Острые психотические реакции с бредовым толкованием окружающего у детей и подростков встречаются исключительно редко. Им обычно предшествуют соматическая астенизация, вынужденная бессонница, личностные особенности с повышенными внушаемостью и самовнушаемостью.
Клиническая картина развивается остро, характеризуется растерянностью, тревогой, двигательной ажитацией. Доминирующими являются аффект страха с бредовым восприятием окружающего, когда все происходящее вокруг принимается больным ребенком как имеющее особое отношение к нему: «все смотрят как-то не так», задним «следят», о нем «говорят», «шепчутся», «делают знаки», имеющие какое-то значение.
Примером может служить следующее наблюдение.
Девочка, 15 лет, интеллектуально несколько отсталая, несамостоятельная, робкая, внушаемая, в течение 3 дней оставалась дома одна, без матери, которая «вдруг исчезла». Нарастали тревога, страх, почти не ела и не спала, все время плакала, никуда не выходила из квартиры. Затем был долгий звонок в дверь, появилась перепуганная соседка и, истерически причитая, сообщила девочке об аресте ее матери. Буквально через 1—2 часа девочка стала растерянной, тоскливой, «объятой страхом», высказывала бредовые идеи отношения: все о ней говорят, над ней смеются, что-то замышляют. В тот же день была стационирована и в течение 2 дней вместе с благополучным разрешением ситуации состояние нормализовалось. Сначала исчезли острые явления, затем подавленность, беспокойство. Появилась критика к своим недавним высказываниям. Выписана была в хорошем состоянии.