникам. Заняв все пространство от пределов Европы до пределов Китая, соприкасаясь одновременно с Пе­
редней Азией, Ираном и Индией, кочевники служили посредниками между разрозненными пространствами оседлых культур. Известно, на­пример, что взаимодействия между Ираном и Китаем никогда в исто­
рии не были столь тесными, как в эпоху монгольского владычества (XII—XIV в.). А за 13—14 веков перед этим исключительно в кочевном Тевразийском мире пересекались лучи эллинской и китайской цивилиза­ций, как показали новейшие раскопки в Монголии.

Исторические факты и свидетельства позволили Савицкому сде-i дать еще один важный геополитический вывод: русский мир силой неустранимых фактов призван к объединяющей роли в пределах Старого Света. Только в той мере, в какой Россия-Евразия выполнит это свое призвание, вся совокупность разнообразных культур Старого матери­ка может превращаться и превращается в органическое целое, стирая различия между Востоком и Западом3.

1 Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства // Конти­нент Евразия. С. 302.

2 Там же. С. 296.

3 Там же. С. 297-298.


Именно в лице русской культуры евразийцы видели объединитель­ную и примирительную историческую силу. Они подчеркивали, что разрешить свою задачу Россия-Евразия сможет только во взаимодей­ствии с культурами всех окружающих народов. В этом плане культуры Востока для нее также важны, как и культуры Запада. Особенность рус­ской геополитики — в обращенности одновременно к Востоку и к Западу.. Для России — это два равноправных ее фронта, западный и юго-вос­точный: «Поле зрения, охватывающее в одинаковой и полной степени весь Старый Свет, может и должно быть русским, по преимуществу, полем зрения»1.

Савицкому принадлежит интересная и оригинальная попытка ос­мыслить геополитическую модель мира с позиций континентального мышления. Обычно, говоря о континентальной школе в геополитике, ссылаются на немецких исследователей, в особенности на К. Хаусхофера, которому принадлежит идея создания «континентального блока» по оси Берлин—Москва—Токио. Однако концепция Савицкого, которая менее известна, теоретически обоснована гораздо интереснее и убеди­тельнее, чем концепция немецких континенталистов.

Прежде всего он значительно глубже продвигается в осмыслении традиционного противостояния двух типов цивилизаций в мировой геополитике: цивилизаций Моря и Континента. Западная геополити­ческая школа, констатируя это противостояние, подчеркивает его географическую предопределенность. Морские цивилизации тради­ционно связаны с островным или береговым типом существования, мореходством и торговым строем, республиканско-демократическими режимами (Афины, Карфаген, Португалия, США, Великобрита­ния). Континентальные цивилизации, напротив, удалены от теплых незамерзающих морей, удобных для судоходства, связаны с сухопут­ным типом существования и авторитарными системами правления (Спарта, Рим, Византия, Россия). Между Континентом и Морем рас­положены береговые зоны — римленд, за контроль над которыми ве­дется борьба.

Савицкий раскрыл глубинные противоречия континентального и морского типов существования, а также их стратегии, обращенные в будущее. Он обратил особое внимание на то, что фактором организа­ции и сплочения морских цивилизаций в современную эпоху становит­ся единый мировой рынок. Благодаря дешевизне и удобству морских коммуникаций страны Моря могут быстро воспользоваться всеми пре­имуществами, мирового рынка при минимальных затратах на перевозку товаров.

1 Там же. С. 297.


Напротив, для стран Континента включение в мировой ры­ночный обмен связано с огромными транспортными издержками — де­лая основную ставку на интенсивное вхождение в мировой обмен, они моментально становятся «задворками мирового хозяйства».

Если единый мировой рынок сплачивает морской блок, давая ему мощную экономическую основу, то одновременно он отбрасы­вает континентальный мир на периферию мировой экономической и геополитической системы, обрекая его на вечное «догоняющее развитие».

В своей работе «Континент-океан» (1921) Савицкий приводит конкретные цифры: в расчете на одинаковые расстояния германский железнодорожный тариф перед войной был приблизительно в 50 раз выше океанского фрахта. И даже русские ставки на железных дорогах (которые традиционно ниже себестоимости) в 7—10 раз превосходи­ли стоимость морского транспорта1. Добавим, что и сегодня разница в морских и железнодорожных тарифах остается весьма существен­ной, причем тенденция удорожания электричества, угля, мазута и бензина сохраняется. Современный энергетический кризис делает проблему, обозначенную Савицким, особенно острой, его мысли зву­чат сегодня для России необыкновенно актуально.

Известно, что Россия, даже в перспективе широкого великодер­жавного расширения, нигде, кроме побережий отдаленной Камчатки, не выходит и не имеет шансов выйти к берегам «открытого» моря в точном географическом смысле этого слова, т.е. водного бассейна, принимающего участие в гидрографической циркуляции Мирового океана. Даже Северный Ледовитый океан из-за полосы небольших глубин (менее 600 м), простирающейся между Гренландией, Исланди­ей и Шотландией (так называемый «порог Томсона»), исключен из общей океанической циркуляции. Все моря России-Евразии являют­ся морями замкнутыми, континентальными, «средиземными», в большинстве случаев замерзающими на шесть и более месяцев. На юге в виде крайнего предела мыслимого русского расширения высту­пают Средиземное море и Персидский залив, оба — континентальные бассейны. Савицкий напряженно размышлял над тем, как устранить невы­годные последствия континентальности. Он полагал, что путь такого устранения — в расторжении в пределах континентального мира полно­ты господства принципа океанического мирового хозяйства и в созида­нии хозяйственного взаимодополнения отдельных, пространственно соприкасающихся друг с другом областей континентального мира, в их раз­витии, обусловленном взаимной связью.

 

' Савицкий П.Н. Континент-океан // Континент Евразия. С. 399.


Аргументы Савицкого весьма убедительны: если континентальная страна при сбыте того или иного товара на мировом рынке получает за вычетом стоимости перевозки минимальную выручку, то нельзя ли с большей выгодой продать этот товар, не отправляя его на мировой рынок, где-нибудь по соседству?

Ему удалось разработать и сформулировать важные закономерно­сти внутриконтинентальных притяжений, на которые до сих пор не обратили должного внимания ни отечественные, ни зарубежные гео­политики. Внутриконтинентальные притяжения с необходимостью вступают в силу в тех случаях, когда существует расчет для внутри-континентального производителя и потребителя произвести обмен (не только экономический!) друг с другом без посредства мирового рынка1. Вот формула этого закона:

Z<X+A+B+Y,

где Z— стоимость провоза единицы товара от континентального про­изводителя к внутриконтинентальному потребителю;

(X + А) — стоимость перевозки того же товара через мировой ры­нок (X — стоимость сухопутной перевозки до порта, А — стоимость морского транспорта);

(В + Y) — стоимость ввоза продуктов мирового рынка на конти­нент (В — стоимость морского транспорта, Y— стоимость сухопутной перевозки от порта к потребителю).

Опираясь на эту формулу, легко понять, что Уральскому горнопро­мышленному району будет плохо, если ему долгое время придется по­лучать мясо не из Уфимской и Пермской областей, а из Новой Зелан­дии и Аргентины. Как оценить с этой точки зрения современные поставки.«яожек Буша» из США самолетами во все уголки необъят­ной России при одновременном сокращении производства куриного мяса внутри страны?

Внутриконтинентальные притяжения приобретают особое значе­ние в двух случаях:

1)если сфера соприкасающихся континентальных областей имеет наибольшее пространственное протяжение;

2)если эти области являют наибольшее разнообразие экономиче­ской и культурной природы3.

1 Там же. С. 406-407.

2 Там же. С. 409-410.
3Там же. С. 411-412.

 

 

Важно отметить, что факторы первого рода расширяют простран­ственную зону, в пределах которой действенны внутриконтинентальные притяжения, тогда как факторы второго рода умножают число хо­зяйственных и культурных благ. Именно поэтому стратегические партнеры России — Китай, Монголия, Иран. При этом внутриконтинентальная сфера имеет свойство втягивать в специфический внутриконтинентальный обмен не только области, удаленные от океана или моря, но и те приморские районы, которые лежат между ними и мо­рем. Эти приморские районы находятся на пути внутриконтинентальных продуктов к мировому рынку; районы эти ближе к внутриконтинентальным странам, чем мировой рынок.

Используя свою близость к континентальным производителям, приморские районы могут, пользуясь разницей (определяемой стои­мостью провоза) между ценой мирового рынка и ценой данного кон­тинентального «медвежьего угла», получить товар дешевле, чем если бы они привезли его для себя с мирового рынка. Береговые страны также являются производителями товаров, и им целесообразнее сбы­вать свои товары преимущественно континентальным потребителям, поскольку им они обойдутся несравненно дешевле, чем аналогичные товары, привезенные с мирового рынка. Следовательно, эти примор­ские земли, являющиеся одновременно и потребителями дешевых континентальных товаров, и поставщиками дешевых приморских то­варов на Континент, могут быть прочно втянуты в орбиту континен­тального притяжения1.

Геополитическое значение этих выводов трудно переоценить. Мы уже отмечали выше, что между странами Моря и Континента непре­рывно ведется борьба за влияние на римленд. В своей работе «Конти­нент-океан» Савицкий обосновывает важные экономические законо­мерности включения римленда в зону влияния континентальной геополитики. Одновременно он показывает, каким образом Россия-Евразия может интенсивно использовать принцип континентального соседства в своей хозяйственной и геополитической стратегии, созда­вая образ некоего хозяйственного и геополитического «самодовления». Государственная политика, направленная на созидание «самодовления», способна, по мнению Савицкого, дополнить и усилить влияние объективных факторов.

Экономические преимущества морских путей, которые соединя­ют Канаду — страну пшеницы, с Австралией —- страной шерсти, с Индией — страной хлопка и риса, в пределах российского мира дает континентальное сопряжениерусских промышленных областей (Московской, Донецкой, Уральской, а в потенции также Алтайско-Семиреченской) с русскими черноземными областями (пшеница!), русскими скотоводческими степями (шерсть!) и «русскими субтро­пиками» — Закавказьем, Туркестаном (хлопок и рис!).

1 См.: Савицкий П.Н.Указ. соч. С. 412.


В этом смысле Савицкий говорит о Континенте-океане: о Континенте, способном соединять, подобно океану, огромные пространства. При этом, не от­рицая необходимости для России искать новые выходы к морям для расширения связей с мировым рынком, он указывает на принципи­альную второстепенность «морского» принципа в построении рос­сийской политики и геополитики: «Какой бы выход в Средиземное море или к Индийскому океану ни нашла бы Россия, морской при­бой не принесет своей пены к Симбирскому «Обрыву». И Симбир­ску, вместе с необозримым кругом других областей и мест России-Евразии, придется все так же ориентироваться не на обретенный выход к «теплому» морю, но на присущую им континентальность...»1 Континентальность — это судьба России, бороться с ней бессмыс­ленно, ее надо понять и полюбить, только тогда мы научимся пользо­ваться всеми ее преимуществами. Вот, по существу, главный вывод, завещанный нам Савицким, «великим евразийцем», великим русским геополитиком.

Идея континентальности в русской школе геополитики имеет ключевое значение. Осознание роли и места России на геополитиче­ской карте мира с позиций континентальности сыграло решающую роль для формирования долгосрочной геополитической стратегии.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 508. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия