Демократия как способ организации жизни общества
Работа Х. Макиндера «Демократические идеалы и реальность» (1919г.). Технология понималась Х. Макиндером в двух аспектах: как изобретательство и технический прогресс, связанный с развитием науки, и как способ организации жизни общества. Центральным понятием его технологической концепции является понятие контроля над природой со стороны человека. Именно под этим углом зрения рассматриваются значение и роль технологии. «Современная реальность, - пишет Х. Макиндер, - в которой человек контролирует природу, без чего демократические идеалы бесполезны, не является целиком результатом развития науки и изобретательства. Больший контроль человека над природой, которым он обладает в настоящее время, не абсолютен, а относителен и условен. Богатство человечества и безопасность человечества основаны на разделении и координации труда и на постоянном ремонте и модернизации сложного предприятия – общества». В этом высказывании Х. Макиндера, определяющим суть его технологической концепции, можно выделить сразу несколько направлений мысли, которые представляются чрезвычайно важными и актуальными и в настоящее время: 1. Основной его идеей была необходимость сохранения демократического общества путем контроля над природой. Такую постановку вопроса можно определить как новаторскую. Она кстати, позволяет дать естественное объяснение демократическому процессу в России: в стране со столь суровым климатом трудно установить контроль над пространством. К 20-годам ХХ столетия человек уже в достаточной мере мог контролировать физическое пространство. Во всяком случае уровень развития если не технологии то науки позволял осуществлять этот контроль. И тем не менее Х. Макиндер ставит эту проблему в центр внимания. Х. Макиндер считал, что вопрос контроля над природой никогда не может считаться окончательно решенным. При любом сбое в работе механизма общества человек опять оказывается в зависимости от сил природы (эпидемии давно забытых болезней; аварии, катастрофы, стихийные бедствия). «Нарушение структуры общества приводит только к одному: оно опять попадает под контроль сил природы». Природные же факторы будут действовать с разной степенью интенсивности в зависимости от того, насколько благоприятна или неблагоприятна данная среда обитания. Из этого следует вывод, что механизм общества должен быть в работе всегда, а перестраиваться должен на ходу. В противном случае общество скатится к революции. «Посмотрите, - пишет Х. Макиндер, - к какому критическому положению привел Россию год кумулятивных революций. Она находится в состоянии паралича, когда мозг еще видит и направляет, но нервы уже не дают сигналы мускулам». 2. По утверждению Х. Макиндера совокупное богатство цивилизованной, даже самой богатой страны можно оценить как равное произведенному национальному продукту за 7 – 8 лет. Значение этого утверждения не в его абсолютной точности, а в практической значимости. 8 лет – максимум! Если после этого эффективность действия общественного механизма не достигнет уровня, необходимого, чтобы опять начать аккумулировать богатство, общество ждут социальные потрясения: - производственные привычки исчезают; - общество становится беднее; - мораль и идеалы отбрасываются; - народ ищет организатора (или диктатора), который восстановит эффективность работы общественного механизма. Общество должно поддерживать свой технологический уровень для того. чтобы не допустить контроля природы над обществом, с одной стороны, и не допустить уменьшения национального богатства, - с другой, ибо и то и другое ведут к одному – к отходу от демократических принципов управления. 3. Важнейшее место в общественном механизме занимает система народного образования.Существует тесная связь между армией, школой и управлением государством. Х. Макиндер посвящает системе германского образования немало страниц и напрямую связывает образовательную систему с геополитическими целями государства. Касаясь проблем формирования германской государственной идеологии в Х1Х в., Макиндер определяет влияние «культургерства» государства, в котором была установлена тесная связь между армией, управлением государством и школой. Введение всеобщей воинской обязанности и всеобщего образования произошли почти одновременно. Как говорил канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк: «Войну с Францией выиграли немецкие учителя». 4. Наука изменяет социальную структуру общества: - Гуманитарные науки вырабатывают механизм управления людьми. На первый план выдвигаются этические нормы управления. Они являются прерогативными для функционирования общества и во внутренних и в межгосударственных делах. Этические нормы должны лежать в основе принципов управления государством, и главный из них - соблюдение прав человека. Другой принцип – принцип социальной дисциплины. Для граждан демократических стран дисциплина становится привычкой, внутренне присущим свойством. Если свобода человека не нарушает эффективности работы общественного механизма, общество остается демократичным. В противном случае демократический экстаз сменяется приходом к власти реальных политиков, организаторов, бюрократов и спецслужб, которые восстановят социальную дисциплину за счет ущемления этических норм и демократических свобод. - Естественные науки и их прикладное использование также вызывают непосредственное изменение в обществе. Не случайно концепция разделения труда Адама Смита появилась одновременно с изобретением универсального парового двигателя Уатта. Каждое новое изменение науки приводит и к соответствующим изменениям в социальной организации. Изобретение двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, самолета шло параллельно с появлением кредитной системы; персонального компьютера – кредитных карточек.
|