Студопедия — Пятая лекция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пятая лекция






Содержание вчерашней лекции крайне важно как для наших дальнейших рассмотрений, так и для понимания кармических связей - вообще, поэтому, разрешите мне сегодня еще раз в главных чертах коротко повторить содержание вчерашней лекции.

Мы исходили из того, что взгляды на лечение и на лекарственные средства, в течение относительно короткого времени в последнем столетии довольно радикально изменились. И мы указали на то, как именно в 16-м, 17-м столетии выработался взгляд, коренившийся в следующем: для всевозможных болезней, обозначенных одним именем, которые могли быть в понятиях разграничены, должны были находиться в мире те или иные средства. Твердо верили, что при применении данного средства, оно оказывало бы влияние на течение болезни. Затем, мы указали на то, что этот взгляд сохранился более или менее и в 19-м веке.

Затем мы поставили рядом совершенно противоположный ему взгляд, выразившийся в нигилизме венской медицинской школы, и получивший свое начало от знаменитого медика Дителя – и распространившийся через Скода и его учеников. Мы охарактеризовали нигилистическое направление следующими словами: оно выразило не только сомнения относительно абсолютной связи между тем или иным лекарственным средством, тем или иным методом лечения и самим заболеванием, но просто не хотело, ничего больше знать об этом. И в душах молодых людей, находившихся под влиянием этой школы, возникло мнение о так называемом "самоисцелении". Сам Скода высказал значительную, для этой школы фразу: "Мы можем диагностировать болезнь, и даже, может быть, - объяснить ее и описать, но средств против нее у нас нет". А исходной точкой для этого направления послужило то, что Дитель смог доказать, что при выжидающем лечении такое заболевание, как воспаление легких протекает так, что оно развивает в течение определенного времени самоисцеляющие силы, при условии создания необходимых условий для этого. И смог доказать статистически, что при выжидающем лечении выздоравливало или умирало столько же людей, как и при лечении, обычно употреблявшимися средствами. В то время выражение "терапевтический нигилизм", был вполне правомерен; существовала абсолютная истина, что врачи этой школы не могли помочь при существовавшем мнении у больных, что должно же было быть средство, выписываемое на рецепте. Больной не отступал от этого мнения, так же как и его окружающие. Средства должны были выписываться, и последователи этой школы обычно помогали себе тем, что выписывали жидкий раствор гуммиарабика, который, по их мнению, обладал совершенно тем же действием, как и применявшиеся раньше средства. Из этого мы увидели, как современный мир научных фактов просто стремится к тому, что мы можем назвать кармической связью в жизни.

Мы должны были теперь ответить на вопрос: как же, собственно, возникает то, что можно назвать "самоисцелением"?

Или лучше: почему оно происходит? И почему в другом случае самоисцеление или вообще исцеление не может наступить? - Если целая школа во главе с медицинскими корифеями могла прийти к понятию самоисцеления и употреблять его, то и тот, кто об этом раздумывал должен был прийти к мысли: "Значит, в процессе заболевания пробуждается нечто, что приводит к преодолению болезни!". И это должно было бы привести дальше к поискам таинственных причин течения болезни. Затем, мы попытались указать на то, как должно было бы искать в развитии человечества кармическую связь в протекании заболевания. Мы показали, что все совершаемое человеком в его обыкновенной жизни -добрые или злые поступки, разумные или безумные действий, его переживания души -правильные и неправильные, - все это не проникает глубоко в подосновы человеческой организации. И мы указали на причину, почему то, что подчиняется в обыкновенной жизни морально и интеллектуально душевному обсуждению, как бы остается на поверхности обыкновенной жизни и не подчиняется закону, который мы могли бы отметить в другом случае: воздействие на глубже лежащие силы человеческой организации. Мы показали, что существует как бы вид препятствия для проникновения неморального в глубокие силы организма. И, так называемая защита против проникновения того, что мы делаем и думаем, в силу нашей организации, заключается в том, что мы сопровождаем наши поступки между рождением и смертью нашими сознательными представлениями. Когда мы сопровождаем поступок или вообще переживание - сознательным представлением. - мы создаем защиту против проникновения результата наших действий в глубину нашего организма.

Затем мы указали на то, какое значение имеют те события, которые уже давно были забыты. Здесь ведь нет возможности ввести их вновь в жизнь сознательных представлений; но о таких переживаниях мы должны были сказать, что они уже определенным образом, - т. к. защитная преграда представлений отсутствует, - проникли вниз в нашу внутреннюю организацию и могли там воздействовать на образующие силы нашего организма. И мы могли указать на формы заболеваний, которые находятся, собственно, больше на поверхности: неврозы, неврастения и т. п. Даже истерические состояния получают здесь освещение. Мы сказали, что причины таких состояний надо искать в забытых, выпавших из комплексов сознания, представлений, опустившихся в них вовнутрь и выступивших затем как некий вкладыш в форме заболевания. Мы указали на то, какое огромное значение имеет отрезок времени, протекающий от рождения и до тою момента, когда человек может вспомнить о своих переживаниях. Мы обратим внимание, что ранее забытое продолжает воздействовать на живой организм, заключив с ним как бы союз с более глубокими силами организма, и затем оказывают влияние на наш организм: - следовательно, комплекс представлений, ряд переживаний должны опуститься в более глубокие подосновы нашего существа, прежде чем начинается вмешательство в нашу организацию. Затем мы указали еще, каким образом происходит это глубокое опускание, когда человек прошел через врата смерти и переживает дальнейшее бытие между смертью и новым рождением. И тогда все переживания превращаются по своим качествам в такие силы, которые теперь действуют организующим образом. И то, что человек переживал и ощущал между смертью и новым рождением, - он принимает в пластические силы, принимающие участие в новом построении тела, когда человек вновь вступает теперь в бытие. Теперь он имеет в своих образующих силах результат того, чем он обладал раньше еще в своей душевной жизни, а может быть, даже в своей жизни сознательных представлений. И теперь мы могли указать, что человек в своей жизни представлений, пропитанных его Я, - колеблется туда и сюда между двумя яв­лениями: между люциферическими и ариманическими воздействиями. Когда человек совершает ошибку, вызванную благодаря свойствам его астрального тела, благодаря скверным аффектам, гневу и т. п., он побуждается к действию люциферическими силами. И когда затем такие действия идут только что описанным путем, и становятся образующими силами, которые мы имеем в силах становления, лежащих теперь в основе новой телесности, как причины люциферических заболеваний. Затем, мы видели, как человек подпадает ариманическим силам, действующим больше извне. И мы должны были вновь сказать об ариманических воздействиях, превращающихся в образующие силы, заново построенного организма, возникающего, когда человек приходит в бытие через рождение. И поскольку влияние Аримана вмешивается в образующие силы, - мы можем говорить о предрасположениях к заболеваниям с ариманическим характером. Затем, мы указали на отдельности на то, как силы, образующиеся таким образом, могут действовать. И я привел вам радикальные примеры такого воздействия, т. к. представление становится в этих приме­рах более ясным и четко очерченным. Я сказал, что следует принять, как человек в прошлой жизни совершил все, что и может его привести теперь к уменьшенному чувству самосоз­нания и доверию к самому себе так, что он подготовил свое Я таким образом, что оно считает себя ничем, и что он тогда растворяется охотно во вселенной и т. д.

Такой человек получает после смерти тенденцию к преодолению того сопротивления и к принятию тех сил, которые сделают его способным в дальнейшем ходе инкарнации сделать свое Я сильнее и совершеннее. И это действует так, что он ищет тогда такие условия, которые дадут ему возможность бороться с тем, против чего хорошо бороться со слабым чувством самосознания, чтобы оно могло укрепиться в борьбе с сопротивлениями. И истинно то, что такая тенденция ведет человека к тому, чтобы искать возможности заболевания холерой, т. к. в ней он имеет нечто, что дает ему случай преодолеть эти сопротивления. А в преодолении этих сопротивлений заключено то, что в следующей инкарнации – или же при наступившем исцелении в этой инкарнации – может привести к усилению самосознания – или же к силам, которые дадут созреть постепенно такому са­мосознанию, благодаря самовоспитанию. – Затем, мы сказали, что при заболевании малярией, дается возможность уравнения того, что душа вырастила в себе, в прошлой жизни, как чрезмерное чувство самосознания своими поступками и чувствами.

Те из вас, кто прошел с нами прежние рассмотрения нашей теософической жизни, смогут уяснить себе этот процесс. Всегда говорилось ведь, что Я человек находит свое выражение именно в крови. А оба заболевания, о которых мы только что говорили, связаны с кровью и ее законами; эта связь – такова, что при заболевании холерой происходит уплотнение крови. Это и есть то, что должно обозначить как "сопротивление", которое слабое чувство самосознания должно пройти, чтобы совершилось его самовоспитание. Вы можете также уяснить себе, что при малярии происходит некий вид распада крови, и что слишком сильное "Я" нуждается в возможности быть приведенному "ад абсурдум" к полной никчемности. Это дано в распаде крови. Конечно, эти вещи необычайно интимно связаны в организме; но, если вы их примете, то вы их осознаете и поймете.

И из всего этого нам стало ясно:

Если мы обладаем организмом, образованным душой, несущей в себе тенденцию к преодолению того или другого, в том или ином направлении, го эта тенденция приведет человека к тому, чтобы внедрить в себя возможность данного заболевания.

Но из всех объяснений вытекает, что душа имеет возможность бороться с заболеванием, т. к. болезнь вызывается ведь только по той причине, чтобы наступила возможность исцеления. А оно наступает, когда человек, исходя из всей своей Кармы, благодаря преодолению данного заболевания, накапливает в себе такие силы, которые помогают ему в остальной жизни до смерти действительно вести работу на физическом плане, которая ему поможет продвинуться вперед. То есть, если эти вызываемые силы так сильны, что он на физическом плане сможет достичь того, из-за чего была вызвана болезнь, то человек работает дальше с этими, притекающими из процесса выздоровления, ставшими более окрепшими силами, которых он раньше не имел. Но если его Карма складывается так, что он, правда, имел намерение так преобразовать свой организм, чтобы он, благодаря победе, одержанной над данной болезнью, привлек бы к себе силы, ведущие его усовершенствованию, — но при этом - с другой стороны - привел бы свой организм к ослаблению, то тогда может наступить следующий случай: силы, которые человек посылает и применяет в процессе исцеления, правда, укрепляют его, но все же не настолько, чтобы работа на физическом плане была бы в его силах. Тогда он сможет применить уже сделанную работу, которая не могла быть применена на физическом плане, - когда он пройдет черев врата смерти, и он попытается добавить к своим силам то, что он не смог добавить на физическом плане, и показать их при образовании следующего тела, когда он родится на земле. - Но у нас остается, имея все это в виду, - еще одно указание на те формы заболевания, которые не приводят ни к полному выздоровлений, ни к смерти — а к хроническому состоянию, как бы к медленному угасанию и т. п. И здесь заложено нечто, что для большинства людей важно знать. Здесь имеется то. что вступило благодаря процессу исцеления внутрь телесных оболочек насколько это только было возможно, - следовательно, болезнь, в известном смысле, была побеждена, но все же не совсем в каком-то другом смысле; это значит, что все должно служить, например, как выравнивание между эфирным и физическим телом и созданное для этого, было, правда, достигнуто, но не была выровнена дисгармония, имевшаяся между эфирным и астральным телом. Это остается; и человек качается, как маятник, то в одну, то в другую сторону между искушениями: стремится исцелиться - и не может этого сделать. В таком случае особенно важно, чтобы человек по возможности использовал бы то, чего он достиг в действительном исцелении. Но это случается меньше всего в жизни. Именно при заболеваниях, ставших хроническими, человек как бы живет в настоящем круговороте. Если бы человек в таком случае был бы в состоянии изолировать ту часть своей организации, получившей известное исцеление, чтобы она могла жить сама по себе и, если бы он смог выключить отсюда все то, что еще бунтует и производит беспорядок, и что в таком случае уже обыкновенно не обращено больше ко внутреннему - душевному, тогда человек мог бы в очень многом помочь себе. Но этому противодействует очень многое, - а именно то, что человек, перенесший какое-либо заболевание, при чем - хроническое состояние осталось, живет все время под влиянием, и, собственно, никогда не может основательно приняться за то, чтобы выключить все еще не совсем здоровое в нем из этого состояния и начать лечить его само по себе; то, что можно назвать "постоянным" воспоминанием о другой части организации, заставляет его как бы вновь привести свою здоровую часть в какую-то зависимость с прежней больной частью, - и, таким образом, опять начать раздражать ее. Это совсем особый процесс. И чтобы объяснить вам этот процесс, я хотел бы изложить перед вами духовноведческое состояние фактов, - то. что видит ясновидческое сознание, когда кто-нибудь пережил болезнь, но при этом кое-что от нее осталось в нем, что мы и можем обозначить как хроническое состояние. То же самое совершается и тогда, если имелось не очень заметное острое заболевание, но когда, благодаря тому, что эта острота осталась незамеченной, - наступило хроническое состояние. Тогда фактически можно видеть, что в большинстве случаев образуется известное колеблющееся состояние равновесия между эфирным и физическим телом, колебания сил туда и сюда между эфирным и физическим телом, данный человек все время находится в состоянии раздражения и благодаря этому в нем живут продолжающиеся состояния волнения и раздражения. Их видит ясновидящее сознание возникающими постоянно в аст­ральном теле, и эти состояния раздражения все время вторгаются в наполовину здоровую, наполовину больную часть организации, и это вызывает не стабильное, но лабильное равновесие. Благодаря этому вторжению астральных состояний раздражения, состояние человека фактически ухудшается, а ведь оно могло быть много лучше. Я прошу обратить внимание на то, что здесь астральное совпадает не с сознанием, а преимущественно с тем, что является внутренним душевным раздражением, которое пациент не хочет осознать. Так как в этом случае не имеется препятствия в виде представления - то эти состояния и аффекты, душевные потрясения, постоянные состояния недовольства действуют не всегда как силы сознательные, но как организующие, как жизненные силы, живущие в более глубокой сущности человека и постоянно раздражающие наполовину больную, наполовину здоровую часть ее. Если бы данный пациент смог бы, благодаря сильной воли и душевной культуре, хотя бы на некоторое время забыть о своем состоянии, то он почерпнул бы из этого такое удовлетворение, что уже из него он смог бы извлечь силу для дальнейших достижений. Если бы он смог забыть свое состояние и, не считаясь с ним, сказать себе, исходя из твердой воли: "Я не хочу теперь обращать внимание на свое состояние!", и если бы затем благодаря этому он обратил силы на нечто с духовным содержанием, которое его поднимает и внутренне насыщает его душу, а если бы он не переживал этих, обычно его занимающих ощущений боли, давления и всего остального, то это дало бы ему большое удовлетворение.

Так как, если эти ощущения не переживают, то силы ведь освобождаются и тогда их можно применять. Правда, не очень-то помогает, когда говорят себе, что не хотят замечать эти состояния сжимания или колики; если же силы, которые там освобождаются, не обращают на нечто духовное; то прежнее состояние скоро появится опять. Если же осво­бодившиеся силы применить к духовному содержанию, целиком захватывающему душу, то заметим, (что можно достигнуть сложным путем), то, чего обычно добивается наша организация без нашего вмешательства в процессе преодоления заболевания. - Но, естественно, данный человек должен тщательно следить за тем, чтобы его душу, на этом пути, не заполнило бы го, что опять-таки прочно связано с его прежним заболеванием. - Если кто-нибудь, например, страдает слабостью глаз, и он чтобы не думать об этом, много читает, вбирая в себя духовные силы, то само собой разумеется, это не может привести его к желаемой цели. Но, конечно, не надо заходить так далеко в жизни, чтобы найти подходящие доказательства. Каждый заметит сам, чувствуя небольшое причиняемое ему неудобство недомоганием - ту пользу от того, что он забывает о нем, - благодаря другому занятию иного характера. Это уже положительное забывание! Здесь вы уже имеете указание, что мы не совсем бессильны против кармических действий наших ошибок в прежних жизнях, выявляющихся затем в заболеваниях.

Мы должны спросить себя: если мы допускаем, что все подвергаемое моральному, душевному и интеллектуальному обсуждению в жизни между рождением и смертью, - не сможет проникнуть так глубоко, чтобы стать причиной органического заболевания, но, что во время после смерти до нового рождения сможет настолько глубоко проникнуть в жизнь, чтобы вызвать болезнь, то тогда должна ведь существовать возможность обратить духовный процесс вновь в процесс сознательный?

Вопрос может быть поставлен еще и так. Если заболевания оказываются кармическим воздействием духовных или других вызванных душой переживаний и, если они являются их превращениями, не можем ли мы в таком случае подумать, что эти продукты превращения -болезни, - могут быть устранены тем,что мы вместо процесса исцеления, вместо того, что получено из органических областей, как болезнь, в дополнению к нашему воспитанию, что мы этот процесс заменим духовной противоположностью, духовным эквивалентом?

И тогда, если мы будем достаточно умны, болезнь превратится в духовный процесс и самовоспитание, которое мы должны провести благодаря болезни, совершится силами нашей души? Я хотел бы иллюстрировать примером, что все это относится в область фактов. Но опять-таки надо сказать при этом, что нужно приводить примеры, исследованные духовноведением; это не установление гипотез, - а "случаи", которые так и нужно принимать.

Предположим, кто-либо заболевает в последующей жизни - "корью", и мы ищем кармическую связь этого случая. Мы находим при этом, что этот случай - кори наступил как кармическое воздействие таких событий в предыдущей жизни, которые мы можем описать так: данная индивидуальность в предыдущей жизни не очень охотно занималась внешней жизнью и хотя не в грубо-эгоистическом смысле, - но все же много занималась собой, -следовательно, личность много исследовавшая, много продумавшая, - но не в области внешних фактов, а в своей душевной жизни.

Теперь мы можем спросить себя: мы имеем с одной стороны - случай с корью, -являющийся физически-кармическим действием прежней жизни. Но как, же обстоит дело с душевным состоянием? Ведь прежняя жизнь дает себя знать, как кармическое действие в известном душевном состоянии? Это душевное состояние проявляет себя так, что данная личность в жизни, когда она подвергается и приступу кори - была подвержена частым самообманом. В таком случае эти самообманы следует рассматривать как душевное следствие этой прежней жизни, а корь - как физически-кармическое следствие той жизни.

Предположим теперь, - этой личности удалось до наступления кори сделать нечто, чтобы основательно исправиться, то есть приобрести такую душевную силу, чтобы не под­вергаться больше всевозможным самообманам. И тогда эта душевная сила привела к тому, что заболевание корью стало бы не нужным, т. к. в организме при его образовании уже совершилось как бы уравнивание, благодаря окрепшим душевным силам, родившимся с помощью самообразования. Я не могу, конечно, говорить об этом полгода; но, если посмотрите на жизнь вокруг себя и сможете рассмотреть все подробности ее как опыт, данный вам, исходя из здесь данных рассмотрений, те вы всегда найдете, что внешнее знание полностью подтвердит все, сказанное здесь. То, что я сказал здесь, теперь об этом случае -кори, сможет привести вас к точкам зрения, которые объяснят вам, почему именно "корь" принадлежит к обычным детским заболеваниям.

Свойства, указанные здесь, встречаются у очень многих людей, а в известное время в жизнях множества людей. И когда, затем, такая личность вступает в жизнь, она захочет, как можно скорее внести поправки в эту область; а во времени, протекающем между рождением и наступлением детских заболеваний, не может быть и речи об органическом самовоспитании при душевном воспитании.

Отсюда видно, что мы действительно можем говорить о том, что болезнь может быть в известном отношении вновь превращена в духовный процесс. И при этом очень значительно, что он, будучи принят в душу как жизненный процесс рождает мировоззрение, действующее оздоровляюще на душу, и наполняет ее, благодаря силам, которые теперь имеют в распоряжении, здоровым содержанием. В наше время не следует удивляться, что воздействие на душу может быть таким малым. И кто рассматривает теперешнее время с духовноведческой точки зрения, тот поймет, что такое большое количество образованных медиков может стать материалистами, - т. е. отчаиваются воздействовать душевным образом. Да большинство людей занимаются вообще не тем, что обладает оплодотворяющей силой. И содержание всей сегодняшней обычной литературы не обладает оплодотворяющей силой для души. Поэтому тот, кто хочет работать для духовноведения. чувствует в этом теософическом воздействии нечто оздоровляющее, потому что духовноведческие знания вновь смогут принести нечто человечеству, что вольется в душу и отвлечет их от того, что образует его физическая организация. Не надо только смешивать то, что выступает в начале такого движения, с тем, чем может стать это движение в действительности. Фактически, в теософическое движение привносят вещи, которые действуют ведь и во внешнем мире; т. е. люди, становясь теософами, несут навстречу теософии те же интересы, что и для внешних вещей, а также и все дурные привычки, которыми они обладают во внешней жизни. Многое вносят от теневых сторон нашего века. - И тогда наш век, естественно, склонен сказать, ког­да среди многих людей обнаруживаются эти теневые стороны, что это сделала теософия. Но это очень дешевая оговорка; Когда мы видим, как тянется кармическая нить из одной инкарнации в другую, то мы все же охватываем при этом только одну сторону истины. И в том, в ком рождается чувство прохождения этой нити из инкарнации в инкарнацию, встает еще много вопросов, которые должны быть затронуты в течение этих лекций.

Прежде всего вопрос как нужно различать заболевание, при котором можно указать на внешние причины, от заболевания, корни которого целиком лежат в самой человеческой организации, и когда думают, что с этим можно легко справиться, указавши на то, что заболевание ведь появилось само собой и внешняя причина - отсутствует.

Но вещи ведь обстоят не совсем так.

Но с известной стороны, люди вправе сказать, что бывают заболевания, к которым человек особенно предрасположен в своем внутреннем. Для многих болезненных явлений можно все же указать на внешние причины для того, что случается с нами; но для многого, что поражает нас извне, например, полученный перелом ноги, мы должны будем указать на внешние причины, - или когда выступают явления погоды, и т. д.

К внешним же побуждениям мы должны обращаться при многочисленных заболеваниях, причины которых нужно искать в плохих городских квартирах.

И здесь опять-таки открывается новое, широкое поле. И для того, кто смотрит на мир с уже известным опытом, становится ясным, что современное модное направление в медицине начинает искать причины заболевания во внешних явлениях, особенно в бациллах, о которых один остроумный господин (Трольс-Лунд) правильно сказал: "Сегодня болезни исходят от бацилл, как раньше говорили: заболевания посланы Богом или чертом и т. п. В 13-м веке говорили: болезни приходят от Бога. В 15-м веке говорили: болезни приходят от черта! Позже говорили: болезни возникают от соков, - а сегодня говорят: болезни происходят от бацилл! Эти взгляды сменяли друг друга в течение времен. Духовноведение не должно иметь никакого дела с такими утверждениями или партийными направлениями; но нельзя отказаться совсем от того, что в этих вещах скрыты все же частицы истины. Следовательно, мы должны говорить о внешних причинах человеческих заболеваний или здоровья. И тогда современный человек легко впадает в искушение употребить одно слово, вносящее во все наше восприятие мира беспорядок. Когда кто-нибудь будучи совершенно здоровым до этих пор попадает в область, зараженную инфлюэнцей или дифтеритом, и затем заболевает, то современный человек будет склонен - легко сказать, что ладный человек принял в себя зародыш болезни, потому что он попал в эту местность. И он легко употребит здесь слово -"случай". О "случайных" воздействиях сегодня говорят очень легко! Слово "случай", - это крест для каждого мировоззрения, и пока не сделают даже попытки немного уяснить себе то, что так легко обозначают словом "случай" не смогут вообще продвинуться к какому-либо, хоть некоторым образом удовлетворяющему мировоззрению. Итак, мы стоим перед исходной точкой главы: "Естественны и случайны заболевания людей". И мы должны будем попытаться в виде введения бросить немного света на слово "случай". Сам по себе случай разве уже не является тем, что может возбудить в нас недоверие, когда человек так легко сегодня думает об этом. - Я уже раньше обращал ваше внимание на то, что один остроумный человек в 18-м столетии был отчасти прав, когда он решил сказать нечто о причине установки памятникам великим изобретателям, ученным и т. д. Он сказал тогда: "Рассматривая объективно исторический ход событий, нужно было бы большинство памятников поставить - случаю";.И странно: углубляясь в историю, можно сделать замечательные открытия о том, что скрывается за случаем.

Я рассказал вам, что открытием подзорной грубы - мы обязаны игре детей с оптическими стеклами, в одной оптической мастерской; при этом возникла такая констелляция, благодаря которой некто, разбиравшийся в этом, мог сделать подзорную трубу.

Можно было бы еще указать на знаменитую люстру в соборе, в Пизе, которая ведь и раньше совершала свои колебания перед тысячами людей с одинаковой равномерностью. Но только Галилей - первый попробовал, каким образом эти колебания совпадают с ходом его кровообращения, и благодаря этому, он пришел к открытию законов.

Если бы мы не имели этих законов, то вся наша культурная жизнь получила бы совсем другую окраску. Попробуйте, не захочется ли вам, с одной стороны, поискать в развитии человека известный смысл, и сказать, что с другой стороны играл роль случай, например, у Галилея, приведший его к этому важному открытию.

Возьмем еще другой случай.

Подумаем о том, что значит перевод Библии Лютера для культурных стран европейского мира. Уясним себе, какое глубокое влияние он оказал на религиозные чувства и мышление и, с другой стороны, на образование того, что мы называем немецкой письменностью. Я хочу только установить факт, не говоря о том, как нужно думать о нем. Но я хочу отметить, какое глубокое влияние он оказал. - Вы должны попробовать увидеть смысл в том воспитании человечества которое наступило на протяжении нескольких столетий уже благодаря переводу Библии Лютером, и оказывало свое влияние. И, если вы попытаетесь увидеть в этом смысл, то поставьте наряду с ним все сказанное вами самым духовным образом о развитии человечества с 16-го и 17-го столетия, как следующий факт.

Лютер в известный период своей жизни, очень глубоко занимался всем, что могло бы привести его собственную личность к образу "дитяти Господа", благодаря чтению Библии. Он перешел от воспитания августинцев - чтения Отцов церкви, - к наслаждению от чтения самой Библии. Но теперь все говорило за то, что в его душе должно было зажечься это состояние - "Господнего дитяти", как всеобъемлющее чувство. И с этой точки зрения он написал всю свою теологическую поучительную литературу в первом Виттенбергском периоде. Факт, который я хотел отметить, это - что Лютер обладал известным нежеланием получить титул доктора теологии, - и что он, и одной "случайной" беседе, сидя со своим старым другом из Эрфуртского монастыря Августинцев, дал убедить себя получить степень доктора теологических наук. - Но это было для него - повторным изучением Библии. И, следовательно, "случайная" беседа с другом привела к повторному изучению Библии, а дальше и ко всему, что вытекало из этого. Попробуйте, все что было указано в отношении последних столетий, привести в связь с фактом беседы Лютера с его другом, убедившим его получить степень доктора теологии. Вы будете принуждены сделать замечательно глубокое сопоставление между смыслом развития и - случайным событием.

Первое, что вы должны будете извлечь из всего сказанного, - что, возможно, со значением случая, дело должно будет обстоять несколько иначе, чем обычно думают. Обы­кновенно думают, что случай это - так сказать, нечто, что нельзя до конца объяснить с помощью законов природы и законов жизни и что он является каким-то избытком по срав­нению с тем, что может быть объяснено. Добавьте ко всему сказанному – факт, неоднократно помогавший нам понять многие стороны жизни: это - что человек в своей индивидуальности, в течение земного существования подвержен был двум силам – люциферическому и ариманическому принципу. Эти силы и принципы постоянно вмешиваются в жизнь человека, причем люциферические силы действуют больше, благодаря вмешательству в астральное тело, тогда как ариманические силы действуют в том, что человек получает как внешнее впечатление.

В том, что мы воспринимаем от внешнего мира - находятся ариманические силы, а в том, что как радость, горе и аффекты встает в душе и действует - люциферические. Затем, как люциферический, так и ариманический принцип ведут нас к заблуждениям; люциферический принцип ведет к тому, что мы впадаем в заблуждение в отношении нашей собственной внутренней жизни, неправильно судим о ней, и можем подпасть иллюзиям в своей внутренней жизни. Вам будет не трудно, если рассматривать жизнь разумно, увидеть эту Майю в собственной душевной жизни. Рассмотрите, как часто человек убеждает себя, что он поступает так или иначе благодаря той или иной причине. - Но он поступает так, обычно, исходя совсем из другой причине, сидящей намного глубже; но он объясняет себе свой поступок, к которому его принуждали гнев или страсть, в своем высшем сознании совершенно иным образом. Особенно пытается он дискредитировать то, что мир не ценит. И, когда человека, исходя из довольно эгоистических аффектов, направляют к чему-то, - это вы сможете часто переживать, - как он накидывает на свои грубые и эгоистические стремления -альтруистические плащики и объясняет, почему должно было все совершиться именно так. Если же он знает это, то наступает уже в начале чувство стыда и затем - исправление. Самое плохое - это человека гонит нечто для свершения того или иного из глубины его души, - и он выдумывает тот мотив, исходя из которого он и поступает. Это замечали уже и современные психологи. Но так как теперь имеется очень мало психологического в образовании, то потому и возникают подобные грубые истины, как это бывает у современных материалистически настроенных психологов. Они приходят к совершенно своеобразному толкованию жизни. Кто замечает подобный факт в духовноведческой области, истолкует его, конечно, в его истинном значении и покажет, как действительно выступают обе вещи вместе: сознание и то, что скрыто, как более глубокие основы за порогом сознания. Но если это заметит психолог-материалист, то он займется этим делом иначе. Он сейчас же создаст теорию о разнице между предлогом, которым человек пользуется для своего действия, и настоящим мотивом. Когда, например, психолог говорит о многочисленных самоубийствах среди учеников школ, то он считает, что приведенные причины этого, не являются настоящими мотивами, последние лежат много глубже; они заключаются большей частью в неправильностях половой жизни, которые проходили затем через известные превращения и вводили в обман сознание, с помощью тех или иных обоснований. Такие вещи могут быть часто правильными. Но человек, хотя бы даже мало затронутый настоящим более глубоким психологическим видом мышления, "никогда не мог бы считать их всеобъемлющей теорией. Такую теорию очень легко опровергнуть, т. к. данный человек должен был бы думать: если действительно дело обстоит так, что причина — ничто, а мотив - все, то это надо было бы применить к тому психологу и сказать: "Итак, то, что ты здесь говоришь и разжижаешь как теорию, является тоже лишь причиной; поищем более глубокие причины, и, может быть, приведенные тобой основания - окажутся совершенно такого же происхождения?". Если бы такой психолог серьезно изучил, почему невозможна причина, выведенная после такого заключения, например: "Все критяне - лгуны!" - и что такое суждение ложно, если его высказывает сам критянин: если бы он изучил причину, почему это так, то он изучил бы так же и то, - каких своеобразные выводы возникают благодаря тому, что в известных областях подобные утверждения могут обратиться на самого себя. Почти во всей области нашей литературы, очень редко встречается действительно глубокое образование. Поэтому-то люди обыкновенно не замечают того, что они сами делают. Именно в духовной науке станет просто необходимым избегать таких логических конфузий в любом направлении. Меньше всего избегают их современные философы, занимающиеся душевной наукой. И наш пример -типичен именно здесь. Мы видим в этом проделки Люцифера и его влияние на людей, он превращает их душевную жизнь в Майю, и человек строит себе совершенно иные мотивы, обманывая себя, вместо истинных мотивов, живущих в его прежней жизни.

В этой области человек должен был бы попытаться проводить строгое самовоспитание. Сегодня - обладать словом - очень легко. Но это само слово - ужасный искуситель. И если слово звучит красиво и производит хоть небольшое впечатление, и фраза представляет собой благоприятное воздействие, и тогда это красивое звучание фразы уже является искусителем, и люди верят, что данный мотив живет в душе, тогда как на самом деле эгоистический принцип может скрываться за тем, о чем данный человек может и не иметь никакого понятия, потому что он вовсе не хочет заняться настоящим самопознанием?! Так мы видим действие Люцифера с одной стороны. А как же действует теперь Ариман с другой стороны? Ариман - это принцип, вмешивающийся в наши восприятия и входящий в нас извне. Сильнее всего Ариман действует в тех случаях, когда нами овладевает чувства: "Здесь ты уже не обойдешься только своим мышлением, ты находишься уже в критической точке своего мышления; оно поймано здесь как бы в клубке мыслей!" И тут ариманический принцип пользуется случаем проникнуть в нас как бы через щель из внешнего мира. Если мы проследим ход мировых событий, и посмотрим на более ясно выраженные события, например, проследим т







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия