Студопедия — Девятая лекция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Девятая лекция






Как я уже часто говорил, в этой огромной области возможно только наметить некоторые ведущие линии, для пояснения и для побуждения к изучению их. Если вы обдумаете все, о чем мы говорили в последние дни, то нам покажется странным, что человек должен был как бы выйти из известных слоев сознания на поиски во внешнем мире уравнивающих действии для кармических причин, которые он сам создал себе: его можно просто прогнать туда, где он, например, может получить известную инфекцию, чтобы в ней найти уравнивающее действие кармической причины даже - как мы видели(говорили) вчера - он может быть направлен к так называемым - несчастным случаям, чтобы с их вторжением в свою жизнь получить такое уравнение.

Но что будет с кармическим протеканием событий, когда мы - благодаря некоторым мероприятиям, - получили возможность помешать человеку в ею поисках уравнивающих действий?

Предположим, что мы можем благодаря известным гигиеническим мероприятиям, осуществляя их в сознательной жизни, воздействовать так, что известные причины и вещи, к которым человек просто должен иметь склонность в силу кармических зависимостей, вообще не смогут существовать.

Представим себе, что удастся побороть известных возбудителей болезни в некоторых областях, благодаря гигиеническим мерам. Мы уже поставили перед нашей душой, что такие исключения не происходят по желанию человека. Мы видели, что. например, в известных эпохах возникает склонность к законам чистоты, потому что в прежние эпохи эти законы просто исчезли, и теперь они возникают вновь, как противоположное повторение в развитии. Из этого мы видели, что в великих законах Кармы человечества вообще заложено, что человек в известное время приходит к осуществлению тех или иных мероприятий. Тогда мы легко поймем, что человек в те прошедшие времена не пришел к этому, потому что человечеству были нужны соответствующие факты, которые могли быть уничтожены гигиеническими мероприятиям. По отношению к большим событиям жизни, развитие человека подчиняется действительно вполне определенным законам и, прежде чем, что-либо может иметь значение и пользу для общего развития человечества, - вовсе не наступает возможность для осуществления подобных мероприятий. Эти мероприятия не приходят ведь из сознательной, разумной, осознанной жизни, которую человек может приобрести между рождением и смертью; они приходят из общего духа человечества.

Поставим себе перед глазами, например, как то или иное изобретение или открытие совершается тогда, когда человечество созрело для них.

Маленький обзор истории развития человечества на земле может многое принести вам. Подумайте о том, что наши предки, т. е. наши же собственные души, - жили в совершенно других образах, чем современные человеческие тела, на древнем атлантическом континенте, который затем исчез в океане, и что только мероприятия и условия, осуществляемые нами теперь в области наших современных континентов объединили в определенную эпоху жителей возникшей вновь земной половины с жителями другой половины.

И совсем недавно - в недалеком прошлом - народы Европы вновь могли достичь тех областей, которые образовались на другой стороне атлантического континента. В этом царят поистине великие законы. Когда открываются те или иные вещи, или осуществляются известные мероприятия, которым дана возможность действовать кармически в том или ином направлении - это не зависит от мнения или произвола человека, но это наступает, когда оно должно наступить. Но, не смотря на это: если мы уберем известные причины, которые иначе существовали бы и захватили бы, благодаря кармическим осложнениям известных людей, то мы можем этим повлиять на их Карму. Но "воздействие" не значит, что мы ее уничтожим, но что мы направляем ее в ином направлении.

Возьмем самый крайний случай: известное количество людей почувствовало бы себя принужденными искать определенные воздействия, которые явились бы кармическим уравнением. Благодаря гигиеническим мерам, эти вещи или условия были удалены; люди не смогут их больше отыскать. Но ведь этим люди не освобождаются от того, что вызывается в них как кармическое действие, но они принуждены искать другие воздействия. Человек не избежит своей Кармы. Такими мерами он не освободится от того, что он иначе искал бы. Отсюда вы можете видеть, что для кармического уравнения, которое мы были бы в состоянии уничтожить, с одной стороны, опять должно было бы возникнуть уравнение с другим направлением.

Мы создаем необходимость отыскивания других случав и влияний, если мы убираем какое-то направление влияний. Предположим, что многие эпидемии, причины общих заболеваний, нужно отнести просто к тому, что люди, отыскивающие такие причины заболеваний, - хотят убрать то, что они сами воспитали в себе кармически, - например, как при эпидемии оспы - органы эгоизма.

Если бы мы могли сделать, чтобы эти возможности были убраны, то причины эгоизма все-таки остались бы и данные души должны были бы в этой или другой инкарнации искать соответствующих уравнений каким-либо другим образом.

Мы можем уяснить все. что происходит, еще подробнее, указавши на нечто особенное, в чем мы обязательно должны считаться, а именно на следующее. Теперь действительно убирается большое количество внешних влияний и причин, которые, вообще должны были бы отыскиваться для уравнивания известных кармических вещей, которыми человечество нагрузило себя в прежние эпохи. Удаляя эти веищи, мы удаляем также и возможность для человека подпасть вод внешние влияния. Мы делаем для него внешнюю жизнь приятнее, а также здоровее. Но этим мы достигаем только того, что человек, искавший в данных условиях заболевания кармическое уравнение для себя. - должен сделать это иным путем. Души, которые оказываются спасёнными на этом пути, благодаря выздоровлению, должны будут искать это кармическое уравнение другим путем. И они должны будут искать его в многочисленных случаях, относящихся как раз к вышеположенным. Когда им доставляется, например, благодаря более здоровой жизни большие физические удовольствия, благодаря облегчению в физической жизни, - душа оказывается теперь под противоположным влиянием; она почувствует благодаря этому постепенно известную пустоту и отсутствие наполнения души. И если бы так продолжалось бы и дальше, внешняя жизнь становилась все приятнее, все здоровее, как это может быть в представлениях чисто материалистической жизни, - то наступило бы то, что такие души ощущали бы все меньше и меньше побуждений подниматься дальше и выше себя. Параллельно шло бы опустошение душ в известном отношении. Кто смотрит на жизнь - может заметить это уже теперь. В течение небольшого отрезка времени могли существовать люди, жившие в таких приятных условиях жизни, но с опустошенными, ничем не занятыми душами, как часто бывает теперь. Эти люди спешат от сенсации к сенсации, - путешествуют из города в город, если материальные средства это позволяют, в погоне за все новым и новым: если они должны остаться в одном городе, то они спешат каждый вечер от удовольствие к удовольствию. Но душа остается все же пустой, и в этой или в следующей инкарнации наступает следующее: душа ощущает себя пустой; она уже сама не знает, что искать в мире для заполнения ее каким-либо содержанием. Все снова приходит настроение, когда душа не знает, как найти что-либо для заполнения ее. И в жизни, при часто внешних, приятных физических состояний зарождается склонность думать только о физическом. И если бы эта склонность заниматься только физическим не существовала бы уже давно, то и склонность к теоретическому материализму не усилилась бы так, как в наше время. Таким образом души становятся все более нездоровыми, тогда как внешняя жизнь становится все здоровее. Меньше всех приходится жаловаться на такие факты, - теософу, т. к. теософия создает вам всюду понимание вещей и вместе с тем понимание того, где существует уравнивание. Души могут оставаться пустыми только до известной степени; затем они устремляются как бы с помощью собственной эластичности в другую сторону. Они ищут тогда содержание, родственное с глубинами собственной души и они поймут тогда всю необходимость для них этого устремления к теософическому мировоззрению. Таким образом, мы видим, как то, что вытекает из материалистического восприятия жизни, облегчает внешнюю жизнь, но создает затруднения во внутренней жизни, которые приводят затем к поискам духовного мировоззрения, исходя из душевых страданий. Духовное мировоззрение, выявляющееся теперь как теософическое, работает навстречу душам таким образом, что они не могут найти удовлетворение в своей опустошенности и в том, что может дать им внешняя жизнь в своих впечатлениях, как бы приятно она не была устроена. Души будут искать все новое и новое до тех пор. пока эластичность, с другой стороны, настолько усилиться, что люди не смогут соединиться с тем, что можно назвать духовной жизнью.

Таким образом, имеется отношение между гигиеной и надеждами в будущем теософическом мировоззрении. Вы можете заметить это теперь в малом. Правда, теперь имеются такие души, которые оглушили себя только внешними вещами. Но имеются и такие души, которые добавляют к этому внешнему еще новое (внешне): интерес к теософическому мировоззрению, как к новой сенсации. Это есть нечто, что должно обнаружиться в каждом течении и развитии человечества; и то, что имеет такое глубокое, внутреннее значение, может действовать также как мода, как сенсация. Но души, действительно подготовленные к теософии, это те, которые чувствуют себя либо неудовлетворенными внешними сенсациями, или же им становится понятным, что внешняя наука не может объяснить именно фактами, с помощью своих знаний. Это те души, которые с помощью обшей Кармы так подготовлены, что они могут соединить теософию с самыми внутренними членами своей души. Теософия принадлежит также к общей Карме человечества, и она войдет в нее, как таковая.

Таким образом, мы можем направлять Карму людей в том или ином направлении; но мы не можем - поскольку действие причин и поступков, заложенных в прежние времена, вызвано некоторыми существами, - устранить это возвращенное действие на человека. Тем или иным образом приходит обратно го. что человек сам подготовил себе в прежних жизнях. Насколько умно действует Карма в мире, может показать нам лучше всего одно рассмотрение, где Карма, так сказать, действует еще без морального привкуса, где она действует сама в великом мире, не имея ничего общего с тем, что развивает в себе человек как моральные импульсы, и что ведет затем к моральным или не моральным действиям. Мы должны поставить перед своей душой одну область Кармы так, чтобы потом мы могли осветить ее лучше, - именно ту область, где моральное еще не играет роли, но где нечто нейтральное является кармической связью.

Возьмем например, женщину, живущую в определенной инкарнации. Вы не будете возражать, что эта женщина, уже только потому, что она женщина, должна иметь другие переживания, чем мужчина, и что эти переживания не только просто связанны с внутренними душевными процессами, но они находятся также в связи и с внешними событиями, с положениями, в которые эта женщина попадает только потому, что она женщина, - с такими положениями, которые вновь воздействуют на все душевные восприятия и настроения. Поэтому мы можем говорить, что эту женщину приводят к известным поступкам, находящими в тесной связи с бытием женщины. Мы можем охарактеризовать это бытие вообще еще и с другой стороны. Равенство между мужчиной и женщиной выявляется ведь только в области духовной совместной жизни.

Но чем глубже мы спускаемся в только душевное и во внешнее человека, тем больше разница между мужчиной и женщиной в отношении их жизни. Мы можем сказать, что женщина в известных свойствах душевных восприятий отличается от мужчины, что она более склонна к тем свойствам души, ведущим к импульсам, которые мы должны определить как эмоциональные; и мы находим ее вынужденной иметь физические переживания раньше, чем мужчина. Зато интеллектуализм и материализм, то есть то, что пришло через мужчину -гораздо больше в нем укоренился, что имеет большое влияние на нашу душевную жизнь. Физическое и эмоциональное - у женщины, интеллектуальные и материальные свойства - у мужчины, - так направляет их природа. Поэтому женщина имеет также известные внутренние нюансы в душевной жизни, именно потому, что она женщина. Вчера мы отметили, что то. что мы переживаем в душе как свойства, внедряется в нашу телесную организацию нужным путем во время между смертью и новым рождением. То, что больше физического и эмоционального свойства, и в жизни между рождением и смертью больше уходит внутрь души, обладает также большей склонностью, глубже захватить организацию, и более интенсивно пропитать ее. И особенно женщина воспринимает такие впечатления идущие через психику и эмоциональность в глубину душевных основ, а с ними и жизненный опыт. Пусть мужчина получает более богатый опыт и в научном отношении: его опыт не достигает такой глубины душевной жизни, благодаря природе его жизни, как это происходит у женщины. У женщины окружающий мир опыта запечатлевается глубоко в душе. Благодаря этому, переживания обладают более сильной тенденцией воздействовать на организацию и охватить ее, чем это было в предыдущей инкарнации. Таким образом, жизнь женщины, развивающей все это, принимает эту тенденцию, прежде всего, во всем, что было переживаниями женщины в одной инкарнации глубоко проникает в организм, чтобы в следующем воплощении образовать самый организм. Но более глубокое вживание, перерабатывание организма означает собственно созидание мужского организма. Мужской организм создается тем. что силы души, переживаемые в первую очередь, желают глубже запечатлеться и внедриться в материальное. Отсюда вы видите, что из переживаний женщины в одной инкарнации рождается воздействие - в следующей инкарнации создать мужской организм. Мы показали здесь исходя из натуры оккультизма, - связь, лежащую по ту сторону морального. Поэтому в оккультизме говорят: "Мужчина есть Карма женщины". И действительно, мужская организация - в последующей инкарнации является результатом опыта и переживаний предыдущей женской инкарнации. И, не взирая на опасность вызвать несимпатичные мысли у некоторых из собравшихся (всегда ведь бывает, что многие современные мужчины относятся с ужасным высокомерием к перспективе женской инкарнации), я все же должен вполне объективно осветить вещи как факты.

А как же обстоит теперь дело с переживаниями мужчин? С ними дело обстоит так, что мы лучше всего сможем их понять, если будем исходить из вышеизложенного. При мужской организации - внутренний человек вжился в материальное более основательно, захватил его больше, чем это происходит у женщины. Женщина сохраняет больше от духовного в нетелесном; она не вживается так глубоко в материальное, она сохраняет свою телесность более мягкой. Она не отходит так далеко от духовною. Это характерно для природы женщины, что она сохраняет больше свободной духовности, - и поэтому не врабатывается так глубоко в материю, и прежде всего сохраняет свой мозг более мягким. Поэтому не удивительно, что женщины обладают склонностью ко всему новому - особенно в духовной области - т. к. они сохранили духовное более свободным и сопротивление в них меньше. Поэтому вовсе не случайно, но это находится в глубокой закономерности, что в движении, которое благодаря их природе имеет дело с духовным, - находится больше женщины, чем мужчин. Мужчина знает, каким тяжелым инструментом бывает иногда мужской мозг. Он создает ужасные препятствия, когда им хотят воспользоваться для более глубокого хода мыслей. Он не хочет следовать за ним. Его нужно преобразовать всевозможными средствами, чтобы вывести из этого застывшего состояния. Это может быть собственным переживанием в опыте мужчины. Следовательно, мужская природа более конденсирована, более сконцентрирована, сделалась более твердой, застывшей, благодаря тому, чем является внутренний человек; она была сделана более материальной. И поэтому более застывший мозг является прежде всего инструментом для интеллектуального и - меньше для психического, т. к. интеллектуальное это нечто относящееся более к физическому плану. То, что можно обозначать как интеллектуализм у мужчины - связано с его застывшим, затвердевшим мозгом. Здесь можно было бы говорить скорее об известной степени "замораживания мозга"; он должен сперва оттаять, чтобы вступить на более тонкие пути мыслей.

Благодаря такому устройству, с помощью которого мужчина больше охватывает внешние вещи, и, охватывая их больше он принужден воспринимать меньше переживаний, которые связаны с глубинами душевной жизни. И это тоже не идет глубоко. Внешним доказательством этого является то, как не глубоко проникает внешняя наука, и как мало она захватывает внутренне - правда, охват ее широк, но как мало основателен подбор фактов. Кто принужден затем, с помощью самовоспитания в мышлении сам подбирать факты, тому может стать просто плохо оттого, что происходит во внешней науке. Там вещи не затрагиваются глубоко. Вот пример того, как поверхностны эти вещи; предположим, один молодей человек, студент, находится на лекции, где читает убежденный дарвинист. И здесь этот представитель селекционной теории характеризует вещи приблизительно так; откуда происходит у петуха, например, такая блестящая, переливающаяся окраска перьев? Это результат полового подбора, т. к. благодаря окраскам он привлекает к себе кур, и они выбирают себе тех петухов, которые обладают оперением, отливающим голубым. При том другие петухи остаются в стороне, и вследствие этого создается одна порода кур. Это повышение развития; это "половой подбор"! И студент рад, что он знает теперь, как происходит повышение развития. Затем он идет на следующую лекций, где, скажем читается из области физиологии чувств. И т. к. здесь мало склонны подбирать вещи правильным образом, то может произойти, что тот же студент теперь услышит следующее. Были сделаны опыты, показавшие, как различно действуют цвета спектра на различные существа. Можно хорошо доказать, что например, именно куры не воспринимают из цветов спектра именно голубые и фиолетовые оттенки, но что они воспринимают те, которые идут от зеленого - к оранжевому, красному и инфракрасному! Теперь этот студент, желая сопоставить в мыслях то, что он услышал сегодня на обеих лекциях, поистине принужден будет воспринимать вещи поверхностным образом. Вся селекционная теория построена на том, что куры должны видеть в петухах пестрые цвета, доставляющие им особую радость, но в действительности они для них просто черные - как воронье крыло, т. к. куры не видят этих красок. Это - только пример. Но кто действительно хочет изучить вещи научно, тот встречается с такими примерами на каждом шагу. Из этого вы видите, что интеллектуальность не очень глубоко проникает в жизнь. Она должна остановиться па поверхности. И может поэтому произойдет нечто, что наш господин придворный советник Зейлинг называет в своей книге -"Козлиными прыжками науки". Господин Зейлинг охарактеризовал в "Докторе Шлаухерле" некий вид научных заключений, которые выведены из того, что называется теперь "Физиология мозга", где например, говорится: если выключить например, благодаря болезни известную часть мозга, то той или иной душевной деятельности больше не будет существовать. Итак, если она больше не обнаруживается, т. к. она выключена, то из этого заключают, что эта часть мозга - первопричина данной духовной деятельности; И вот слова доктора Шлаухерля, согласно его метода: "Передо мною существо, например, лягушка. Я произвожу шум и лягушка ускакала. Следовательно, она услышала шум. Затем я отнял у нее органы и она больше не слышит шума!". Заключение сделано точно по тому же методу, как и заключение в физиологии мозга: итак, значит, - лягушка слышит ногами! Вы сразу не заметите, что заключение такое же, как и в "Физиологии мозга". Но оно то же самое.

Я выбираю нарочно самые резкие примеры. Конечно, трудно поверить, что интеллектуализм - это нечто действующее вполне внешним образом, и не захватывающее глубоко душевную жизнь и внутреннее человека. Материалистический образ мыслей как раз и не захватывает душевную жизнь. Последствием этого будет то, что человек после такой инкарнации, в которой он мало воздействовал на душу, возьмет с собой между рождением и смертью в следующей инкарнации склонность мало проникать в свою организацию. Ведь для этого было взято мало силы; и поэтому сила действует так, что человек мало пропитывает свою телесность. Но из этого возникает склонность построить в следующей инкарнации - женское тело. Поэтому и говорят в оккультизме: "женщина есть Карма мужичины".

В этой морально нейтральной области мы видим, как то, что человек подготавливает себе в одной инкарнации, фактически организует его телесность в следующей инкарнации. И т. к. эти вещи не только глубоко проникают в нашу внутреннюю жизнь, и в наши внешние переживания, и в наши поступки, то мы должны сказать: человек имеет в прежней инкарнации мужское или женское переживание, и это определяет в следующей инкарнации его внешние поступки тем или иным образом, т. к. благодаря женским переживаниям, он обретает склонность к образованию мужской организации - и обратно, благодаря мужским переживаниям - склонность к образованию женской организации.

Только при ненормальных случаях повторяется одна и та же инкарнация в половом отношении. Но она может повторяться самое большее семь раз. Но существует правило: каждая мужская организация стремится в следующей инкарнации стать женской и наоборот. И никакое отвращение ничему не поможет; т. к. дело идет ведь не о том, что бы хотели в физическом мире, не о той склонности, которой обладают во время между смертью и новым рождением, - а это определяется часто гораздо более разумными причинами, чем те, когда в мужской инкарнации переживают ужас перед тем, что в следующей инкарнации нужно будет стать женщиной. И вы видите в этом важном законе, что последующая жизнь определяется предыдущей, и как даже поступки в сведущей жизни могут быть определены. Теперь дело идет о том, чтобы мы научились понимать и другую кармическую связь, которая нам нужна, чтобы осветить ближайшие дни еще другие важные рассмотрения. Для этого мы должны оглянуться на первоначальные времена человеческого развития на то время, когда начались на Земле человеческие инкарнации. Этот момент - древняя лемурийская эпоха. Теперь дело идет о том, что тогда на человека воздействовало сильным образом люциферическое влияние, которое повело за собой и ариманическое влияние. Попробуем поставить перед нашей душой - каким образом люциферическое влияние действовало внешне в человеческой жизни.

Благодаря тому, что человек вообще стал способен в те древние времена принять люциферическое влияние, то есть -пронизать свое астральное тело люциферическим влиянием, -благодаря этому его астральное тело обрело склонность проникнуть еще глубже в организацию, спуститься еще глубже в материальное физического тела - и главное - совсем иначе, чем оно сделало бы это без люциферического влияния. Человек стал благодаря ему много материальнее. Если бы не было действия люциферического влияния, то и возникшая склонность человека спуститься в материальный мир была бы немного меньше. Человек как таковой, держался бы в высших областях бытия. Следовательно, совершилось более сильное пронизывание внешнего и внутреннего человека, чем это произошло бы без люциферического влияния. Это пронизывание было теперь поводом к тому, что человек, благодаря сильной связи с материальным внешней жизни, потерял возможность оглядываться назад на события, которые предшествовали его воплощению.

Человек вступая теперь в бытие, через особым образом созданное рождение и благодаря этому он стал так глубоко связываться с материальным, что это гасило всякий взгляд на прежние переживания. Иначе человек сохранил бы в себе то, что он пережил в духовном перед своим рождением. Благодаря люциферическому влиянию рождение становилось теперь таким актом, через который человек устанавливал такие интенсивные связи между внешним и внутренним человеком так, что гасло все, что человек мог раньше пережить в духовном мире. Люциферическое влияние отняло у человека воспоминание о предыдущих духовных переживаниях. Так и осталось на все последующие времена человеческого развития. Поэтому человек проходит теперь через рождение с обыкновенным сознанием, которое он может присвоить себе, через рождение так, что он не имеет никакого сознания о том, что происходит между смертью и новым рождением, и на что он уже не может оглянуться. Это происходит благодаря связи с внешней телесностью, и человек не может больше оглядываться на прошлое. И благодаря этому человек принужден в течение всей своей жизни получать свой опыт и переживания только из внешнего мира. Но вы очутились бы на совершенно неправильном пути, если бы вы подумали, что на человека действуют только грубые внешние вещества, которые он принимает в себя. На человека действуют не только средства питания и их силы, по и остальной опыт, который он приобретает, - а также и вещи, которые втекают в него через его чувства. Но благодаря более грубой связи с материей и питательные вещества действуют иначе. Представьте себе, что люциферического влияния вообще не существовало бы: тогда на человека все действовало бы гораздо тоньше, начиная с продуктов питания и до впечатления чувств. Он пронизывая бы все, что он переживает, как взаимодействие с внешним миром, - тем, что он пережил между смертью и новым рождением. Благодаря тому, что человек создал более плотную материальность - он склонен принимать все более плотнее в себе. А иначе он принимал бы более тонкие вещи. Поэтому люциферическое влияние действует так, что человек, благодаря уплотнению материи, притягивает из внешнего мира более плотные вещи, чем это было в ином случае. То плотное, что он притягивает извне, совсем иное, чем менее плотные вещи. Это менее плотное сохранило бы воспоминание о прошлой жизни; оно вызвало бы и ту уверенность, что все пережитое человеком между рождением и смертью простирало бы свои воздействия в нескончаемые времена. Человек знал бы: правда, внешне наступает смерть, но все что совершается, действует дальше. Благодаря тому, что человек должен был принимать нечто более плотное, чего он не должен был бы делать в ином случае, без люциферического влияния, - он создает взаимодействие между его собственной телесной природой и внешним миром уже с самого рождения.

Каковы же последствия этого взаимодействия? Духовный мир погашен уже с рождения. Для того, чтобы человек мог жить в духовном, проснуться в духовной жизни, -должно вновь наступить то. состояние, когда все. входящее в нас извне, вновь сняло бы с человека более плотную материальность. И потому что мы присвоили себе эту более плотную материальность, мы должны теперь, чтобы снова смочь вернуться в духовное, ждать то время, когда внешняя материальная телесность будет снята с нас. То, что проникает в нас, как более плотная материальность, уносит у нас более плотную телесность постепенно, по частям, начиная с нашего рождения. Если бы более плотная телесность не наступила бы, то в нас не вошло бы и то, что должно снять с нас эту телесность. То, что входит в нас тогда, это и есть нечто разрушающее все более и более эту телесность, пока оно совершенно не разрушит ее, и она перестанет существовать. Начиная с нашего рождения, мы принимаем все более плотную материальность, чего не случилось бы без люциферического влияния; мы постепенно уничтожаем нашу телесность, пока она не станет совершенно непригодной с наступлением смерти.

В этом мы видим, что люциферическое влияние является кармической причиной смерти человека. Если бы не было такого рождения, то не было бы и такой смерти для человека. Тогда человек вообще стоял бы перед смертью так. что он имел бы точную перспективу всего грядущего перед глазами.

Смерть - это кармическое следствие рождения, и рождение и смерть связаны между собой. Без рождения, - каким переживает его теперь человек, не было бы и смерти, через которую проходит теперь человек. Я еще раньше сказал, что мы не можем говоришь о Карме у животного в том же смысле, как у человека.

Если бы кто-нибудь сказал, что и у животного рождение и смерть кармически связаны, то он просто не знал бы, что рождение и смерть для человека являются совсем иным, чем для животного. То, что внешне выглядит одинаково, -внутренне совсем не одно и то же. При рождении и смерти дело идет не о внешнем становлении, но о внутреннем переживании, у животного переживает только групповая душа. Смерть животного означает для групповой души приблизительно то же. что вы переживаете, когда при наступлении лета вы обрезаете полосы, которые затем постепенно вырастают заново.

Групповая душа одного вида животных ощущает умирание животного, как отмирание какого-нибудь члена, который постепенно заменяется вновь. Следовательно, групповая душа есть то, что мы можем сравнить с человеческим Я. Она не знает рождения и смерти. Групповая душа взирает постоянно на то, что предшествует рождению, и на то, что последует за смертью. И говорить о рождении и смерти у животного так же как у человека -совершенная бессмыслица, потому что предшествующие причины - совершенно иные. И тот, кто думает, что являющееся внешне одинаковы - вызывается и внутренне такими же причинами, - просто отрицает внутреннюю действенность духа. Одинаковости внешних событий никогда не указывает точно на одинаковые причины. Человек может родиться совершенно до другой причине, а животное - совсем по иной; так же и умирает человек совсем по иной причине, чем животное. Мы охарактеризовали сейчас немного эту разницу.

Кто подумал бы немного, как внешние вещи изживаются без того, чтобы во внутреннем переживалось бы хоть самое отдаленное сходство с ними, тот пришел бы уже и методологически к тому, что это происходит именно так. Вы можете даже очень простым способом прийти к тому, что внешние отблески чувств не являются доказательством для внутренней жизни. Возьмите двух людей: вы приходите в девять часов в одно определенное место и видите там двух людей, стоящих рядом. В три часа вы вновь идете к данному месту, после того, как в этот промежуток времени вы там не были: и вот эти же два человека стоят опять вместе на этом же месте. Теперь вы могли заключить: А. стоит там опять на том же месте. В. стоит все еще на том же месте, где уже стоял в 9 часов. То, что является здесь вашим глазом - это внешний обман. Но узнайте, что делали эти люди в этот промежуток времени; и тогда вы, может быть, найдете, что один стоял там тихо на месте, а другой -ходил между тем очень далеко и устал. Здесь откроются вам тогда совсем другие события. И как глупо было бы сказать, когда оба человека в 3 часа вновь стояли на том же месте, что у них внутри произошло одно и то же; также глупо, при виде двух одинаковых по форме кле­ток, сделать вывод, исходя из их одинаковой структуры, что они имеют внутренне одинаковое значение. Дело идет о том. чтобы знать весь ход событий, приведший одну клетку в определенное место. Поэтому современная физиология клеток, которая исходит из исследования внутренней структуры клеток, находится на пути заблуждения в очень широких масштабах. Никогда не может быть то, что открывается внешним обманчивым чувствам, быть решающим для внутренней сущности вещи. Это все нужно продумать, если хотят понять такие вещи, которые открываются из оккультных наблюдений, как например, что рождение и смерть - нечто совсем другое у человека, чем у млекопитающего животного или у птицы. Изучать эти вещи станет возможным только тогда, когда люди хоть немного придут к тому, что хочет сказать духовное исследование. И пока не этому к придут, - внешняя наука, которая, остановилось на обмане чувств и на том, чем должны быть внешние факты,- откроет правда прекрасные факты; но все, что люди могут выдумать при таких предпосылках о таких фактах, будет вовсе не решающим для настоящей действительности. И поэтому все, что является сегодня теоретической наукой, - это фантастическое образование, возникшее благодаря тому, что внешние факты комбинируются в связи с внешним обманом. В некоторых областях внешние факты просто стремятся к пра­вильной интерпретации, но благодаря сегодняшним мнениям, это не удается. Итак, сегодня мы дали двум нейтральным областям на поле кармической закономерности воздействовать на нас, и вы увидите, что они станут для нас основой для следующих рассмотрений. Мы усвоили, как женская организация является кармическим следствием мужских переживаний, - и мужская организация - кармическим следствием - женских переживаний; и мы усвоили, наконец, что смерть есть кармическое следствие рождения в человеческой жизни. А это все если попытаться понять его постепенно, - явится тем, что может ввести нас глубоко в кармическую связь.

 








Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 335. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия